Глава 2
Абхазы - древнейший этнос с самобытной культурой

2.4. Кто такие "грузины"

Историки Грузии, да и некоторые другие, приступившие в ХVII и более поздних веках к описанию народов и становлению государств этого края постфактум, в своих работах сообщают, что обобщающее название "Грузия", относящееся ко всей территории Закавказья, появляется уже с X в., когда там правили абхазские цари. В публикациях более поздних времен первое сообщение в первоисточниках с упоминанием "грузины" и "Грузия" относится только ко второй половине Х в.: "Река Кура берет свое начало в стране хазранов, в царстве Грузии, и, пересекая территорию абхазов (т. е. Западной Грузии. - Сост.), достигает до приграничного города Тифлиса, разделяя его на две части, она пересекает затем княжество Сиавардинов, которые суть армяне... [1]" Однако, на наш взгляд, к представленному документу, который откорректирован более поздними исследователями, можно предъявить серьезные замечания:

  • посмотрев на карту, нетрудно прокомментировать представленный в оригинале (Сайт Абхазия. Док. № 31) текст: "Река Кура берет свое начало в стране турок (а возможно, народов, населяющих ныне Южную Грузию), в царстве Грузии (???), и, пересекая территорию абхазов (которую современные грузинские составители безосновательно называют Западной Грузией, хотя р. Кура не вторгается вообще на эту территорию), достигает приграничного города Тифлиса... а затем уходит в страну армян". Нетрудно заметить, что переводчики и составители произвели ряд процедур, в корне изменивших суть документа и самое главное в нем - территориальное расположение "Грузии". Ее предумышленно перенесли с областей северной Турции на всю территорию современной Грузии, что является ничем иным, как фальсификацией;
  • предполагаем, что в оригинале документа термин "Грузия" был представлен другим наименованием, скорее это транскрипция (точнее - анахронизм) переводчиков или составителей. Такое мнение подтверждает С. Джикия [2], приводящий сведения о том, что Самцхе-Саатабаго (нынешняя Южная Грузия, район Ахалцихе) еще в ХVI в. называлась Гюрджистаном, а обитавший там народ - гюрджи.

В соответствии с изложенным материалом и приведенными ссылками на работы историков раннего Средневековья будет справедливо сделать следующие выводы

  • первое упоминание в исторической литературе о "грузинах" относится к концу Х в.;
  • к Х в. в Закавказье уже полностью сформировались этнические группы на своих территориях (схема 1, стр. 65);
  • как следует из схемы 1 - для названия "грузины" не просматривается преемственность этносов, как, например: колхи - лазы - мегрелы; иверцы - картлы и др. или: гениохи - абсилы - абазги - абхазы - абазины и т. д.;
  • поскольку в названии "грузины" не имеется преемственности и связи с этносами, населявшими с V в. до н. э. Закавказье, утверждение о том, что грузины - древнейший народ Закавказья, представляет собой миф, не имеющий реальной основы.
  • В то же время в лексиконе многих народов Средневековья фигурируют слова "Грузия" и "грузины", поэтому правомерно задать вопрос: что же в действительности означают эти названия? Обратимся снова к работам древних историков, к летописям.
  • В работе Захария Митиленского [3] (примерно 560 г. н. э.) употребляются слова о Гурзан, земле на территории уже сформировавшейся Армении, но подвластной Персии.

Несколько позже, в Х в., появляется сообщение арабского источника, описывающего некую страну Джурзан (читай: Гурзан), расположенную выше арабских государств, а за ней находится страна абхазов. При этом как абхазы, так и джурзанцы платят дань халифам.

"По ту сторону Джурзан и возле горной цепи Габох расположена страна абхазов с христианским населением... Джурзанцы и абхазцы платят дань правителю Тифлиса для халифов [4]".

Как следует из текста, уже в VI в. было известно о раздельном существовании страны абхазов и страны, населенной народом джурзаны, как их называли персы и другие народы, обитавшие южнее Закавказья.

