Глава 4
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ АБХАЗОВ

4.3. Экспансия Грузии и борьба абхазов за независимость

Одна из узловых болевых точек в истории грузино-абхазских отношений — это период 1917—1921 гг. После Февральской революции Временное правительство России создало на территории бывшего наместничества Особый кавказский комитет, понизив этим самым в Закавказье статус России. Абхазский народ сразу же предпринял шаги по возвращению суверенитета своему государству. Уже 10 марта 1917 г. на совещании выборных представителей населения Сухумского округа был сформирован местный орган Временного правительства — Комитет общественной безопасности. После революционных событий февраля и октября 1917 г., потрясших и разваливших Россию как единое государство, Абхазия, продолжавшая находиться в составе Сухумского военного округа, в октябре 1917 г. вошла в Юго-Восточный Союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей (СОГК). При этом было соблюдено несколько важных условий:

  • Абхазия входила как суверенное государственное образование;
  • была в составе крупного межгосударственного объединения;
  • сохраняла свою государственность через Союз горцев в составе новой России;
  • обладала правом заключать договоры и союзы с другими государствами, т. е. являлась субъектом международного права.

Приведем выдержки из некоторых пунктов Союзного договора Юго-Восточного Союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей от 20 октября 1917 г.:
"Мы нижепоименованные Казачьи войска, Горские народы Кавказа и Вольные народы степей заключаем между собой союз с целью способствовать установлению наилучшего государственного строя, внешней безопасности и порядка в государстве Российском, а также обеспечить членам союза их неприкосновенность, поддержать внутреннее спокойствие, поднять общее благосостояние и тем закрепить завоеванные революцией благодеяния и свободы.

СОСТАВ СОЮЗА
Ст. 1. Союз составляют казачьи войска: войско Донское, войско Кубанское, войско Терское и войско Астраханское, примкнувший к войску Астраханскому Калмыцкий народ и объединенные в особый союз Горцев Кавказа следующие горские и степные народы:
...
в) Горский народ Сухумского округа (Абхазцы);
...
Ст. 2. Каждый член союза сохраняет свою полную независимость в отношении своей внутренней жизни и имеет вправо самостоятельно вступать в сношения и договоры, не противоречащие целям союза..."

На первом Съезде абхазского народа в Сухуми 8 ноября 1917 г. был избран Парламент (кстати, созданный раньше грузинского) — Абхазский народный совет (АНС). Его главной задачей была работа по самоопределению абхазского народа.

Политическая обстановка в стране в тот период была сложной. Причиной явилось то обстоятельство, что из-за проводившегося интенсивного заселения абхазских земель поселенцами из Западного и Восточного Закавказья и оставлением страны махаджирами — абхазами и родственными им народами резко изменился демографический состав населения в Абхазии. Если, согласно переписи населения в 1886 г., при общем населении около 70 тыс. человек, число абхазов составляло почти 59 тыс. человек, а поселенцев из наместничества — чуть больше 4 тыс. человек, то уже при переписи 1897 г. их число возросло до 26 тыс. человек при тех же 59 тыс. абхазов (см. табл. 1, стр. 56).

Рис.3. Результаты переписей населения
Рис.3. Результаты переписей населения

Используя метод интерполяции (рис. 3), можно сделать вывод, что к началу 1918 г. число переселенцев колхо-карталинской народности из бывшего наместничества сравнялось с числом абхазов, проживающих в стране. Это обстоятельство привело к расколу на первом Съезде абхазского народа (ноябрь 1917 г.), поскольку абхазская делегация в своих решениях тяготела к России, а делегаты от переселенцев — к так называемой "Грузии". Раскол перешел в открытое политическое противостояние в стране. Ниже приводим заметки И. Гомартели о работе Съезда абхазцев и о причинах грузино-абхазских противоречий:
"Представители абхазов не только прохладно, но и почти враждебно встретили на собрании грузинскую депутацию. Они заранее решили отвергнуть советы депутации и твердо защищать свою позицию, не идти по пути уступок.
Чего же хотят абхазцы, когда говорят мегрелам о вступлении совместно с ними в союз горцев и казаков? — Чтобы мегрелы отделились от своей нации — грузин... Абхазцы хорошо должны были знать, что мегрелы — грузины и ни по какому бы то ни было вопросу от грузинской нации они не отделятся.
К этому следует добавить национальное самолюбие. Грузины постоянно клянутся дружбой, а в избирательный список социал-демократы не включили ни одного абхазца; разве Абхазия недостойна, чтобы иметь одного своего представителя в Учредительном Собрании?
Абхаз не смог создать культуру, не создал письменность и сегодня он пытается создать письменность изуродованной русской азбукой. Абхазы сегодня не смогут создать собственную азбуку. У них нет культурной силы для этого. Поэтому они должны вернуться к грузинскому алфавиту, к грузинской письменности, к той письменности, которой питалось, на которой воспитывалось и развивалось высшее сословие Абхазии... Грузинский безусловно должен войти в Абхазию.
Если руководствоваться судьбой самих абхазцев, разве не все равно кто их проглотит, если это поглощение обязательно?"

Как видно из представленного материала, в словах и стоящими за ними действиями еще лишний раз подтверждается, что абхазы — не "грузины", которые к тому же считают абхазов низшей расой и на этом основании пытаются диктовать свои условия и поучать их, как жить; проглядывается пренебрежительное, уничижительное отношение к абхазскому народу. А после этого удивляются, почему абхазы их, мягко говоря, не любят.

В ту пору на Съезде были приняты два важных документа — Декларация съезда абхазского народа и Конституция Абхазского народного совета, из которой приводим основные пункты:
"1. Абхазский Народный Совет является национально-политической организацией, объединяющей абхазский народ.
2. Представителем и выразителем воли абхазского народа в сношениях с правительственными и административными учреждениями и общественно-политическими организациями является Абхазский Народный Совет.
4. Задачи Абхазского Народного Совета:
в) подготовительные работы по самоопределению абхазского народа;
г) поддержание и укрепление связи абхазского народа с Союзом горцев Кавказа и проведение в жизнь общих политических лозунгов, постановлений и мероприятий Центрального Комитета Союза".

Такой текст являлся результатом обстановки, в которой находилась в ту пору Абхазия. С одной стороны, произошла Февральская революция в России, в результате чего на территории Закавказья был создан официальный орган Временного правительства России — Особый кавказский комитет, представленный грузинскими меньшевиками. Кроме этого административного органа продолжал существовать как административная единица Сухумский военный округ, в который входила непосредственно и Абхазия. В Абхазии функционировал местный орган Временного правительства — Комитет общественной безопасности.

Наряду с этим, развили бурную деятельность отдельные группы, создающие политические партии и имеющие задачей передел разваливающейся России. Этот тезис хорошо виден из постановления Учредительного съезда Национально-демократической партии о территории Грузии:
"Съезд национально-демократической партии Грузии заслушал доклад Павле Ингороква и постановил: территорию Грузии составляют провинции Картли, Кахети, Самцхе-Саатабаго, Имерети, Гурия, Менгрелия, Сванетия и Абхазия, составляющие объединенную многовековыми государственными, культурными и экономическими отношениями единицу".

