Глава 5
Юридическое обоснование суверенитета Абхазии

5.2. Автохтонность абхазов

Хотя существование абхазов в историческом плане определяется началом II -  I тыс. до н. э., первым юридическим подтверждением может служить только официальный юридический документ (манифест), известный как "Диван Абхазских царей", опубликованный правителем Абхазского царства Багратом III в XI в. и подтверждающий существование Абхазского царства с начала VIII в. н. э. и, естественно, наличие абхазских правителей и абхазского этноса, заселявшего локальную территорию современной Абхазии и распространившего свое влияние и правление на всю территорию современной Грузии.

Вторым официальным юридическим документом, подтверждавшим автохтонность абхазов, являются результаты переписи 1886 г., в соответствии с которой, согласно статистическим данным, Абхазское княжество населяли около 70 тыс. человек, из которых 59 тыс. составляли абхазы (табл. 1, стр. 56). Данные переписи отмечают, что на тот период в Абхазии проживало 4166 грузин, но, как известно, такого этноса, как грузины, не было в ту пору, и справедливости ради следует указать, что это были мегрелы (жители соседней страны), заселявшие частично Самурзакан.

Третьим официальным документом являются результаты переписи населения Абхазского княжества в 1897 г., по которым подтверждено проживание в стране абхазов в том же количестве (около 60 тыс. человек), но количество грузин увеличилось почти в пять раз по отношению к 1886 г. О причине этого явления уже говорилось.

Четвертым официальным документом, косвенным образом подтверждающим автохтонность абхазов, является грамота от 17 февраля 1810 г., в соответствии с которой Абхазии было предоставлено покровительство Российской империи. В ней сказано:  ...утверждаем и признаем Вас нашего любезно верноподданного наследственным Князем Абхазского владения и под Верховным покровительством державою и защитою Российской империи, и включая Вас и дом Ваш и всех Абхазских владений жителей в число наших верноподданных .

Следовательно, представленные четыре юридических документа подтверждают в разные периоды времени начиная с VIII в. н. э. автохтонность и моноэтничность абхазского этноса, проживающего непосредственно на своей собственной территории — Абхазии.

Историческая наука, основываясь на летописных источниках, начиная с V в. до н. э. и до середины XIX в. не подтверждает фактов изменения, уничтожения или замещения абхазского этноса какими-либо другими народами. Попытки произвести эту процедуру были начаты с 1864 г. как форма геноцида против абхазов, о чем уже не раз упоминалось и о чем мы еще скажем ниже.

Все претензии Грузии на то, что абхазов в Абхазии не было, что это  Грузинское царство  и что абхазы — это название грузин или измышления о том, что абхазы два века назад спустились с гор в Закавказье, — не что иное как миф, не имеющий под собой ни фактической, ни юридической, ни исторической почвы. В то же время домыслы о существовании Грузии на протяжении 26 веков не имеют ничего общего с исторической действительностью. Сам же топоним  Грузия  появился в российской картографии в XIX в. как условное обозначение земель Картли и Кахетии, присоединенных к России, и не включал в себя соседние страны — Имеретию, Мегрелию и др. (см. карту на рис. 1, стр. 148 и 2, стр. 171).

После формирования Грузинского государства (26 мая 1918 г.) термины  Грузия ,  грузины  могут и должны быть отнесены только на последующий период и на те процессы, которые происходили после этого момента. Отнесение указанных терминов на период, предшествующий этой дате, — неправомерно с точки зрения международного права, и вот почему: термин, определяющий национальность  грузины , был официально подтвержден только в 1918 г. с образованием Грузинской Демократической Республики, основу которой составило картли-кахетинское государство и в состав которой вошли народы стран Закавказья, являвшихся до этого соседними — Имеретии, Мегрелии, Гурии и др. На территории современной Грузии в тот период обитали народы, имевшие собственные этнонимы, но этноса  грузины  не было; он не существует в порядке этнической преемственности, и перенос современного понятия  грузины  на племена, народности и этнические группы народов Закавказья в эпоху ранее 1918 г. неадекватен и юридически неправомерен. Юридических либо исторических документов, подтверждающих наличие этноса  грузины  до этого момента, также не имеется.