В работе, относящейся к началу XIII в., дается не только некоторое разъяснение по поводу названия "грузины", но указывается и местоположение их обитания:

"Абхаз - ...название одного из краев на горе Кабки, который граничит с Баб-ал-Абваб. Это труднопроходимые и ухабистые горы. Нет там места для скачки лошадей. Граничит она со страной Ал-Ланов. Населена христианским народом, которого называют грузинами. Здесь собрались они (гурджи. - Сост. ), спустились к окрестностям Тбилиси, изгнали оттуда мусульман, овладели им в 515 г. (1122 г. - Сост. ) и поныне непрерывно правят. Абхаз был укрытием их [гурджов], так что, когда в 621 г. (1228 г. - Сост.) направился к нам шах Хорезма Джалал-ад-дин, напал на них и пытался освободить от них Тбилиси; тогда бежала их царица в Абхаз и не осталось из царского дома никого, кроме нее" [5].

Соответственно тексту, Абхазия - это один из районов Кавказа... и граничит она со страной аланов. Населена грузинами (?), но тут же дано пояснение, что эти абхазы, которые и есть гурджи, и они затем пришли к окрестностям Тифлиса, изгнали оттуда мусульман (1122 г.) и правят там поныне. С приходом же шаха Хорезма, царица Тамара бежала к себе домой в Абхаз. Из этой работы видно, что переводчики вносят серьезные изменения в тексты первоисточников, а именно: в оригинале нет наименования "грузины", дается название "гурджи", что не одно и то же; кроме этого, в описываемый период современный Тбилиси именовался Тифлисом.

В более позднем летописном материале арабских историков также даются сведения о гюрджах: "К востоку от Аркечие, у берегов [Черного] моря, находится, согласно Ибн-Саиду, город абхаз (Мединет ал-абхаз); это есть один из портов гюрджов (грузин. - Транскрипция переводчиков. ), христианского народа. Долгота этого города шестьдесят восемь с половиной градусов, а широта сорок шесть градусов. В "Азизи" сказано, что главный город абхазов (т. е. грузин. - Сост. ) называется Артанудж (ныне в Турции. - Сост.)".

Ибн-Саид продолжает: "К востоку от абхазцев (т. е. грузин. - Сост.), у берегов [Каспийского] моря находится город аланов (Мединет-Алание)" [6].

Таким образом, название "гурджи, гюрджи" однозначно ассоциируется древними историками с этнонимом "абхаз". Правда, грузинские историки-составители и в этой работе не преминули дать в скобках разъяснение, что это обозначает - "грузин".

Еще более тщательно дается разъяснение о значении слова "грузин" в работе Элькалкашканди (начало XV в.): "Государств, где находятся цари христианские, которым пишется от этого (т. е. египетского. - Сост. ) государства всего два. Первое [из них] государство грузинское, [состоящее] из христиан мелкистских, [второе - царство Армянское]. В Таарифе сказано: у мусульман оно (грузинское государство. - Сост.) называется Курд, у христиан - Курдж. [Еще там] сказано: лежит оно между землями Румскими и землею Армянскою; она [Грузия?] страна великая и государство могущественное и как бы отрезана от тех двух стран. В ней власть твердая и пребывает в ней всегда царь. Столица и город Тифлис..." [7].

Из текста видно, что топоним "Курдж", относящийся к Закавказью, имеет прямое отношение к созвучному ему топониму "Гурдж", принадлежащему к тому же региону. Но не трудно заметить и то, что составители практически полностью заменили этот топоним на наименование "Грузия", "грузин", где в скобках, а где и без них. Так ведь удобно, в дальнейшем историки будут использовать только именно последние наименования, не вникая в то, что они обозначают. Произведена подмена понятий, а следовательно, и фальсификация истории.

Наиболее четкое объяснение этого термина дает немецкий историк Карл Кох, описывая этнографическую ситуацию позднего Закавказья: "Мегрелия составляет часть древней Колхиды, - страны, которую восточные жители, особенно персы, называют "Гурджистаном" (западноевропейцы - "Георгиен", а русские - "Грузия")... Сегодняшние Дадиани, являющиеся близкими родственниками абхазских владетелей Шарвашидзе, лишь в прошлом веке получили право на правление. Лазы после Рождества Христова заняли место колхов. Исходя из этого нет сомнения, что лазы и колхи один и тот же народ и, как выше отмечалось, оба принадлежали к большой грузинской (?) семье... На протяжении веков войны происходили только на территории Мегрелии, но не в нынешнем Лазистане" [8].

