Глава 4
|
Государ-ство |
Число граждан, включенных в списки для голосования |
Число граждан, принявших участие в голосовании |
Число граждан, ответивших "да" |
Число граждан, ответивших "нет" |
Число бюллетеней, признанных недействительными |
Абхазская АССР |
318 317 |
166 544 |
164 231 |
1566 |
747 |
Было принято постановление Верховного Совета Абхазской АССР о правовых гарантиях защиты государственности Абхазии, в котором записано:
"Верховный Совет Абхазской АССР отмечает: в 1989—1990 гг. Верховным Советом Грузинской ССР трижды — в ноябре 1989 г., марте и июне 1990 г. — были приняты решения, направленные, как указывается в них, на восстановление государственности Грузии. В этих решениях признано, что созданная в мае 1918 г. Грузинская Демократическая Республика была ликвидирована в феврале 1921 г. в связи с установлением советской власти в Грузии и вынужденно принятыми на ее базе межгосударственными соглашениями — Союзным договором между Грузинской Советской Социалистической республикой и Российской Советской Федеративной Социалистической республикой от 21 мая 1921 г., Союзным договором о создании Союза Закавказских Советских Социалистических Республик от 12 марта 1922 г. и Договором от 30 декабря 1922 г. о создании Союза Советских Социалистических Республик.
Верховный Совет Абхазской АССР признает неотъемлемым право грузинского народа на восстановление государственности Грузии, существовавшей до февраля 1921 г., т. е. фактический выход ее из СССР, но в решениях Верховного Совета Грузинской ССР обходится молчанием вопрос о судьбе автономий, входящих в республику. В то же время все содержания принятых парламентом Грузии по поводу восстановления прежней государственности решений, в контексте ведущейся всеми общественно политическими формированиями пропаганды, не оставляют сомнений на тот счет, что, в случае выхода Грузии из состава СССР, входящие в нее автономии последуют за нею автоматически, в связи с чем не предусматривается участие представителей Абхазии, Аджарии и Юго-Осетии в переговорах и подписании ими будущего союзного договора об образовании новой федерации".
Затем в постановлении Верховного Совета приводятся аргументы, подтверждающие неправомерность претензий Грузии по отношению к территории и государственности независимой Абхазии, основанные на историческом процессе развития взаимоотношений между этими странами. Далее был принят ряд решений: ”
Связи Советской Грузии и Советской Абхазии возникли в определенной исторической ситуации, и они естественным образом потеряли свою силу вместе с исчезновением с исторической арены Советского государства.
На территории бывшей ГССР, где располагалась и Автономная ССР Абхазия, возникли два не связанных друг с другом государства — Грузия, заявившая о своей независимости и выходе из состава СССР, и Абхазия, продолжавшая оставаться субъектом СССР. Следовательно, государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией, созданные и регламентировавшиеся советским законодательством, были прекращены также на основании советского законодательства.
Является фактом то, что с момента принятия Грузией Акта о независимости 25 августа 1990 г. и до момента распада СССР 21 декабря 1991 г. Абхазия оставалась его субъектом, в этом качестве она участвовала в переговорах, на которых решался вопрос реформирования Союза. Председатель Верховного Совета Абхазии в тот период по должности являлся членом Совета Федерации СССР (после его упразднения — членом Государственного Совета СССР) и членом Верховного Совета СССР.
В то же время Абхазия, в силу вышесказанного, не принимала участия в выборах Президента Грузии и в работе ее органов власти. Совершенно очевидно, что Абхазия не могла одновременно являться субъектом СССР и в то же время входить в состав независимой Грузии.
После прекращения существования СССР Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 г. в соответствии с положением о порядке выходе из состава СССР принял решение об отмене Конституции 1978 г. и переходе к Конституции 1925 г., согласно гл. II которой Абхазия являлась суверенным государством, субъектом международного права.