Приведем также отрывок из публикаций в прессе, отражающей мнение националистически настроенной интеллигенции:
"В грузинскую автономию должны войти прежде всего так называемые бесспорные территории. Таковы, по нашему мнению, Сухумский округ, сегодняшняя Кутаисская губерния, Батумский округ и Тбилисская губерния".

Из доклада П. Ингороква на заседании Исторического и этнографического общества о границах Грузии 7 февраля 1918 г.:
"Политические границы Грузии часто менялись в прошлом, но Грузией называлась одна и та же территория; это восемь провинций, где живет грузинская нация на протяжении веков: Картли, Кахети, Самцхе-Саатабаго (современная мусульманская Грузия: Месхети с Лазистаном), Имерети, Гурия, Самегрело, Сванети и Абхазети.
Эта территория — Грузия, — кроме того, что она является целостной культурно-исторической единицей, в то же время она — единая и неделимая физико-географическая провинция, одна страна, обнесенная естественными границами".

Ловчит г-н Ингороква. До 26 мая 1918 г. никакого государства "Грузия" не было и быть не могло. Да и территории тоже. Существовали перечисленные им самостоятельные в какой-то период независимые княжества, входившие в VIII—Х вв. в состав Абхазского царства и имевшие в более позднее время кличку или прозвище "гурджане", трансформировавшееся в ХVIII—XIX вв. в русскую транскрипцию "грузины", обобщающий термин, относившийся к разным народам и до XX в. не имевший ничего общего с национальностью или этносом. Что касается страны, обнесенной естественными границами, то удивительно, почему этот господин не отнес сюда и Армению с Азербайджаном?

Вопрос принадлежности Самурзакана продолжал будоражить умы шовинистически настроенных политических деятелей в Тифлисе, тем более что шел в связке с принадлежностью территории Абхазии к "Грузии" как составной части Сухумского округа. И как видно из речи представителя Самурзакано И. Гегия на Национальном съезде Грузии, функционеры прекрасно понимали неправомерность своих притязаний, знали, что абхазы не картвелы (грузины), но уж больно велик был интерес к территории Абхазии:
"И Самурзакано с восторгом встречает мысли и взгляды верного сына отечества г-на Ноя Жордания. Я только желаю, господа, обратить ваше внимание на исторические факты, свидетельствующие о взаимоотношениях Грузии и Абхазии в прошлом. Мегрелию и Самурзакано разделяет р. Ингури, таким образом, Самурзакано — продолжение Грузии (совершенно непонятно, из чего это следует. — Авт.). Сегодня Самурзакано играет лишь роль посредника между Грузией и Абхазией, в будущем также будет мостом [между ними].
В заключении мы желаем, чтобы Абхазия — Самурзакано — Сухумский округ — остался без изменения и дать ему национально-культурную автономию в своих границах".

После введения в действие Конституции АНС из Грузии началось паломничество политических и религиозных эмиссаров с целью оторвать Абхазию от Горского союза, от своих братьев по крови и языку. В составе первой из этих делегаций находился синодальный прокурор, призывавший абхазов признать верховное главенство самопровозглашенной неканонической Грузинской автокефальной церкви. Но абхазы заявили своей резолюцией, что они имеют историческое и человеческое право объявить свою конфессию свободной и самостоятельной, без признания патроната новоиспеченного патриарха — католикоса Грузии. Несмотря на это из Тифлиса последовал явочным порядком указ о подчинении абхазской церкви грузинскому католикосату и в Сухум был прислан назначенный Тифлисом митрополит.

Таким образом, после переворота в России 25 октября 1917 г. Особый комитет предпринял шаги по отделению Закавказья от России и созданию независимой власти. Это было зарождением шовинизма и махрового национализма в Закавказье.

Когда так называемым социал-демократам стало ясно, что для абхазов свободная жизнь нации есть исходный пункт и цель всех их стремлений, они проявили естественные для них политику и поведение — сломить упорство абхазов "огнем и мечем" своих солдат. Повод был немедленно организован, и в страну вошли войска под командованием генерала Кониева, а после того, как их разгромило гудаутское ополчение, на покорение Абхазии были направлены регулярные части Мазниева [1].

Еще при существовании Особого комитета 9 февраля 1918 г. Абхазский народный совет и Национальный совет Грузии заключили Соглашение, в основных чертах определяющее их взаимоотношения как союз двух государственных образований.

О характере этих взаимоотношений можно судить по его пунктам:
"1) Воссоздать единую нераздельную Абхазию в пределах от реки Ингур до реки Мзымта, в состав которой войдут собственно Абхазия и Самурзакань или, что то же, нынешний Сухумский округ.
2) Форма будущего политического устройства единой Абхазии должна быть выработана (в соответствии) по принципам национального самоопределения на Учредительном собрании Абхазии, созванном на демократических началах.
3) В случае, если Абхазия и Грузия пожелают вступить с другими национальными государствами в политические договорные отношения, то взаимно обязываются иметь предварительные между собой переговоры".

Принципы, изложенные в Соглашении, не входили в противоречие с текстом Договора с Горской Республикой, в составе которой находилась Абхазия.

Некоторые грузинские историки утверждают, что с этого момента Абхазия становится частью Грузии, которая представила ей широкую автономию. Имеет место подтасовка фактов.

Во-первых, в Соглашении не рассматривается вопрос об автономии. Во-вторых, на момент подписания Соглашения Грузия как самостоятельное государство не существовала. Эта новоиспеченная безымянная структура впоследствии (через два месяца) совместно с Арменией и Азербайджаном составила Закавказскую Демократическую Федеративную Республику. Сам же НСГ de jure был общественным объединением (организацией). В-третьих, до и после подписания Соглашения Абхазия продолжала оставаться в составе Союза горцев Кавказа de jure и de facto, сохранив свой суверенитет и независимость. В-четвертых, второй пункт Соглашения гласит, что "форма будущего политического устройства единой Абхазии" должна быть определена на Учредительном собрании Абхазии" как внутреннее дело народа страны.

Из этого следует, что к моменту объявления Грузией независимости в мае 1918 г. Абхазия не входила в ее состав. Отношения, которые существовали между странами, строились на основе равноправия и суверенитета, а Соглашение узаконивает наличие добрососедских отношений между ними. Если бы Абхазия в тот период была Грузией, то такому договору не было бы места [2].

Абхазия, как и Россия, в конце 1917 г. столкнулась с большевистским движением. У абхазского населения выступления коммунистических агитаторов сочувствия и интереса не вызывали, народ, веками живший своим собственным укладом в соответствии с самобытными обычаями и традициями, не поддавался на пропагандистские лозунги. И все-таки попытка установить советскую власть в Абхазии была сделана 16 февраля 1918 г., но только 8 апреля повстанческие отряды вступили в Сухум. Был создан Военно-революционный комитет, а через три дня в Абхазии установилась повсеместно советская власть, за исключением Кодорского участка. Фактически это была первая советская республика в Закавказье.

