22910.
(04.09.2002 16:55)
0
В ПРЯМОМ ЭФИРЕ РАДИОСТАНЦИИ "ЭХО МОСКВЫ" - АЛЕКСАНДР НАЗАРОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА СФ РФ ПО ДЕЛАМ СЕВЕРА И МАЛЫХ НАРОДОВ. [Ольга Бычкова. "Эхо Москвы" ]
О. БЫЧКОВА – 12 часов и 10 минут в Москве, у микрофона Ольга Бычкова, добрый день. И наш информированный собеседник – это Александр Назаров, председатель комитета Совета Федерации по делам Севера и малых народов. Добрый день, Александр Викторович. А. НАЗАРОВ – Добрый день.
О. БЫЧКОВА – Итак, говорить мы будем о запросе в Генеральную прокуратуру, который сегодня, буквально меньше часа назад, Александр Назаров отправил, по поводу законности, вот я сейчас прямо цитирую этот документ, проверка возможных фактов по превышению гражданином Эдуардом Шеварднадзе своих полномочий во времена бытности его министром иностранных дел Советского Союза. В случае выявления фактов преступного деяния в действиях Шеварднадзе, член Совета Федерации Назаров просит, в соответствии с законодательством, возбудить уголовное дело в отношении данного лица. А речь идет о соглашении о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях, которое было подписано министром иностранных дел Советского Союза Шеварднадзе и Госсекретарем США Джеймсом Бейкером в 90-м году. Собственно говоря, речь идет о пересмотре или о подтверждении правильности границы между США и Советским Союзом, теперь Россией, правильно? А. НАЗАРОВ – Вполне так.
О. БЫЧКОВА – Что это за история, почему сейчас так поднялась эта проблема, почему сейчас вы об этом заговорили? А. НАЗАРОВ – Во-первых, я говорю об этом не сейчас, а, учитывая интересы России, говорил об этом, начиная с 90-го года. И вчера такое же мнение прозвучало по телевидению, одного из руководителей Института США и Канады, в том, что мы неправильно делаем. Нет, мы все правильно делаем. Национальные интересы государства российского, в том числе и национальные интересы государства США должны быть отрегулированы законными актами, и которые должны работать в принципе как для одной территории, так и другой. Поэтому в 90-м году я сразу сказал, что этот закон, это соглашение, которое было подписано, а вернее, не соглашение, после соглашения – нота была принята, по которой я как раз и вношу протест, о разграничении полномочий в этой зоне. И юридически сегодня, конечно же, надо вернуться к истории, его надо отменять и вновь надо садиться за стол переговоров сенаторам, наверное, США и России. У нас такой опыт уже есть по поправкам Джексона-Вэника, я думаю, что этот вопрос требует очень оперативного такого, очень тонкого юридического вмешательства, и, в конце концов, надо подготовить новое соглашение, которое отстаивало бы интересы России, в том числе в этой очень спорной проблеме Берингова и Чукотского моря.
О. БЫЧКОВА – Я обязательно попрошу Вас объяснить, в чем спорность этой проблемы, но сейчас объясните мне по поводу господина Шеварднадзе, как у вас написано, значит, Вы направляете запрос Генеральному прокурору. Генеральный прокурор Устинов проверяет превышение или не превышение бывшим министром иностранных дел Советского Союза Шеварднадзе своих полномочий, проверяет эти факты, Вы предлагаете возбудить уголовное дело. Как все это происходит, что будут делать с господином Шеварднадзе, который не является сегодня ни гражданином Советского Союза, ни гражданином РФ? А. НАЗАРОВ – Во-первых, это, давайте так начинать, это совершенно не антиамериканская пропаганда, это не антиамериканский шаг.
О. БЫЧКОВА – Мы про Шеварднадзе сейчас говорим. А. НАЗАРОВ – Да, но вот вчера я слышал такое, что с Шеварднадзе это вызовет конфликт. Нет, это разрешит проблему. А Шеварднадзе 1 июня 90-го года в Вашингтоне подписал, будучи министром иностранных дел Союза ССР, и государственный секретарь США Джеймс Бейкер подписали соглашение о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотских морях. Далее соглашение. По данному соглашению СССР передает США часть вод в районе Берингова пролива и Чукотского моря, в результате чего была изменена линия разграничения морских пространств, установленных Россией и США в 1867 г. По соглашению СССР получил определенные районы, которые и так принадлежали России по русско-американской конвенции 1867 г.
О. БЫЧКОВА – ... Что может сделать Генеральный прокурор РФ в законном смысле с министром иностранных дел Грузии, кем сегодня является Эдуард Шеварднадзе? Что я говорю, не министром иностранных дел Грузии, вы меня извините, я оговорилась. А. НАЗАРОВ – Значит, вопрос Генпрокуратуры – установить правоприемлемость, так сказать, ответственность гражданина Шеварднадзе. Он, будучи гражданином СССР, у нас нет такого закона о времени, который отменяет историческую память, ответственность, об отмене, а мы говорим о том, что если он превысил полномочия, и прокуратура докажет, что он превышал полномочия, естественно, вопрос должна решать прокуратура, как его привлекать к ответственности.
