Глава 2
Абхазы - древнейший этнос с самобытной культурой

2.1. Становление этноса

Анализ древней истории абхазского народа свидетельствует, что эта нация имеет корни, уходящие в прошлое на несколько тысячелетий, и что жили древние абхазы в Западном Закавказье, точнее в районе современной Абхазии, временами охватывая территории от северного окончания Кавказского хребта до Трапезунда, в пределах границ нынешней Турции, и до Армении. Историческая наука представляет две версии зарождения человечества в Закавказье. Согласно первой, население этого края образовалось из остатков тех народов, которые шли из Азии в Европу. По второй - Кавказ сам является колыбелью человечества и местом зарождения так называемой кавказской расы [1]. Подтверждением раннего заселения этого края служит обнаружение стоянки палеолитического человека с древнейшими кремниевыми орудиями. Майкопские ножи по времени соответствуют второму городу Трои Шлимана, а рисунки на майкопских сосудах подобны изображениям на Месопотамском бронзовом блюде. Следовательно, человек обитал в этих краях еще в допотопные времена.

С. Ашхацава историю Абхазии условно делит на пять эпох.
1. ХI в. до н. э. - I в. н. э.
2. I-ХV вв. .
3. Период княжеств (ХV в. - 1863 г.) .
4. Период от подчинения России и до 1917 г.
5. Современная эпоха.

Согласно С. Ашхацаве самыми древними племенами Кавказа были «наири», жившие уже в начале эпохи железа и отличавшиеся воинственностью. Так, Салманасар I (Шульману-ашаред) примерно за 1300 лет до н. э. выстроил несколько городов для защиты Ассирии от племен наири. Ассирийский царь Тиглатпаласар I (Тукульти-апал-Эшарра, 1115-1077 гг. до н. э.) [2] первым вторгся в землю Наири. Об этом сделаны две монументальные записи, одна - на искусственно стесанной скале западнее озера Ван, другая - на восьмигранных призмах в развалинах Ашура.

В период возвышения Урарту появляется и племя урартов, но его цари носят титул царей Наири. Культура Наири носила месопотамский, ассиро-вавилонский характер. В стране Наири с глубоких времен существовали многочисленные города, о которых упоминается и в надписях царя Тиглатпаласара I. Это Сугуния, резиденция могущественных царей Арие и Аия, позже - Диоскурия времен великого Сезострата. И только после ухода с исторической сцены Урарту в VI в. до н. э. в разных пунктах Закавказья появляются иные племена - армяне, колхи и др., племенные наименования которых начинают фиксироваться только с IV в. до н. э., но до христианских времен ни одно из них не смогло создать сколь-нибудь значительного государства. Также приводится сообщение о прибытии еще до 1300 г. до н. э. в Колхиду, в богатый город Эа, где правил Аэт (Аия), греческих героев: Фрикса, аргонавтов и Одиссея. Как известно, согласно Страбону, в ту пору уже существовали на Абхазской земле города Питиус и Диоскурия. [3]

С наступлением христианской эпохи, как сообщает С. Ашхацава, как организованное государство выступают абхазы. К 457-474 гг. при императоре Льве Абхазия имеет сношения с Византией. В те дни царь абхазов посетил с визитом Константинополь, дабы «увидеть блаженного Льва, царя греков».

По И. А. Джавахишвили, «на Кавказ пришли те из грузинских (?) племен, которые в истории были первыми известны и жили севернее других. В таком случае первыми вошли Абхазы, Абшелы, Сваны и др. Затем (после них) Колхи и Касхи и жили они гораздо южнее территориально, а последующее движение (народов с юга) их отодвинуло на север; благодаря этому, конечно, следы пребывания Абхазов, Абшелов и др. сохранились в географических названиях современной Западной Грузии, и тот, кто займется изучением этого материала, безусловно найдет для себя благодатную почву». [4]

Возникает вопрос: почему историческая наука не приводила раньше эти сведения? С. Ашхацава указывает на несколько причин.
1. До начала ХХ в. наука была молода, не обладала необходимой методологией и средствами для того, чтобы заглянуть в глубь веков
2. Не было задания охватить всю историю всего человечества путем изучения составных частей.
3. Разрозненность буржуазного мира с национал-шовинистическими стремлениями ярко выражалась в работах историков всех наций.
4. Историческая литература обслуживала в ту пору нужды религии.
5. Если и были какие-либо сведения об Абхазии, они не использовались «грузинскими» историками ХVII и более поздних веков, так как они не задавались целью писать историю Абхазии.

