Глава 2
|
грузинов | 101 000 душ, |
армян | 56 000 [11], |
татар | 41 200, |
осетинцев | 15 400, |
пшавов | 2040, |
тушей | 2400, |
хевсуров | 1510, |
греков | 1810, |
немцев | 1040, |
евреев | 500. |
В работе XIII в. делается попытка объяснить возникновение названия "Грузия", "грузин": "В истории иверийских царей относительно их говорится, что Торгом(ос) пришел в Араратскую область с восемью сыновьями своими, из которых трое, а именно - Хайос, Картлос и Кокасос, ознаменовав себя подвигами, завладели странами, которые они назвали своими именами: Хайк, Картль и Кокось, они господствовали [над странами], начиная от Понтийского моря (Черного моря. - Сост.) до моря Каспийского до времени Михрана и внука его, Арбока, который привел себе жену парфянку из Партава, по имени Саак-духт. Будучи бесплодна, она уверовала во Христа, который даровал ей сына Вахтанга, прозванного Гург-асланом, потому что он носил на шлеме своем изображение волка и льва. Он имел в супружестве дочь императора Льва и от него происходят цари до Тевмоса, которого ослепил Абас. После него Баграт, сын Гургена, сына Ашота Милостивого, царствовал над Абхазами. Это по рассказу иерея Мхитара" [13].
И совсем уж абсурдным выглядит сообщение Мхитара Айраванеци [14], о котором подробнее будет сказано ниже, что абхазы - это те же грузины, только с черточками на ладонях.
Церковная историография, сообщая о Грузии в начале ХIХ в., говорит: "Речь идет о Грузии, которая 215 лет перед этим "предавшаяся в покровительство Российских монархов". "Грузины в летописях своих доныне все свои земли вообще называют также Ивериею и разделяют на верхнюю и нижнюю. Под именем первой разумеют собственно так называемую Грузию, или нынешнюю Карталинию и Кахетию с частью области Саатабаго и Ахалциха. Европейские географы называют всю сию страну вообще Георгиею, россияне - Грузиею, турки и персиане - Гюрджистаном, а сами грузины именуют себя по провинциям Картвелями, Кахетами и проч., по именам Князей.
Некоторые, да и многие из грузинов думают, что Георгианами они названы от того, что у них более других святых почитается память Св. Георгия Победоносца. Изображением сего святого составляют древний государственный герб их. Но есть сомнение, так как Помпоний Мела и Плиний упоминают о некоторых в сих странах обитавших уже народах "Георгах", прежде нежели еще "Грузины" обратились в христианство, да и прежде еще века Св. Георгия и верить такому толкованию может только закавказская критика. Если бы в действительности это было так, то Византия первая чеславила бы их" [15].
"С другой стороны, сами грузины никогда не называют себя "Георгианами". Российское "Грузия" конечно испорчено от турецкого "Гюрджи". Впрочем надобно заметить, что в старинных Дипломатических актах Российских под именем Грузии особенно разумевалась Кахетия. Иверы - предки нынешних грузинов" [16].
Таким образом, еще раз подтверждается, что наименование "Грузия" является неофициальным синонимом только незначительной части Закавказья, состоявшей на конец XVIII в. только из Карталинии и, возможно, Кахетии, а предками "грузин" являются иверы, этнос, возникший в I в.
Другое объяснение возникновению термина "грузины - георгиане" дает П. Иосселиан. "Георгия": 1) по-гречески - страна земледельцев; 2) наименование идет, как упоминалось ранее, от св. Георгия; 3) от царствования Георгиев - Гургена, во времена императора Юстиниана (по Прокопию), но эта догадка слабая, так как первый Георгий взошел на трон только в ХI в., а Гурген - не Георгий!
Кроме того, грузин "джурджуанами", а страну "Джурджистаном" именуют арабы и хазары. Академик Френ полагает, что это произошло от неверного чтения в истории Абуль-Фараджа места, где арабское имя "Джурджи" принято было вместо "Хазар".