Когда правительство созданного 9 апреля 1918 г. нового государственного образования Закавказской Демократической Федеративной Республики (ЗДФР) пошло на отделение от России, появилась реальная угроза военной экспансии со стороны ЗДФР, понимавшей, что именно в этот период может последовать отдаление Абхазии от Закавказья. Поэтому с целью уничтожения молодой советской республики, захвата и попытки аннексии территории Абхазии туда были направлены военные формирования одной из частей ЗДФР, так называемой "Грузии". Россия на крик о помощи никакой реакции не проявила, и Абхазия в очередной раз осталась наедине со своими бедами и проблемами. В этой ситуации судьба советской власти в Абхазии была предрешена.

Уже 10 мая на Кодорском участке высадился военный десант войск ЗДФР с заданием "во что бы то ни стало взять Абхазию". Меньшевистское правительство предприняло все меры по уничтожению притязаний на самостоятельность Абхазии. Советская власть в Сухуми пала 17 мая, в Самурзакане продержалась до сентября 1918 г.

В марте 1918 г. прошел Второй крестьянский Съезд в Абхазии, на нем затрагивались вопросы большевистского движения, взаимоотношения с ЗДФР и др. Так как абхазские крестьяне не поддержали революционные настроения, имело место тяготение к идеологии меньшевиков, что и было озвучено на этом съезде. Из отчета о работе Второго крестьянского Съезда Сухумского округа 4—9 марта 1918 г. "На съезд явились до трехсот делегатов. Были представители крестьян всех национальностей, живущих в Сухумском округе... Совершенно ясно одно: крестьянство Сухумского округа отвернулось от большевиков, спасение нашей страны видит в Закавказском Сейме. Абхазия решила войти в общую семью закавказских наций как равноправный член и выковать свою судьбу и наилучшее будущее совместно с демократической Грузией..."

Тогда же, а именно 11 мая 1918 г., было объявлено о создании независимой Горской Республики, в которую, наряду с Дагестаном, Чечней, Кабардой, Адыгеей и другими странами, вошла Абхазия. Поскольку этот акт являлся логическим продолжением факта нахождения Абхазии в составе Союза горцев (СОГК) с октября 1917 г., закономерен вывод о том, что страна оставалась независимым суверенным государством, субъектом международного права, тем более что Горская Республика и, соответственно, Абхазия, при поддержке Турции, Германии и Австро-Венгрии, получила международное признание.

В условиях оккупации Абхазии в конце мая 1918 г. организуется новый, второй АНС с преобладанием в нем по составу гурийско-мегрельских делегатов, представлявших переселенцев из Сакартвело, который сразу же вошел в конфликт с продолжавшим функционировать первым АНС. Представители первого АНС в мае на Батумской конференции обратились к турецкому правительству и заявили, что Абхазия не желает входить в группу закавказских народов, а состоит и относит себя к Северо-Кавказскому объединению горцев, которое должно сформировать особое государство под покровительством Турции. Это положило начало серьезнейшим противоречиям между руководством обоих АНС.

В мае распался Закавказский сейм — орган Временного правительства России, и образовалась Грузинская Демократическая Республика. В соответствии с документом, который на языке националистов назывался "Акт о независимости Грузии", страна и ее народ втягивались в германо-турецкий империалистический союз [3].

Итак, еще до момента образования Грузинской Демократической Республики (ГДР) Абхазия как субъект международного права заключила с Народным советом Грузии (а поскольку государства с таким названием не существовало, то с ЗДФР!) Соглашение от 9 февраля 1918 г., которое подтверждает суверенитет и территориальную целостность Абхазии в пределах границ от р. Мзымта до р. Ингур. Взаимные отношения предполагалось строить на основе равноправия сторон.

Таким образом, к моменту образования Грузинской Демократической Республики Абхазия являлась независимой страной вне пределов территории и влияния Грузии.

Второй АНС, сформированный на паритетных началах депутатами от абхазского населения и от грузинского анклава в Абхазии, численность которого в результате интенсивного заселения сравнялась с численностью коренного населения, раздирали серьезные противоречия между старым и новым составами. Сложившаяся ситуация нашла свое отражение и в двойственном характере документа АНС от 2 июня 1918 г. В этот день в Сухуми стало известно о провозглашении независимости Грузии. В заявлении АНС делался существенный акцент о недопустимости "посягательств на суверенные права народа со стороны соседей".

Правительство Грузии понимало, что с прекращением существования ЗДФР терялась преемственность государственности с новым грузинским государством и Соглашение с АНС Абхазии от 9 февраля 1918 г. потеряло юридическую силу. Поэтому оно решило реанимировать пакт, подписав на его основе новый договор. Такой документ, регламентировавший взаимоотношения между соседними государствами, был подписан 11 июня 1918 г. Ниже приводится полный его текст:
"Договор между правительством Грузинской Демократической республики и Абхазским Народным Советом, 11 июня 1918 г.

  1. При правительстве Грузинской Демократической республики приглашается по представлению Абхазского Народного Совета министр по делам Абхазии;
  2. Внутреннее управление и самоуправление в Абхазии принадлежит Абхазскому Народному Совету;
  3. Кредиты и деньги, необходимые на управление Абхазией, отпускаются из средств Грузинской Демократической республики и расходуются на нужды Абхазии Абхазским Народным Советом;
  4. Для скорейшего установления революционного порядка и организации твердой власти, в помощь Абхазскому Народному Совету и в его распоряжение правительство Грузинской Демократической республики посылает отряд Красной Гвардии;
  5. В Абхазии организуется интернациональный отряд, который находится в распоряжении Абхазского Народного Совета. Необходимые для отряда снаряжения и деньги выдаются правительством Грузии;
  6. Социальные реформы проводятся в жизнь Абхазским Народным Советом на основании общих законов, но применительно к местным условиям;
  7. Съезд населения Абхазии на демократических началах созывается по возможности в скором будущем для окончательного решения вопросов, связанных с устройством Абхазии;
  8. Договор этот пересматривается национальным собранием Абхазии".

Историки и политики до настоящего времени спорят о правомерности этого документа, о его подмене и др. Но факт остается фактом — история не знает сослагательных наклонений.

Можно ли после этого всерьез говорить о том, что Абхазия получила на основе этого документа тогда, в составе Грузии, самую широкую автономию? Нет, конечно! Во-первых, в тексте Договора отсутствует какое-либо упоминание об автономии, а во-вторых, в документе отсутствуют какие-либо основания для принятия государственных, административных и территориальных изменений суверенного государства, коим являлась на ту пору Абхазия.