С нашей стороны следует добавить, что и современные грузинские историки не только не приводят или освещают, но всячески замалчивают объективные исторические факты, относящиеся к Абхазии, и в угоду национал-шовинистической верхушке страны умышленно искажают, фальсифицируют историю.

В соответствии с данными историков формирование абхазской народности начинается во II-I тысячелетии до н. э. и заканчивается в VII - начале VIII в. Важность этого периода заключается в том, что в его хронологических рамках удается проследить эволюцию предков абхазского народа. В основе языка этого народа лежит праязык, на котором разговаривали в этих местах еще в III-II тысячелетиях до н. э. Развитие абхазов носило последовательный и поступательный характер, культура обогащалась через общение с другими, в том числе более развитыми народами. Налицо этническая связь абхазов с территорией своего современного проживания. В надписях царя Тиглатпаласара I вариантом названия племен «кашка», обитавших изначально во второй половине II тысячелетия до н. э. в Малой Азии к северу от хеттов, встречаются «абешла», в античных источниках трансформирующиеся в «апсилы» и «абазги», но автор исследования не приобщает их к так называемым «грузинским племенам». Наряду с этим он просматривает связь этих племен с cеверо-кавказским миром. Он связывал апсилов с племенем абешла, известного по ассирийским источникам XII в. до н. э. [5] В этом случае имеет место преемственность этнонимов: абешла, апшила, абсилы, обезы, абхазы и т. д.

Согласно Л. Загурскому срединную часть Кавказского края и западную часть Закавказья занимают группы народов, родство которых с другими народами еще не отыскано, и к ним он относит и абхазов, как одного из представителей народов Западно-Горской группы. Это: а) абхазы (азега), обитающие в Сухумском округе - 32 тыс. чел., и абазинцы - 10 тыс. чел., обитающие на юго-востоке Кубанской области, все азега - 42 тыс. чел.; б) черкесы (адыги) - кабардинцы, абадзехи, бжедухи, шапсуги, бесленеевцы. Все они говорят на одном языке, но имеют два наречия. Всего адыгов - 130 тыс. чел. Эта группа относится к европейской расе, но их язык не имеет родства с языками других народов мира. Известный немецкий ученый Фридрих Миллер назвал такие народы особняком стоящими (isolirte Volker) [6] .

Их этногеографический ареал представляет собой территорию нынешней Абхазии, и хотя в разные годы они занимали обширные земли и севернее, и восточнее этого региона, но она всегда составляла базу их расселения с середины I тысячелетия до н. э. К концу I в. н. э. образовалось несколько раннефеодальных предабхазских княжеств, которые несколько веков взаимодействовали друг с другом и с соседними народами. [7]

Грузинский историк Алексидзе сообщает, что время появления терминов «апсуа» (самоназвание абхазов) и «Апсны» (по-абхазски - страна абхазов) не установлено, а также, что географическое название «Абхазия» и этноним «абхаз» происходят из грузинского языка. [8] Как отмечает С. Шамба, ни один из серьезных ученых до сих пор не оспаривал факт связи термина «апсуа» и племени «апсилов», зафиксированных на территории Абхазии с I в. н. э. [9]

В древнейших летописях, в том числе «грузинских», этноним «абхазы» и «Абхазия» встречаются с конца V в. до н. э., а еще за семь веков до этого милетские поселенцы образовали в Восточном Причерноморье несколько колоний; на кавказских берегах, заселенных абхазами, появляются города и связанная с ними государственность. К III в. до н. э. весь быт местного населения, в том числе и народов горных долин, пропитан элементами греческой культуры. За 100 лет до н. э. колонии попали под власть понтийского царя Митридата. После него - Римская империя. Как свидетельствует Страбон (при царе Митридате его дядя был правителем этой области), в этот период в Закавказье обитало множество племен (по разным источникам от 70 до 300), и римляне, административный центр которых находился в Диоскурии (Сухум), вынуждены были содержать в нем невероятное количество переводчиков для сношения с этими народами. В ту пору наблюдался расцвет бывшей греческой колонии Багры (Гагра) и милетской колонии Питиунта (нынешней Пицунды). До настоящего времени существуют памятники римского владычества в Новом Афоне - древней Анакопии, или Никопсии, которая была основана греческими колонистами и являлась резиденцией абхазских правителей в VIII в.

