16692.
TЕАТР одной комнаты
(22.03.2002 17:59)
0
Татиана ДОНCКАЯ У меня есть подруга, она математик. Когда я захожу в тупик, она мне обычно говорит: "Твоя схема нежизнеспособна, нарисуй другую". Возможно, она права, но жизнь - не бумага... Когда я встречаю человека, который, казалось бы, вопреки здравому смыслу, возможностям, обстоятельствам все же не сходит с начерченного им пути, я пытаюсь понять, что это - продление мук, талант, идиотизм, характер, невозможность жить по-другому или способ выжить.
"Господи!.. посмотри в мою сторону, ну что тебе стоит?.. Я не прошу у тебя неслыханного богатства, денег, власти, я не прошу даже молодости и любви, я прошу только одного: дай мне на старости лет ма-аленький театрик, дай мне поставить всего несколько спектаклей, и можно будет спокойно умереть..." - сколько раз эти слова слышали стены старого дома в переулке на Арбате. Иногда они звучали как отчаяние, как последний крик о помощи, иногда как ирония над собой...
В комнате висят афиши, а в письменном столе хранятся многочисленные статьи о ее спектаклях, но это всего лишь, пусть и приятные, напоминания... Что может быть более хрупким, иллюзорным, исчезающим, увиденным только вами, ну разве что облака... Ощущение неповторимости, сиюминутности, первозданности, но за этим таится и другая сторона - мгновенной утраты. Если вы не видели своими глазами, то, сколько бы вам потом ни рассказывали о спектакле, в лучшем случае в вас проснется только ваше воображение, разбуженное эмоцией рассказчика и информацией. Поэтому перечисление названий постановок, осуществленных тем или иным режиссером, его званий и полученных премий и даже цитирование восторженных отзывов критиков и самых строгих коллег все равно в этом смысле вам мало что даст. Это будет всего лишь визитная карточка.
Нелли Эшба - в 1962 году с отличием окончила режиссерский факультет Тбилисского театрального института им. Ш. Руставели (курс выдающегося режиссера, Народного артиста СССР, профессора Михаила Туманишвили, сокурсники - Роберт Стуруа, Темур Абашидзе, Медея Кучухидзе). В этом же году стала режиссером Сухумского театра, а вскоре его руководителем и главным режиссером.
Известный профессор, доктор искусствоведческих наук, заслуженный деятель искусств Грузии и Абхазии Этери Гугушвили говорила о Нелли: "Эшба сразу заявила о себе как о режиссере высокого класса. Я не ошибусь, если скажу, что начало успехам театра Руставели, в частности спектакля "Кавказский меловой круг" Роберта Стуруа, прославившего грузинский театр на весь мир, было заложено в спектакле "Голый король" Нелли Эшба. И Роберт, и Нелли подняли свои театры, она - абхазский, он - грузинский".
В 63-м году Нелли уехала на стажировку в Ленинград, в БДТ к Товстоногову, в это время там шла работа над спектаклем "Я, бабушка, Илико и Илларион". Сохранилась бесценная магнитофонная запись голоса Г.А. Товстоногова: "Нелли Эшба я знаю много лет. Знаю, что она успешно руководила Абхазским театром; по каким причинам уехала - не знаю, но то, что она профессиональный, творческий художник, для меня это несомненно. Она завоевала симпатии всего нашего творческого коллектива".
После стажировки Нелли была приглашена на работу в Тбилисский театр им. Грибоедова, а в 68-м Министерством культуры Грузинской ССР вновь была направлена директором и главным режиссером Сухумского театра. Это был самый лучший период уникальной, единственной в мире абхазской труппы. Успешно прошли гастроли в таких городах, как Днепропетровск, Тбилиси, Киев, Москва. Они получили высокую оценку прессы и зрителей, ряд спектаклей был отмечен как республиканскими, так и союзными премиями ("Лесная песня", "Дон Карлос" и т. д.).
В 1971 году Нелли Эшба получила звание Заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, а в ноябре 73-го она вынуждена была уехать из Сухуми. После прекрасных гастролей в Москве в театре сожгли все декорации ее спектаклей, испортили все костюмы. Тогдашний местный министр культуры сказал, что будет делать новый театр. Не сделал...