От имени правителей страны это название также не могло произойти, так как первый князь Георгий явился в Абхазии между 1014 и 1027 гг. Гюрдж, или Георгий, князь абасгов (абхазов), - Георгий II покорил Имеретию, Тифлис и всю низменную Грузию [9]. Но этот народ не может быть старше своего родоначальника и основателя. В то же время племена гурджей - Масуди их называл джюрзие - почему-то не были знакомы византийцам под именем георгиан. Предполагается также, что название "грузины" возникло от имени Гург-аслана, поскольку он носил на своем шлеме изображение волка. Но такое заключение безосновательно, поскольку термин "гурдж" возник до царствования этого правителя. Кроме того, мир знает очень мало случаев присвоения стране, государству имени правителей.

Фактически грузинские летописцы ХIХ в., вероятно, нахватали преданий и царей со всего Кавказа, не справляясь, к какому народу и веку относились лица и события, и включали в свои писания. В их работах смешались три понятия: джюрзане, обитавшие вне Абхазии, гюрджи - выходцы в ХII в. из Абхазии и страна Джюрзан, или область Куры, составляющая часть Армении. Иакут [10] отмечает, что грузины - пришельцы в нынешней Грузии, их там не было до взятия Тифлиса Давидом III и спустя столетие они были там малочисленны. Даже в 1832 г. численный состав населения по всей Грузии был следующим:
грузинов 101 000 душ,
армян 56 000 [11],
татар 41 200,
осетинцев 15 400,
пшавов 2040,
тушей 2400,
хевсуров 1510,
греков 1810,
немцев 1040,
евреев 500.
Всего 224 300 душ [12], т. е. и после 17 столетий пребывания в этом краю грузины не составляли большинства населения, особенно если учесть, что грузинами названы все этносы, обитающие на этой территории, хотя сами себя в ту пору, да и в настоящее время грузинами не считали. Если принять условие, что на ту пору русские называли "грузинами" только картлов и кахетинцев, то их доля в составе населения будет ничтожной.

В работе XIII в. делается попытка объяснить возникновение названия "Грузия", "грузин": "В истории иверийских царей относительно их говорится, что Торгом(ос) пришел в Араратскую область с восемью сыновьями своими, из которых трое, а именно - Хайос, Картлос и Кокасос, ознаменовав себя подвигами, завладели странами, которые они назвали своими именами: Хайк, Картль и Кокось, они господствовали [над странами], начиная от Понтийского моря (Черного моря. - Сост.) до моря Каспийского до времени Михрана и внука его, Арбока, который привел себе жену парфянку из Партава, по имени Саак-духт. Будучи бесплодна, она уверовала во Христа, который даровал ей сына Вахтанга, прозванного Гург-асланом, потому что он носил на шлеме своем изображение волка и льва. Он имел в супружестве дочь императора Льва и от него происходят цари до Тевмоса, которого ослепил Абас. После него Баграт, сын Гургена, сына Ашота Милостивого, царствовал над Абхазами. Это по рассказу иерея Мхитара" [13].

И совсем уж абсурдным выглядит сообщение Мхитара Айраванеци [14], о котором подробнее будет сказано ниже, что абхазы - это те же грузины, только с черточками на ладонях.

Церковная историография, сообщая о Грузии в начале ХIХ в., говорит: "Речь идет о Грузии, которая 215 лет перед этим "предавшаяся в покровительство Российских монархов". "Грузины в летописях своих доныне все свои земли вообще называют также Ивериею и разделяют на верхнюю и нижнюю. Под именем первой разумеют собственно так называемую Грузию, или нынешнюю Карталинию и Кахетию с частью области Саатабаго и Ахалциха. Европейские географы называют всю сию страну вообще Георгиею, россияне - Грузиею, турки и персиане - Гюрджистаном, а сами грузины именуют себя по провинциям Картвелями, Кахетами и проч., по именам Князей.

Некоторые, да и многие из грузинов думают, что Георгианами они названы от того, что у них более других святых почитается память Св. Георгия Победоносца. Изображением сего святого составляют древний государственный герб их. Но есть сомнение, так как Помпоний Мела и Плиний упоминают о некоторых в сих странах обитавших уже народах "Георгах", прежде нежели еще "Грузины" обратились в христианство, да и прежде еще века Св. Георгия и верить такому толкованию может только закавказская критика. Если бы в действительности это было так, то Византия первая чеславила бы их" [15].