В истории Абхазии дважды были попытки замещения абхазского коренного этноса на иные народности. Первая из них производилась в XIX в., когда при осуществлении своей колониальной политики Россия, дабы не иметь в своем  подбрюшье  неспокойных абхазов, черкесов, убыхов, предприняла попытку осуществить принудительное изгнание непокорного народа с родных земель, что породило махаджирство, т. е. выселение коренных народов Абхазии в Турцию, Иорданию, Сирию и другие страны Ближнего Востока. При этом была поставлена задача заменить непокорные народности Кавказа более лояльными, коими на юге были мегрелы и гурийцы, а на севере — русские казаки, полностью вытеснившие из района Туапсе—Сочи, вплоть до реки Бзыбь, черкесов.

Как отмечает В. А. Гурко-Кряжин,  искусственное уменьшение численности абхазского населения объясняется тремя главными причинами: массовой эмиграцией их в результате завоевания Кавказа Россией и ее войн с Турцией, инфильтрацией мегрелов-картвелов, ассимилирующих аборигенов страны, и колониальной политикой царского правительства .

Таким образом, колониальная политика России в период 1864—1917 гг. положила начало геноциду абхазов в форме замещения коренных народов иноземцами с целью изменения этно-демографической ситуации в стране и уничтожения абхазского этноса для овладения его территорией.

Вторая широкомасштабная попытка замены коренного народа — абхазов была предпринята Грузией, которая продолжила колонизацию их страны в период военной экспансии 1918—1921 гг. и позже, когда Абхазия входила в ЗСФСР и СССР через Грузию. Грузины, поощряемые Россией, с конца XIX в. рвались на территорию Абхазии, благо она в результате махаджирства была ослаблена и лишена возможности административно защитить свою территорию, как это делают все суверенные государства мира, ограничивая въезд на поселение иностранцев c использованием квот или других регулирующих мер.

По рецепту Макиавелли, побежденный народ можно ликвидировать двумя путями, и более простой и бесхлопотный путь — это его физическое уничтожение. Можно же беспощадно его сократить и внедрить туда как можно больше безродных отщепенцев и босяков из своего народа (потому что порядочные ценят патриархальные ценности и не оставят земли, омытой потом и кровью своих предков), которые создадут невыносимые условия остаткам завоеванного народа и заставят их покинуть Родину, а оставшихся — раствориться среди пришлых, перенимая все их пороки [1]. Подобную точку зрения на эту проблему высказал и С. Ю. Витте в беседе с Александром III на тему об инородцах: имеется два варианта ее решения — или  потопить их всех в Черном море , или жить с ними в мире. Первый вариант и взяли на вооружение грузинские политиканы, продолжая пропагандировать и осуществлять его до настоящего времени и выпрашивая на его реализацию помощь и содействие как бывших  друзей  по СССР, так и своих новых покровителей и союзников из дальнего зарубежья.

Заселение грузинами Абхазии происходило настолько интенсивно и организованно, что за период с 1918 по 1964 г. численность грузин в Абхазии выросла до 240 тыс. человек, а по сравнению с данными первой переписи — в 60 раз, превысив при этом численность коренного населения — абхазов в пять раз (см. схему 1, стр. 65). Положение было настолько ненормальным, что это понимали сами грузины. В этой ситуации этнозамещение позволило Грузии и руководству СССР рассматривать Абхазию и ее народ как этническое меньшинство, т. е. было совершено преступление против коренного этноса.