Еврейские раввины производили имя Джорджиан от библейских Гергесеев, которые будто бы пришли в Джорджианию. Также есть мнение, что название Гурджистан и Куржи (грузины (?), употребляемые арабами и татарами, взяты от реки Кур или Кор, получившей название от Кира.
Как бы то ни было, видно только, что русские названия Грузии и грузин образовались от арабских Гурджи и Гурджистан [17]. В работе "Историческое обозрение Грузии" А. Головин подтверждает, что "по поступлении Закавказья под державу Российской империи, Карталиния, Эрети и Эгриси стали именоваться "Грузией" [18].
Академик Н. Я. Марр, анализируя возникновение названия "Грузия", говорит: "Грузия (Georgia, Georgie, Georgien) есть искажение мусульманской формы Гурджи или Гурзи. Сами же грузины не пользуются этим наименованием, а называют себя Картвелами, страну - Картли или Сакартвело" [19].
У Марсова на этот счет имеется своя концепция: "Название "грузины" происходит от Георгис, так как в древние времена они занимались исключительно земледелием, ибо это греческое слово в переводе означает "земледелие". Гораздо вероятней, что согласно Византийским сказаниям это название происходит от царя Георгия, который царствовал в Абхазии в ХI в. (sic!) около 1147 г. От него "Гюрджи" или "Георгияне" и от этого времени, по всем вероятностям, должно начинаться политическое существование грузинского народа" [20].
Анализируя по средневековым летописным материалам языки народов этого региона, можно заметить, что язык гюрджей, именуемый грузинским, получает распространение в Закавказье с XV в., хотя в тот период, как уже говорилось, не существовали ни государство, ни народность с таким названием.
"Затем [я посетил] страну, именуемую Курдистан, со столицей Бистан. Далее - Королевство Грузии (?), жители которой исповедуют греческую веру, говорят на особом языке и весьма храбры. Есть еще страна Абхазия с главным городом Сухум. Есть также небольшая страна Мингрелия со столицей Батум. Кстати замечу, на каких именно языках служат Богу по греческому вероисповеданию: первый язык греческий. Второй язык русский, по-турецки Урус, третий - болгарский, у язычников - булгар, четвертый венедский, у язычников арнаут; пятый - валахский, у язычников - ифлак, шестой - ясский, у язычников - ас, седьмой - готский, у язычников - тат; восьмой - зихский, у язычников - черкес; девятый - абхазский, у язычников - апкас; десятый грузинский, у язычников гюрджи; одиннадцатый - менгрельский, у язычников он обозначен этим же названием" [21].
Имеются ссылки более позднего времени, в которых название "грузины" отождествляется с этнонимом "иверцы": "Облеченный большими правами и достоинством Синан-паша 25 апреля 1580 г. перешел из Константинополя в Анатолию со своим войском. Он достиг до границ Грузии (?), но там ничего примечательного не сделал, так как беспорядок царил в его войсках. Бойцов мучали чума, голод и зимние морозы. Для обуздания независимости грузинских иверийцев в Батуми и Сухуми он поставил собственных бегларбегов и дефтердаров" [22].
Историки XIХ в. определяют наименование "Грузия" более широко и относят к ней три народа: колхов (лазов), картвелов и алванцев, проживавших, соответственно, в провинциях Карталиния, Кахетия, Мегрелия, Имеретия, Гурия, Ахалцих, хотя скрупулезные исследования русских военных и топографов не подтверждают этого факта. Приводим выдержку из работы исследователя этого региона, описывающую существующие на начало ХIХ в. государственные структуры:
"На Кавказских горах живут различные поселенцы, отличающиеся друг от друга касательно одного языка, которым они говорят, но все почти сходствующие в образе жизни, вероисповедании и обычаях...
а) Ахалцих
б) Гурвел (Гурия. - Сост.) на Черном море
в) Имеретия
г) Мигрелия
д) Провинции Карталиния и Кахетия...
