Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
2738.
Светлана Нестерова
(28.11.2000 22:36)
0
Грузины не хотят виз, но они будут
Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, выступая в понедельник с традиционным радиообращением к нации, сообщил своим согражданам успокаивающую новость. Внешнеполитические ведомства Грузии и России, по утверждению Шеварднадзе, договорились отложить визовый режим между странами до марта месяца. Задержка связана с неготовностью самой Москвы, которая не успевает до 5 декабря уладить все проблемы.
Самая главная из них – это российские военнослужащие, находящиеся в Грузии на военных базах России. В случае введения виз 5 декабря пребывание военнослужащих и их семей на территории Грузии будет незаконным. Так что три предстоящих месяца – возможность для «российской стороны еще раз все тщательно взвесить и принять мудрое решение». Грузии же предстоит «многое прояснить с большим соседом». Однако страна должна сохранять «достоинство и спокойствие» и не горевать из-за виз – «большой трагедии» в этом нет. Заявление Шеварднадзе прежде всего – попытка давления на Россию. На прошлой неделе в Москве прошли российско-грузинские переговоры, посвященные как раз визовому вопросу. Взаимоприемлемого варианта найдено не было, хотя Россия и предложила компромисс: граждане обеих стран, въехавшие на территорию соседнего государства до 5 декабря, смогут беспрепятственно вернуться домой, не оформляя визы. Действовать такой режим должен до 1 марта 2001 года. Но поскольку в этот льготный режим не вписываются грузинские поставщики мандаринов и хурмы (которые составляют одну из важнейших статей дохода жителей Грузии), соглашения достичь не удалось. России ничего не оставалось, как подтвердить свое намерение ввести визы с 5 декабря в одностороннем порядке. Но грузинские власти все еще надеются избежать российских виз для новогодних мандаринов, разыграв военную карту. В Грузии на сегодняшний день находятся две действующие военные базы, еще две находятся в стадии ликвидации – оттуда военная техника уже выводится в Россию. До ликвидации общая численность российских военнослужащих составляла 12 тысяч человек, сейчас – около 5 тысяч. Периодически Россия и Грузия проводят переговоры по вопросам вывода российской техники с этих баз. Следующий раунд переговоров, в частности, намечен на 21-23 декабря. Не исключено, что Грузия попытается предложить России своего рода сделку. Например, смягчить свою позицию по срокам вывода российской техники (согласно договоренностям, Россия должна до 31 декабря вывести военную технику с двух военных баз и, как всегда, не успевает) за визовые послабления. Однако в российском МИДе не намерены увязывать визовый вопрос с проблемой вывода российской техники. Как заявили агентству «Интерфакс» в МИДе, визовый режим, как и было объявлено, будет введен 5 декабря и «коснется всех категорий граждан двух стран, пересекающих границу между Россией и Грузией». Единственное исключение, на которое готова пойти Россия,– это упомянутый уже льготный режим до 1 марта 2001 года. После указанной даты грузинские граждане или российские военные смогут вернуться домой, имея в наличии лишь действительные документы. Для получения российской визы жителям Грузии необходимо предоставить в консульство России в Тбилиси национальный паспорт, действительный для поездок за границу, две фотографии, анкету-заявление и, главное, приглашение от российского физического или юридического лица (например, от турфирмы) о приеме. Выдача виз на приграничных КПП производиться не будет. Российским гражданам при поездке в Грузию с 5 декабря необходим загранпаспорт. Также нужно заплатить консульский сбор за оформление визы – 10 долларов США. Российским военным и членам их семей, находящимся в Грузии, во избежание недоразумений уже начали выдавать загранпаспорта. Так что если Грузия и введет визы для россиян, военнослужащим придется их получать, не покидая страны пребывания.
Светлана Нестерова 27 Ноября » 18:50
|
2737.
Вячеслав
(28.11.2000 22:34)
0
Уважаемый вебадминистратор, общение с некоторыми посетителями "абхазети" навело меня на такую мысль - нельзя ли "сконцентрировать" ту бредятину, которую они пишут об Абхазии (и о России) на отдельных страницах сайта? Мне кажется, что это было бы нагляднее, чем сегодняшнее размещение этой ахинеи на форуме сайта.
|
2736.
Клавдий Зальц
(28.11.2000 22:28)
0
В Абхазии вновь стреляют
Сегодня в Абхазии, в Гальском районе, произошел неприятный инцидент. Один человек погиб, другой получил ранение в результате обстрела автомашины "Газель". Об этом сообщил средствам массовой информации оперативный дежурный МВД Абхазии. По его словам, инцидент произошел в полдень в селе Мегоброба в зоне безопасности, контролируемой коллективными силами СНГ по поддержанию мира.