"С другой стороны, сами грузины никогда не называют себя "Георгианами". Российское "Грузия" конечно испорчено от турецкого "Гюрджи". Впрочем надобно заметить, что в старинных Дипломатических актах Российских под именем Грузии особенно разумевалась Кахетия. Иверы - предки нынешних грузинов" [16].

Таким образом, еще раз подтверждается, что наименование "Грузия" является неофициальным синонимом только незначительной части Закавказья, состоявшей на конец XVIII в. только из Карталинии и, возможно, Кахетии, а предками "грузин" являются иверы, этнос, возникший в I в.

Другое объяснение возникновению термина "грузины - георгиане" дает П. Иосселиан. "Георгия": 1) по-гречески - страна земледельцев; 2) наименование идет, как упоминалось ранее, от св. Георгия; 3) от царствования Георгиев - Гургена, во времена императора Юстиниана (по Прокопию), но эта догадка слабая, так как первый Георгий взошел на трон только в ХI в., а Гурген - не Георгий!

Кроме того, грузин "джурджуанами", а страну "Джурджистаном" именуют арабы и хазары. Академик Френ полагает, что это произошло от неверного чтения в истории Абуль-Фараджа места, где арабское имя "Джурджи" принято было вместо "Хазар".

Еврейские раввины производили имя Джорджиан от библейских Гергесеев, которые будто бы пришли в Джорджианию. Также есть мнение, что название Гурджистан и Куржи (грузины (?), употребляемые арабами и татарами, взяты от реки Кур или Кор, получившей название от Кира.

Как бы то ни было, видно только, что русские названия Грузии и грузин образовались от арабских Гурджи и Гурджистан [17]. В работе "Историческое обозрение Грузии" А. Головин подтверждает, что "по поступлении Закавказья под державу Российской империи, Карталиния, Эрети и Эгриси стали именоваться "Грузией" [18].

Академик Н. Я. Марр, анализируя возникновение названия "Грузия", говорит: "Грузия (Georgia, Georgie, Georgien) есть искажение мусульманской формы Гурджи или Гурзи. Сами же грузины не пользуются этим наименованием, а называют себя Картвелами, страну - Картли или Сакартвело" [19].

У Марсова на этот счет имеется своя концепция: "Название "грузины" происходит от Георгис, так как в древние времена они занимались исключительно земледелием, ибо это греческое слово в переводе означает "земледелие". Гораздо вероятней, что согласно Византийским сказаниям это название происходит от царя Георгия, который царствовал в Абхазии в ХI в. (sic!) около 1147 г. От него "Гюрджи" или "Георгияне" и от этого времени, по всем вероятностям, должно начинаться политическое существование грузинского народа" [20].

Анализируя по средневековым летописным материалам языки народов этого региона, можно заметить, что язык гюрджей, именуемый грузинским, получает распространение в Закавказье с XV в., хотя в тот период, как уже говорилось, не существовали ни государство, ни народность с таким названием.

"Затем [я посетил] страну, именуемую Курдистан, со столицей Бистан. Далее - Королевство Грузии (?), жители которой исповедуют греческую веру, говорят на особом языке и весьма храбры. Есть еще страна Абхазия с главным городом Сухум. Есть также небольшая страна Мингрелия со столицей Батум. Кстати замечу, на каких именно языках служат Богу по греческому вероисповеданию: первый язык греческий. Второй язык русский, по-турецки Урус, третий - болгарский, у язычников - булгар, четвертый венедский, у язычников арнаут; пятый - валахский, у язычников - ифлак, шестой - ясский, у язычников - ас, седьмой - готский, у язычников - тат; восьмой - зихский, у язычников - черкес; девятый - абхазский, у язычников - апкас; десятый грузинский, у язычников гюрджи; одиннадцатый - менгрельский, у язычников он обозначен этим же названием" [21].

Имеются ссылки более позднего времени, в которых название "грузины" отождествляется с этнонимом "иверцы": "Облеченный большими правами и достоинством Синан-паша 25 апреля 1580 г. перешел из Константинополя в Анатолию со своим войском. Он достиг до границ Грузии (?), но там ничего примечательного не сделал, так как беспорядок царил в его войсках. Бойцов мучали чума, голод и зимние морозы. Для обуздания независимости грузинских иверийцев в Батуми и Сухуми он поставил собственных бегларбегов и дефтердаров" [22].