Трудно оставлять родину, где у тебя уже складывался путь признания, и уезжать в чужие края, где тебя никто не ждет...
В 1975 году Нелли уехала в Астрахань и в течение трех сезонов была главным режиссером Астраханского драматического театра. Лучшие ее постановки тех лет: "Снегурочка", "Безымянная звезда", "Энергичные люди", "Лесная песня". А "Дон Карлос" в ее постановке стал легендой астраханской сцены.
В 1988 году Эшба создала в Москве свой частный театр "Время" и в сентябре 99-го ухитрилась вывезти свою труппу на гастроли в Астрахань, что сегодня малореально даже для государственного театра. Оказалось, что ее помнят там и по сей день. Гастроли прошли с большим успехом...
Но театру "Время" трудно жить в сегодняшнем времени. Помните картину Сальвадора Дали "Постоянство памяти", где с какого-то непонятного существа, с куба, с выросшей на нем ветки дерева свисают мягкие, словно расплавленные циферблаты часов? Вот так же в этой маленькой квартирке, посреди самых привычных повседневных вещей, висят камзол Шекспира, платье королевы Елизаветы... здесь же разгуливает роскошная, как королева, кошка Тяпа, в комнате спят беженцы из Абхазии, а из кухни доносятся запах мамалыги и голоса: "Набери воды. Смой с рук своих улику, пятна крови..." Нет, это не бандиты и не звуки работающего телевизора, где показывают очередной детектив. Это репетируют Шекспира актеры бездомного театра "Время", а точнее, это и есть его дом - однокомнатная квартира, где живет руководитель театра Нелли Эшба, женщина с оливковыми глазами, мудрыми и неизбывно печальными. Она - режиссер-романтик, а весь этот "сюр", все это "странно сочетаемое" и есть ее сегодняшняя жизнь. У театра нет никакой дотации, а главное - собственного помещения, но зато есть спектакль по пьесе Бернарда Шоу "Смуглая леди сонетов" - это такая фантазия Шоу о возможной встрече Шекспира и королевы Елизаветы, на которой Шекспир просит Елизавету выделить деньги на постройку для своего театра. Нелли иронично вздыхает: "К сожалению, у нас с Шекспиром схожая проблема. Правительство Москвы обещает помочь, но... Дважды у нас из-под носа уводили помещение. Ничего... - Нелли делает характерный кавказский жест и улыбается: - Абхазцы - долгожители... и время - философское понятие... надеюсь, что наступит время театра "Время"...
А пока актеры, несмотря на обстановку, бесплатно, но увлеченно репетируют, кошка нежно мурлычет, спят уставшие люди из Абхазии... Мне кажется, что это талант человека, режиссера и, возможно, национальное, ведь имя ее родины - Абхазия, что в переводе на русский означает "Страна Души".
"Я никогда не забуду одну дорогу..." - произносит задумчиво Нелли. Мы сидим с ней на кухне и пьем так называемый "кофе с предсказанием", приготовленный по эксклюзивному рецепту хозяйки, при этом очень важно правильно его выпить, ведь потом по застывшим кофейным узорам она мне будет гадать. За окном по-весеннему полная эклектика - временами пульсирует солнце, тут же срывается снег и дождь. Нелли, глядя в окно, как южный человек, слегка поеживается от нашей непогоды, но тут же берет верх ее кавказский темперамент, и она взволнованно повторяет: "Я никогда не забуду одну дорогу... Летом 36-го года отец был репрессирован и вернулся из лагеря только в 40-м, когда было некоторое послабление. Он приехал к нам в Очамчиру, а на следующий день мы втроем: папа, мама и я - отправились в деревню, навестить бабушку. Мы шли пешком километров десять. По дороге на каждом дереве ничейные яблоки, груши, инжир, хурма, мушмула... Когда мы подошли к мельнице, вышел человек и угостил нас прохладной водой, мацони. В это время подскочил к нам какой-то наездник на лошади, узнал отца, обнял его и тут же, ни слова не сказав, вскочил на коня и умчался обратно. И вдруг, когда мы подошли к реке, которую нам надо было перейти вброд, мы увидели, что все папины братья, племянники - весь эшбинский род встречает нас. Они нам не дали идти ногами! Один из них посадил меня на плечи, а другие, сложив свои руки крест-накрест, как на троне, несли папу и маму. И все это шествие сопровождалось пением... великолепным абхазским многоголосием... и так несли нас еще 2 километра на гору к бабушке..."