Позиция абхазской стороны, заключающаяся в участии в создании обновленного Союза, не вступала в противоречие ни с международно-правовыми нормами, ни с действующим законодательством. Исходя из положения, что Республика Абхазия уже на момент образования Грузинской Демократической Республики (26 мая 1918 г.) являлась суверенным государством и ввиду того, что государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией возникли на основе договора от 11 июня 1918 г., и ряда более поздних договоров и соглашений, Грузия не могла в одностороннем порядке менять характер взаимоотношений с Абхазией и, тем более, рассматривать ее как вассально-зависимую область. Кроме того, это противоречило законодательству СССР, регулировавшему отношения союзных и автономных республик. Таким образом, действия властей Грузии привели к разрыву государственно-правовых отношений между Грузией и Абхазией. Документами, принятыми Верховным Советом Абхазии, констатируется, что в результате упоминаемых ранее решений, принятых Верховным Советом Грузинской ССР, вхождение Абхазии в состав Грузии в любом качестве лишалось правовых оснований.
В результате денонсации Грузией всех законодательных актов и правовых документов, принятых в период с 1921 по 1991 г., в том числе касающихся взаимоотношений с Абхазией, а также в результате одностороннего принятия решения Грузией о выходе ее из состава СССР и создания независимого государства (что противоречило договорным отношениям между Абхазией и Грузией, в соответствии с которыми вхождение Абхазской ССР в состав ГССР обусловливалось вхождением последней в состав ЗСФСР и СССР) договор о вхождении Абхазии в состав Грузии автономатически терял силу. Поскольку Абхазия продолжала оставаться в составе Союза, соответственно, она продолжала также оставаться суверенным независимым государством в составе СССР в границах 1918 г. и субъектом международного права.
Ликвидировав всю правовую базу, определяющую ее взаимоотношения с соседями, руководство Грузии тем самым зафиксировало факт отсутствия с момента провозглашения своей независимости государственно-правовых отношений и с Абхазией. Во-первых, в связи с нарушением условий вышеупомянутого союзного закона о выходе союзной республики из состава СССР, во-вторых, потому что, хотя в Конституции Грузии 1921 г. Абхазия как субъект и значилась, но этот документ не был ратифицирован абхазским парламентом и не вступил в силу и, в-третьих, Союзный договор с Абхазией от 16 декабря 1921 г. потерял свою правовую силу в связи с денонсацией Грузией всех правовых актов, заключенных после 25 апреля 1921 г. и с нарушением Грузией положений договора, обусловливающих его.
Наряду с тем в Грузии в который раз велась активная пропаганда, направленная на раскол общества, целью которой являлось насильственно-легитимное включение Абхазии в состав Грузии, правда, лучше без абхазов. В грузинской прессе непрерывным потоком шли угрозы в адрес народа, правительства Абхазии. Примером может служить следующее высказывание: "...Тысячи грузин шли в Абхазию, чтобы утихомирить обнаглевших людей; но их не пустила армия... Примечательно, что абхазы позвали на телевидение "народных фронтовиков" из северо-кавказских народов и заставили сказать жестокие слова. Это оказалось очередным враньем абхазов, но надо считать попыткой создания исламского блока против христианства и, как видно, сепаратисты возлагают на него большие надежды..." Как видно из текста, идеологи единой и неделимой Грузии готовы притянуть к абхазской проблеме "исламский фактор" и расколоть мир.
Но мир продолжал существовать. В создавшейся обстановке Верховный Совет Абхазии, сознавая свою ответственность и пытаясь найти политический путь выхода из создавшегося положения, обратился 12 августа 1992 г. к Госсовету Грузии. В нем, в частности, говорилось, что "Верховный Совет республики Абхазии вновь заявляет о своем желании сохранить связи с Грузией, твердо выступает за их установление на новых, цивилизованных и равноправных основах, которые исключают диктат и подчинение", что полностью соответствует правовым международным нормам в вопросе выбора формы самоопределения государств.
