Глава 4
|
787 | династия Багратидов вторично вступает на грузинский (?) престол. С 780 г. — новое летоисчисление; |
830 | император Феофилакт в Армении; |
885 | Ашот Великий, первый царь Армении из династии Багратидов; |
909 | вторжение аравитян в Армению; |
964 | построение кафедральной церкви Кумурдо в царствование Льва IV, царя Абхазского; |
1003 | Баграт III — первый царь Абхазский и Карталинский; |
1068 | турки-сельджуки овладевают Тифлисом; |
1080 | начало династии Рубенианов в Армении; |
1089 | начало царства Грузинского (?) царя Давида III Возобновителя [12] |
1122 | царь Давид III Возобновитель завоевывает Тифлис, бывший долгое время в руках мусульман; |
1139 | грузинский (?) царь Димитрий I опустошает город Ганже (Гянджа); |
1184—1212 | царица Тамара побеждает армян, турок и персиян, покоряет все горские племена; |
1225 | разорение Тифлиса Джелал-Эддином Хорезм-Шахом [13] |
Современные грузинские историки пошли дальше. Хотя их изложение истории в этот период не содержит пересказа баек, преданий и легенд, и они подтверждают приход так называемых грузинских племен из Малой Азии, переместившееся на территорию Центрального Закавказья в середине VIII в. до н. э. царство Диаухи (уничтоженное в войнах с Урарту в VIII в. до н. э.), а в Западном Закавказье — царство Кулха, которое позже было разгромлено киммерийцами (колхи как бы являются его преемником), описание периода возникновения этносов и племен на территории Закавказья представляет собой те же байки. Взять хотя бы следующее утверждение: "После возникновения и усиления Картлийского царства, Колхида попадает под его влияние" [14]. Автор в своем утверждении ссылается на труд Г. А. Меликишвили, известного авторитета в этой области. И тем не менее, мы вынуждены не согласиться с таким утверждением, поскольку в анналах истории этноним "картлы" упоминается только с начала VIII в. н. э., в то время как упоминание об этнониме "колхи" относится к началу V в. до н. э., а их наличие в данном регионе может быть отнесено, возможно, и на более ранний период. Конечно, важно вовремя присвоить себе историю другого государства, другой нации. Но факт остается фактом: картлы как этнос возникли позже колхов, а колхи пришли в Колхиду позже племен абхазов, которых колхи оттеснили к северу. Описывая античный период, историки Грузии сообщают, что в I в. до н. э. на Колхиду наступали с Северного Кавказа племена горцев в район городов Диоскурии и Трапезунда, при этом внедряется в подсознание, что в Причерноморском Закавказье до этого жили колхи, преемники картлов, а абхазы и есть то племя, которое спустилось с гор Кавказа. Правда, период спуска их с гор у разных авторов варьируется от I тысячелетия до н. э. до утверждения, что это произошло 200 лет назад.
Дальше следует заявление, что самым крупным государственным образованием в Колхиде во II в. до н. э. была Лазика, образованная в результате слияния мегрелов и лазов. Опять нестыковка. Этноним "лазы", как и их государство, возникли только в начале I в. н. э., в то время как топоним "Колхида" как государство продолжал существовать до XVI в., а этноним "колхи" используется и поныне, в то время как Лазика как государство исчезла уже в ХIII в. То же относится и к государству Эгриси, как называют Лазику современные грузины, о котором, кроме грузин, никому не было известно. Мегрелы вообще были не при чем, поскольку их упоминание в исторических документах (а не публикациях современных авторов!) относится только к IX в. н. э. Таким образом, производится искажение как исторических фактов, так и времен, к которым эти или иные факты имеют отношение.
Из дальнейшего повествования выясняем, что государство картлов, возникшее в IV в. до н. э., в III в. до н. э. становится Иверией, затем попадает под владычество римлян и избавляется от него во II в. н. э., а после этого до VII в. грузины ведут борьбу за свою свободу и независимость. Мы уже говорили по поводу "грузин", останавливаться на этом не будем. Но что касается этого периода, глядя в "Хроники", видно, что практически весь этот период Закавказье и, соответственно, Картли (не фиксируемая на указанной территории до VIII в.) и другие княжества и царства Центрального Закавказья находились под властью персов, армян, римлян и арабов, и говорить что-либо о существовании их как самостоятельных и независимых не приходится.
Сургуладзе приводит сведения, что во второй половине V в. Вахтанг Гургуслан основал Тбилиси. (Вероятно, не Тбилиси, а Тифлис, и тогда непонятно, какое отношение к этому событию имеют персы, основавшие на 100 лет раньше, в 379 г., крепость и город Тифлис [15]).