Нынешний Сухум - греческая колония Диоскурия, по преданию основанная Кастором и Поллуксом. В период правления римлян при Помпее это был большой город. В IV в. он известен как Себастополис. [10]

В российской историографии также упоминаются абхазы. У летописца Нестора имеются сведения, что народ «абеза» (позже - обезы) при князе Владимире приходил в Киев на строительство церкви Св. Софии. Затем известно, что в ХII в. русские дошли до г. Абезы (Гагра) [11]. В 1154 г. состоялась женитьба великого князя Изяслава Мстиславича (внука Владимира Мономаха) на «абазинской княжне - христианке» - из «обезов» [10]. Карамзин также подтверждает этот факт, но предполагает, что это была дочь царя Дмитрия I (1125-1154), сестра Георгия III, отца Тамары Великой, ибо с 985 г., когда образовалось Абхазское царство, «обезами» называли абхазов - «грузин» [12]. На наш взгляд, такое толкование ошибочно, поскольку понятие «грузины» появилось примерно на пять-семь веков позже, и хотя имеется вероятность, что отцом княжны был или картвел, или имеретинец, но в равной мере это мог быть и абхазец.

В VI-VIII вв. н. э. особое значение приобрели транскавказские перевальные дороги, благодаря которым через территорию Абхазии прошли ответвления Великого шелкового пути, связывавшего Средиземноморье с Индией и Китаем. На протяжении VII-VIII вв. отдельные абхазские княжества стали объединяться, и этот процесс завершился формированием абхазской народности и созданием единого абхазского государства. [7] Перевальные дороги сыграли важную роль в становлении раннефеодального Абхазского царства, когда в конце VIII в. в условиях ослабления Византии выступил Хазарский каганат, включивший к тому времени в свои границы Северный Кавказ. Последующая история Абхазского царства вновь связана с Византией, стимулировавшей его расцвет в Х в. и оказывавшей воздействие на жизнь в крае до самого своего заката в XV в.

Поскольку абхазский князь Феодосий I, правивший в конце Х в., не имел наследников, он в 985 г. признал своим преемником сына царя Гургена, который под именем Баграта III правил по 1014 г. После него все дальнейшие цари стали называться царями Абхазо-Имеретинскими и резиденцией имели Кутаис в Имеретии или Никопсию (Новый Афон) в Абхазии. В начале ХII в. царь Абхазо-Имеретии и Карталинии Давид II Возобновитель отвоевал у арабов Тифлис и перенес туда свою резиденцию, а Верхнюю Абхазию под названием Зихии отдал в удел потомкам Ширван-Шахов - князьям Шарвашидзе, объявившим себя в 1239 г. независимыми, а когда Имеретинское царство в 1462 г. распалось, княжество отложилось от него и фактически. При этом территория Зихии была расширена за счет присоединения к ней Южной Абхазии (Сухум и его область). Таким образом, с конца XI и до середины XIII в. Абхазское княжество на автономных началах входило в состав Царства абхазов и картвелов, а позднее частично (Верхняя Абхазия) было аннексировано соседствующей с ним с востока Мегрелией. [13]

XIV-XV вв. характеризуются в истории края возрождением и углублением средиземноморских связей. Особую в этом роль сыграли фактории Генуи на побережье Абхазии, оставившие глубокий след в местной экономике, политической истории и культуре. В этот период вновь оживают перевальные пути, связавшие приморские центры с Северным Кавказом и Поволжьем (Золотая Орда) [14].

Нарастание турецкого присутствия с конца XV в. ослабило, а затем и вовсе прервало традиционные связи с Европой. К концу ХV в., после взятия турками Константинополя и падения Византийской империи, Абхазско-Картвельское царство распадается на три царства и пять княжеств, а внутренние трения среди самих царей и князей вызывали взаимную вражду и братоубийственные войны. Этот период - эпоха наибольшего упадка во всех сферах жизни разрозненных частей бывшего Абхазского государства. [15] XVIII в. прошел под знаком преимущественных воздействий в крае Османской империи, использовавшей Абхазию в качестве главного плацдарма в завоевании Западного Кавказа.