К сожалению, в Грузии не сочли нужным обсуждать эту проблему. Тем временем в Абхазии публиковались проекты новой Конституции. Они обсуждались общественностью в средствах массовой информации. На 14 августа 1992 г. было назначено заседание Верховного Совета, на котором предусматривалось обсуждение этих проектов и Договора об основах взаимоотношений между Республикой Абхазией и Грузией, разработанного одним из авторов настоящей работы и представленного в виде проекта [2]. Они могли быть приняты, могли быть не приняты. Но это был цивилизованный, парламентский путь — не только не агрессивный, но и не сепаратистский.
Ответив агрессией и геноцидом на призыв абхазской стороны решать проблему в рамках политической, парламентской дискуссии, Грузия попрала основные принципы международного права. И вряд ли кто-либо поверит, что стотысячный абхазский народ был заинтересован в этой неравной войне. То, что с первых же минут вторжения в Абхазию начали вытворять грузинские оккупанты, кого угодно заставило бы взяться за оружие. Может быть, агрессивным сепаратизмом называется то, что народ Абхазии взял в руки оружие, чтобы защищаться? [3]
Война в Абхазии началась с ввода туда грузинских войск в день, когда парламент этой республики должен был обсудить вышеназванный проект федерального договора, который был бы представлен грузинской стороне. Грузия обрушила на Абхазию всю мощь своего военного потенциала, включая боевую авиацию и бронетанковые войска. В ответ на общепринятые цивилизованные, парламентские методы урегулирования взаимоотношений, которые предлагала Абхазия, Грузия применила грубую силу. В течение тринадцати месяцев народ Абхазии подвергался истреблению, ликвидировались памятники культуры народа, была полностью уничтожена и разграблена вся экономическая инфраструктура республики. В период оккупации большей части Абхазии из страны вынуждены были бежать сотни тысяч людей, в том числе организованно эвакуированные правительством Израиля евреи и правительством Греции — греки. Абхазия была поставлена в условия, когда единственной возможностью самосохранения стало вооруженное сопротивление агрессору [4].
А само это военное вторжение было предпринято для того, чтобы силой оружия претворить в жизнь провозглашенный лозунг "Грузия — только для грузин", хотя, как известно, Абхазия — не Грузия.
Инициированная руководством Грузии жесткость политики России по отношению к Абхазии призвана была вынудить последнюю воссоединиться с Грузией. Однако продолжающаяся уже несколько лет блокада Абхазии Россией, которая не служит интересам российского и абхазского народов, не дала ожидаемых результатов. Народ Абхазии, понесший в навязанной ему войне неисчислимые жертвы и разрушения и подвергаемый извне антигуманным лишениям, не проявляет ни малейшего стремления к объединению с Грузией. В основе этой современной социо-политической реальности лежит исторический опыт отношений Абхазии и Грузии, который во многом делает понятным расклад сил и интересов в образовавшемся геополитическом треугольнике.
Уже после войны парламент Абхазии, с учетом вышеизложенного, принял новую Конституцию 1994 г., провозгласившую Республику Абхазию — суверенным, демократическим, правовым государством, исторически утвердившимся по праву народа на самоопределение.
В связи с вводом новой Конституции произошло окончательное утверждение суверенитета Абхазии. Ниже прилагаются выдержки из текста Конституции.
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1. Республика Абхазия (Апсны) — суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение.
Наименования Республика Абхазия и Апсны равнозначны.
Статья 2. Народовластие — основа государственной власти в Республике Абхазия. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Абхазия является ее народ — граждане Республики Абхазия.
Народ осуществляет свою власть непосредственно или через своих представителей.
Статья 3. Республика Абхазия — субъект международного права — вступает в договорные отношения с другими государствами.