В Закавказье между VI—IХ вв. возникают феодальные княжества: в Восточной Грузии (?) — Картли, Тао-Кларджети, Кахетинское и Абхазское. По поводу Картли мы уже говорили, а что касается Абхазии, то налицо искажение исторической действительности, поскольку в истории современной Грузии полностью отсутствуют до IX—ХI вв. упоминания об абхазах и замалчивается об Абхазском царстве, которое с IX и до ХIII в. включало в себя как Картли, так и все другие княжества Закавказья, и что феодальное Абхазское государство существовало уже в VII в. Ох как не хочется помнить об этом современным правителям Грузии! По меткому выражению Сенковского: "Фактически грузинские летописцы XIX в., вероятно, нахватали преданий и царей со всего Кавказа, не справляясь, к какому народу и веку принадлежат лица и события, и вносили в свои писания" [16].
Историки современной Грузии считают, что со времен Давида IV Строителя (1073—1125 гг.) начинается новый этап в истории государственного устройства Грузии. При этом непонятно из их изложения, что же было в период старого этапа, поскольку он в грузинской истории выпущен (Абхазское царство). Многие авторы с легкостью перечисляют царей, правивших в крае, в том числе и абхазских, называя их грузинскими, перенося это наименование на периоды за много веков до его появления (у профессиональных историков это называется "анахронизм"), правда, подтверждая, что царями были представители Ассирии, Армении и Персии, как, например: "Персидский царь Ковард, говорит Прокопий, начал принуждать Иверов, т. е. Грузинов, к принятию персидской религии" [17]. Это один из наглядных примеров подтасовки действительности.
А фактически дело обстояло следующим образом. По данным А. Головина, серьезно занимавшегося этим вопросом, царь Баграт IV, сын Георгия, правивший Абхазским царством в 1027—1072 гг., именовался "царем Абхазским и Карталинским"; Давид II, сын Георгия II, Возобновитель, правивший в 1109—1125 гг., именовался "Царем Карталинским и Абхазским"; Русудан, дочь Тамары (1223—1247 гг.) жила в Кутаисе и Абхазии, как и ее сын Давид IX Нарын. А вот Дмитрий, сын Давида V (1270—1280 гг.) и последующие цари (Вахтанг II и проч.) именовались уже царями Карталинскими [18].
Итак, в 1239 г. Абхазское царство раскололось, нашествие монголо-татар ускорило этот процесс. К началу 1240 г. монголы завоевали Азербайджан и восточную часть объединенного царства, к 1243 г. ими была захвачена вся Армения. С этого времени данные территории заселялись кочевниками, платили дань монголам, поставляли воинов в их армию, рабов — на невольничьи рынки. Такое положение существовало фактически до конца XIV в. Но еще в 1323 г. эриставства Мегрельское, Гурийское, Сванетское и Абхазское объявили себя независимыми. К 1469 г. Картвельское царство полностью распалось на три независимых царства: Карталинское, Кахетинское и Имеретинское и на независимое атабекство Ахалцихское, между которыми шли постоянные войны. Абхазия в этот период оставалась самостоятельным независимым государством.
Все два века господства кочевников в Закавказье Абхазия лишь формально входила в состав объединенного царства, ибо она избежала нашествия монгольских ханов, сохранила свою независимость и самостоятельность в управлении собственной территорией. Как и прежде, она представляла собой четко выраженное автономное политическое образование.
Итак, в течение четырех с половиной столетий (X — середина XIV вв.) Абхазия входила в объединенное царство (в последнее время существовавшее чисто формально), которое в одних современных источниках называют грузинским, в других — абхазским. Чаще фигурирует название "Царство абхазов и картвелов". Первое название вообще неверное, а последнее неточное, поскольку это государственное образование являлось преемником Абхазского царства и Абхазия была в нем сильнейшим субъектом. Правили в нем цари тао-кларджетской династии, и культурный, экономический, политический центр постепенно смещался в восточные территории, к Тифлису. В это время оно подчинило себе значительную часть армянских земель, территории Северного Азербайджана, некоторые горские племена Северного Кавказа.
Рассмотрение этого периода абхазской истории показывает, что свое государство абхазы создали самостоятельно на своей исконной земле и на протяжении двух веков абхазское государство было сильнейшим среди соседей. Подчеркнем для сравнения, что Киевская Русь возникла в IX в., Польское государство — в Х в., а Английское королевство — в XI в. Абхазская государственность старше этих участвующих в мировой политике государств. Наконец, именно абхазское государство в огромной степени способствовало образованию объединенного Царства абхазов и картвелов. Конечно, завоевательная политика абхазских царей в конечном итоге привела к тому, что Абхазское царство, занимавшие территорию практически всей современной Грузии, распалось (подобно Римской империи) на отдельные княжества [19].