Абхазия - страна яркой языческой культуры, истоки которой уходят в верхнепалеолитическую эпоху. Характерные черты этой культуры - ритуальная окраска тела многоцветной татуировкой, прослеживаемая до раннежелезной эпохи, поклонение рощам, деревьям, животным, стихиям, отмечаемые путешественниками и в античную эпоху, и в позднее средневековье; обряд вторичного захоронения в дольменах и кувшинах, известный по памятникам бронзовой и ранней железной эпох, и вновь получивший распространение в позднем средневековье в форме подвешивания умерших на деревья, обычай кремации умерших и захоронения их на специальных площадках либо в кувшинах, отмеченный в памятниках раннежелезной и позднеантичной эпох, их разнообразие (свыше 80 признаков языческого погребального обряда у апсилов в III в. до н. э. - VII в. н. э.); места поклонения горным духам на перевалах и у горных троп, где скапливались разнообразные приношения (наконечники стрел и другие предметы) в XI-XV вв. Наблюдались факты возрождения язычества в XVIII в., его самобытные и разнообразные пережитки имеют место и в сегодняшнем быту абхазов. [14]

Абхазия также страна древнейшего на Кавказе православного христианства. Здесь уже в конце III в. н. э. формируются общины ссыльных христиан, а в 325 г. питиунтский епископ Стратофил ставит свою подпись под протоколами Вселенского Никейского собора. Распространение христианства среди абхазского населения началось с первых веков новой эры, а в первой половине VI в., при византийском императоре Юстиниане, абхазы официально приняли христианство. В прибрежной и горной зонах строится много церквей. С IV по Х в. абхазская церковь административно подчинена Византии (Константинополь, Антиохия и др.) в качестве Абхазского католикосата, причем территория собственно Абхазии выступает в рамках Абхазского царства автономно - главные храмы Х в. строились не в столице царства Кутаисе, а в ближайшей к морю и Византии зоне между Пицундой и Бедией. Это положение сохраняется и в условиях византийской оккупации XI в., после чего некоторое время местная церковь зависела от аланской митрополии и, предположительно, восточно-грузинского (?) (мцхетского) католикосата. Широкие связи с Византией повышали уровень цивилизованности абхазской народности, постоянно расширявшей свое влияние почти на все Западное Закавказье.

Помимо православия на территории Абхазии определенную роль в свое время играл и католицизм. В начале XIV в., например, в Себастополе - Сухуме существовали католическая епископская кафедра и католическое кладбище. Очень рано соприкоснулись абхазы и с другими религиями мира - иудаизмом и исламом. Иудеи расселились в местных городах еще в античную эпоху. Их общины в Средневековье существовали в Гагре (XI в.) и Себастополе (XIV в.). С исламом предки абхазов впервые вошли в контакт в первой половине VII в. Мусульманская община появилась в Себастополе в начале XIV в. С конца XVI в. воздействие ислама в крае усиливается (судя по надгробиям с надписями, именам князей и др.). В XVIII - начале XIX в. в Абхазии функционировали несколько деревянных мечетей, однако свиней, запрещенных исламом, еще разводили в каждой деревне. С особенностями религии иранских огнепоклонников местное население познакомилось в VI в. Это подтверждают и более ранние исследователи: «По тому же берегу, ниже Апсилианов, обитает племя того же происхождения, живущее тут, вероятно, со времени первых переселений Асов, это Апг-Асы или Абасы. Арриан показывает их пределы у реки Шаке... (современная Сочинка. - Авт.). Соседи называли их и Агу-ас, что значит огненные Асы, вероятно от поклонения огню...»

В культуре и быту большинства современных абхазцев живы традиции христианства, ислама, языческих верований и древних горских обычаев. Может быть, эта земля является лучшим живым примером того, что этические учения всех религий по природе своей не враждебны друг другу. Например, тем же абхазцам, исповедующим ислам, их вера не мешает справлять христианскую Пасху, и до сих пор у горцев нерушимой считается клятва у священного дуба. Древней языческой символикой исполнено и абхазское знамя. На красном поле изображена открытая ладонь - в ней нет оружия, открытая ладонь - это взмах руки сеятеля, бросающего зерна на пашню, и, наконец, на открытую ладонь приходит новая жизнь[16] .

Абхазский язык вместе с другими близкородственными языками (абазинский, убыхский, черкесский, адыгейский и кабардинский) образует абхазо-адыгскую (западно-кавказскую) группу кавказской языковой семьи. Как известно, язык является основой духовной жизни каждого народа и поэтому как для науки, так и для самих абхазов и адыгов (черкесов, кабардинцев), например, нет сомнения, что эти два народа в прошлом составляли одно целое как по сходству языка, так и по сходству характера, веры, суеверий, нравов, обычаев, образа жизни, костюма, словом - во всем[4].