Статья 4. Республика Абхазия состоит из исторических земель Садз, Бзып, Гума, Дал-Цабал, Абжуа, Самурзакан, на которых расположены районы (Гагрский, Гудаутский, Сухумский, Гулрыпщский, Очамчырский, Ткуарчалский, Галский) и города (Гагра, Гудаута, Новый Афон, Сухум, Очамчыра, Ткуарчал, Гал). Территория Республики Абхазия целостна, неприкосновенна и неотчуждаема.
Статья 5. Земля и другие природные ресурсы являются собственностью народа, используются и охраняются в Республике Абхазия как основа жизни и деятельности ее граждан.
Статья 6. Государственный язык Республики Абхазия — абхазский, русский язык наряду с абхазским признается языком государственных и других учреждений. Государство гарантирует всем этническим группам, проживающим в Абхазии, их право на свободное использование родного языка".
Поскольку с вопросом суверенитета Абхазии остались невыясненными проблемы, а именно — его признание мировым сообществом, потребовалась экспертиза по правовой оценке юридической ситуации, связанной с претензией Абхазии на независимость и государственность. Необходимые документы были переданы в специализированную международную неправительственную организацию "Содружество юристы за сотрудничество в АТР" (СЮСАТР), которая выполнила независимую экспертизу и выдала следующее заключение.
Из текста заявления вытекает, что две равноправные конфликтующие стороны, под эгидой ООН, при посредничестве Российской Федерации и ОБСЕ, вступают в определенные договорные отношения.
В соответствии с этим стороны обязуются не применять силу и угрожать ею, определяют конкретные правила (нормы) плана по проведению операции по поддержанию мира, создают правовой режим будущих государственно-правовых отношений.
Следует отметить, что Заявление констатирует отсутствие в настоящее время оформленных государственно-правовых отношений между сторонами. В связи с чем они берут на себя обязательства разработать предложения по их установлению.
Как видно из текста Заявления, сторонами достигнуто понимание о совместной деятельности в сферах внешней политики, пограничной и таможенной службы, энергетики, транспорта, связи, экологии, обеспечения прав человека (ст. 7).
Эти сферы государственной деятельности свойственны только суверенному государству. Тем самым стороны в конфликте признали наличие таковых у каждой из них и выразили согласие делегировать эти функции в совместное ведение. Из факта признания государственной суверенности сторон следует, что они выступают как субъекты международного права. При этом надо иметь в виду, что с точки зрения права международно-правовая субъективность государства не зависит от признания его другими государствами или международными организациями. Признание не создает субъекта, а констатирует его появление.
Субъектом международного права является тот, кто в состоянии создавать для себя путем международных двухсторонних или многосторонних юридических соглашений юридические обязательства. У него есть население (граждане), если это государство, и он властвует на своей территории. Абхазия обладает всеми этими признаками. Подписание Заявления представителями ООН, ОБСЕ и РФ дополнительно придает ему характер международного соглашения. Договоры Республики Абхазии с Республиками Татарстан и Башкортостан, которые в соответствии с их конституциями считаются субъектами международного права, является одним из факторов признания Абхазии международно-правовым субъектом.
Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта фактически является международным договором. Придание ему наименования "Заявление" не меняет правовой сути (видимо, учитывается политико-психологический аспект этого документа).
Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:
Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта является международным (межгосударственным) договором.Обе конфликтующие стороны выступают в нем как равноправные субъекты международного права, не связанные друг с другом государственно-правовыми отношениями.
По своему содержанию "Заявление" свидетельствует о намерении сторон установить отношения, которые формулируются как конфедеративные (ст. 7).
Итогом рассмотрения последнего периода существования Абхазии является следующее.
Грузинская сторона не приемлет решений правительства Абхазии, направленных на восстановление утраченного по вине Грузии суверенитета, противодействует всеми возможными способами жизни республики на основе Конституции 1925 г. Возникает вопрос: почему Грузии дозволено вернуться к своей провозглашающей суверенитет и независимость Конституции 1921 г., а Абхазия не может возвратиться к своей? Оказывается, причина в том, что Конституция 1925 г. предусматривает ССР Абхазию независимой и суверенной, т. е. налицо те же двойные стандарты.