Слушая ее рассказ, я понимаю, что "Страна Души" - не случайное название. Как, впрочем, и у Нелли совсем не случайная судьба. Она всю свою жизнь носит фамилию отца - Эшба, что в переводе с абхазского означает "несущая свет", и так же, как и ее предки - первые абхазские ученые, врачи, она оправдывает свое предназначение. Нелли Эшба - первая абхазская женщина-адвокат и первый профессиональный театральный режиссер в Абхазии - личность легендарная. Для абхазской женщины это совсем необычная история...
Когда-то известный театральный критик И.Г. Мягкова писала про нее: "Нелли Эшба ввела в наш обиход возвышенный романтический театр, в который можно поверить..."
Возможно, ей это удалось, потому что сама жизнь ее начиналась как красивая романтическая история... Горы... Очамчира... Ласковое море... "Однажды князь Дадиани устроил на ипподроме скачки... И вдруг на белом коне, в роскошном белом платье, с белокурыми волосами и голубыми глазами появилась наездница. И все вокруг громко зашептали: "Кто это? Кто это? Княжна Ачба!.. Княжна Ачба!.." В это время княжна сделала круг по ипподрому и остановилась перед князем Дадиани. И тут лошадь ее величественно припала на одно колено, и князь надел красавице княжне на голову прекрасную диадему..." - в тысячный раз, затаив дыхание и боясь пропустить хоть слово, слушала рассказ своей бабушки Ксении опаленная солнцем босоногая Нелька - отпрыск древнейшего княжеского рода Ачба из династии первого независимого абхазского царя Лоо.
Дело в том, что бабушка Ксения тоже была когда-то маленькой девочкой. Она присутствовала на тех самых скачках, где своими глазами видела сказочную наездницу, но ей и в голову не могло прийти, что пройдет время, и ее дочь и сын белокурой княжны Ачбы встретят друг друга, поженятся, и родится у них вот эта самая Нелька. Удивительная женщина с рыжими волосами и зелеными глазами бабушка Ксения, будучи натурой самобытно-комедийной, сама признавала только высокий "штиль" трагедии. "Я всегда ей говорила: "Бабушка, ты - Элеонора Дузе, Сара Бернар!.." Если, не дай Бог, ей говорили: "Ксения, как ты хорошо выглядишь", - это был враг. Она возмущалась: "Неужели эта женщина не может нормально на меня посмотреть?!" Мы как могли ее успокаивали: "Бабушка, ну конечно, ты плохо выглядишь", - и у нее сразу поднималось настроение..."
Нелька росла достойной внучкой своей бабушки. В ней рано проснулась ее тонкая поэтическая душа. По утрам к ней прибегал ее друг - маленький козленок... Он знал, где ее окошко, и рожками стучал в него, вызывал на прогулку. Нелька просыпалась, и они бежали с ним к морю. На берегу он ложился на камушки и как только видел, что Нелька далеко заплыла, начинал орать. Но дальше начинается грустная часть истории... Один Нелькин дядя очень любил выпить, и вот однажды к нему пришли гости, и они зарезали козленка. Нелька не давала его, орала так, что Саре Бернар мало не показалось бы, но ее заперли, а потом напротив своего окна она увидела, как подвесили козленка, и упала в обморок.
"Месяц думали, что я вообще помру. Ну, я, конечно, выжила, правда, с тех пор в течение многих лет вообще не ела, не дотрагивалась до мяса..."
А еще ее любимыми друзьями были деревья: мандариновые, апельсиновые, особенно ореховые...
"Я на них забиралась и там практически жила... А ночью мне казалось, что луна зацепилась за дерево, что можно дотянуться и потрогать ее. Южные ночи у нас совсем другие, нежели на севере..."
В Нелли есть тайна вперемешку с юмором от бабушки Ксении.