Западно-кавказские языки характеризует своеобразная структура, а в их фонетическом строе выявлены большие расхождения. Преобладают комбинированные гласные, а самостоятельных гласных очень мало: в абхазском языке - две, в абазинском - две в ударном и одна в безударном слоге, в убыхском - три. Число же согласных варьирует гораздо больше: в убыхском языке - 82 согласных, в бзыбском диалекте абхазского языка - 67, в адыгейском - 55, в кабардинском - 48. П. К. Услар - создатель первого современного абхазского алфавита - о сложности произношения абхазских слов писал следующее: «Не только европейцы, но и даже кавказские туземцы считают абхазское произношение наитруднейшим и наименее доступным для не абхазца» [17].

Разделение кавказских языков, по предположениям линг вистов, произошло приблизительно в IV тысячелетии до н. э. С этого времени абхазо-адыги уверенно могут быть локализованы в Восточном Причерноморье. Постоянная инфильтрация индоевропейцев с юга и севера в течение последующих тысячелетий изменила соответствующим образом антропологический облик этого населения, однако язык сохранил удивительно архаичными и первородно чистыми свои строй и звучание, представляя собой неисчерпаемый источник информации по древнейшей истории народов Кавказа и в то же время идентифицируя самобытный абхазо-адыгский этнос [14] , а, как известно, наличие языка - главное для этноса, господство речи - это господство власти. И именно по этой причине первое, что предприняли грузинские захватчики в 1918 г. и предпринимали позже, это замена алфавита в Абхазии (с 1928 по 1938 г. на основе латинской графики, а с 1938 по 1954 г. насаждался грузинский алфавит) и внедрение грузинского языка.

Вот как описывают абхазов исследователи-иностранцы: «...по-русски абазинцы (самоназвание абснэ), татары и черкесы именуют эбасами, а их страну грузины (!) называют Абхазией. От соседних народов они отличаются узким лицом, плоской формой головы, коротким подбородком, длинным носом и волосами серого цвета. Их язык, очень отличающийся от других языков, содержащий несколько лексических единиц черкесского языка, не имеет никакого сходства ни с европейскими, ни с азиатскими языками и распространен до Черного моря и Мегрелии. Их страна в древности имела своих царей, которых, как узнаем из грузинских источников, именовали царем абхазов. Впоследствии этой страной управляли цари Грузии (?), именовавшиеся царями абхазов и грузин» [18].

Предки абхазов говорили на разных языках и диалектах таких родственных племен, как апсилы, абазги, саниги, мисимиане. В первые века нашей эры диалекты объединились в общий для них абхазский язык, что способствовало формированию абхазской народности, развитию устного народного творчества, культуры в целом. Формирование единого языка способствовало объединению родственных племен, складыванию абхазской нации, которой была известна письменность. Древность и развитость абхазского языка просматриваются и в том влиянии, какое он оказал на языки соседних народов. С его помощью удалось разобрать многие древние клинописные надписи в разных регионах мира и объяснить письменность некоторых других народов. Именно этим языком, разумеется, обогатившимся за две тысячи лет, пользуются современные абхазы[7].

Но особенность абхазов, их счастье и беда состоят в том, что они с их языком, тысячелетиями не меняющимся, занимают в мире неповторимую, уникальную по своим природным особенностям экологическую нишу между Большим Кавказом и Черным морем; удивительно то, что они хранят язык, давно угасший на смежных территориях. Что же касается письменности, то греческая письменность на территории Абхазии до Х в. господствовала безраздельно, а с конца Х по XVI в., в период существования Абхазского царства, - использовалась параллельно с хуцури [19]. По Конституции Абхазии в настоящее время государственными признаны три языка: абхазский, грузинский и русский, причем делопроизводство ведется на русском языке. Абхазское телевидение ведет свои передачи на абхазском и русском языках.

Следует подчеркнуть, что ни абхазский начала новой эры, ни современный абхазский язык не имеют ничего общего как с современным языком Грузии, так и с праязыками народностей и племен, заселявших ранее Восточное Причерноморье.

«Язык абасгов, - как указывает Ф. Дзаншба, - происходит от общего асского, а черкесский - от смешения наречий ахайских асов с вендским или андским» [20].

В самой Абхазии, в зависимости от районов ее заселения, имелось большое количество племен и родов. К XIХ в. их территории определились следующим образом:

«Племена абазинские:
   Абхазцы - повинуются владетелю из древнего рода Ачь (Шервашидзе). Занимают они берег Черного моря от р. Ингури до р. Бзыби. Самурзакань, присоединенная ныне к Мингрелии, составляла прежде один из четырех округов Абхазии, от которой отделяется р. Галидзгою...
   Садзы занимают берег Черного моря от укрепления Гагры до р. Саше...
   Саша, на реке Саше, или Сочи, одно общество по всему берегу Черного моря, за исключением Абхазии, признающее над собою власть князя.    Цебельда, называемая черкесами Херпыскуадж (аул Херпыс) по имени родоначальника цебельдинцев Херпыса Маршания, иногда Цымпар...
На юге западной покасти хребта находится еще:
   Псоу - между истоками Бзыба и Апста, Аибга - у верховья р. Псоу, Ахчипсу - у верховья р. Мзимты, Чужгуча - у верховья р. Псоу, Чужгуча - у верховья р. Мцы...