Описывая сегодня величие существовавшего ранее государства, переводчики и исследователи забывают сказать, что имя ему было не "Грузия", а "Абхазское царство". Также подтверждается, что уже в начале ХVI в. на территории ранее существовавшего Абхазского царства не было какого-либо единого государства, тем более называемого "Грузией".
Как объясняли более поздние историки: "Грузия обыкновенно называлась Картли, которая в 1469 году, существовавшая как объединенное царство, окончательно распалась на три царства (Кахетинское, Картлийское, Имеретинское) и пять независимых княжеств или эриставств, кои суть: Ахалцих, называемый Самцхе-Сатабаго, Гурию, Мингрелию, Сванетию, Апхазию" [20]. С этого момента каждое из этих государственных образований являлось независимым и управлялось своими князьями. Все они удержали свою самостоятельность до XIX в. [21]
С распадом Абхазо-Картвельского или Абхазо-Имеретинского царства зарождается идея объединения картлских племен, которую озвучил царь Вахтанг IV (1703—1724 гг.), дополнивший и отредактировавший летописный сборник "Картлис Цховреба", созданный на основе исторических материалов Абхазского царства. И с этого момента начались исторические ошибки. Старания грузинских патриотов иметь свою историю, освобожденную от нежелательных им исторических фактов, привели к тому, что большинство событий абхазской истории получило тенденциозное освещение, в результате чего исторический облик многовекового Абхазского государства был искажен. Свою лепту внесли российские ученые. Академик Н. Я. Марр еще в 1912 г. сказал: "В Абхазии, в широком смысле этого слова, возродилось новое Грузинское государство" и "История Абхазов есть начало истории Грузии" [22].
Искажением терминов и названий царств и княжеств Закавказья порой страдают и абхазские исследователи, да и не только они. Работа абхазского историка Г. А. Амичба грешит не менее важными ошибками, характерными для историков как Грузии, так и Абхазии. Приводя цитаты из публикаций, описывающих события VI—XVI вв., автор дает их в двух вариантах — в кавычках и без оных. И там, где имеют место кавычки, отсутствует упоминание о "Грузии" как таковой (что является действительным историческим фактом), говорится только о Картли, Колхиде, Кахетии и т. д., но там, где кавычки отсутствуют, неизвестно почему появляются термины "Грузия", "грузины", и они представлены не только как аналог Сакартвело (Картло-Кахетия), но и переносятся на существовавшее до того самостоятельное государство Колхиду или Лазику, а позже на такие же независимые государства — Мегрелию, Сванетию, Гурию, Имеретию, а также Абхазию. Процедура непозволительная для настоящих историков. Такие работы наглядно показывают путь искажения истории, выполняемого вольно или невольно [23]. Эти же ошибки свойственны не только начинающим абхазским историкам, например И. Дамения, которая пишет: "Лишь с ХI в. в исторических источниках впервые появляется термин "Сакартвело", обозначающий единую Грузию (?). К этому же времени консолидируется и грузинская (?) народность" [24], но и маститым историкам, как, например, Станислав Лакоба, представляющий Центральное Закавкавказье VIII и последующих веков как Грузию [25]. Факты вольного обращения с исторической действительностью недопустимые [26].
Около 1325 г. Багратиды, правившие в объединенном царстве, фактически признали абхазский род Чачба—Шарвашидзе правящей семьей Абхазии, а в 1462 г. представитель этого рода был утвержден князем Абхазии. Из рассказа о жизни иверийских царей видно, что "во время царствования царицы Тамар Абхазией правил Догато Шарвашидзе; потомки его, жившие в ХVI—ХVII вв., три брата Шарвашидзе, а именно: Ростом, Джикешия и Квапу — сыновья Зегнака разделились. Старший Ростом овладел первой землей Абхазии, расположенной от Бзыби до реки Кодора; среднему брату Джикешия достались владения от реки Кодора до реки Галидзга, которая на абхазском языке и сегодня называется Абжуа, то есть средняя страна или деревня; а младшему же Квапу — от реки Галидзга до реки Енгури. Эта последняя часть, благодаря смутному времени, стала более безлюдной, и поэтому Квапу перевел из Бзыби, то есть из владения старшего брата, несколько фамилий князей и азнауров, а именно: Анчабадзе, Эмухвари, Иналишвили, Маргания, Званбая, Лакербая и Акиртава, между которыми разделил эти земли, а для себя оставил села: Бедия, Пахулани, Борбало (современное село Коки). Умер Квапу, оставив после себя сына Мурзакан, обустроившего этот край и назвавшего его Самурзакано по имени Мурзакана и правил в нем.