Следует рассмотреть эту проблему с точки зрения действующих правовых норм Грузии в плане проведенной экспертизы Института государства и права РАН. Полный текст "экспертного заключения о государственно-правовых отношениях между Грузией и Абхазией в настоящее время" дан в одной из наших работ [5]. Ниже приводим выдержки из этой работы.
"...Согласно Конституции Грузии 1995 г. Абхазия является территориальной единицей Грузии (ч. 3 ст. 4) с неопределенным статусом, причем статус Абхазии будет определен после "полного восстановления юрисдикции Грузии на всей территории страны (ч. 3 ст. 2). Вместе с тем необходимо помнить, что указанная Конституция Грузии принималась, когда Абхазия уже фактически не находилась в составе Грузии, и подавляющее большинство граждан Абхазии (за исключением, возможно, части беженцев, находящихся на территории Грузии) ни непосредственно, ни через своих представителей не принимало никакого участия ни в разработке, ни в принятии Конституции Грузии. Мировая практика знает отдельные примеры попыток решения в конституции судьбы народов, не принимавших участия в процессе одобрения такой конституции, однако, как правило, подобные попытки оканчиваются безрезультатно. Например, в Конституции Франции 1958 г. содержался раздел, посвященный Сообществу, которое Франция надеялась создать под своей эгидой из своих бывших колоний по мере обретения ими независимости. Но молодые независимые государства весьма прохладно отнеслись к данной односторонней инициативе Франции, и положения соответствующей главы Французской конституции так и оставались недействующими, пока, наконец, не были отменены в 1995 г.
В то же время в Конституции Грузии говорится о "восстановлении юрисдикции на всей территории страны", тогда как государственность Грузии возникла не в 1995 г... Курс на восстановление независимости Грузии был взят в 1989 г. и получил свое дальнейшее развитие в создании и существовании современного самостоятельного Грузинского государства. Постановлениями Верховного Совета Грузинской ССР от 18 ноября 1989 г., 9 марта и 20 июня 1990 г. все государственные структуры, существовавшие в Грузии с 25 февраля 1921 г., были объявлены незаконными и недействительными. В частности, в постановлении Верховного Совета Грузинской ССР от 20 июня 1990 г. "О внесении дополнений в постановление Верховного Совета Грузинской ССР от 9 марта 1990 г. о гарантиях зашиты государственного суверенитета Грузии" говорится следующее: "Отмечая, что установленная в Грузии в результате интервенции и оккупации власть — сначала невыборная власть (революционные комитеты), а затем — ограниченные, строившиеся на узкоклассовых началах Советы — не выражала подлинного, свободного волеизъявления грузинского народа. Верховный Совет Грузинской ССР объявляет незаконными и недействительными все акты, упразднявшие политические и другие институты Демократической Республики Грузии и заменявшие их политическими и правовыми учреждениями, опирающимися на внешнюю силу". Как видно из приведенной цитаты, не только ревкомы, но и заменившие их позже Советы (т. е. органы власти, существовавшие в течение всего советского периода, для Грузии — это 1921—1991 гг.) рассматриваются в данном акте как политические институты, опирающиеся на внешнюю силу, а потому не выражающие подлинную волю народа. Ввиду этого современное грузинское государство видит себя правопреемником Демократической Республики Грузии, существовавшей в 1918—1921 гг., а не Грузинской ССР. Еще более ярко именно так правопреемство зафиксировано в Обращении к народам мира от 9 aпреля 1991 г., опубликованном за подписью Председателя Верховного Совета Республики Грузии З. Гамсахурдиа, в котором указывается, что "31 марта 1991 г. в Республике Грузия состоялся всенародный референдум, в котором население единодушно поддержало восстановление