Самурзакань, составлявшая прежде отдельное владение, но причислявшаяся к Абхазии во время управления его князем из рода Шарвашидзевых, присоединена ныне к Мингрелии. Трудно определить, какого именно происхождения народ, ее населяющий. Говоря частью абхазским, частью мингрельским языком, черты лица его не отличают резко никого из двух ему соседних народов. Подобное слияние племен заметно и в Бзыбском округе, особенно между абхазцами, над самою рекою Бзыбом живущими, которых склад лица более правилен и ближе подходит к черкесскому...» [21]

Грузинские историки, делающие безосновательные попытки доказать принадлежность Самурзакани к сегодняшней Грузии, вынуждены согласиться с фактом правления этой областью абхазскими владетелями, и, естественно, за этим следует вывод, что они не с неба свалились, а создали это государственное образование в историческом эволюционном плане. В их изложении это выглядит следующим образом: «А. Берже в своем «Обзоре горских племен» [22] и немецкий ученый И. Шницлер в своем объемистом сочинении «Империя Царей» (т. II, с. 663, на франц. яз. [23]) относят самурзаканцев к абхазской расе. Мнение это сомнительно и основано, вероятно, на следующем соображении: самурзаканцы долгое время находились под властью абхазских владетелей и почти все нынешнее дворянское сословие в Самурзакани абхазского происхождения, хотя и говорят по мингрельски, а на границе оба племени сильно смешаны. Но, тем не менее, известно, что собственно масса населения в Самурзакани говорит исключительно мингрельским языком, составляющим несомненное, хотя и значительно удалившееся наречие грузинского языка (?)...»[24]

По мнению Броневского, «абхазцы то самое племя, которое в летописи Нестора встречается под именем Обезы; но на чем основан у автора этот вывод, мы не находим в его книге...» [25] .

«В настоящее время абхазское племя состоит: 1. Абхазцы (Абсуа)... 2. Самурзаканцы 3. Цебельдинцы... 4. Садзеи... 5. Абазинцы... 6. Бесилбеи... [и еще 8 племен и аулов]» [26] .

«Абхазами являются авхазы, самурзаканцы, цебельдинцы или цамбал, садзуа или джигеты, которые со своей стороны делятся на семь племен, и с которыми Берже ознакомился по их именам и с главными особенностями, абазины - горцы, которые живут у устьев р. Кума и Подкумок, недалеко от Кисловодска» [27] .

Разносторонними и длительными были контакты абхазов с северокавказскими племенами, в первую очередь (I-XII вв. н. э.) с аланами, предками нынешних осетин. Присутствие аланского элемента в Абхазии документировано источниками с I-II вв. н. э., а археологически - с IV-VI вв. Результатом абхазо-аланских контактов стали не только распространение соответствующих элементов материальной культуры (керамика, вооружение и др.) и передача нартских сказаний, но и появле-

ние множества метисов, влившихся затем (в зависимости от обстановки) в отцовскую или материнскую среду.

С переходом Абхазии под покровительство России в 1810 г., а позже, с переименованием ее в Сухумский военный отдел, в стране осуществлялась прямая российская административная власть. В 1883 г. отдел вошел в состав Кутаисского губернаторства в качестве округа. Строились города, дороги, электростанции, школы, библиотеки, больницы и театры, на основе русской графики сложилась абхазская письменность, появилась своя талантливая интеллигенция - педагоги, литераторы, художники, военные, чиновники. Вдовствующая императрица Мария Федоровна вступила в морганатический брак с абхазским князем Георгием Шарвашидзе. В специальном воззвании император Николай II в 1907 г. снял с абхазов «виновность», уравняв их в правах со всеми подданными империи. Абхазская сотня совершила немало ярких подвигов на фронтах Первой мировой войны. Так сложились предпосылки национального возрождения абхазов [14] .