Неизвестные из засады открыли огонь из автоматического оружия по проезжавшему грузовому автомобилю "Газель". От полученных ран пассажир скончался. Водитель получил легкое ранение.
Как сообщил оперативный дежурный МВД, на место происшествия выехали сотрудники гальского райотдела милиции и прокуратуры.
Произошедшее в Абхазии - конечно же, ерунда по сравнению с тем, что каждый день происходит в Чечне. Однако вооруженное противостояние в Чечне длится уже довольно давно, в Абхазии же в последние месяцы наблюдалось практически полное затишье. Именно на фоне этого затишья сегодняшняя стрельба может значить нечто большее, чем простая случайность, неспровоцированная перестрелка.
Абхазия как "гвоздь в сапоге" у Грузии (так же, как и Карабах - у Азербайджана, а Приднестровье - у Молдавии) давно стала разменной картой в российско-грузинских взаимоотношениях. В последнее время эти отношения были омрачены историями с чеченскими боевиками, экстрадиции которых России так и не удалось добиться, а также опосредованно связанным с этой историей намерением России ввести визовый режим между Грузией и Россией.
Введение визового режима, как становится ясно из последних сообщений, откладывается на три месяца. "Газета.Ру" уже высказалась о причинах этой задержки, опубликовав вчера на своих страницах материал под названием "Шеварднадзе борется за безвизовые мандарины". Так или иначе, произошедшее сегодня в Абхазии некоторые наблюдатели рассматривают как недвусмысленное напоминание Тбилиси о том, что введение визового режима - не единственная мера воздействия со стороны Москвы.
В Абхазии начато расследование инцидента. "GazetaSNG.ru" будет следить за развитием событий.
|
2735.
Tigran
(28.11.2000 21:01)
0
“КРУНК” ОБРАЩАЕТСЯ К ЗЕМЛЯКАМ
27 ноября в Краснодар прибыла делегация Армянского культурно-благотворительного общества Абхазии “Крунк” в составе: Галуст Трапизонян (депутат парламента Абхазии, герой Абхазии) и Альберт Капикян (депутат парламента Абхазии).
Целью приезда гостей является налаживание более тесных связей с армянами Краснодарского края, в том числе и с созданным недавно Армянским научным информационно-культурным центром “Амшен”. Кроме того, Г.Трапизонян и А.Капикян были уполномочены передать армянам Кубани – выходцам из Абхазии, мнение Общества “Крунк” по предстоящим в Краснодарском крае выборам, в частности выборам мэров Краснодара и Сочи. Так, “Крунк” призывает своих бывших земляков отдать свои голоса за кандидатуру В.Самойленко в Краснодаре и М.Куркова в Сочи.
|
2734.
Армен
(28.11.2000 20:06)
0
Объясните, кто понял!? Получается, что в ближайшие 3 месяца абхазцы, имеющие двойное гражданство и документы России и Абхазии могут входить и выходить с территории Абхазии без проблем? Или я что-то не понял?
|
2733.
(28.11.2000 18:02)
0
Нагорный Карабах, Абхазия, Приднестровье и Южная Осетия договорились дружить «горячими точками» //GazetaSNG.ru по материалам газеты "Сегодня"//
На постсоветском пространстве родилось новое объединение — непризнанных государств. Министры иностранных дел Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья на встрече в Тирасполе решили учредить постоянно действующий координационный орган — Совещание министров иностранных дел. В ближайшей перспективе регионы, продолжающие именоваться «горячими точками», намерены отлаживать дипотношения и «сверять часы» в переговорах по урегулированию затянувшихся конфликтов. Кое о чем участники встречи уже договорились. В совместном заявлении, например, они подчеркнули, что «в условиях сложившихся реалий урегулирование данных конфликтов возможно исключительно на основе суверенного равенства сторон». Это означает, что Тбилиси, Баку и Кишиневу в разговоре с непокорными регионами (Абхазией, Южной Осетией, Нагорным Карабахом и Приднестровьем) на особые компромиссы рассчитывать не приходится. Тем более что эти регионы заподозрили «партнеров» по переговорам если не в прямом заговоре, то в планах с весьма опасными последствиями. Представляющий Приднестровье Валерий Лицкай причиной общей обеспокоенности назвал ГУУАМ. Точнее, его возможное расширение за счет Румынии. Транспортный и нефтяной путь, который страны, входящие в ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), выстраивают в Европу, не может миновать Бухарест. Но беда для непризнаных регионов не в этом. Их волнует, как было заявлено в Тирасполе, намерение ГУУАМа создать общий миротворческий контингент, который будет сотрудничать с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». Миротворческие силы (МС) ГУУАМ воспринимаются малыми переговорными сторонами не иначе как силовая структура.