После Мурзакани правили сын его Хутуния, сыновья Хутуния — Леон и Соломон. Старший из них Леон стал правителем Самурзакано, Леон и Соломон поделили казенные деревни. Старшему Леону досталось село Бедия, которым до сих пор владеют сыновья его, а Соломону досталось Борбало (Коки). Село Пахулани осталось не поделенным в распоряжении старшего брата Леона, как летняя [резиденция] правителей Самурзакано. От Соломона идут шесть сыновей: Манучар, последний правитель Самурзакано, Бежан, Сорех и другие" [27].
В ХII—ХIII вв. резиденцией абхазских владетельных князей Чачба—Шарвашидзе служил Цхум — Сухум. Этот род правил Абхазией до середины XIX в. Постепенно князья Чачба добиваются полной политической, экономической и церковной независимости от объединенного царства. Она была достигнута в напряженной борьбе народа с мегрельскими и имеретинскими правителями.
"Абхазское княжество" — так официально называли Абхазию на протяжении XVI — середины XIX вв. Внутри данного периода вся история наполнена борьбой народа и правящих князей за сохранение независимости, а когда обеспечить такой статус было невозможно, отстаивали относительную самостоятельность своего государства. В этой борьбе имеются свои рубежи. XVI в. характеризуется сильным влиянием генуэзских купцов, фактории которых были рассеяны по всему абхазскому побережью. Восстановление широких средиземноморских связей имело не только экономическое, но и политическое, культурное значение. Абхазия имела общение с европейской цивилизацией, в ее столице Сухуми чеканилась национальная монета, в народе распространялась европейская культура. Но в этом же веке нарастало и турецкое присутствие. На рубеже XVI—XVII вв. Абхазия попадает в сильную зависимость от Османской империи [28].
Связи с Европой прервались, XVII—XVIII вв. оказались временем турецкого господства. Это время наращивания политических связей с Османской империей, правительство которой в целях расширения своего влияния на Кавказе сделало ставку именно на Абхазию, учитывая ее особое положение в регионе. Турецкие гарнизоны стояли в Сухум-Кале и Анакопии, а вдоль побережья плавали турецкие галеры. Сопротивляясь захватчикам, абхазское население много раз поднимало восстания, которые жестоко подавлялись. Часть абхазов приняла ислам суннитского толка [29].
Даже в этих условиях абхазские князья сохраняли определенную самостоятельность в управлении страной. В отличие от Аджарии, которая вошла административно в состав Османской империи, Абхазия остается автономным (вассальным) государством.
В конце XVIII в. Абхазское княжество возглавил Келешбей Шарвашидзе, 25-тысячное войско которого и 600 военных галер, крейсировавших вдоль побережья, держали в постоянном страхе жителей от Батума до Геленджика. В противоборстве между Турцией и Россией на черноморско-кавказском пространстве он четко ориентировал Абхазию на Россию. Как и некоторые другие кавказские государства, Абхазия объективно тяготела к России, могущество которой нарастало и которая могла стать защитницей от нашествий иранских, турецких и других завоевателей [30].
Подобные устремления отмечаются уже в конце ХV в. Начиная с той поры цари Кахетии непрерывно обращаются к российским властителям с просьбой о покровительстве или о принятии в состав России.
В 1492 г. царь Кахетии Александр I направил в Москву послов, прося о покровительстве, а в послании к Великому князю Московскому Ивану III именует себя "холопом Ивана", которого он называет Великим Царем и т. п. Александр II, царь Кахетии, в 1586 г. обратился к царю Федору Иоанновичу с подобной просьбой, говоря о том, что "один ты Венценосец Православия можешь спасти наши жизни и души", а завершал свое послание словами: "бью тебе челом до лица земли со всем народом: да будем твоими во веки веков". Когда в 1605 г. в столицу Кахетии приехали послы от царя Федора Борисовича [31], сын царя Александра заявил посланнику Москвы: "Никогда Иверия не бедствовала ужаснее нынешнего; стоим под ножами султана и шаха; оба хотят нашей крови и всего, что имеем, мы отдали себя России, пусть же Россия возьмет нас не словом, а делом".
Кахетинский царь Теймураз I в 1658 г. в речи перед царем Алексеем Михайловичем сообщил о том, что шах Ирана Аббас I захватил его мать и двух малолетних сыновей, молил русского царя принять его народ в подданство и защитить. С подобной просьбой о покровительстве и защите от турецких нашествий в 1564 г. обратился к царю Ивану Грозному царь Имеретии Леван II. С аналогичной просьбой на имя царя Михаила Федоровича в 1638 г. обращался мегрельский владетель Леван Дадиани. Просил о покровительстве и помощи в 1653 г. также имеретинский царь Александр.