Антелава пишет: «К 80-м годам XVIII века, начиная с р. Ингури вплоть до Сухума в то время проживали грузины (?), подданные мегрельского владетеля... а часть абхазов переселилась на новоприобретенные земли, в основном в Очамчире» [28] . Естественно, такому заявлению можно и нужно противопоставить только факты. И вот что по этому поводу говорят независимые исследователи: «Абазы - одна из главнейших кавказских народностей, называющие себя абсне. Некоторые из этих племен признают власть черкесских князей, другие имеют своих собственных князей, и Абхазия, освобожденная от грузинского господства, чему она подвергалась долгое время, подчиняется (разумеется, под суверенитетом России) местному князю очень древней фамилии Ач или Шарвашидзе...» [29]

Что касается состава населения Самурзаканского района (южное правобережье Приингурья), то К. Д. Мачавариани сообщает, что «здесь живут 33 639 абхазов; мингрельцев, имеретин и гурийцев - 3915, 26 турок и всего - 38 580 душ» [30] . Следует обратить внимание, что в справочнике о грузинах даже нет упоминания, и для этого у автора были достаточные основания. Поскольку автор этих сведений в ту пору никак не был заинтересован в фальсификации в соответствии с социальным и политическим заказом, то противоречащие вышеуказанным историческим фактам измышления г-на Антелава следует рассматривать как сознательное искажение этно-исторической ситуации, сделанное для оправдания великодержавных устремлений грузинских политиков. На ту пору грузин, как таковых, не было и быть не могло, поскольку ни такого государства, ни такой национальности или этноса не существовало. Указанный вывод подтверждается и другими материалами.

Известный исследователь края Г. А. Рыбинский в работе «Абхазия в сельскохозяйственном и бытовом отношении» о составе сельского населения также сообщает следующие данные: в Сухумском округе «помимо абхазов остальное сельское население округа представляет удивительную смесь народностей - абхазцев - 65 тыс. душ, русских поселенцев - 800 душ, эстонцев - 587, немцев - 288, греков - 2192, армян - 688, мингрельцев - 1472 души» [31] . Самыми достоверными данными на тот период следует признать материалы переписи населения 1886 г. в Абхазии. Соотношение было таким: абхазы - 58 963 чел., грузины (мегрелы?) - 4166, русские - 971, армяне - 1049 и греки - 2149. Что касается абхазов, то это все, кто остались на родине после массового выселения во время махаджирства.

Основным признаком отнесения страны к коренной народности и населяющего ее этноса являются результаты статистических исследований по переписи населения в стране. Эти материалы могут явиться основополагающими при определении соответствия демографической ситуации и принадлежности территории к этническому формированию народа.

О практическом отсутствии так называемых грузин, а в действительности мегрелов, на территории Абхазии конца XVIII в. и об интенсивном заселении действительно грузин на эту территорию с начала XIX в. свидетельствуют данные статистики за 1886 и последующие годы, которые нельзя заподозрить в предвзятости и подтасовке данных в интересах абхазской стороны (табл. 1).

Таблица 1

Этнодемографический состав и численность населения Абхазии по материалам статистических исследований, проводимых в разные периоды [9] Следует учитывать также факт, что отнесение населения к тому или иному этносу определяется самим народом, проживающим на принадлежащей ему территории, а не тем, каким его назначат или определят сторонние лица или организации, включая самые высокие вплоть до ООН.

Статистические данные за 1914 г. взяты из С. Басария [32] .

По данным подсчета населения Сухумского округа в 1916 г. [33] , численность абхазцев с самурзаканцами составляла 111 780 душ, или 56% от всего населения, картвельцев - 37 414, или 18%, русских 21 978, или 11%, армян - 15 794, или 8%, остальное население - 10 627, или 7%. Расхождения в динамике численности абхазов и картвелов на 1897 и 1914 гг., по нашему мнению, определяется отнесением жителей Самурзакани в 1897 г. не к абхазам, а к картвелам, что неверно.

Результаты переписи населения за 1977 г. взяты из СЭС [34].

По итогам анализа материалов переписей можно сделать такие выводы:
- результаты переписи являются материалами официальными и юридически достоверными;
- на момент переписи 1886 г., а соответственно, и в период, предшествующий ей, на территории Абхазии проживало преимущественно абхазское население (свыше 85%);
- учитывая, что начиная с 1864 г. и на момент переписи в результате колониальной политики, проводимой царской администрацией, в Абхазии происходило постоянное заселение крестьянами - мегрелами, гурийцами, картвелами и др. - селений, опустевших в результате махаджирства, насильственного выселения абхазов с мест их коренного обитания, можно с уверенностью утверждать, что в начале XVIII в. представители иных групп народов (мегрелы, картвелы и др.) в Абхазии проживали единично;
- все утверждения официальных лиц и организаций о том, что на территории современной Абхазии, на земле, идентичной существующему в ту пору Сухумскому округу, абхазы не проживали, противоречат юридически подтвержденному факту, не имеют под собой юридического основания и являются ничтожными;
- результаты переписи устанавливают принадлежность территории Абхазии абхазскому народу, этносу, населяющему эту территорию с древних времен.