О. БЫЧКОВА – А как это может быть? А. НАЗАРОВ – Это должна Генпрокуратура решать. Есть международное право, которое, в общем, дает сегодня возможность ей решать вполне на законных основаниях. Точно так, как есть, наверное, Европейский суд и т.д., это процессы юриспруденции. Но другое дело, что установить факт превышения полномочий, вот это уже другой вопрос. Если она установит факт превышения полномочий, она обязана предпринять дальнейшие шаги.
О. БЫЧКОВА – Давайте теперь о вот этих самых полномочиях. В чем, собственно говоря, история? Вы утверждаете, что граница между США и Советским тогда Союзом, а теперь РФ, была прочерчена неправильно и несправедливо по отношению к нашей стране. А. НАЗАРОВ – Безусловно. Оно было сделано, во-первых, это соглашение было когда внесено на парламент Советского Союза тогда, оно было отклонено. И также отклонено и депутатами Верховного Совета России. Но Шеварднадзе, после того, как мы отклонили этот закон в Советском Союзе, Верховным Советом, являясь министром иностранных дел, подписывает с Джеймсом Бейкером, Госсекретарем США, ноту. Нота, на основании которой был применен временный порядок действия соглашения, фактически изменена государственная граница, было достигнуто путем обмена нотами. Вот как раз об этом мы и говорим. В результате что произошло. Сенаторы США, они быстро ратифицировали со своей стороны это соглашение тогда, мы же его не ратифицировали. И в результате на этот участок границы вступали законы США, наши российские суда и наши российские граждане, которые знали, что мы не ратифицировали этот договор, работали по законам, которые были ранее подписаны. И в этом конфликте как раз участвуют наши рыбодобывающие структуры. Кроме этого, мы потеряли ведь компенсацию за биоресурсы в Беринговом море. И, конечно же, сейчас наступает момент, когда надо, в общем, четко сказать, что же произошло в Беринговом море. Берингово море всего-навсего меньше 400 км, его разделили как двухсотмильную зону. Накладывается двухсотмильная зона, это от сухой части до морской границы. Я приведу вам простой пример. Линн Кокс переплывала Берингов пролив, правда, совсем недавно. Вот вам весь прецедент. Но оно богато биоресурсами. В то же время требуется действительно очень внимательный подход со стороны США, России в части управления этим морем. И, конечно же, мы с учетом того, что интересы государства российского сейчас явно ущемлены, в США тоже не все были за это соглашение, штат Аляска был против. По 1867 году, значит, договор есть такой о продаже Аляски, как раз были ущемлены права Аляски, она выступала против этого соглашения. То есть надо садиться и нормально выработать документ, который, в общем, можно сказать, не в пользу одного государства сработала, эта зона, надо выработать нормальный документ с учетом государства российского.
О. БЫЧКОВА – Так я не поняла, Аляску мы тоже будем возвращать? Это следующий пункт программы? А. НАЗАРОВ – Почему возвращать? Мы не возвращать, работает документ о продаже Аляски, правильно? Работает он? Работает. Работает международная конвенция 1982 года, работает? Работает. Вот на основании двух этих документов мы должны сделать разграничительную линию, и вот эту спорную территорию, которая, как мы говорим, отходит по соглашению США, мы должны отрегулировать законодательными актами России и США. Конечно же, Аляска, можно сказать, жители Аляски потеряли право на биоресурсы, почему так против выступали этого соглашения.
О. БЫЧКОВА – О каких ресурсах идет речь? Минтай – это понятно. А. НАЗАРОВ – Минтай, конечно, прежде всего, минтай. И, конечно же, по международному праву, вот Берингово море, оно является полузакрытым морем. И, конечно же, эта спорная территория, которую мы сейчас называем спорной территорией, на самом деле, является действительно очень экологически значимой для нас для всех. И если мы все не наведем там порядок в законодательном процессе, то варварское, бандитское истребление биоресурсов будет продолжаться как со стороны рыбаков России, Америки, Японии, Кореи, Польши и т.д.
О. БЫЧКОВА – А что они там делают, как они бандитски истребляют? И как это связано с законами и границами? Объясните подробно. А. НАЗАРОВ – А вот как раз есть такая граница, прямая линия, да, у нас вот сухая часть, от сухой части – 200 миль, это наша зона. Со стороны Америки тоже сухая часть, 200 миль, тоже их территория, экономическая зона. То есть вот как, можно сказать, корыто пополам разделено. Но это корыто не 400 миль, корыто оказалось 120 миль.
О. БЫЧКОВА – То есть 200 + 200 получается 120? А. НАЗАРОВ – 120 и 120 получается 240, давайте грубо считать. И вот эти накладки как раз говорят о том, что мы на одну территорию претендуем с Америкой, учитывая крайние точки сухие. И мы говорим о том, что у нас сложилась такая ситуация, мы эту линию разграничения проведем так. Америка считает, что эту разграничительную линию надо проводить, как идет земной шар. Мы говорим, как карта морей накладывается, обычно прямая. Вот отсюда идет и вся проблема. Я считаю, что в этом плане мы должны просто решить вопрос, сесть с сенаторами и подписать как раз.