Некоторые цари, спасаясь от персидских и турецких поработителей, в разное время бежали в Россию: Арчил II (Имеретинский) — в 1699, Вахтанг VI (Карталинский) — в 1722 и Теймураз II (Кахетинский) — в 1761 г. Они оставались в России до конца дней своих, непрерывно моля русских царей о принятии подвластных им народов в состав России. Понадобилось 300 лет для того, чтобы Россия приняла решение о включении их в состав своего государства [32].
Первой в составе России оказалось Картли-Кахетинское царство, которое в 1783 г. именем Всемогущего Бога заявило о признании "Верховной власти Всероссийских императоров над царями Картлийскими и Кахетинскими". Для понимания некоторых особенностей условий, на которых Картли-Кахетия вошла в состав Российской империи, приводим выдержки из Георгиевского трактата. Всего было подготовлено и подписано два документа. Первым документом является Клятва на верность Российским Императорам и признание их покровительства и верховной власти.
"Образец, по которому его светлость царь карталинский и кахетинский Ираклий Теймуразович учинит клятвенное обещание на верность Ее Императорскому Величеству самодержице всероссийской и на признание покровительства и верховной власти всероссийских императоров над царями карталинскими и кахетинскими.
Аз нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым его Евангелием в том, что хощу и должен Е. И. В. (Ее Императорскому Величеству. — Авт.) всепресветлейшей и державнейшей великой государыне императрице и самодержице всероссийской Екатерине Алексеевне и ее любезнейшему сыну, пресветлейшему государю цесаревичу и великому князю Павлу Петровичу, законному всероссийского императорского престола наследнику, и всем высоким преемникам того престола верным, усердным и доброжелательным быть. Признавая именем моим, наследников и преемников моих и всех моих царств и областей на вечные времена высочайшее покровительство и верховную власть Е. И. В. и ее высоких наследников надо мною и моими преемниками, царями карталинскими и кахетинскими, и вследствие того отвергая всякое надо мною и владениями моими, под каким бы то титулом или предлогом ни было, господствование или власть других государей и держав и отрицаясь от покровительства их, обязываюсь по чистой моей христианской совести неприятелей Российского государства почитать за своих собственных неприятелей, быть послушным и готовым во всяком случае, где на службу Е. И. В. и государства всероссийского потребен буду, и в том во всем не щадить живота своего до последней капли крови. С военными и гражданскими Е. И. В. начальниками и служителями обращаться в искреннем согласии. И ежели какое-либо предосудительное пользе и славе Е. И. В. и ее империи дело или намерение узнаю, тотчас давать знать. Одним словом, так поступать, как по единоверию моему с российскими народами и по обязанности моей в рассуждении покровительства и верховной власти Е. И. В. прилично и должно. В заключение сей моей клятвы целую слова и Крест Спасителя моего. Аминь. Сей образец имеет служить и будущим впредь царям карталинским и кахетинским для учинения клятвенного обещания при вступлении их на царство и при получении подтвердительной грамоты со знаками инвеституры, от российского императорского двора жалуемой.
В достоверие сего нижеподписавшиеся полномочные по силе их полных мочей тот образец подписали и приложили к нему свои печати в Егорьевской крепости июля 24-го дня 1783 г.
На подлинном подписано:
Как следует из прилагаемого текста, обращаясь к Российской императрице Екатерине II с просьбой о покровительстве и признавая ее верховную власть, царь карталинский и кахетинский Ираклий, в соответствии со своими полномочиями этим документом подтверждает свою верность и покорность России и говорит только от имени двух царств: Картли и Кахетии. Следовательно, настоящий документ в соответствии с подписями уполномоченных лиц и скрепленный печатями является юридическим документом и распространяет свою юрисдикцию в пределах изложенного по тексту только на территории двух княжеств — Картли и Кахетии.
В вышеприведенном юридическом документе нет упоминания об иных государственных образованиях (царствах, княжествах и др.), существовавших в ту пору на территории современного Закавказья. Следовательно, юрисдикция его не может быть распространена на государства, не упомянутые в настоящем послании.
Особо следует отметить, что об Абхазии в нем нет ни слова.
Вторым документом является собственно Договор.
"Договор о признании царем карталинским и кахетинским Ираклием II покровительства и верховной власти России (Георгиевский трактат) 24 июля 1783 г.