Историки XIХ в. определяют наименование "Грузия" более широко и относят к ней три народа: колхов (лазов), картвелов и алванцев, проживавших, соответственно, в провинциях Карталиния, Кахетия, Мегрелия, Имеретия, Гурия, Ахалцих, хотя скрупулезные исследования русских военных и топографов не подтверждают этого факта. Приводим выдержку из работы исследователя этого региона, описывающую существующие на начало ХIХ в. государственные структуры:

"На Кавказских горах живут различные поселенцы, отличающиеся друг от друга касательно одного языка, которым они говорят, но все почти сходствующие в образе жизни, вероисповедании и обычаях...
а) Ахалцих
б) Гурвел (Гурия. - Сост.) на Черном море
в) Имеретия
г) Мигрелия
д) Провинции Карталиния и Кахетия...

Грузия (?) во всем ее протяжении лежит от Кавказа на юг. Ее границы: на севере - Кавказ (Кавказский хребет. - Сост), на юге - Армения, на востоке - Дагестан, а на западе - Черное море. Она заключала в себе древнюю Колхиду, Иверию и Алванию.

Иверия простиралась от начала реки Куры, вдоль по обеим ее берегам даже до реки Аракса, и отделялась от Армении горами.

Алвания отделялась от Армении рекою Курою.

Таковыми были пределы трех наций, о которых нам говорит древняя история, упоминаемая о грузинцах" [23].

Из изложенного текста вытекает:

- в начале XIХ в. все княжества и царства региона были самостоятельны и не входили в какой-либо союз, который мог бы носить название "Грузия";

- этот же вывод не дает основания на очерчивание границ некой "Грузии" в пределах, описанных в данной работе, поскольку на данной территории располагались независимые государства.

В перечне государств, представленных как "Грузия", отсутствует Абхазия, в ту пору являвшаяся суверенным государством. Это отмечается и в работе еще одного автора: "Грузия (?) в полном своем объеме распространяется южнее Кавказа, вернее Армении, западнее Дагестана и Восточнее Черного моря. Она состоит из Древней Колхиды, Иберии и Албании" [1].

Резюмируя приведенные выше источники, можно предположить, что дело обстояло следующим образом.

Термин "Грузия" происходит от арабского "гурдж" [25] и от персидского "горг" - волк, в соответствии с арабо-иранским названием "гюрджистан" - страна волков. Персы, неоднократно осуществлявшие набеги в эти края, называли страной волков всю ту территорию, которая находилась выше их северной границы и прилегающих к ней стран как с востока, так и с запада от нынешнего Каспийского моря. Термин "гурзане", "гурджи" изначально был отнесен как ко всем народам Закавказья, так и к народам, обитающим севернее Кавказского хребта, где также в действительности водились волки. Это название не принадлежало какому-либо племени или народу конкретно, а являлось неким обобщенным названием всех обитателей, встречающихся севернее границы цивилизованного в ту пору мира (Персия, арабы, Армения).

Территориально "Гурджистан" относили первоначально к областям, прилегающим к северо-восточным границам Армении, позже - к более северным участкам Закавказья, а затем и ко всему Закавказью, без учета живших там различных в этническом плане племен и народов. На протяжении порядка десяти веков термин "гурджи", а в более поздней русской транскрипции - "грузины", относился то к абхазам, то к иверцам, то ко всем народам Закавказья сразу. Этот термин первоначально не имел привязки в историческом плане ни к конкретному этносу, ни к определенной территории и обозначал только "народ, проживающий в Закавказье", что в то время использовалось аналогично нынешнему понятию "сибиряк", т. е. все те, кто находится за Уралом без разделения на отдельные национальные или этнические образования. Термин "грузины" также не имел определенной этнической принадлежности, а был неким собирательным символом, подобно используемому обычно колонизаторами "туземцы", и адекватным сегодняшнему - "лица кавказской национальности".

Следует также помнить, что термины "Грузия" и "грузины" сами жители Закавказья не использовали, поскольку каждый из них имел свою принадлежность к конкретному племени и народности, а это имело более существенное значение. Но для сторонних исследователей применение, использование данного термина было удобным, поскольку не нужно было разбираться в том множестве народностей, заселяющих Закавказье, проще было называть их одним словом, которое не определяло ничего. В результате "грузинами" оказались не только абхазы, не имеющие с племенами и народами Центрального Закавказья никаких этнических родственных связей, но и такие народы, как месхи, являющиеся совершенно иной антропологической группой народов, или осетины и черкесы. Показательно, что сами абхазы современных грузин называют "гурджами".