Как было показано ранее, одним из аргументов, используемых грузинской стороной, является утверждение о родстве абхазского и грузинского народов, о их многовековой дружбе. Этому можно противопоставить следующее. Для того чтобы оценить дружественную и родственную связь народов, имеющих тесные контакты с абхазами, следует привести такой пример: на протяжении всего времени от момента зарождения абхазской государственности на Абхазию нападали южные и юго-восточные соседи, располагавшиеся на территории современной Грузии и принадлежащие к колхо-картлийской этнической группе народов (Мегрелия, Гурия, Иверия, Сванетия и др.), и в то же время Абхазия никогда не вела войн с северными народами, родственными по этническому составу, — черкесами, кабардинцами и проч. Вывод о том, кто друг, а кто враг, напрашивается сам собой! И это исторически объяснимо тем, что родственные абхазам народы живут на Северном Кавказе — адыгейцы, кабардинцы, черкесы (надэтническая общность  адыги ). У них общая культура, близкие и понятные языки, обычаи и традиции, психология [2].

На протяжении рассматриваемого периода не было ни одного акта агрессии со стороны Абхазии не только по отношению к своим северным соседям, но и какому-либо другому государству, в то же время агрессивные акты со стороны Грузии можно перечислять бесконечно, особенно совмещаемые с фактами геноцида и преступлениями против человечности. И это тоже объяснимо — Грузию как мини-империалистическое государственное образование все эти сантименты типа культуры абхазов, их обычаев и т. п. никогда не интересовали. Важно только одно — территория с ее природными богатствами!

Попытка восстановить суверенитет Абхазии всегда вызывала военную агрессию со стороны Грузии, и только победа абхазов в 1993 г. коренным образом изменила политическую ситуацию и этнический состав в стране. Боевые действия в зоне конфликта вынудили поселенцев из Центральной Грузии, внедрившихся в страну во время осуществления грузинского геноцида, покинуть Абхазию. Таким образом восстановился status quo, что привело к нормализации ситуации с этнодемографией.

Рассматривая вопрос с населением в Абхазии в приложении к международному праву, следует отметить, что только абхазы, абазины и другие представители коренного населения страны являются гражданами государства по рождению + по "праву крови" + по "праву почвы" (схема 8). Что же касается так называемой грузинской части населения, то, согласно международному праву, большинство этих лиц являются переселенцами, попавшими на территорию Абхазии в нарушение всех международных норм, без какого-либо договорного основания и права на приобретение гражданства. Имело место противозаконное заселение территории Абхазии инородцами по праву оккупанта — Грузии.

Грузия одним из условий прекращения конфликта ставит возвращение всех беженцев снова в Абхазию. Однако поскольку все грузины, покинувшие Абхазию в период военной грузинской экспансии, являлись либо боевиками в армии захватчиков, либо их пособниками, т. е. военными преступниками, то, с точки зрения мировой практики, этот шаг противозаконен. Более того, они готовы вернуться в Абхазию только при условии, что Абхазия войдет в состав Грузии, станет "Грузией", а это уже перебор.

Известно, что заселение независимого государства инородцами лишает коренной народ права свободного волеизъявления в вопросах самоопределения, а это нарушает принципы Декларации Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г. Требование о возвращении бежавших из Абхазии грузинских поселенцев не может рассматриваться с точки зрения международного права как юридически правомерное, поскольку факт заселения инородцами Абхазии — элемент колониальной политики империалистической страны и является нонсенсом в современной политике и практике.

Правомерно ли говорить — вы изгнали захватчиков (скажем, фашистов во Второй мировой войне) с оккупированной территории СССР и теперь вы обязаны их вернуть на эту территорию для постоянного проживания, поскольку во время оккупации в течение трех-четырех лет они прижились на этой земле и это место стало их Родиной. Или такой вариант — Англия, правившая своей колонией — Индией почти столетие, в настоящее время стала бы требовать возвращения туда своих войск, колониальных чиновников вместе с семьями и вообще всех желающих поселиться там англичан. Скажете — абсурд. Но ведь этот абсурд предлагает осуществить в Абхазии международное сообщество в лице ООН и Европейского союза!

История знает прецедент, аналогичный абхазскому. После Второй мировой войны Чехия (в ту пору Чехословакия) выселила (выселила! — а грузины сбежали от наказания) со своей территории три миллиона этнических судетских немцев, проживавших там с незапамятных времен. Причина аналогична таковой в Абхазии: сотрудничество с врагом — фашистской Германией. И ничего! Никто не рассматривает этот факт как геноцид. Более того, он не является препятствием для вступления Чехии в настоящее время в Европейский союз!