Тем не менее, каждая из сторон трактовала этот документ по-своему и проводила соответствующую политику. Некоторые независимые депутаты АНС предвидели, что под предлогом борьбы с большевиками и "защиты" Абхазии от Турции Грузия может воспользоваться заключаемым "договором" и прибрать ее к рукам, что и произошло. Так, Грузия в одностороннем порядке, воспользовавшись двусмысленностью п. 4 Договора от 11 июня, буквально через неделю ввела войска генерала Мазниева (Мазниашвили) в Абхазию, которые заняли значительную часть и Черноморской губернии под предлогом защиты территории и населения от хаоса и анархии. (Черноморская губерния действительно находилась в этом состоянии вплоть до прихода туда белых сил.) Грузинское правительство также пыталось предоставить историческое обоснование своих интересов в Черноморской губернии, вспомнив о том, что во времена царя Давида Строителя и царицы Тамары территория Сочинского и частично Туапсинского округов входила в состав Грузии (Абхазо-Карталинского царства). В качестве обоснования приводился также факт, что территория Сочинского округа некоторое время находилась под контролем Имеретинского царства и Абхазского княжества — вплоть до захвата турками и адыгами в XVII в. [4].

Ходоки из правительственных учреждений Грузии, партийные функционеры и агитаторы непрестанно навязывали мнение, политику и идеологию на всех участках жизни абхазского общества, убеждая, что ничего лучше, чем воссоединение Абхазии с Грузией, быть не может.

А прогрузинский состав АНС на это откликается следующим образом. Из декларации социал-демократической фракции АНС. 18 марта 1919 г.:
"С этими лозунгами... самоопределения маленьких народов, пришла к своей братской демократии — к абхазскому народу демократия Грузии под верным водительством социал-демократической рабочей партии Грузии.
Территория демократии Абхазии неприкосновенна, и Гагринский участок, как неотъемлемая часть ее, должен находиться в пределах территории самоопределяющегося сейчас народа до ее исторических и естественных границ (река Мзымта), должен находиться в руках того народа, который желает видеть у себя полное торжество революционных, демократических принципов.
Исходя из этих предпосылок, Социал-демократическая партия Грузии будет поддерживать в Абхазском Народном Совете следующее устройство Абхазии:
1. Абхазия входит в состав Демократической республики Грузии, как ее автономная единица.
2. Общегосударственные дела: внешняя политика, войска, финансы, денежная система, таможенные учреждения, общие судебные установления и Сенат, гражданское и уголовное законодательство, почта, телеграф, железные и шоссейные дороги, за исключением путей, имеющих местное значение, относятся к ведению центральных законодательных и правительственных учреждений республики Грузия.
3. Во всех остальных делах в области управления и вообще внутренней жизни Абхазии, как то: а) образование и вообще культурное строительство в Абхазии; б) органы местного самоуправления — земские и городские (руководство ими); в) суд, за исключением общих судебных установлений и сената; г) администрация; д) местное обложение; е) медицина и санитария; ж) обеспечение прав национальных меньшинств, живущих на территории Абхазии, и др. Абхазия автономна, и все это входит в компетенцию Абхазского Народного Совета.
9. Впредь до выработки общей Конституции республики Грузия в составе правительства последней находится министр по делам Абхазии.
10. Демократическая фракция Абхазского Народного Совета будет добиваться, чтобы изложенные положения были внесены в Конституцию Грузии".

На этом фоне фактически свершилась грузинская аннексия Абхазии. Карательные отряды грузинской гвардии оккупировали страну. Было грубо нарушено Соглашение от 9 февраля 1918 г. и только что подписанный Договор. Всякая автономия, как и государственность вообще, была ликвидирована. Эти действия Грузии происходили без учета волеизъявления населения Абхазии и носили чисто ультимативный характер. Абхазия была превращена в колонию Грузии!

Естественно, агрессия Грузии вызывала недовольство в стране, и к началу августа и этот АНС стал выходить из повиновения грузинской администрации. Так, 8 августа он принимает решение о создании комиссии по подготовке выборов в Абхазское Учредительное собрание, на котором Абхазия должна была полностью определить свое политическое устройство и решить проблему взаимоотношений с Грузией. Чтобы исключить нежелательное развитие событий, грузинская администрация нашла простой выход: депутатов, обвинив в "туркофильстве" и разогнав АНС (15 августа 1918 г.), заменили более покладистыми людьми прогрузинской ориентации. Реорганизованный АНС превратился в орган, удобный во всех отношениях для проведения грузинской политики в Абхазии и одобрения самых жестоких карательных мер по отношению к возмущающемуся населению страны. Растущее недовольство грузинской политикой охватило не только население, но и депутатов вновь созданного АНС, поскольку грузинская его сторона стала в открытую ставить вопрос о включении Абхазии в состав Грузии в качестве автономного образования [5].

Если учесть, что на момент принятия этого решения численность абхазцев в стране составляла 56%, а вместе с русскими, армянами и др. достигала 82% населения Абхазии (по отношению к 18% картвельского населения), вряд ли возможно, что они добровольно избрали в состав депутатов АНС 80% исключительно грузин? Очевидно, что этот состав не представлял население страны, которое (кроме 18% грузин) присоединяться к Грузии не желало, равным образом и у грузин не было и нет никаких исторических, этнографических и экономических оснований для притязаний на Сухумский округ. Были только побуждения Грузии попытаться захватить у обессилившей временно России очень ценную и дорогую провинцию. Грузия, свободная и молодая, не успев еще получить признание своей самостоятельности, проповедуя о правах малых народностей на самоопределение, прилагает все силы к тому, чтобы инкорпорировать в свои границы целую страну, поглотить целый, совсем не родственный грузинам, народ абхазский.

На заседании третьего АНС 9 октября 1918 г., которое проходило очень бурно, был поставлен вопрос о виновниках и соучастниках разгона второго АНС 15 августа. Депутаты потребовали "восстановить в правах насильственно распущенный Народный Совет, пользующийся полным доверием абхазского народа, с его законным президиумом". Здание Совета было тут же оцеплено грузинскими гвардейцами, а на следующий день и третий АНС был разогнан силой. Грузинское меньшевистское правительство ввело в стране военное положение. Абхазия оказалась полностью оккупированной войсками Грузии. Одновременно с этим при правительстве меньшевиков учреждается должность Министра по делам Абхазии, Сухумский округ объявляется генерал-губернаторством, начальник грузинского воинского контингента в Абхазии генерал Мазниев 23 июня 1918 г. взял на себя функции генерал-губернатора. В приказе № 3 по генерал-губернаторству он заявил себя представителем грузинской власти и потребовал от населения безоговорочного подчинения всем законам Грузинской Демократической Республики [6].