Факт проживания абхазского народа на данной территории доказывается также многочисленными археологическими материалами и историческими сведениями начиная с античных времен.


[1] Ашхацава С. М. Пути развития абхазской истории. Сухум, 1925. С. 8.
[2] Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность. М., 1976. С. 188.
[3] Страбон. География. В 17 кн. / Пер. Г. А. Стратановского. М., 1964. Т. 11.
[4] Ашхацава С. М. Указ. соч. С. 9-10.
[5] Меликишвили Г. А. О происхождении грузинского народа. Тбилиси, 1952.
[6] Загурский Л. П. Этнологическая классификация Кавказских народов: Прилож. к Кавказскому календарю на 1888 г. Тифлис, 1888.
[7] Дзапшба Ф. З. Суверенитет Абхазии: историко-правовое обоснование. Саратов, 1995.
[8] Алексидзе Л. А. Правовые аспекты абхазской проблемы в свете документально подтвержденного нефальсифицированного исторического опыта и международного права // Московский журнал международного права. 1998.
[9] Шамба Т. М. Национальные отношения и государственно-правовая политика России. М., 1999.
[10] Бочкарев В. Колхида: географический очерк. Кутаис, 1890. С. 19.
[11] Хотько С. История повторяется // Геноцид абхазов. М., 1997. С. 162-163.
[12] Джанашвили М. Г. К материалам по истории и древностям Грузии и России. Тифлис, 1912. Стр. 17.
[13] Воробьев Н. О неосновательности притязаний Грузии на Сухумский округ (Абхазию). Ростов н/Д, 1919.
[14] Белая книга Абхазии: документы, материалы, свидетельства, 1992-1993. М., 1993.
[15] Ашхацава. С. М. Указ. соч. С. 21.
[16] Гарифуллина Н. Советская Россия. 1992. 26 сент.
[17] Ардзинба В., Чирикба В. // Геноцид абхазов. С. 9-14.
[18] Klaproth F. H. Reise in den Kaukusus und nach Georgien im den Fahren 1807 und 1808. Im 2 bd. Leipzig, 1970.
[19] Хуцури - алфавит, известный с V в. н. э., восходящий, как полагают, к восточно-арамейскому письму. Используется в современном грузинском языке.
[20] Шопен И. Новые заметки на древнюю историю Кавказа и его обитателей. СПб., 1866. С. 212, 276-279, 285-287, 307.
[21] Дзидзария Г. А. Ф. Ф. Торнау и его кавказские материалы XIX века. М., 1976. С. 109-111, 119-121, 124.
[22] Берже А. Краткий обзор горских племен Кавказа // Кавказский календарь на 1858 г. Тифлис, 1858. С. 68.
[23] Schnizler J. H. Etudes sur l’empire des tsars. P., 1847.
[24] Пурцеладзе Д. Главнейшие сведения о горских племенах, на которые распространяется деятельность Общества восстановления «Православного Христианства» на Кавказе. Тифлис, 1864. С. 14.
[25] Броневский С. Б. Новейшие исторические и географические известия о Кавказе. М., 1823. Ч. 1. С. 319.
[26] Берже А. Указ. соч. С. 6.
[27] Schnitzler J. H. Empire des tsars au point actuel de la science. P., 1862.
[28] Антелава И. П. Грузия: «малая империя». Тбилиси, 1990. С. 9-12.
[29] Schnitzler J. H. Empire des tsars… С. 662-664.
[30] См.: Мачавариани К. Д. Описательный путеводитель по Сухуму и Сухумскому округу. Сухум, 1913. С. 139, 145.
[31] Рыбинский Г. А. Абхазия в сельскохозяйственном и бытовом отношении. Тифлис, 1894. С. 18.
[32] См.: Басария С. Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношениях. Сухум-Кале, 1923. С. 37.
[33] Кавказский календарь на 1916 г. Тифлис, 1916. [34] СЭС. С. 11.
© 2003 Т.М.Шамба, А.Ю.Непрошин
© 2003 Интернет группа "Абхазия - страна души"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Сайт управляется системой uCoz