И еще: постановлениями Верховного Совета Грузии от 18 ноября 1989 г., 9 марта и 20 июня 1990 г. дезавуированы все решения и постановления грузинского правительства и других официальных структур, касающиеся взаимоотношений с Абхазией и другими странами, принятые Грузией после 1921 г., и, следовательно, они все потеряли правовую силу, в том числе постановления и указы правительства Грузии, предусматривающие заселение абхазских земель поселенцами из Грузии в течение рассматриваемого периода. Отменой этих документов признается и подтверждается незаконность заселения грузинами территории Абхазии, а поскольку закон обратной силы не имеет, вопрос о возвращении в Абхазию грузинского населения должен быть снят с рассмотрения.

Концепция самоопределения народов получила дальнейшее развитие в документах ООН. Генеральная Ассамблея квалифицировала колониализм и все другие формы иностранного господства и эксплуатации как нарушение права народов на самоопределение и основных прав человека, поскольку право на самоопределение относится к числу коллективных прав человека [3], то и его отрицание представляет собой массовое нарушение прав человека, однако организации мирового сообщества (ООН, ЕС) закрывают глаза на эти противоправные действия Грузии в Абхазии [4]. А, как показано в нашей работе, начиная с 1918 г. и на протяжении практически всего периода до 1990 г. во времена пребывания у власти Абхазии на всех политических, административных, общественных и иных постах представителей грузинской национальности реализовывалась колониальная политика грузинского государства в полном объеме: Абхазия как колония не самоуправлялась, система властей в ней устанавливалась метрополией, имела место дискриминация абхазского народа во всех сферах общественной и культурной жизни.

Для того чтобы показать, как на практике проводится политико-пропагандистская работа, в завуалированном виде ведущая к нарушению прав народов, приведем выдержки из письма завсектором межнациональных отношений ЦК Компартии Грузии А. Тотадзе в редакцию журнала  Диалог  в 1990 г. в ответ на статью А. Таусовой  Накануне  в № 13 этого журнала:

 Образование Абхазской АССР с самого начала было ошибкой, она не заслуживала этого статуса в основном из-за двух обстоятельств: коренное грузинское население Абхазии количественно было значительно больше абхазцев и при этом по действующей в то время практике для присвоения статуса советской республики ее население должно было составлять более миллиона...

Может быть, А. Таусова и ее единомышленники разъяснят нам, существовала ли вообще когда-либо Абхазия или где она располагалась?..

Интересно и то, почему столь усердно абхазцы распространяют безосновательное мнение о том, якобы в Абхазии грузины проживали в незначительном количестве и ее коренным населением являются только абхазцы. Почему заостряется внимание на росте только грузинского населения, в то время как представители других наций увеличились в значительно большей мере? Возникает вопрос: как быть с тем фактом, что грузины проживают в Абхазии с незапамятных времен? 

Очень хорошие вопросы! Мы надеемся, что в настоящей работе даны на них полные ответы, но справедливости ради, вкратце повторим их.