Председатель Верховного совета Приднестровья Григорий Маракуца заметил корреспонденту «Сегодня», что от добра добра не ищут. «Зачем вводить какие-то дополнительные МС в регион, где и без того устойчивый мир?» Тем более, если в этих МС будут участвовать и румыны. Для приднестровцев — это усиливающая молдавские позиции сторона. По той же причине Абхазия, по словам ее представителя Сергея Шамбы, не примет украинских миротворцев: Украина в грузино-абхазском конфликте не беспристрастна, а «полностью поддерживает Грузию».
Не все устраивает «непризнанных» и в посреднической линии ОВСЕ. По словам Валерия Лицкая, ОБСЕ пытается навязать Приднестровью некую европейскую модель, не учитывая особенности данного региона и данного конфликта. Приднестровье, так же как и другие конфликтные регионы, желало бы сохранения у себя «российского фактора». России здесь доверяют, но не исключают, что она под давлением международных организаций согласится «разбавить» свой миротворческий контингент интернациональными «голубыми касками». Не исключено, что за встречей министров иностранных дел последует встреча министров обороны «СНГ» («Союза непризнанных государств»). О том, что готовится совещание лидеров регионов, в Тирасполе уже объявлено.
|
2732.
//РБК//
(28.11.2000 17:58)
0
В.Христенко: Готовится соглашение о безвизовом обмене с рядом государств, входящих в СНГ
Вице-премьер Виктор Христенко сообщил журналистам, что на Совете глав правительств Содружества независимых государств, заседание которого пройдет 30 ноября в Минске, речь пойдет о подготовке соглашения о безвизовом обмене с рядом государств, входящих в СНГ. В начале октября с.г. в Казахстане премьер РФ Михаил Касьянов заявил о том, что Россия, в одностороннем порядке вышедшая из Бишкекского соглашения по безвизовому обмену в рамках СНГ с целью недопущения распространения на свою территорию терроризма и наркобизнеса, готова возобновить безвизовый обмен со странами, входящими в пятерку Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргия, Таджикистан). Предполагается, что будет заключено многостороннее соглашение с государствами, выразившими намерение вступить в Евразийское экономическое сообщество, а также с Молдавией и Узбекистаном. Также будут продолжены консультации с украинской стороной по газовой проблеме, "техническое углубление позиций, обозначенных в ходе переговоров премьеров М.Касьянова и В.Ющенко на недавней встрече в Москве". В этой связи должен быть подписан меморандум в соответствии с договоренностью, достигнутой главами правительств, работа над которым на уровне экспертов уже практически завершена в Киеве
|
2731.
(28.11.2000 17:50)
0
В результате такой податливости российской стороны она допустила постепенное изменение формата переговоров и перенос их из Москвы в Женеву. После недавних раундов женевских переговоров Россия оказалась фактически уравненной в своих правах на посредничество с группой стран - "друзей генерального секретаря ООН по Грузии", то есть с США, Францией, Германией и Англией. Российские дипломаты "сдались" практически без боя. Единственными участниками переговоров, пытавшимися предотвратить подобное развитие ситуации, сохранив за Россией статус основного посредника, были абхазские представители, которым, однако, так и не удалось преодолеть инертность своих российских коллег. В этом и состоит основной урок грузино-абхазского урегулирования для России: в дипломатии, как и в политике, заходят слишком далеко тогда, когда не знают, куда идут. * * * Доклад подготовлен специалистами отдела Кавказа Института стран СНГ.
|
2730.