Грузинские политики видели, что такое дело, как выборы Абхазского народного совета нельзя было доверить самим абхазцам. Поэтому были приняты поправки в закон о выборах, где говорилось, что депутатами АНС могут быть избраны подданные Грузии, не проживающие в Абхазии, и те, кто получил право на жительство в Абхазии, и после 19 июля 1914 г. ясно, что результаты выборов были предрешены — Абхазский народный совет состоял в "подавляющем большинстве" из грузин, абхазов было "подавляемое меньшинство". Генерал Лукомский, например, в порыве бессильной злобы писал британскому командованию:
"Лучшим же выходом из создавшегося положения, как об этом и сообщалось английскому командованию, было бы преобразование из Сухумского округа, населенного главным образом абхазским народом и на владение которым Грузия не имела никаких прав, в нейтральную зону. Это разрешило бы все недоразумения, а крикливое, но бессильное грузинское правительство, конечно, покорилось бы этому решению".

Демократические принципы были святы для Грузии, поэтому Н. Жордания отдал распоряжение грузинской фракции АНС подготовить Акт об автономии Абхазии, что и было незамедлительно сделано. В общем текст этого акта содержит всего два пункта и 15 строчек. Так что долго напрягать свои мыслительные способности не понадобилось.

"Первый Абхазский Народный Совет, избранный на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права, на заседании своем от 20 марта 1919 г. от имени народов Абхазии постановил:
1) Абхазия входит в состав Демократической республики Грузия как ее автономная единица, о чем поставить в известность правительство Республики Грузия и ее Учредительное Собрание (сразу становится ясно, что Грузия и ее правительство ни сном ни духом даже не подозревали о такой инициативе! А кто-то злопыхательски что-то говорит об аннексии, об оккупации!
2) Для составления конституции автономной Абхазии и определения взаимоотношений между центральной и автономной властью избирается смешанная комиссия в равном числе членов от Учредительного Собрания Грузии и Абхазского Народного Совета и выработанные ею положения по принятию их Учредительным Собранием Грузии и Абхазским Народным Советом должны быть внесены в Конституцию Демократической республики Грузия".

Вот так, просто и ясно. Этот акт был практически сразу ратифицирован парламентом Грузии, но только дальше дело не пошло, слишком сильными оказались противоречия между Учредительным собранием Грузии и Абхазским народным советом, даже состоявшим в большинстве своем из грузин [7]. Попытка решить вопрос государственности путем предоставлении Абхазии автономии в составе Грузии была предпринята 20 марта 1919 г. Но чтобы узаконить такой акт, следовало разработать Конституцию Абхазии. Три варианта этого документа не получили одобрения вследствие принципиальных разногласий между АНС и НСГ по государственному устройству Абхазии. Центральное грузинское правительство стремилось к захвату фактической власти на месте и претендовало на безраздельную ее полноту [8]

Для того чтобы понять позицию грузинских политиков по отношению к стране и государственности Абхазии, мы приводим выдержки из выступлений депутатов высшего органа власти Грузии, из которых видно, насколько пронизаны ложью и ненавистью эти высказывания и чудовищны те цели, которые ставили перед собой эти деятели.

Из стенограммы заседания Учредительного собрания Грузии — обсуждение обстановки в Абхазии 2 августа 1919 г.:
"Наше правительство заключило договор, который предоставлял Абхазии всякие права и никаких прав не предоставлял Грузии. Это большое преступление нашего правительства. В договоре имеется не одна туманная статья, в соответствии с этими статьями говорят, что Абхазия уже независима. Что видим? Какое сегодняшнее политическое положение в Абхазии? Она имеет высший законодательный орган, это — Народный Совет, она имеет свою территорию, имеет свое правительство, то есть — все элементы независимого государства. С этой трибуны должно быть сказано: независимость Абхазии есть абсурд. Там, на наш взгляд, никакое правительство не нужно, не нужен и орган, обладающий функциями Учредительного Собрания, как это имеет место сегодня. Есть Абхазия, есть территория Абхазии, на этой территории должны создать определенное управление и когда мы такой орган создали, и там допустили ошибку, назвав его не Народным Советом Абхазии, а абхазов. Если Абхазия представляет из себя территорию, а не народ, такое название даже для этого законодательного органа недопустимо...
Даже если дворяне всей Абхазии станут абреками или разбойниками, даже если напишут письма Клемансо, Ллойд-Джорджу и всем, все равно против них необходимо проводить жесткую политику...
Так же непримиримо следует относиться к приехавшим из России, которые осели в Абхазии и там распространяют все свои чувства. В то же время, мы с ними проводим переговоры. В этом наша вина.
Среди окраин самой опасной является Абхазия. Опасна потому, что государственности и независимости Грузии оттуда угрожает северный враг — Россия.
Абхазский народ настроен против грузин и, не дай Бог, на фронте наше положение осложнится, мы можем потерпеть катастрофу в Абхазии. Часто проводятся большевистские митинги в Сухуми и в других поселках Абхазии, где агитаторы выступают против Грузии, принимают соответствующие резолюции... Такое враждебное действие против Грузии ведется и в самом Абхазском Народном Совете...
Этот Абхазский Совет избран по странному правилу и системе, в силу которых избирательное право предоставлялось и не подданным Грузии... Если оставим формальную сторону и взглянем на предмет глазами реальных интересов, уверяю — для нас настоящее избирательное правило весьма вредно и невыгодно... В Народном Совете Абхазии должны быть надежно защищены наши государственные интересы, так как большинство в этом учреждении находится в руках нашей правящей партии; здесь должна быть гарантия нашей государственной и политической прочности в Абхазии.
В общем, в Абхазии почва зыбкая. Идет большое антигрузинское движение, которым руководят и которое углубляют русско-армянские большевики, деникинцы и одна часть абхазской интеллигенции..."

Проект Положения об автономном управлении Абхазией был разработан 29 декабря 1920 г. Поскольку этот процесс происходил без участия абхазской стороны, он не нашел одобрения на заседании НСА 4 января 1921 г. (В мае 1919 г. АНС был переименован в НСА — Народный Совет Абхазии.) Только 21 февраля Учредительное собрание Грузии односторонне утвердило это Положение одновременно с Конституцией Грузинской Демократической Республики, которая через несколько дней перестала существовать как государство. А уже 4 марта 1921 г. в Абхазии вновь установилась советская власть.

Приводим выдержки из Положения об управлении автономной Абхазией от 21 февраля 1921 г.:
"До принятия Конституции республики Учредительное Собрание Грузии публикует нижеприведенное временное Положение об управлении автономной Абхазией:
1. Абхазия от реки Мехадыр до реки Ингури и от берегов Черного моря до Кавказского хребта — неотъемлемая часть республики Грузия и в этих границах автономно управляет своими внутренними делами.
2. Автономная Абхазия имеет свой местный законодательный орган — Народный Совет, избираемый на два года гражданами обоего пола по всеобщей, прямой, равной, тайной и пропорциональной избирательной системе.
3. Ведению автономного управления Абхазии подлежат все земли и владения в пределах Абхазии и все живущие там лица, согласно общим законам республики.
Государству же принадлежат все недра земли, согласно общим законам республики.
7. Государственным языком Абхазии является грузинский. Но Народный Совет вправе ввести для пользования... местные языки.
11. Члены Народного Совета Абхазии, представители ее исполнительской власти, а также служащие учреждений автономной Абхазии дают клятву или обещание на верность Конституции республики Грузия. (?)
25. Право общего и частичного пересмотра Положения об автономной Абхазии принадлежит как Парламенту Грузии, так и Народному Совету. Право пересмотра и утверждения самого положения осуществляет Парламент Грузии в определенном законом порядке" (?)[9].