  1. До мая 1918 г. государство "Грузия", как и ее территория, не существовали! Только с объединением нескольких отдельных независимых княжеств, располагавшихся на территории Закавказья, из которых ни одно не носило самоназвание "Грузия", в единое государство и присвоения этому объединению указанного наименования юридически правомерно возникновение такой страны с этого момента и не ранее! Можно привести аналогичный пример: в конце ХХ в. посредством объединения стран, располагавшихся на территории Западной Европы, представлявших различные этносы, пользующихся разными языками, имеющих разнообразное политическое устройство и т. д., была создана новая государственная структура с единой экономикой, правительством, валютой и др. И название ей дано Единая Европа или "Европейский союз", т. е. такое, которое не носила ни одна из стран, входящих в ее состав. Возникает вопрос: существовал ли "Европейский союз" до момента его образования, поскольку в него вошли страны, располагавшиеся на прежней территории? Думаем, ни один юрист, ни один политик или государственник не подтвердит этого. А ситуация с современной Грузией полностью аналогична.
  2. Что касается наличия так называемых "грузин" в Абхазии, то поскольку до начала ХХ в. государства "Грузия" не существовало, то, естественно, такой нации там и быть не могло. Кроме того, такого этноса, как "грузины", не существовало в истории никогда.
  3. Рассматривая эволюцию развития государства Абхазия на основе исторических материалов, убеждаемся, что оно существовало не в безвоздушном пространстве. На протяжении многовековой истории, что зафиксировано в ее анналах, через нее проходили представители многих стран и народов, некоторые из них оседали, ассимилировались. Там были греки, римляне, генуэзцы, хазары, иудеи, скифы, татары и т. д. Естественно, в Абхазии жили и представители соседних с нею стран, а именно: аланы, черкесы, мегрелы и другие народы. Это имело место в зоне пограничных территорий, в частности на территории Самурзакана. Но это были не "грузины", а менгрелы, жители соседнего княжества, и отождествлять их с "грузинами" неправомерно по указанным выше причинам.
  4. Относительно численности тех, кого называет г-н Тотадзе "грузинами", следует обратиться к статистическим данным, полученным на основе переписи населения в Сухумском военном округе в конце XIX в. (табл. 1, стр. 56 и рис. 3, стр. 239), из которых нетрудно убедиться, что к 1864 г., когда Абхазия была в полной мере суверенным государством, мегрельский этнос в ее составе был незначительным. Рост его численности, а также других народностей нынешней Грузии начался с момента, когда страна была оккупирована Россией. И в то же время на момент первой переписи населения в 1886 г. он составил только 6% от общей численности населения Абхазии и около 7% по отношению к численности непосредственно абхазов. Это и является ответом на вопрос, являются ли абхазы коренным населением своей страны и проживали ли вообще в каком-либо значимом количестве народы картвельской группы на территории Абхазии и насколько все эти исторические справки безосновательны.
  5. Основная позиция современных грузинских политиков изложена в первой части приведенного нами текста и заключается в том, что основной подход и цель Грузии во взаимоотношениях с Абхазией состоит только в ее полном порабощении и никакого компромисса в плане предоставления суверенитета или даже автономии быть не может и не должно. При этом из двух обстоятельств, приводимых г-ном Тотадзе, второе является несостоятельным и юридически неправомерным, на что мы обратили внимание в гл. 2, а первый вывод основан на шовинизме и преступных действиях политической и военной машины Грузии по отношению к абхазскому народу. Речь идет о широкомасштабном геноциде Грузии в Абхазии, военной экспансии и политической аннексии страны, ущемлении прав человека с дискриминацией по национальному признаку и в преступном изменении демографического состава населения, в результате чего вследствие интенсивного заселения Абхазии переселенцами из центральных и западных областей Грузии численность грузин за полстолетия возросла в 20 раз и достигла в 1989 г. почти 250 тыс. человек. Это есть не что иное, как преступление против коренного народа страны — абхазов и полная колонизация независимого государства.
  6. Чтобы обелить свои шовинистические притязания, грузинские политики используют прямую ложь — чего стоит заявление о том, что не грузины, а представители других наций количественно увеличились в значительно большей мере. Достаточно взглянуть на графики изменения численности населения Абхазии (полученные на основании официальных данных переписи населения), чтобы убедиться в пропорциональном росте численности всех национальных групп с 1926 по 1989 г. на 20—50%, в то время как численность грузинского населения за этот же период выросла в четыре-пять раз! Плодовитостью грузинской нации это не объясняется.
  7. В соответствии с изложенным выше дается и ответ, почему заостряется вопрос о росте численности грузин в Абхазии, — потому, что политику Грузии в отношении абхазского этноса и государственности страны ничем иным, как фашизмом назвать нельзя. Имеет место уничтожение нации, самобытного этноса в угоду захватнической политике государства-агрессора, нарушающего все основные права абхазского народа, нации, государства, определенные положениями ООН и Европейского союза.