(28.11.2000 17:41)
0
ТУРЦИЯ. СТРАНЫ ЗАПАДА Ближайший региональный сосед - Турция - также внимательно следит за развитием ситуации в зоне абхазо-грузинского конфликта. Распад СССР немедленно возродил традиционные геополитические устремления Анкары, при этом нет сомнений, что перспективной стратегической целью бывшей Оттоманской империи является превращение Кавказа в устойчивую зону своего влияния, а восточной акватории Черного моря - в зону безраздельного военного господства. Практические шаги в этом направлении уже делаются. Отношения с Грузией в целом развиваются в рамках этой геополитической стратегии, однако Анкара весьма опасается оказаться непосредственно втянутой в какой-либо этнополитический конфликт на Кавказе, в том числе абхазо-грузинский, а потому турецкая дипломатия старательно избегает резких и однозначных заявлений, могущих повлечь за собой необходимость конкретных действий. В кавказских планах Анкары не может не учитываться фактор многочисленной кавказской, в частности абхазо-адыгской диаспоры. Вековые усилия Турции ассимилировать кавказцев не увенчались успехом. Инцидент с "Аврасией" наглядно показал турецким властям, что определенные круги диаспоры могут решиться на самые крайние методы выражения своих политических симпатий. А потому в Анкаре явно не желают превращения внешнеполитических реалий в фактор внутриполитической нестабильности и беспокойства. Так, здесь закрывают глаза на широко известные торговые контакты между Абхазией и турецкими черноморскими портами, откуда в Абхазию завозят горючее и продукты питания. Что касается Запада, то грузино-абхазский конфликт до последнего времени находился на периферии его политического внимания. Во всяком случае, события в этом регионе интересовали его гораздо меньше, чем, допустим, на Балканах или в той же Чечне. Столь отстраненная позиция западных стран обескураживала Грузию, которая всемерно пытается расширить их участие в решении проблемы. Однако расчеты Шеварднадзе привлечь западные страны, прежде всего США, в качестве посредников на переговорах пока не увенчались успехом. Точно так же Запад отказался нести бремя миротворчества в зоне конфликта, хотя Грузия серьезно рассчитывала заменить российский контингент "голубыми касками" других членов ООН. Однако нефтяной бум понемногу заставляет Запад по-новому взглянуть на Кавказ в целом и на ситуацию в зоне грузино-абхазского конфликта в частности. Между тем Грузия вновь пытается не упустить шанс. Именно в этом контексте следует рассматривать недавнюю инициативу Тбилиси по созыву международной конференции под эгидой ООН и ОБСЕ для урегулирования конфликта с Абхазией. Тбилиси надеется, что на этой конференции Россия будет подвергнута массированному западному давлению с целью принудить ее к более жесткому курсу по отношению к Абхазии. Весьма желательным для Тбилиси было бы решение о новом посреднике на переговорах или, по крайней мере, об интернационализации этого института, что, безусловно, уменьшило бы влияние и возможности России. ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ Для нынешней России и ее руководства грузино-абхазская проблема оказалась одной из самых трудноразрешимых. С самого начала конфликта мнения о том, "кому помогать", разделились не только в обществе, но и в правительстве РФ. Если государственно-патриотическое крыло испытывало симпатии к тому, что оно называло "правым делом абхазского народа", то либерально-демократическая общественность, полная наивных симпатий к Шеварднадзе и представляя его то "благородным мавром", то современным королем Лиром, усматривала в Абхазии "посткоммунистическую Вандею". Генералы из Минобороны Павла Грачева, вынужденные эвакуировать свои семьи из обстреливаемых военных санаториев Абхазии, с удовольствием консультировали абхазских военных (чего Грузия не может забыть до сих пор), а Совет безопасности РФ, которым тогда руководил Юрий Скоков, сквозь пальцы смотрел на проникновение оружия и добровольцев в Абхазию через территорию России. В то же самое время и особенно после окончания военных действий МИД Козырева выступал откровенным лоббистом бывшего руководителя советской дипломатии, а сам министр своей рукой начертал план экономического удушения Абхазии, проявив при этом хорошее понимание особенностей местной мандариново-курортной экономики. В подозрительной Грузии путаницу российских верхов принимали за проявление византийской политики Москвы. Так или иначе официальный подход России к проблеме грузино-абхазского урегулирования базируется на признании незыблемости территориальной целостности Грузии, внутри которой Абхазии должны быть предоставлены самые широкие политические права. На этой общей идее основано российское посредничество, основными результатами которого следует считать подписание уже упомянутых Меморандума о понимании (декабрь 1993 г.), Соглашения о беженцах и Заявления о мерах по