Аргументация современных грузинских историков и политиков, пытающихся доказать уникальность современной нации "грузин", рассчитана на невежд, тех обывателей России, Америки и Европы, для которых мир представлен таким образом, что в Африке живут одни негры, а на Кавказе - одни грузины.

В грузинской трактовке истории используется топоним "Сакартвело", предполагается, что это синоним понятия "Грузия". В соответствии со значением этого топонима - это страна картлов. Следовательно, он может распространяться только на Картли и в лучшем случае - на Картлийско-Кахетинское царство. С XII в. это название охватывало уже несколько княжеств на территории Центрального Закавказья, но не прижилось. Свидетельство этому - наличие в период вхождения в состав России отдельных царств и княжеств Закавказья в виде независимых образований. Это были осколки некогда могучего Абхазского царства. Абхазское княжество, отложившееся от Царства абхазов и картвелов в XIII в., являлось самостоятельной и независимой государственной единицей, обладающей собственным суверенитетом.

До тех пор, пока Грузия не претендовала на все пространство Закавказья, использование этого термина не имело существенного значения. В частности, Абхазия, которую древние историки также относили к "Гурджистану", до VIII в. прекрасно существовала самостоятельным независимым государством. Затем, до XI в., это было огромное Абхазское царство, а никак не "Грузия". Позже, до XIV в. это было Царство абхазов и картвелов или Абхазо-Имеретинское царство, а затем, с его распадом, существовали самостоятельные царства и княжества, никоим образом не носившие названия "Грузия".

Резюмируя представленные сведения из летописных источников, можно сделать следующие выводы.

1. Летописные материалы начиная с VI в. сообщают о стране Джурзан, Гурзан, Гюрзан, Курд или Курдж.

2. В ранних работах расположение страны гюрджей отнесено к северной части территории Армении. Еще выше к северу находится страна абхазов.

3. Отмечается, что оба эти государства платят дань правителю Тифлиса для халифов. Следовательно, к середине Х в. территория, прилегающая к Тифлису, не является землей гюрджей.

4. В работах VIII в. земли гюрджей территориально относят к южным предгорьям Кавказского хребта в страну "Абхазов", которая граничит с аланами (последнее и соответствует действительности).

5. Летописи подтверждают, что именно абхазский народ - гюрджи - спустился с гор к окрестностям Тифлиса в 1122 г., изгнал оттуда мусульман и стал там править. Этот факт подтверждается средневековой историей и имеет место быть.

6. В работах начала XV в., составленных, видимо, по более ранним летописным источникам, приводятся сведения, что страна "Грузия" (по написанию составителей) у мусульман называется Курд, у христиан - Курдж (скорее, Гурдж), а столица ее - Тифлис.

7. Во всех рассмотренных летописных источниках после XI в., обработанных переводчиками и составителями в XIX в., наименования "Гурзан", "Гурдж" и производные от них трансформированы и заменены на "Грузия", "грузины".

8. Средневековая история Закавказья подтверждает существование в ту пору в исследуемом регионе Абхазского царства, в которое входили: феодальные княжества Абхазия, Кахети, Эрети, Тао-Кларджети. Упоминания о существовании на конец XI в. государства, царства, княжества, области, племени или рода с названием "Грузия" не имеется.

9. В период между XV и XVII вв., после полного распада Царства абхазов и картвелов, в регионе продолжали существовать независимые царства и княжества: Картли, Кахети, Имерети, Самцхе-Саатабаго, Мегрелия, Гурия и Абхазия. Никакого упоминания о государственной структуре "Грузия" или даже "Гурджистан" не имеется.

10. В исторических описаниях Закавказья смешаны три понятия: джюрзане, обитавшие вне Абхазии; гюрджи, выходцы в ХII в. из Абхазии, и страна Джюрзан, или область Куры, составляющая часть Армении.

11. Анализируя процесс возникновения терминов "Грузия" и "грузины", убеждаемся, что большей частью они являются результатом неверного, а чаще и тенденциозного перевода арабских, греческих, византийских и иных публикаций более поздними переводчиками в ХIХ-ХХ вв. Это привело к тому, что в процессе формирования истории переводчики оказались более важными персонами, чем сами историки.