Принцип самоопределения затрагивает не только права народов, но и отношения между государством и личностью. Права и свободы человека и право народов на самоопределение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Не может быть речи о пользовании правами и свободами человека, если не признается его коллективное право — право народа на самоопределение, и наоборот — невозможно осуществлять право на самоопределение, если нарушаются права человека. На эту взаимосвязь и взаимную обусловленность указывает, в частности, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 637 (VII) от 16 декабря 1952 г., в которой отмечается, что  право народов и наций на самоопределение является предпосылкой для пользования всеми основными правами человека . Поэтому все международные акты о правах человека относят право народов на самоопределение к числу основных, фундаментальных прав человека. Так, в п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека устанавливается, что  воля народа должна быть основой власти правительства , а идентичными положениями п. 1 ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах подтверждается, что  все народы имеют право на самоопределение , в силу которого  они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие . Поскольку право на самоопределение народов относится, как уже отмечалось, к основным правам и свободам человека, то очевидно, что на него в полной мере должно распространяться действие контрольных механизмов по правам человека при ООН и в рамках общеевропейского процесса [1].

Только абхазский народ, проживающий на собственной территории, может определять собственную государственность или подтверждать ее, если она уже существовала прежде в течение продолжительного времени, даже если суверенность de facto и прерывалась вследствие различных воздействий как извне, так и изнутри. Следовательно, с точки зрения международного права, у абхазского этноса имеются все предпосылки, необходимые для признания Абхазии de facto и de jure самостоятельным суверенным государством.

Имеет место еще один исторический нюанс. Абхазия и ее народ, входившие в состав Российской империи независимым государством добровольно, должны были в таком же виде войти в состав Российской Федерации, являвшейся правопреемницей прежней страны. Это важно еще и потому, что абхазский народ не только не возражал против пребывания в составе России, но и своими действиями, через вхождение в состав Союза казаков и горских народов в 1917 г., в состав СССР в 1922 г. и, проголосовав за сохранение СССР и свое нахождение в нем в качестве союзной республики и т. п., неоднократно подтверждал это. И современная Россия, как правопреемница царской России и СССР, в ответе за это!

В. Ильин отмечает, что в развитии народа, нации всегда справедлива необходимость симбиоза национальной идеи и политического, экономического, социального и культурного интереса нации, при этом никакая идея не может отделяться от интереса... Политика — это всегда баланс сил, уравнивающий преобразовательную экспансию и народную волю. По этой причине имело и имеет место активное сопротивление со стороны народа Абхазии попытке аннексии ее Грузией и ее политической экспансии. Никакие силы не в состоянии задавить такое противодействие абхазского народа, а народ страны поменять нельзя, его можно только уничтожить, что и пробуют выполнить руководители  демократической  Грузии. Можно не признавать суверенитет, можно устроить блокаду, засылать на территорию Абхазии террористов — но это ничего не значит, если есть народ и армия в этой стране.

Абхазский этнос, являющийся древней чистой линией в эволюции народов Кавказа и Закавказья, отличающийся своим самобытным языком, обычаями и культурой от южных народов колхо-картвельской группы (создавший в средние века совместно с этими народами надэтнос) и передавший свой язык северным группам народов (черкесы, убыхи, шапсуги и др.), распространив во все периоды истории свою культуру среди народов-соседей, определившийся территориально в районе проживания, имеет все юридические основания, подтверждающие одно из главных требований — право на самоопределение и суверенитет de jure и de facto государства Абхазия.



[1] [1] См.: Эльмесов А. Указ. соч.
[2] См.: Шамба Т. Народ Абаза: перспективы сближения и развития. Черкесск, 1997.
[3] См.: Dickinson W. H. Collective Human Rights of People and Minorities // International and Comparative Law Quarterly. 1976. С. 216.
[4] См.: Барсегов Ю. Г. Указ. соч. С. 27.
[5] См.: Барсегов Ю. Г. Указ. соч. С. 28—29.


© 2003 Т.М.Шамба, А.Ю.Непрошин
© 2003 Интернет группа "Абхазия - страна души"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Сайт управляется системой uCoz