| |
|
История Абхазии с древнейших времен до V века н.э.Примерно 5 тысяч лет назад произошло разделение праабхазских и праадыгских племен и их языков. Некоторые исследователи (О.Джапаридзе, В.Ардзинба, Г.Меликашвили, И.Дьяконов, Ш.Инал-ипа и др.) считают, что уже в 4-3 тысячелетии до н.э. на северо-востоке Малой Азии и на юго-западе Закавказья существовали хеттско(хаттско)–абхазо-адыгские племена как достаточно однородный этнический массив. Уже значительно позднее сюда вклинились картвельские племена. Они оттеснили хаттов на юг, а абхазов с адыгами на северо-запад – на Кубань, западное Закавказье (территории современной Абхазии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, прибрежные районы Краснодарского края до Геленджика-Анапы). Картвельские племена также не были чем-то единым, шел процесс разделения по самым разным признакам – в частности на основании анализа мегрельского языка можно с уверенностью сказать, что мингрельцы или мегрелы отделились от картвелов еще в 8 веке до н.э. Топонимика таких названий как Сочи. Туапсе, Джубга, Аше, Хоста, Мацеста и т.д. прямо указывает на абхазско-адыгские источники происхождения этих названий. Можно проследить такие-же по происхождению названия в приморской части Малой Азии и юго-западного Закавказья. В 1 веке нашей эры на территории современной Абхазии проживали абазги и апсилы. В те времена на Кавказе появлялись и исчезали княжества, царства. Среди таких исчезнувших, растворившихся царств можно назвать абхазские Санигию, Абасгию, Апсилию, мингрельскую Колхиду, Эгриси (кстати названную так по названию манралов-мегрелов-эгров) или Лазику. В это время Лазика была форпостом Рима, позже Византии на Кавказе. В 5 веке Лазика или (как называли иверы) Эгрийское царство расширилась за счет Апсилии и Сванетии. Но уже к началу 6 века от Лазики отделились и Апсилия и Сванетия. В 6 веке на территории современной Абхазии сложились такие образования как Абасгия, Апсилия, Мисиминия и Санигия. По древним преданиям Закавказье посетили пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати - святой Андрей, святой Матфий, святой Варфоломей, святой Иуда Фаддей, называемый Левием, и один от семидесяти святой Фаддей. Святой Андрей Первозванный, считающийся общим апостолом земли Русской, обходя причерноморские земли, проповедал в Абхазии, особенно долго в Севастополисе нынешнем Сухуме). Здесь он похоронил своего спутника святого Симона Кананита. Далее его путь лежал к Азовскому морю. Нынешней же Грузии он коснулся только в западной ее части, что подтверждают и местные летописи, а в Великой Армении и Албании не был вовсе. Святой Матфей проповедовал также в Абхазии. Это видно из свидетельств Дорофея, епископа Тирского (507-522 г.г.), и Никиты Пафлагонянина (ок. 873 г.), которые говорят, что Матфей, причисленный к двенадцати апостолам вместо Иуды, благовествовал, скончался и погребен в первой Эфиопии. Под Эфиопией в данном случае подразумевается территория Колхиды и Абхазии. Это более определенно видно из свидетельств Софрония (ок. 390 г.) и Экумения (X в.), они пишут, что святой Матфий проповедал и погребен в той Эфиопии, где находились реки Апсар и Гисс, находящиеся в Колхиде и Абхазии. Уже в 4 веке в Пицунде была греческая кафедра, основание которой связывают с христианским подвижником Орентием, сосланным в Абхазию, а в 6 веке при византийском императоре Юстиниане I абазги, апсилы и другие народы, населяющие территорию современной Абхазии, приняли христианство. |
© 2000 - 2006 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна. | |