государственной независимости Грузии на основе Акта о независимости Грузии от 26 мая 1918 г.". Тот же подход закреплен и в постановлении Верховного Совета Грузинской ССР от 20 июня 1990 г. "О создании правового механизма восстановления государственной независимости Грузии", в котором (абз. 2) отмечается, что грузинский народ осуществил свое право на самоопределение "образованием 26 мая 1918 г. Демократической Республики Грузии". Конституция Грузии 1995 г. продолжила и развила положения указанных законодательных актов, о чем свидетельствует, в частности, ст. I, в которой провозглашается, что "Грузия — независимое, единое и неделимое государство, что подтверждено референдумом, проведенным 31 марта 1991 г... и Актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля 1991 г.". И если какое-либо упоминание Конституции Грузинской ССР 1978 г. (например, хотя бы указание, что Конституция Грузинской ССР прекратила свое действие) в тексте Конституции Грузии 1995 г. отсутствует, то в Конституции 1921 г. прямо говорится в Преамбуле: "Граждане Грузии... опираясь на многовековые традиции национальной государственности и основные принципы Конституции Грузии 1921 г., провозглашают настоящую Конституцию". Именно такие отсылки в актах Грузии, закладывающих фундамент современной Грузинской государственности, к правопорядку и принципам построения Грузинской Демократической Республики, предполагают рассмотрение законодательных актов 1918—1921 гг. не в качестве историко-правовых, а в качестве документов, имеющих принципиальное значение для определения современных основ Грузинской государственности. Отметим, что в момент принятия указанного Акта о независимости Грузии от 26 мая 1918 г. Абхазия в состав Грузии не входила, а была оккупирована войсками Грузии позже — в конце июня 1918 г. Более того, еще в феврале 1918 г. между властями Грузии, готовившимися к провозглашению государственной независимости, и властями Абхазии было заключено соглашение, в котором признавалось существование единой и нераздельной Абхазии в пределах от реки Ингур до реки Мзымта.
9 апреля 1991 г. Верховный Совет Республики Грузия принял Акт о восстановлении государственной независимости Грузии. В тот же день был принят Закон Республики Грузия "О действии Конституции и законодательства Республики Грузия", в котором Конституция Грузинской ССР даже не упоминалась и говорилось об ускорении работы над новой конституцией "на основе положений Конституции Грузинской Демократической Республики, принятой 21 февраля 1921 г.".
Конституция 1921 г., принятая грузинским парламентом и правительством в одностороннем порядке, предусматрившая включение Абхазии в состав Грузии, была разработана в период, когда грузинские войска находились на территории Абхазии с июня 1918 г. по февраль 1921 г., обеспечивая политику оккупационного режима (направленную на полную колонизацию страны). В этой связи, а также по причине того, что эта Конституция не только не была ратифицирована Абхазией, но и не рассматривалась ее высшими государственными органами, считать имевшими место между Грузией и Абхазией на тот момент какие-либо взаимные правоотношения бессмысленно. Все взаимоотношения Грузии и Абхазии как субъектов некоторых правоотношений (каких, мы рассмотрим отдельно) строились именно после февраля 1921 г. и по 1990 г., т. е. в тот период, который сами высшие органы государственной власти Грузии в 1989—1991 гг. объявили периодом нелегитимного правления и дезавуировали утвержденные тогда акты.
Однако Грузия так не считает. В нарушение всех международных правовых норм ее руководство полагает, что оно вправе, принимая по отношению к Абхазии односторонние акты и решения, диктовать условия ее существования, что и происходит на фоне попустительства международного сообщества и индефферентного отношения бывших советских республик.