На протяжении последующего периода, вплоть до 1921 г., происходил ряд событий, при которых Абхазия, в условиях оккупации грузинскими войсками, пыталась освободиться от мертвой хватки своего соседа и "друга". Имели место последующие разгоны административной власти, попытки принятия решений прогрузинской или проабхазской стороной, взаимные раздоры и, наконец, изгнание в 1921 г. грузинских войск с территории Абхазии силами Добровольческой армии генерала Деникина. На изменение государственности Абхазии это влияния не оказывало. В условиях аннексии вопрос независимости страны решен быть не мог. Следует отметить, что все экстремистские действия по отношению к Абхазии совершались страной, которая самоопределилась всего год назад и до 26 мая 1918 г. не существовала, а на этот период еще не была признана как государство ни одной страной мира [10].

Как известно, первая попытка установить советскую власть в Абхазии в 1918 г. успеха не имела, она не была поддержана населением. Но когда страна побывала в смертельных объятьях Грузии, точка зрения народа на такую "дружбу" изменилась. Уже 31 марта 1921 г. в Абхазии была декларирована независимость государства в виде ССР Абхазии и воплощена в жизнь идея о политическом, национальном и государственном суверенитете. Подтверждением отсутствия факта добровольного воссоединения Абхазии с Грузией служит Обращение от 20 февраля 1921 года Ревкома Абхазии к абхазскому народу о начале вооруженного восстания и призывом к оружию, которое гласило: "В то время, когда Советская Россия провозгласила полную автономию всех малых народностей бывшей Российской империи — Башкирии, Киргизии, Туркестана, Азербайджана, Дагестана и всех горских народов Терека, меньшевистское грузинское правительство кровью и железом подавляло законное стремление абхазского, юго-осетинского и аджарского народов к автономии". И, как показала дальнейшая история, эти слова в полной мере применимы к последующим событиям, особенно после 1990 г., когда Абхазия вновь начала борьбу за восстановление своего суверенитета.

Хроника исторических событий и фактов этого периода представлена следующим образом:

1917 г.

10 марта — сформирован Комитет общественной безопасности Сухумского округа (орган Временного правительства России), который возглавил князь А. В. Шарвашидзе (Чачба). Была создана и милиция во главе с князем Т. Маршания.
Май — основан Союз объединенных горцев Кавказа.
20 октября — делегация Абхазии (Комитета общественной безопасности Сухумского округа) приняла участие во Владикавказе в подписании договора о создании Юго-Восточного Союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей (вскоре распался).
25 октября (7 ноября) — октябрьский переворот в России, низложение Временного правительства и захват власти большевиками.
26 октября — создается Закавказский Центральный комитет общественной безопасности.
3 ноября — заседание межпартийного Национального совета Грузии, на котором поставлен вопрос, привлечь к объединению в составе Грузии и Абхазию.
8 ноября — на Съезде абхазского народа в Сухуми сформирован Абхазский народный совет. Принята Декларация съезда абхазского народа, а также Конституция Абхазского народного совета.
Ноябрь — образована Горская Республика, в состав которой входила Абхазия, в руководстве республики ее представлял С. Ашхацава.
11 ноября — в Закавказье создается независимая от России власть.
19 ноября — созывается первое собрание грузинского народа (I Национальный съезд) под руководством меньшевиков и проводится первое заседание Учредительного собрания Грузии.

1918 г.

9 февраля — в период существования Особого закавказского комитета Абхазский народный совет и Национальный совет Грузии заключили Соглашение о восстановлении независимого государства Абхазии с указанием границ ее исторической территории.
10 февраля — на первом заседании был организован Закавказский сейм, подписавший договор с Турцией.
16—21 февраля — первая попытка установления большевистской диктатуры (советской власти) в Абхазии. В Сухуми создан Военно-революционный комитет (председатель Ефрем Эшба). Бесчинства большевиков-матросов Черноморского флота (крейсера "Дакия", миноносца "Дерзкий"). Массовое сопротивление большевистским узурпаторам власти возглавил Абхазский народный совет. К 21 февраля Военно-революционный комитет был ликвидирован.
22 февраля — заседание Закавказского сейма, на котором был принят Акт независимости Закавказья в составе Грузии, Армении и Тюрки (Азербайджан).
18—20 марта — в Сухуми проходили заседания марионеточного Абхазского народного совета, который был позже переименован по требованию Грузии в Народный совет Абхазии.
Март — абхазские вооруженные формирования "Кераз" изгнали из Гагр грузинских меньшевиков, а 8 апреля меньшевики покинули Сухум.
9 апреля — торжественно заявлено в Закавказском сейме об отделении Закавказья от России. При этом речь об Абхазии не шла.
8 апреля — 17 мая — вторая попытка установления советской власти в Абхазии (распространилась на всю территорию бывшего Сухумского округа, за исключением Кодорского (Очамчирского) участка).
22 апреля — Закавказский сейм провозглашает независимость Закавказской Федеративной Демократической Республики от Советской России (РСФСР).
27 апреля — в Абхазии создается окружная Красная Гвардия.
Начало мая — Закавказский сейм направляет через Кодорское ущелье 600 боевиков, которые были разбиты самурзаканскими ополченцами.
10 мая — на Кодорском участке высаживается грузинский вооруженный десант, поддержанный князьями и дворянами он прорывается в Абхазию, 17 мая пал Сухум, затем Новый Афон и Гудаута. Грузинские войска подошли к Гагре.
11—26 мая — часть Абхазского НС вместе с А. Шарвашидзе приняла участие в Батумской мирной конференции, которая проходила под председательством министра юстиции Оттоманской империи Халылбея и при участии Германии, Закавказской Федеративной Республики (Грузия, Армения, Азербайджан), Союза объединенных горцев Кавказа, было принято решение о независимости Северо-Кавказской Республики, куда вошли Дагестан, Чечня, Ингушетия, Осетия, Карачай, Балкария, Кабарда, Адыгея и Абхазия.
17 мая — под видом борьбы с большевиками в Абхазии происходит захват, оккупация и аннексия Абхазии (Сухума и Сухумского округа) войсками Закавказской Федеративной Демократической Республики под командованием В. Дугели.
26 мая — последнее заседание Закавказского сейма, принявшего акт о создании независимого государства — Грузинской Демократической Республики. Абхазия в состав этого государственного образования не входила, что подтверждается отсутствием какого-либо документа по этому поводу. В соответствии с этим актом Грузия втягивается в германо-турецкий империалистический союз.
11 июня — между правительством Грузинской Демократической Республики и Абхазским народным советом заключен договор о предоставлении Абхазии широкой внутренней автономии и военной помощи.
18—22 июня — в Абхазию в нарушение соглашения введены регулярные воинские подразделения генерала Мазниева, что явилось началом оккупации Абхазии.
12—13 сентября — делегация Абхазского народного совета обращается к командованию российской Добровольческой армии (генералу М. С. Алексееву, возглавлявшему казачьи формирования Кубани) с просьбой освободить Абхазию от грузинсой оккупации.
4 октября — Национальный совет Грузии переименован в Парламент Грузии.
10 октября — Грузинское правительство расформировало Абхазский народный совет за "попытку государственного переворота с целью отторжения Абхазии от Грузии", арестовало руководителей, установивших контакты с Добровольческой армией. Чрезвычайным комиссаром Сухумского округа назначен Ч. Чхиквишвили. Началась подготовка к выборам в Абхазский народный совет.