О. БЫЧКОВА – Кто что там грабительски истребляет? А. НАЗАРОВ – А грабительски истребляют рыбаки. Ведь давайте будем говорить откровенно, начиная с 1977 г. это проблема остро стоит по Берингову морю. Это анклавная зона, которую, мы ее называем, анклавная зона, в которую хотели в свое время, Америка предлагала разделить, разграничения только между СССР и США, было воспринято неоднозначно Кореей, Китаем, Польшей, Японией и т.д. Тогда все страны собрались в Нью-Йорке в 94 году и подписали соглашение по управлению этой территорией, понимаете? То есть договорились о том, как управлять этими биоресурсами. Я вам и другое скажу, что такое двухсотмильная исключительная зона, это право на недра, живой и неживой мир. Мы сегодня претендуем, может быть, мы там и нефть найдем, может быть, и газ найдем. И что богаче, а что беднее, здесь сложно говорить, но жизнь-то продолжается. И интересы государства российского надо отстаивать только так.
О. БЫЧКОВА – А каким образом будут происходить все эти переговоры и обсуждения с американской стороной? Что будет дальше? А. НАЗАРОВ – Я думаю, что мы такое письмо нашей рабочей группой подготовим сенаторам, и мы выработаем достаточно емкие предложения с учетом законодательства Америки, с учетом законодательства России. Мы приняли Конституцию, мы приняли все необходимые законодательные акты, которые нам позволяют сегодня говорить на равноправных языках юридических в части исполнения международного права и конвенции 1982 г. по морским ресурсам, по морским территориям. Я думаю, что в этом плане Россия должна четко заявить о своих, в общем, грамотных претензиях по Беринговой морской зоне. И Америка, конечно, со своей. В результате диалога мы должны выработать тот документ, который бы четко выстроил наши отношения и ответственность в этой зоне Берингова моря, ответственность за свою территорию.
О. БЫЧКОВА – То есть это будет новое соглашение о разграничении этих морских пространств? А. НАЗАРОВ – Я думаю, что это действительно должно быть так. И это, наверное, по всей видимости, и будет так.
О. БЫЧКОВА – Насколько инициатива Совета Федерации, членов Совета Федерации, вашей рабочей группы по пересмотру этого соглашения поддерживается вне Совета Федерации? Другими государственными структурами РФ и что Вам известно о реакции американской стороны тоже? А. НАЗАРОВ – Во-первых, американская сторона, наверное, как никто должна быть заинтересована в этом вопросе. И они заинтересованы, потому что это соглашение вызывает только лишь конфликты между рыбодобывающими формами собственности, любыми формами собственности хозяйственной как российской, так и других стран в этой зоне. Америка применяет свое ратифицированное соглашение, а в результате возникает прецедент, вы знаете, арестовываются корабли, ведется браконьерство и т.д. И сегодня ратифицированный этот договор, соглашение Бейкера и Шеварднадзе, фактически не работает, понимаете? Оно не работает. Если мы выработаем нормальный документ. И МИД говорит наш, что он не работает. И, конечно же, мы на рабочую группу пригласили посольства, членов посольства США. Я думаю, такое предложение они поддерживают о выработке единого подхода. Наше министерство иностранных дел также понимает, что это проблема не решена, и тоже предлагает свои услуги по диалогу с сенаторами США. Я думаю, что это рабочий момент такой, достаточно щепетильный. И здесь не надо нагнетать такую обстановку, но выработать мнение с учетом интересов России надо, и с учетом интереса США тоже надо, процесс диалога в юриспруденции нашей, парламентариев.
О. БЫЧКОВА – Наши слушатели живо реагируют на пейджер на эту историю, на эту инициативу. Михаил из Санкт-Петербурга предлагает возбудить дело против Молотова за пакт 39 года, а Владимир Николаевич спрашивает, а кто те люди, которые визировали этот договор о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях? Не один же Шеварднадзе? А. НАЗАРОВ – Конечно же. Здесь надо сказать, что тогда и Минрыбхоз СССР завизировал, надо сказать, что все власти, когда готовили это соглашение, завизировали. Я задавал вопрос – а почему? А вот он только расписался, вроде как у него была авторучка, и он, должностное лицо, вы же понимаете, подписал, потому что было подписано соглашение двух президентов – СССР и США, Горбачева и Рейгана. Но слушайте, если вы подписываете и ставите свою подпись, вы же должны понимать, что вы дальнейшим говорите о том, что это неисполнимо. Ни одними парламентариями одного государства, ни вторыми. В результате получим конфликт тот, который мы, в общем, и получили.
О. БЫЧКОВА – Наш слушатель Дмитрий предлагает лишить Шеварднадзе советской пенсии. Я благодарю нашего гостя, Александра Назарова, председателя комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, мы будем следить за развитием этой ситуации. Спасибо нашим слушателям, приславшим свои вопросы и реплики.
|