Развивая эту мысль, авторы делают вывод, что "с точки зрения законодательства Грузии, принятого в 1989—1991 гг. и получившего развитие в позднейших актах, Абхазия не может рассматриваться в качестве субъекта определенных правоотношений в составе Грузии, и государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией прекратились". Принятие в 1995 г. Грузией Конституции, в которой продолжается правовое оформление развития государственности, заложенное Конституцией 1921 г., ставит своей целью легализовать включение Абхазии в состав Грузии. И это несмотря на существующую правовую норму, что одностороннее принятие каким-либо государством конституции, закрепляющей положения о вхождении в состав данного государства какой-либо территории без учета мнения населения этой территории, имеющего собственные органы власти, не может иметь каких-либо юридических последствий. Точно так же заключение третьими государствами договоров с государством, считающим какую-либо территорию своей собственной, без учета мнения населения этой территории, причем договоров, в которых не ставятся под сомнение претензии на указанную территорию, вовсе не означает, что население этой территории не вправе осуществить свое право на самоопределение и выделиться из состава данного государства. Так, международные договоры, заключенные, например, с Великобританией и Францией до распада их колониальных империй вовсе не помешали появлению новых независимых государств на месте их колоний, причем и сами международные договоры (если только они не касались исключительно колоний) не прекратили автоматически своего действия после ликвидации британского и французского колониального господства, хотя и всем очевидно, что территория, подконтрольная британскому и французскому правительствам, сократилась. И эти правительства не могут нести ответственность за исполнение этих договоров на территории своих бывших колоний. Невозможность решить судьбу населения какой-либо территории без учета мнения самого населения; воля выражаемого избранными представителями этого населения нашла отражение и в том факте, что российский воинский контингент находится с миротворческой миссией в Абхазии по трехстороннему решению правительств России, Грузии и Абхазии.
В обоснование правомерности считать Абхазию частью территории грузинского государства грузинская сторона ссылается на Российско-Грузинский договор от 7 мая 1920 г., признававший границу между РСФСР и Демократической Грузией по реке Псоу с включением в состав Грузии Сухумского округа. Несмотря на то что авторы экспертного заключения в своем выводе по этому вопросу допускают ошибочную трактовку (в этом легко убедиться, ознакомившись с текстом этого Договора, представленного нами), сам факт его подписания является нарушением международных правовых норм, а его содержание с юридической точки — ничтожно.
"Поскольку Грузия (как это видно из приведенных выше законодательных актов 1989—1991 гг.) все решения в отношении себя в период существования СССР ставит по сомнение, то вполне логичным является и то, что открытым остается вопрос о легитимности территории Грузии при советской власти, в том числе и вопрос о легитимности вхождения Абхазии в состав Грузии. Международное право признает превращение административных границ в государственные при выделении какой-либо определенным образом обособленной части государства, существовавшей в некоторых границах, и преобразования этой части в новое самостоятельное государство. Однако мировая практика знает довольно много примеров, когда при преобразовании какой-либо части государства в самостоятельное государство проводились новые границы. Так, под Ирландией, как до завоевания ее Англией, так и в составе Британской империи понималась территория всего острова. Но при предоставлении Ирландии статуса доминиона (именуемого официально Свободное Ирландское Государство) в 1920—1922 гг., а затем при провозглашении независимой Ирландской республики в 1937 г. северная часть Ирландии осталась в составе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. При распаде Австро-Венгерской империи в 1918—1920 гг. образовался ряд независимых государств. В частности, появилась Чехословакия. Между тем Чехия до вхождения в состав государства Габсбургов была самостоятельным государством, а в составе империи имела некие административные границы. Словакия же административно входила в Венгрию до образования Австро-Венгерской империи, а в составе империи также рассматривалась как часть Венгрии. В то же время традиционно входившая в состав Венгрии Трансильвания была передана по мирным договорам Румынии. Из более близких к нам по времени примеров можно привести Дейтоновские соглашения, предусмотревшие создание на территории Боснии и Герцеговины Республики Сербской и Хорвато-Мусульманской Федерации. При этом между ними были проведены практически новые, не существовавшие ранее границы.