1919 г.

Январь — Добровольческая армия И. А. Деникина начинает поход на Сухуми, выдвигая правительству Грузии претензии на Абхазию, как часть "единой неделимой России". Грузинские войска отражают наступление.
12 марта — созыв Учредительного собрания Грузии.
18—22 марта — первое заседание вновь избранного на "демократической основе" Абхазского народного совета принимает постановление о том, что Абхазия входит в состав Демократической Республики Грузии в качестве автономной единицы.
Март — восстановлено историческое название Абхазии; Гагра, Гудаута и Очамчири переименованы в города, а участки — в уезды.
1 мая — на Парижской конференции грузинский генерал И. Одишелидзе утверждал, что вся полоса побережья Черного моря до Анапы и Кубани принадлежит Грузии и что вплоть до присоединения Грузии к России границей Грузии была река Макопсе в окрестностях Туапсе.
29 сентября — заявление 14 депутатов Народного совета Абхазии на имя правительства Грузии о бесчинствах меньшевистских властей в Абхазии.

1920 г.

Март — воззвание Сухумского окружного комитета РКП(б) о бойкоте выборов в Учредительное собрание Грузии.
Весна — выборы в Учредительное собрание Грузии (в некоторых районах Абхазии бойкотируются).
7 мая — подписан сепаратный договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Грузинской Демократической Республикой, по которому Россия, в ответ на обещание Грузией разрешить действие на своей территории коммунистической партии, дала официальное согласие на противоправное присоединение Абхазии к ГДР.
25 сентября — в Абхазии развернулось партизанское движение против грузинских захватчиков.

1921 г.

С 11 на 12 февраля — революционное восстание в Грузии, свержение власти меньшевистского правительства.
16 февраля — образован Революционный комитет Грузии.
17 февраля — подписан протокол заседания Кодорского ревкома о подготовке вооруженного восстания в Абхазии против грузинских оккупантов. Телеграмма чрезвычайного комиссара юга России Г. К. Орджоникидзе о готовности Красной Армии прийти на помощь восставшему абхазскому народу в борьбе против грузинских меньшевиков.
21 февраля — Учредительное собрание Грузии в спешном порядке принимает Конституцию Грузинской Демократической Республики и односторонне утверждает Положение об управлении автономной Абхазией в составе Грузии.
24 февраля — обращение Ревкома Абхазии к трудящимся страны с призывом к восстанию против меньшевистского грузинского режима.
Февраль — в Абхазии начались бои с меньшевистскими грузинскими захватчиками.
24 февраля — 31-я дивизия 9-й кубанской армии освобождает Гагру.
26 февраля — освобождает Гудауту.
25 февраля — части 9-й армии занимают Тифлис. Вслед за разгоном Учредительного собрания принимается акт о создании Грузинской Советской Социалистической Республики.
4 марта — установлена советская власть в Абхазии. Абхазы вместе с русскими разгромили Мазниева, освободили Сухум, к 8 марта вся территория Абхазии до Ингура освобождена от захватчиков.
6 марта — сформирован новый Ревком Абхазии в составе Е. Эшба (председатель), Н. Лакоба и Н. Акиртава. Создано Оргбюро РКП/б в Абхазии.
8 марта — II Областной съезд трудящихся горцев в своем обращении к Ревкому Абхазии "выражает уверенность, что возврата к меньшевистско-буржуазному правительству не будет".

На основании документальных материалов по истории ХIХ—ХХ столетий можно прийти к следующим основным выводам.