Во имя Бога Всемогущего Единого в Троице Святой славимого. От давнего времени Всероссийская империя по единоверию с грузинскими (???) народами служила защитой, помощью и убежищем тем народам и светлейшим владетелям их против угнетений, коим они от соседей своих подвержены были. Покровительство всероссийскими самодержцами царям грузинским (???), роду и подданным их даруемое, произвело ту зависимость последних от первых, которая наипаче оказывается из самого российско-императорского титула. Е. И. В., ныне благополучно царствующая, достаточным образом изъявила монаршее свое к сим народам благоволение и великодушный о благе их промысел сильными своими стараниями, приложенными о избавлении их от ига рабства и от поносной дани отроками и отроковицами, которую некоторые из сих народов давать обязаны были, и продолжением своего монаршего призрения ко владетелям оных. В сем самом расположении снисходя на прошения, ко престолу ее принесенные от светлейшего царя карталинского и кахетинского Ираклия Теймуразовича о принятии его со всеми его наследниками и преемниками и со всеми его царствами и областями в монаршее покровительство Ее Величества и ее высоких наследников и преемников, с признанием верховной власти всероссийских императоров над царями карталинскими и кахетинскими, всемилостивейше восхотела постановить и заключить с помянутым светлейшим царем дружественный договор, посредством коего, с одной стороны, его светлость, именем своим и своих преемников признавая верховную власть и покровительство Ее Императорского Величества и высоких ее преемников над владетелями и народами царств Карталинского и Кахетинского и прочих областей, к ним принадлежащих, ознаменил бы торжественными точным образом обязательства свои в рассуждении Всероссийской империи; а с другой, Ее Императорское Величество такожде могла бы ознаменить торжественно, каковые преимущества и выгоды от щедрой и сильной ее десницы даруются помянутым народам и светлейшим их владетелям.
К заключению такого договора Е. И. В. уполномочить изволила светлейшего князя Римской империи Григория Александровича Потемкина, войск своих генерал-аншефа, и проч., и проч... за отсутствием своим избрать и снабдить полною мочью от себя, кого он за благо рассудит, который по тому избрал и уполномочил превосходительного господина от армии Е. И. В. генерал-поручика, войсками в Астраханской губернии командующего, Е. И. В. действительного камергера и орденов российских Св. Александра Невского, военного Великомученика и Победоносца Георгия и голстинского Св. Анны кавалера Павла Потемкина, а его светлость карталинский и кахетинский царь Ираклий Теймуразович избрал и уполномочил с своей стороны их сиятельств своего генерала от левой руки князя Ивана Константиновича Багратиона и его светлости генерал-адъютанта князя Гарсевана Чавчавадзева. Помянутые полномочные, приступив с помощью Божией к делу и разменяв взаимные полномочия, по силе их постановили, заключили и подписали следующие артикулы".
(Мы приводим в данной работе лишь некоторые, наиболее подходящие к рассматриваемой теме, артикулы. — Авт. )
"АРТИКУЛ ПЕРВЫЙ
Его светлость царь карталинский и кахетинский именем своим, наследников и преемников своих торжественно навсегда отрицается от всякого вассальства или под каким бы то титулом ни было, от всякой зависимости от Персии или иной державы и сим объявляет перед лицом всего света, что он не признает над собой и преемниками иного самодержавия, кроме верховной власти и покровительства Ее Императорского Величества и ее высоких наследников и преемников престола всероссийского императорского, обещая тому престолу верность и готовность пособствовать пользе государства во всяком случае, где от него то требовано будет".
Настоящим артикулом царь карталинский и кахетинский присягает на верность российским императорам
"АРТИКУЛ ВТОРОЙ
Ее Императорское Величество, приемля со стороны его светлости толь чистосердечное обещание, равномерно обещает и обнадеживает императорским своим словом за себя и преемников своих, что милость и покровительство их от светлейших царей карталинских и кахетинских никогда отъемлемы не будут. В доказательство чего Ее Величество дает императорское свое ручательство на сохранение целости настоящих владений его светлости царя Ираклия Теймуразовича, предполагая распространить таковое ручательство и на такие владения, кои в течение времени по обстоятельствам приобретены и прочным образом за ним утверждены будут".
А вот Артикул второй представляет для историков и юристов несомненный интерес. Наряду с обещанием покровительства и ручательства на сохранение владений царей Картли и Кахетии, императрица дает обещание царю Ираклию II распространить это ручательство "на те владения, кои в течение времени по обстоятельствам приобретены и прочным образом за ним утверждены будут".
Таким образом, подписан международный правовой документ, в соответствии с которым:
"АРТИКУЛ ОСЬМОЙ
В доказательство особливого монаршего благоволения к его светлости царю и народам его и для вящего соединения с Россией сих единоверных народов, Е. И. В. соизволяет, чтоб католикос или начальствующий архиепископ их состоял местом в числе российских архиереев в осьмой степени, именно после Тобольского, всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Святейшего Синода члена; о управлении же грузинскими церквами (???) и отношении, каковое долженствует быть к Синоду российскому, о том составится особливый артикул.