политическому урегулированию (апрель 1994 г.), а также ввод по просьбе обеих сторон 1,5-тысячного миротворческого контингента российских войск в зону противостояния по берегам реки Ингур (Ингури) в июле 1994 г. Сделав эти вполне разумные, логичные шаги, российская дипломатия в дальнейшем, под влиянием или давлением Грузии, включилась в сомнительное соревнование по выкручиванию рук своего абхазского партнера. Под предлогом военных действий в Чечне российское правительство в декабре 1994 г. приняло решение об особом, блокадном режиме экономических взаимоотношений с Абхазией. С окончанием войны в Чечне, в январе 1996 г., опять же по инициативе России, блокадные санкции были "освящены" решением Совета глав государств СНГ (против голосовал один Лукашенко). Как и в случае с судьбой собственной миротворческой операции, которой Россия из престижных соображений решила придать статус СНГ, Россия передала важнейшие рычаги влияния на обстановку в ведение все менее подконтрольного ей Содружества. Складывается парадоксальная ситуация, когда Россия, несущая все бремя миротворчества, подрывающая блокадой не только абхазскую экономику, но и хозяйство курортной зоны Краснодарского края, вынуждена испрашивать разрешения на свои действия у саммита СНГ. И не всегда, как например в Кишиневе, у нее это получается. Между тем ситуация в Закавказье складывается для России не лучшим образом. Нефтяной бум на Каспии положил начало борьбе за захват зон влияния в регионе: кто будет участником этой борьбы, известно хотя бы из списка стран, имеющих долю в нефтяных проектах. США, как известно, уже заявили о том, что Кавказ является зоной их особых интересов. Вслед за подобными заявлениями обычно следуют практические шаги по усилению американского политического, экономического и культурного, а после и военного присутствия в регионе. России будет сложно противостоять этому новому вторжению в регион ее естественно исторических интересов. Формируя здесь свою стратегию, России следует учитывать, что в лице Грузии она не найдет благодарного партнера и искреннего союзника. Дрейф Грузии в сторону Запада и НАТО в настоящее время сдерживается лишь проблемой ее территориальной целостности, восстановление которой без России пока невозможно. Не приходится сомневаться, что как только Абхазия будет окончательно выдана на милость побежденной Грузии, последняя, насколько это будет для нее возможным, удлинит дистанцию от России, постарается дополнительно продемонстрировать лояльность основным спонсорам своей экономики. Выход из ненужного СНГ, кампания за вывод так называемых военных баз России (одна из которых и так находится в Абхазии, а другая - в Аджарии) или дележ того, что осталось от Чернофлотского флота, - не так важно, какой именно повод для публичного расхождения с Россией будет избран. Но подобный исход гарантирован общей антироссийской ориентацией политического класса Грузии как власти, так и оппозиции. И сейчас, и в будущем очевидно, что Абхазия, Южная Осетия и в какой-то мере Аджарская автономия являются естественными союзниками России в отношениях с Грузией. Но из этого следует, что разрешение конфликта за счет интересов Абхазии невыгодно для России. Абхазию необходимо сохранить как значимую политическую силу в регионе, как противовес антироссийским тенденциям и настроениям, откуда бы - извне или изнутри региона - они ни исходили. Для этого есть политические, исторические и социально-культурные основания. Широкие слои населения России, ее южные регионы в отличие от центральной власти не могут делать вид, что не знают о неоднократных просьбах Республики Абхазия о воссоединении с Россией. Именно таким был смысл обращения Верховного Совета Абхазии к Верховному Совету РФ 23 марта 1993 г. "с настоятельным ходатайством вернуть Республику Абхазия в состав, либо под покровительство России в соответствующей международно-правовой форме, обеспечивающей мир и безопасность в регионе, сохранение народа Абхазии и необходимого для его существования общего экономического и культурного пространства с Российской Федерацией". Или же обращения, принятого 16 апреля 1995 г. в Сухуме на сходе, посвященном 185-летию добровольного вхождения Абхазии в состав России: "Обращаемся к народу и руководству Российской Федерации с просьбой о воссоединении Абхазии с Россией". Если российская власть, по собственным внутренним или международным причинам, не в состоянии сегодня рассмотреть это предложение положительно, она обязана учесть его в своем поведении. Сегодня все наоборот: то, что пыталась внушить грузинская пропаганда, реализовывает правительство Российской Федерации. Использование российских сил для осуществления блокады Абхазии стало действующим средством для постепенного размывания пророссийских настроений в республике. То открытое, всеобщее стремление к России, которым отличались массовые настроения в Абхазии в первые месяцы и