Мировая практика знает разделение на несколько самостоятельных государств при выделении какой-либо части государства, составлявшей до выделения в единую административно-территориальную единицу. Так, Индийская империя находилась под владычеством английской короны с 1877 до 1947 г., а затем при провозглашении независимости на ее месте образовались три государства: Бирма, Индийский Союз и Пакистан (позже из Пакистана выделилось государство Бангладеш). Нет никаких оснований полагать, что международное право гарантирует сохранение единых государств, образовавшихся из бывших союзных республик при распаде Советского Союза, вопреки воле народов, проживающих в этих бывших союзных республиках. Наличие устоявшихся административных границ Абхазии позволяет полагать, что она может образовать самостоятельное государство именно в этих границах. Как правило, право на самоопределение народа в форме обретения государственной самостоятельности легче реализуется и быстрее оформляется, если народ в рамках определенной территории, входящей в состав другого государства, уже обладает самоуправлением, сформировал эффективно действующие властные институты. Как уже говорилось, самостоятельные властные институты в Абхазии стали формироваться уже в декабре 1917 г. (не говоря уже о многовековой истории абхазской государственности), да и после того, как Абхазия стала автономной республикой в составе Советской Грузии, входившей в Советский Союз. В частности, по Конституциям СССР 1936 и 1977 гг. и по Конституциям Грузинской ССР 1937 и 1978 гг. Абхазская АССР, как и другие автономные республики, имела целый ряд атрибутов государства: собственную Конституцию, законодательство, символику и т. д.". "Грузинская сторона неоднократно заявляла, что право народов на самоопределение не обязательно означает отделение (что полностью соответствует международным правовым нормам и не имеет возражений со стороны Абхазии). Действительно, право народов на самоопределение при соответствующих условиях может выражаться в объединении двух или более государств, в присоединении одного государства к другому, в преобразовании унитарного государства в федеративное, в создании автономии на территории какого-либо государства. Но этим право народов на самоопределение не ограничивается и может также выражаться в выделении народа (в особенности уже существующего как государственное образование) из состава какого-либо государства и создания самостоятельного государства. Так, только в течение последних десяти лет мировое сообщество признало в качестве самостоятельных государства, возникшие в результате распада СССР, Чехословакии, Югославии, признало Эритрею, выделившуюся из Эфиопии, и др. Более того, сама Грузия мотивировала свое стремление выйти из состава СССР именно ссылками на право каждой нации на самоопределение. Уже упоминавшееся постановление Верховного Совета Грузинской ССР от 20 июня 1990 г. "О создании правового механизма восстановления государственной независимости Грузии" так и начинается: "Руководствуясь императивами национального суверенитета грузинского народа, неприкосновенностью права каждой нации на самоопределение, признанного и гарантированного основными принципами современного международного права, другими нормами, в том числе Уставом Организации Объединенных Наций, международными пактами о правах человека, а также заключительными и итоговыми актами Хельсинкского и Венского форумов..." Судя по всему, Абхазия руководствуется теми же императивами, правами и принципами. Таким образом, представляется, что многонациональный народ Абхазии, как и грузинский народ, как, впрочем, и вообще всякий народ, сам вправе решать свою судьбу, в том числе и вопрос о том, продолжать ли ему свое существование в государственно организованной форме, самостоятельно определяя характер своих взаимоотношений с соседними государствами".
Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. Таковы по существу главные тезисы международных документов, указывающих законные пути реализации права любого народа на самоопределение, обязательные для всех государств мира — участников международных пактов о правах человека.
Сегодня историческая справедливость восстановлена. Абхазский народ имеет свое государство со строго очерченной территорией, Конституцией, системой управления и политической властью, законодательством, конкретными национальными интересами и приоритетами во внешней политике. De jure суверенная Республика Абхазия независима. Она ни у кого ничего не просит и не ущемляет чьих-либо интересов. Она настаивает только на одном: на признании мировым сообществом de facto ее естественных прав на существование и включение в систему нормальных международных отношений.