"Бабушка Ксения была очень любопытная. Правда, однажды она за свое любопытство поплатилась: услышала чей-то крик и тут же побежала посмотреть, что там случилось. На балконе уже собралась толпа, и надо же было так случиться, что балкон обвалился. С тех пор она хромала всю жизнь... Но зато весь город ценил ее как оратора и как философа. Безграмотная, она так говорила, так логически мыслила, что к ней всегда обращались: "Что скажет госпожа Ксения"... И что меня еще потрясало в бабушке - ночью, когда мы все укладывались спать, вдруг она вставала на колени и начинала молиться: "Господи, защити моих детей и защити всех страждущих, дай кров всем тем, кто в этом нуждается..." Каждый раз она молилась за совершенно незнакомых ей людей..."
Нелли тоже любит людей, как и ангел ее детства - бабушка Ксения. Многим ее квартира в Москве послужила крышей над головой. На свои очень скромные деньги она всегда ухитряется накрыть стол, причем делает это вкусно и артистично: мамалыга с сулугуни, аджика, зелень, фасоль... а когда ничего в доме нет, то запечет вам в духовке хлеб с хрустящей корочкой... Гостеприимство для абхазов - священный закон. Издревле каждого проходящего мимо путника, даже бездомных босяков, абхазы вдоволь кормили и поили, и не простой водой, а вином. И вот в центре Москвы в одном из арбатских переулков существует такой островок.
Нелли тоскует по той - своей Абхазии... И я понимаю ее. После того как у меня не стало деда и наша семья продала на Дону свое родовое гнездо, самое любимое для меня место на свете, я ни разу не была там и не видела, как все изменилось, во мне до сих пор не разрушен тот мир. Для меня и дед, и наш дом до сих пор реальны.
Нелли же после войны в 94-м году побывала в Сухуми, искала пропавшего брата. Она шла по любимому городу и плакала, и вместе с ней плакал встретивший ее дождь. Тяжело было видеть вместо божественной красоты развалины. Каждая новость ранила ее все больней. В ботаническом саду кувшинки расстреляли!.. В чем провинились деревья?.. Зачем надо было поливать их пулями из автоматов?.. Но еще тяжелее было узнать, сколько погибло людей...
"Когда началась война, когда уничтожался мой народ, я не могла спокойно писать рядом со своей фамилией "Заслуженный деятель Грузинской ССР" и отказалась от звания, которое получила за работу в Сухумском театре и Тбилисском театре им. Грибоедова. Тогда это было напечатано в газетах. Я не обвиняю весь грузинский народ, который я действительно люблю, в тех ужасах, что творились на моей земле. Для меня важно не то, что это делали грузины, для меня - это делали бандиты, отбросы, хуже фашистов: у одной женщины убили четверых сыновей, на глазах у мужа жену изнасиловали, на глазах отца дочку... девочку, которая сопротивлялась, облили бензином и подожгли!.. она как факел сгорела... Но весь ужас в том, что началась месть за месть, кровь за кровь. Национализм в любом проявлении - самая страшная вещь... Абхазы убили, и я не могу их в этом оправдывать, доктора Зелимхана Данелия, который лечил их, многих еще детьми, убили только за то, что грузин. И он такой не единственный... А мой брат, умница... его тоже убили, дом сожгли, это тоже абхазы... Потому что брат не принял участие в этой войне, не встал ни на чью сторону. У нас мама - мингрелка, отец - абхаз. Брат сказал: "В кого я должен стрелять, в какую свою половину?" - и спасал всех, кто в этом нуждался. Мы ведь раньше все - греки, абхазы, грузины, евреи, русские - были просто "сухумчанами". У нас все было общее, наш двор напоминал итальянский. Помню, гречанка тетя Женя на мангале жарит хамсу, а мы все сидим вокруг, все соседские дети, и ждем, кому что достанется..."
Нелли украдкой смахивает слезу, но тут же улыбается. Недаром в конце 19-го века про абхазов писали: "деликатный народ, тонкий, изящный". В Грузии их называли - "французы Кавказа".
"...Когда меня переполняют грустные мысли и подступает тоска, то спасает профессия, за которую я благодарна Богу... и даже когда у меня нет реальной возможности поставить тот или иной спектакль, я ставлю его "про себя", ну как книгу - можно читать вслух, а можно "про себя"...
Как бы мне хотелось увидеть все ее спектакли и попасть именно в ту, в Нелькину, Абхазию - девочки из Страны Души...
Господи!.. посмотри в ее сторону, ну что тебе стоит?..
|