[1] Al Mas'oudi. Les prairies d'or / Texte et traduction par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. En 9 t. P., 1861-1917. Liv. 1. P. 1-3, 42-43, 58-59, 65, 67-68, 75.
[2] См.: Джикия С. С. Пространственный реестр Вилаиэта Гюрджистан: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тбилиси, 1956.
[3] Пигулевская Н. В. Сирийский источник VI в. о народах Кавказа // ВДИ. 1939. № 1(6). С. 114.
[4] Догсон С. Народы Кавказа и страны, расположенные севернее Черного и Каспийского морей в Х веке, или Путешествие Абу Ал-Касима. Париж, 1828. С. 15-16 (на фр. яз.). (Сайт Абхазия. Док. № 29.)
[5] Ibn Ald Allah al-Hamawi. Dictionaire geographi historique et litteraire de la Perse et des contrees adjacentes. Amsterdam, 1970; Сведения Иакута о Грузии и Кавказе / Арабский текст с грузинским переводом и введением издала Э. Т. Сихарулидзе. Тбилиси, 1964. Вып. 1. С. 1. (Сайт Абхазия. Док. № 57.)
[6] География Абуль-феды / Пер. с арабского на французский, примечания и объяснения господина Рено. Париж, 1848. Т. II. Ч. 1. С. 38, 40, 41, 286, 287. (Сайт Абхазия. Док. № 65.)
[7] Тизенгаузен В. Заметки Элькалкашканди о грузинах // Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. 1886. Т. 1. Вып. III. С. 210-214. Отдельный оттиск.
[8] Сведения К. Коха и Э. Спенсера о Грузии и Кавказе / Перевела с немецкого на грузинский язык, снабдила введением и комментариями Л. Г. Мамацашвили. 1981. С. 170-172, 185. (Сайт Абхазия. Док. № 145.)
[9] См.: Сенковский. Указ. соч.
[10] См.: Сведения Иакута о Грузии и Кавказе.
[11] Подробнее об истории расселения армян в Абхазии см.: Чумалов М. Ю. Этнокультурное развитие армян в Абхазии (к проблеме стабильности этнодисперсной группы) // Малые и дисперсные этнические группы в Европейской части СССР: география расселения и культурные традиции. М., 1985. С. 106-119.
[12] См.: Сенковский. Указ. соч.
[13] Всеобщая история Вардана Великого / С примечанием и приложениями Н. Эмина. М., 1861. С. 115-116.
[14] См.: Мхитар Айраванеци. Хронографическая история / Пер. с древнеармян., предисл., прим. и указ. Л. С. Давлианидзе-Татишвили. Тбилиси, 1990. С. 74 (на груз. яз.). (Сайт Абхазия. Док. № 59.)
[15] Сенковский. Указ. соч.
[16] См.: Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии. СПб., 1802. С. 24-36.
[17] См.: Иосселиан П. Указ. соч.
[18] Головин А. Указ. соч. С. 2.
[19] Марр Н. Я. Указ. соч. С. 18.
[20] См.: Марсов А. Указ. соч.
[21] Шильтбергер И. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 г. по 1427 г. / Пер. со старонем. Ф. К. Бруна; Изд. З. Буниятова. Баку, 1984. С. 34, 40, 45, 65.
[22] Табагуа И. М. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1984. Т. 1 (XIII-XVI вв.). С. 113-114 (на груз. яз.). (Сайт Абхазия. Док. № 79.)
[23] Ланген Я. Описание Кавказа с кратким историческим описанием Грузии. СПб., 1805. С. 9-10, 12, 27-28.
[24] Дрешлер Ф. Описание Кавказа с привлечением исторических и статистических данных о Грузии. СПб., 1804 (на фр. яз.). (Сайт Абхазия. Док. № 121.)
[25] Слово "гурдж" отсутствует как в классическом (на котором написан Коран), так и в современном арабском языке. (См.: Арабско-русский словарь. М., 2000.) Если оно и имеет арабские корни, то, возможно, идет от одного из диалектов. Фасмер выводит его от грузинского gurz, от которого произошли тюркское gurdzi и персидское gurji, и указывает, что "Грузия является русск. новообразованием". См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М., 1986. Т. 1. С. 464.


© 2003 Т.М.Шамба, А.Ю.Непрошин
© 2003 Интернет группа "Абхазия - страна души"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Сайт управляется системой uCoz