Грузия (?) во всем ее протяжении лежит от Кавказа на юг. Ее границы: на севере - Кавказ (Кавказский хребет. - Сост), на юге - Армения, на востоке - Дагестан, а на западе - Черное море. Она заключала в себе древнюю Колхиду, Иверию и Алванию.
Иверия простиралась от начала реки Куры, вдоль по обеим ее берегам даже до реки Аракса, и отделялась от Армении горами.
Алвания отделялась от Армении рекою Курою.
Таковыми были пределы трех наций, о которых нам говорит древняя история, упоминаемая о грузинцах" [23].
Из изложенного текста вытекает:
- в начале XIХ в. все княжества и царства региона были самостоятельны и не входили в какой-либо союз, который мог бы носить название "Грузия";
- этот же вывод не дает основания на очерчивание границ некой "Грузии" в пределах, описанных в данной работе, поскольку на данной территории располагались независимые государства.
В перечне государств, представленных как "Грузия", отсутствует Абхазия, в ту пору являвшаяся суверенным государством. Это отмечается и в работе еще одного автора: "Грузия (?) в полном своем объеме распространяется южнее Кавказа, вернее Армении, западнее Дагестана и Восточнее Черного моря. Она состоит из Древней Колхиды, Иберии и Албании" [1].
Резюмируя приведенные выше источники, можно предположить, что дело обстояло следующим образом.
Термин "Грузия" происходит от арабского "гурдж" [25] и от персидского "горг" - волк, в соответствии с арабо-иранским названием "гюрджистан" - страна волков. Персы, неоднократно осуществлявшие набеги в эти края, называли страной волков всю ту территорию, которая находилась выше их северной границы и прилегающих к ней стран как с востока, так и с запада от нынешнего Каспийского моря. Термин "гурзане", "гурджи" изначально был отнесен как ко всем народам Закавказья, так и к народам, обитающим севернее Кавказского хребта, где также в действительности водились волки. Это название не принадлежало какому-либо племени или народу конкретно, а являлось неким обобщенным названием всех обитателей, встречающихся севернее границы цивилизованного в ту пору мира (Персия, арабы, Армения).
Территориально "Гурджистан" относили первоначально к областям, прилегающим к северо-восточным границам Армении, позже - к более северным участкам Закавказья, а затем и ко всему Закавказью, без учета живших там различных в этническом плане племен и народов. На протяжении порядка десяти веков термин "гурджи", а в более поздней русской транскрипции - "грузины", относился то к абхазам, то к иверцам, то ко всем народам Закавказья сразу. Этот термин первоначально не имел привязки в историческом плане ни к конкретному этносу, ни к определенной территории и обозначал только "народ, проживающий в Закавказье", что в то время использовалось аналогично нынешнему понятию "сибиряк", т. е. все те, кто находится за Уралом без разделения на отдельные национальные или этнические образования. Термин "грузины" также не имел определенной этнической принадлежности, а был неким собирательным символом, подобно используемому обычно колонизаторами "туземцы", и адекватным сегодняшнему - "лица кавказской национальности".
Следует также помнить, что термины "Грузия" и "грузины" сами жители Закавказья не использовали, поскольку каждый из них имел свою принадлежность к конкретному племени и народности, а это имело более существенное значение. Но для сторонних исследователей применение, использование данного термина было удобным, поскольку не нужно было разбираться в том множестве народностей, заселяющих Закавказье, проще было называть их одним словом, которое не определяло ничего. В результате "грузинами" оказались не только абхазы, не имеющие с племенами и народами Центрального Закавказья никаких этнических родственных связей, но и такие народы, как месхи, являющиеся совершенно иной антропологической группой народов, или осетины и черкесы. Показательно, что сами абхазы современных грузин называют "гурджами".
Аргументация современных грузинских историков и политиков, пытающихся доказать уникальность современной нации "грузин", рассчитана на невежд, тех обывателей России, Америки и Европы, для которых мир представлен таким образом, что в Африке живут одни негры, а на Кавказе - одни грузины.