В достоверие чего нижеподписавшиеся полномочные по силе их 244 полных мочей подписали сии артикулы и приложили к ним свои печати в Георгиевской крепости, июля 24-го дня 1783 г.
На подлинном подписано:
Сепаратные артикулы
"АРТИКУЛ СЕПАРАТНЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ
Е. И. B. обещает в случае войны употребить все возможное старание пособием оружия, а в случае мира настоянием о возвращении земель и мест, издавна к царству Карталинскому и Кахетинскому принадлежавших, кои и останутся во владении царей тамошних на основании трактата о покровительстве и верховной власти всероссийских императоров, над ними заключенного".Настоящий Артикул четвертый является самым опасным и незаконным, поскольку санкционирует неконтролируемую аннексию царям Картли-Кахетии по отношению к своим соседям, что впоследствии и произошло. Как следует из текста Договора, к царству Картли-Кахетии позволено относить все те земли, которые не только завоевывались или покорялись войсками этого царства, но и под юрисдикцию этого Артикула попадали страны-соседи, подвергавшиеся когда-либо набегам со стороны этого царства. Впоследствии, на основании этого Артикула, происходил захват соседних территорий и формирование государства Грузия вокруг Картли-Кахетии. Поскольку Абхазия явилась основателем Абхазского царства, которое позже преобразовалось в объединенное Царство абхазов и картвелов, то даже после полного распада последнего, с точки зрения настоящего Артикула, она рассматривалась как часть царства и, следовательно, на нее распространялась его юрисдикция.
Более того, в соответствии с этим Артикулом в захвате и присвоении чужих земель Российская империя гарантирует оказание помощи, в том числе военной.
В Договоре, этом официальном документе (в предисловии и артикуле восьмом) впервые звучат слова "грузинские народы", "цари грузинские" и "грузинская церковь". В связи с тем, что царь картлийский и кахетинский Ираклий II в своем прошении не упоминает о чем-либо "грузинском", следует рассматривать включение этого наименования в официальный юридический документ, либо как недоразумение, или же это является умышленной со стороны Кабинета императрицы Екатерины II провокацией, имеющей серьезные последствия в дальнейшем.
Термин "грузинский" не появлялся в официальных документах до момента подписания Георгиевского трактата в 1783 г. Более того, сам царь картлийский и кахетинский Ираклий II, обращаясь к Екатерине II, не упоминает ни топоним "Сакартвело", ни название "Грузия". В самом Договоре отсутствует упоминание как о Сакартвело, так и о Грузии. Однако в тексте Договора впервые идет речь о "грузинском народе" и о "грузинской церкви". В этой связи возникает вопрос — что есть в понимании русских дипломатов и правителей "грузинский народ", имеет ли этот термин отношение только к народу Картли и Кахетии, от имени которых в своем прошении выступает Ираклий, относится ли он ко всем царствам и княжествам, входившим в Абхазское царство? Если это так, то на каком основании, поскольку все эти государственные структуры на момент подписания Георгиевского трактата являлись независимыми и суверенными и находились между собой в состоянии конфликтов и войн. Или же этот термин относится ко всем закавказским государствам, включая современный Азербайджан и Армению (цари которой в свое время правили в Грузии), располагавшимся, по определению персов, на территории Гюрджистана — "страны волков"?
По нашему мнению, скорее всего российские дипломаты знали о существовании так называемого Гюрджистана, поскольку на тот период имели контакты с Персией и присвоили это обобщающее имя стран Закавказья изначально народу Картли и Кахетии, а затем распространили его на все народы региона. Поскольку в то время на территории современной Грузии единого цельного государства не существовало и, естественно, не имелось определенного его названия, то позже, в конце XIX в., сформировавшееся единое административное образование — наместничество в составе России, получило от царской канцелярии условное собирательное название "Грузия". В российских же документах топоним "Грузия" был широко применен сразу же после ввода на территорию Закавказья российских воинских частей, с момента присоединения отдельных царств и княжеств к России. Особенно это проявилось тогда, когда были ликвидированы все независимые государства Центрального и Западного Закавказья, вошедшие в начале XIХ в. в состав России и на их месте были организованы те или иные административные структуры. С этого момента российская администрация называет только этот край — Грузией, поскольку Армения и Азербайджан тогда уже определились с собственными наименованиями, и потому выпали из числа стран, обозначенных топонимом "Грузия" (Гюрджистан).