  1. Абхазия, в отличие от Грузии, не утеряла полностью своей государственности с присоединением к России. С июля 1810 по июнь 1864 г., а фактически до 1883 г., Абхазское княжество сохраняло "автономное правление" в составе Российской империи. С точки зрения международного права суверенитет Абхазии продолжал сохраняться de jure и de facto.
  2. После упразднения Абхазского княжества (июнь 1864 г.) и кровопролитных восстаний 1866 и 1877 гг. абхазы за неоднократные возмущения объявлены царским правительством "виновным населением". Десятки тысяч абхазов вынуждены были покинуть родину и переселиться в Турцию и страны Ближнего Востока, а на их места начиная с 70—80-х гг. XIX в. из прилегающих районов хлынули представители иных народов, в основном мегрелы. Этно-демографическая ситуация в стране начала резко меняться.
  3. Неконтролируемое заселение Абхазии оказалось настолько бурным, что это насторожило царские власти. Был ограничен поток переселенцев, но сам процесс продолжался непрерывно.
  4. В период между 1810 и 1917 гг. Абхазия никому не передавала своего суверенитета.
  5. Абхазия в борьбе за свою независимость заключала военные и политические союзы с соседними странами. Это подтверждает тот факт, что Абхазия de jure и de facto оставалась субъектом международного права, т. е. суверенным государством.
  6. После распада Российской империи, в ноябре 1917 г., провозглашена Горская Республика (Северо-Кавказская Республика). Наряду с другими северокавказскими странами в нее вошла и Абхазия. Тем самым de facto была восстановлена абхазская государственность, упраздненная в 1864 г.
  7. На Съезде абхазского народа 8 ноября 1917 г. в Сухуми избран первый парламент — Абхазский народный совет, принявший Конституцию и Декларацию абхазского народа.
  8. Еще до момента образования Грузинской Демократической Республики (ГДР) Абхазия как субъект международного права заключила с ЗДФР Соглашение от 9 февраля 1918 г., которое подтверждает суверенитет и территориальную целостность Абхазии в пределах границ от р. Мзымта до р. Ингур. Взаимные отношения строились на основе равноправия сторон.
  9. В Соглашении от 9 февраля 1918 г. "по вопросу установления взаимоотношений между Грузией и Абхазией" нет ни слова об автономии, все попытки грузинских политиков и историков утверждать обратное не имеют никаких оснований.
  10. Грузия, провозгласившая себя независимой республикой 26 мая 1918 г., на основе навязанного Абхазии договора от 11 июня 1918 г. при прямой поддержке Германии оккупировала территорию Абхазии во второй половине июня 1918 г. Правительство Горской Республики выразило Грузии протест и расценило эти действия как акт агрессии против Абхазии и всего северокавказского государства.
  11. К моменту образования Грузинской Демократической Республики Абхазия являлась независимой страной не входящей в состав Грузии, при этом территориальные границы Грузии определены не были. Следовательно, на момент провозглашения и подписания Акта о независимости Грузии от 26 мая 1918 г., в котором вообще отсутствует упоминание об Абхазии, эта самостоятельная de jure и de facto страна находилась вне пределов Грузии и оставалась суверенным государством.
  12. Договор между Абхазией и Грузией от 11 июня 1918 г. de jure и de facto подтвердил полный суверенитет Абхазии.
  13. На протяжении трех лет (1918—1921) Грузия в условиях оккупации ею Абхазии пыталась юридически оформить присоединение Абхазии к своей территории. Это действие было осуществлено односторонним решением Учредительного собрания Грузии, принявшего 21 февраля 1921 г. Положение об управлении автономной Абхазией, но потери суверенности de jure это не означало, так как все предпринятые акции производились без согласия народа страны, а территориальные границы сохранялись неизменными. Кроме того, изменение статуса независимого суверенного государства не отражено в Конституции Абхазии — официальном документе. Поскольку взаимоотношения между странами не были официально оформлены, то они юридически являлись не обязательными для обеих сторон.
  14. В борьбе со своими врагами Абхазия как суверенное государство обращалась за помощью к соседним странам — к России в начале XIX в., государствам Северного Кавказа в 1917—1918 гг., а также в борьбе с большевиками в 1918 г. к Грузии. Все страны — защитники и помощники понимали это обращение по-своему. В частности, Грузия под видом военной помощи произвела аннексию Абхазии. Оккупация продолжалась с 1918 по 1921 г. до момента прекращения существования Грузинской Демократической Республики. В этот период в Абхазии подавлялось любое проявление самостоятельности, имели место постоянные жестокие карательные операции по отношению к народу страны, разгон органов власти независимой Абхазии и практически имела место колонизация страны страной-агрессором — Грузией.
  15. Все договоры и соглашения, заключенные между Абхазией и Грузией в течение трех лет с 1918 по 1921 г., хотя и подтверждают суверенитет Абхазии de jure, не могут иметь юридической силы, так как были навязаны в период оккупации и колониального порабощения Абхазии Грузией. Таким образом, Абхазия с 1917 и до 1921 г., оставаясь de jure суверенным государством и субъектом международного права, воспользоваться de facto правами суверенного государства не могла, поскольку находилась в положении оккупированной страны.
  16. Договоры, соглашения и решения государственных органов Грузии по отношению к Абхазии в период 1918—1921 гг. (в том числе и подтверждающие суверенитет Абхазии) нельзя считать легитимными и юридически правомерными, так как:
    • Абхазия в этот период переживала переходный период, при котором шел поиск формы государственности при наличии противоборствующих как внутренних, так и внешних сил; государственные структуры и их решения формировались под давлением этих, в первую очередь внешних, сил;
    • в зависимости от воздействия внешних сил, а ими являлись оккупация, аннексия и колонизация страны Грузией, экспансия Турции, развитие революционного большевистского движения, вторжение Добровольческой армии Деникина, поддержка со стороны Союза горских народов, и каждое из этих событий формировало те или иные политические взгляды в абхазском обществе; в стране принимались противоречивые политические и международные решения в области государственного строительства;
    • сами страны — соседи Абхазии, находились в аналогичном положении. Грузия, например, первоначально являлась частью ЗДФР, затем стала самостоятельной, а в 1921 г. прекратила свое существование как независимое государство. Попытки провести в жизнь соглашения, принимавшиеся в этот период и предусматривавшие принятие Абхазией Конституции, определявшей и утверждавшей ее статус как суверенного государства, не увенчались успехом. Грузия в нарушение соглашений силовым образом пресекала попытки принятия таких документов. Те соглашения, которые принимались в период оккупации, каждый раз теряли свою силу при смене политического режима или форм государственности и отсутствии политической и государственной преемственности. По этой причине они не могут быть признаны действующими на момент окончания переходного периода с его хаосом и нестабильностью. Поэтому все события, имевшие место в Абхазии в 1918—1921 гг., следует рассматривать в контексте гражданской войны, становления государственности.
  17. Договор между Советской Россией и Грузией от 7 мая 1920 г., который признавал Сухумский округ (но не Абхазию) в составе Грузинского государства, не имел правовой силы, так как Абхазия за два года до подписания этого документа была оккупирована Демократической Республикой Грузией в результате военной интервенции. Таким образом, этот документ является признанием одной стороной факта аннексии, совершенного другой стороной. Сам же договор потерял силу после оккупации Грузии Советской Россией. Вместе с тем необходимо отметить, что после заключенного 7 мая 1920 г. договора страны Антанты, и в первую очередь Англия, вынуждены были признать Грузию сферой влияния Советской России.
  18. "Автономия" Абхазии не была юридически оформлена. Лишь в последние дни существования республики, 21 февраля 1921 г. Учредительное собрание Грузии (выборы которого абхазское население бойкотировало) приняло Конституцию Грузии, грубо нарушив п. 2 Акта от 20 марта 1919 г. В Конституции упоминалось некое автономное управление Абхазией (Сухумской области?), Батумским краем и Закатальской областью (ст. 107).
  19. Конституция Грузии так и не вступила в силу. 25 февраля 1921 г. Тифлис стал советским.
  20. Принятие Конституции Грузии с положениями, распространяющимися на Абхазию, не создает для последней прав и обязанностей, поскольку эти положения не были приняты легитимным порядком и не отражены в Конституции Абхазии либо в других правовых актах, выражающих суверенную волю народа страны.
  21. Политика оккупационных грузинских властей в Абхазии вызывала крайнее недовольство многонационального населения страны, что способствовало установлению здесь советской власти 4 марта 1921 г. Новый режим воспринимался как избавление от вооруженного вмешательства, оккупации и колониального правления Грузии в Абхазии.


[1] Сумбатов А. В мощных объятьях. Пг., 1919.
[2] Лакоба С. Указ. соч. С. 24—25.
[3] Махарадзе Ф. Советы и борьба за советскую власть в Грузии, 1917—1921 гг. Тифлис, 1928. С. 138.
[4] Кварчия В. Очерки по истории Абхазии http://www.abkhazia.narod.ru/publ2.htm.
[5] Лакоба С. Указ. соч. С. 56.
[6] История Абхазии. Сухуми, 1991.
[7] Кварчия В. Указ. соч.
[8] Лакоба С. Указ. соч. С. 67.
[9] Положение об управлении автономной Абхазией. 21 февр. 1921 г. ЦГИАГ. Ф. 1833. Оп. 1. Д. 863. Л. 93—95 (на груз. яз.).
[10] Лакоба С. Указ. соч. С. 67.

© 2003 Т.М.Шамба, А.Ю.Непрошин
© 2003 Интернет группа "Абхазия - страна души"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Сайт управляется системой uCoz