В грузинской трактовке истории используется топоним "Сакартвело", предполагается, что это синоним понятия "Грузия". В соответствии со значением этого топонима - это страна картлов. Следовательно, он может распространяться только на Картли и в лучшем случае - на Картлийско-Кахетинское царство. С XII в. это название охватывало уже несколько княжеств на территории Центрального Закавказья, но не прижилось. Свидетельство этому - наличие в период вхождения в состав России отдельных царств и княжеств Закавказья в виде независимых образований. Это были осколки некогда могучего Абхазского царства. Абхазское княжество, отложившееся от Царства абхазов и картвелов в XIII в., являлось самостоятельной и независимой государственной единицей, обладающей собственным суверенитетом.
До тех пор, пока Грузия не претендовала на все пространство Закавказья, использование этого термина не имело существенного значения. В частности, Абхазия, которую древние историки также относили к "Гурджистану", до VIII в. прекрасно существовала самостоятельным независимым государством. Затем, до XI в., это было огромное Абхазское царство, а никак не "Грузия". Позже, до XIV в. это было Царство абхазов и картвелов или Абхазо-Имеретинское царство, а затем, с его распадом, существовали самостоятельные царства и княжества, никоим образом не носившие названия "Грузия".
Резюмируя представленные сведения из летописных источников, можно сделать следующие выводы.
1. Летописные материалы начиная с VI в. сообщают о стране Джурзан, Гурзан, Гюрзан, Курд или Курдж.
2. В ранних работах расположение страны гюрджей отнесено к северной части территории Армении. Еще выше к северу находится страна абхазов.
3. Отмечается, что оба эти государства платят дань правителю Тифлиса для халифов. Следовательно, к середине Х в. территория, прилегающая к Тифлису, не является землей гюрджей.
4. В работах VIII в. земли гюрджей территориально относят к южным предгорьям Кавказского хребта в страну "Абхазов", которая граничит с аланами (последнее и соответствует действительности).
5. Летописи подтверждают, что именно абхазский народ - гюрджи - спустился с гор к окрестностям Тифлиса в 1122 г., изгнал оттуда мусульман и стал там править. Этот факт подтверждается средневековой историей и имеет место быть.
6. В работах начала XV в., составленных, видимо, по более ранним летописным источникам, приводятся сведения, что страна "Грузия" (по написанию составителей) у мусульман называется Курд, у христиан - Курдж (скорее, Гурдж), а столица ее - Тифлис.
7. Во всех рассмотренных летописных источниках после XI в., обработанных переводчиками и составителями в XIX в., наименования "Гурзан", "Гурдж" и производные от них трансформированы и заменены на "Грузия", "грузины".
8. Средневековая история Закавказья подтверждает существование в ту пору в исследуемом регионе Абхазского царства, в которое входили: феодальные княжества Абхазия, Кахети, Эрети, Тао-Кларджети. Упоминания о существовании на конец XI в. государства, царства, княжества, области, племени или рода с названием "Грузия" не имеется.
9. В период между XV и XVII вв., после полного распада Царства абхазов и картвелов, в регионе продолжали существовать независимые царства и княжества: Картли, Кахети, Имерети, Самцхе-Саатабаго, Мегрелия, Гурия и Абхазия. Никакого упоминания о государственной структуре "Грузия" или даже "Гурджистан" не имеется.
10. В исторических описаниях Закавказья смешаны три понятия: джюрзане, обитавшие вне Абхазии; гюрджи, выходцы в ХII в. из Абхазии, и страна Джюрзан, или область Куры, составляющая часть Армении.
11. Анализируя процесс возникновения терминов "Грузия" и "грузины", убеждаемся, что большей частью они являются результатом неверного, а чаще и тенденциозного перевода арабских, греческих, византийских и иных публикаций более поздними переводчиками в ХIХ-ХХ вв. Это привело к тому, что в процессе формирования истории переводчики оказались более важными персонами, чем сами историки.