Государственность и суверенитет Картли-Кахетии в составе России были ликвидированы в 1801 г. Другие царства и княжества входили под покровительство России уже после этого. Мегрелия вошла в состав России в 1803 г., ее автономия в составе России была аннулирована в 1857 г.; Гурия вошла в состав России в 1810 г., суверенитет был утрачен в 1828 г.; Имеретинское царство вошло в состав России в 1804 г., упразднено в 1810 г.
Поскольку все перечисленные царства и княжества получали покровительство России и входили в ее состав самостоятельно и независимо друг от друга, это свидетельствует о том, что с момента распада Абхазского царства, а затем и Царства абхазов и картвелов, на территории современной Грузии отсутствовало единое, тем более, независимое государство, которое современные грузинские (и не только грузинские) историки постфактум называют "Грузией". Суверенная Абхазия не имела никакого отношения к перечисленным выше договорам, в которых отсутствует какое-либо упоминание о ней.
Соответственно, княжество Абхазия, которое к началу ХIХ в. являлось независимым суверенным государством, ни в какой мере не относилось к перечисленным выше государствам и, тем более, к фантомному государству "Грузия".
Согласно «Хроникам» Миансарова исторические события в Закавказье в рассматриваемый период представлены следующим образом:
1259 | начало Имеретинского царства, Имеретия отделяется от Карталинии; |
1328 | Георгий I, первый дадиан в Менгрелии; |
1387 | Тамерлан (Темур-Ленг), покорив Персию, овладевает Грузией [33]; |
1394 | Тамерлан разоряет Грузию; |
1403 | шестое нашествие Тамерлана на Грузию; |
1424 | разделение Грузинского (?) царства Александром I между сыновьями его и начало второго Имеретинского царства; |
1478 | разорение Грузии Узун-Хасан Ханом Туркменским; |
1480 | Шах-Якуб поселяет в Грузии татар для надзора за грузинскими царями; |
1484 | Кутаис становится столицей Имеретии; |
1492 | посольство кахетинского царя Александра к русскому царю Иоанну III с мольбой о покровительстве; |
1501 | Измаил-Софи, родоначальник персидских шахов Сефидской династии, покоряет Ширван и Грузию; |
1550 | нашествие Шах-Тахмаспа на Грузию, он разрушил Вардзию; |
1578 | разделение Кавказских владений между турками и персиянами, турки овладевают Тифлисом, основание Поти и Сухум-кале; |
1586 | кахетинский царь Александр II испрашивает покровительства у царя Федора Иоанновича; |
1597 | Шах-Аббас изгоняет турок из Грузии; |
1604 | карталинский князь Георгий объявляет себя данником царя Бориса Федоровича Годунова [34]; |
1616-1617 | опустошение Кахетии Персидским шахом Абасом; |
1619 | посольство кахетинского царя Теймураза I к царю Михаилу Федоровичу с просьбой о защите от персиян, в 1639 г. он признает над собой власть Михаила Федоровича; |
1621 | Георгий III, царь Имеретии, и Мамия II, царь Гурии, испрашивают покровительства у царя Михаила Федоровича; |
1636 | мегрельский дадиан Леван II изъявляет готовность дать присягу царю Михаилу Федоровичу; |
1650 | царь имеретинский Александр присягает на подданство России. Турки овладевают Кутаисом; |
1703 | карталинский князь Вахтанг делается правителем Карталинии. К этому времени относится его Уложение, собрание летописей; |
1724 | взятие Тифлиса турками. Царь Вахтанг VI и 43 грузинских князя и дворян бегут в Россию; Эриставство Рача испрашивает покровительства России; |
1735 | Тифлис, Эривань и Ганжа отдаются Надир-Шаху; |
1736 | Надир-Шах изгоняет турок из Кахетии и Карталинии; |
1752 | Ираклий, царь грузинский, одерживает в Ереване победу над персиянами; |
1774 | 10 июля Кучук-Карнайджийский трактат, по которому Имеретия и Гурия освобождаются от турок; |
1783 | императрица Екатерина II приняла под свою верховную власть и покровительство Ираклия II, царя карталинского и катехинского. |
Как отмечает С. Хотько, в рассматриваемый период только на протяжении 150 лет в период существования Царства абхазов и картвелов Абхазия состояла в тесном союзе с княжествами, располагавшимися на территории современной Грузии, но в ту пору не являющимися ею. Этот факт едва ли следует считать достаточным основанием для притязания Грузии на территорию Абхазии.
Начиная с XIII и до начала XIX в. государственность Абхазии не прерывалась и продолжалась в существовании независимого Абхазского княжества, что подтверждается историческими летописными источниками.