даже годы после окончания войны, ныне уже не столь очевидно. Безусловная уверенность, что Россия всегда защитит, поддержит и поможет, ныне сменилась в Абхазии разочарованием и обидой. На российское место в симпатиях абхазов претендуют и другие кандидаты, например Турция. Всплеск интереса к исламу в Абхазии, в которой на протяжении ее истории никогда не было мечетей, объявление Курбан-Байрама государственным праздником, открытие при помощи Турции учебных заведений, наконец, учащающиеся личные контакты абхазской элиты с представителями турецких кругов - все эти факты выстраиваются в весьма красноречивый ряд. Парадокс в том, что именно Россия блокадой от имени СНГ подталкивает Абхазию к развитию связей с посторонней для СНГ Турцией (Грузия, заинтересованная в Турции как стране НАТО и лоббисте грузинского маршрута нефтепровода, молча сносит турецкое проникновение в Абхазию). В связи с циркуляцией слухов о нефтяном потенциале Абхазии или о варианте прокладки Каспийского нефтепровода через ее территорию на Новороссийск, необходимо отметить сохранение и даже расширение миссии специального представителя генерального секретаря ООН в Абхазии, планы конгресса США о предоставлении прямой гуманитарной помощи республике. Блокада, отождествляемая с Грузией и Россией, не принесла инициаторам желаемого результата - отказа от собственной позиции Абхазии на переговорах. Деградировавшая абхазская экономика достигла пределов нечувствительности, люди приспособились к задаче выживания: Абхазия - это Юг, а не Север. В то же время многими в России блокада всегда рассматривалась как преступление, а отмена блокадных санкций - как давно назревшее решение. Позиция Государственной Думы по этому вопросу была изложена в ее заявлении от 24 июня 1997 г., в котором блокада рассматривается как недвусмысленная поддержка Россией одной из сторон в конфликте; последнее рассматривается Думой как нарушение условий и миротворческой деятельности. Не только традиционная думская оппозиция, но и некоторые официальные или полуофициальные лица, которых оппозицией не назовешь - бывший зам. секретаря Совбеза Б.Березовский, например, - склонны рассматривать этот край не в качестве блокируемого острова "агрессивного сепаратизма", а как важное звено политического равновесия в пограничном России регионе. Крайне заинтересованы в нормализации контактов с Абхазией южные районы России. Экспорт абхазской сельскохозяйственной продукции традиционно - еще с советских времен - был ориентирован отнюдь не в Грузию, а в Краснодарский и Ставропольский края. Здесь и сегодня ощутима большая потребность в абхазских цитрусовых, орехах, винограде и т.д. Мандариновый бум, в очередной раз разразившийся на российско-абхазском пограничье в последние недели минувшего года, наглядно показал абсурдность ситуации, когда при переходе пограничного моста через р. Псоу цена килограмма мандаринов увеличивалась не менее чем на тысячу рублей по причинам, о которых несложно догадаться. Коррупция осуществляющих блокаду служб стала составной частью цены любого товара, пересекающего в ту или иную сторону российскую границу, и это заставляет абхазских производителей искать иные пути сбыта продукции. В то время как таможенники и пограничники на мосту через Псоу бдительно стоят на страже собственных экономических интересов, российские миротворцы на мосту через р. Ингур заняты исключительно охраной безопасности - в результате Гальский район Абхазии превратился в своеобразную "свободную экономическую зону", через которую вопреки всякому конфликту абхазская продукция за наличные уходит в Грузию и далее - в Россию, через Поти с наценкой. Отсутствие здоровых экономических отношений с Абхазией наносит ущерб деликатному курортному бизнесу - основному российскому курорту Сочи. С прошлого года Сочи в зимние месяцы регулярно остается без электроэнергии из-за превращения в энергетический тупик, размыкания прежнего единого кольца передачи энергии. Главный вывод, который должна сделать российская власть: немедленно отказаться от скомпрометировавшей себя блокады торгово-экономических отношений с Абхазией и ее населением. На фоне грубо ошибочной блокадной акции возрастает значение миротворческой операции России - одной из самых эффективных в международной практике, не допускающей до сих пор возобновления боевых действий. России ни в коем случае не следует идти на поводу у одной из сторон, пригласивших ее миротворческие силы и требующей сейчас вывода или замены миротворцев в поисках односторонней выгоды. Достойно сожаления, что Грузия не только не испытывает признательности к России, несущей жертвы в ходе этой операции, но и попустительствует террористическим актам, унесшим жизни более 50 русских солдат и офицеров. Но если другая сторона, Абхазия, настаивает на продолжении мандата миротворческих сил, Россия обязана исходить из интересов сохранения мира в регионе. Вывод, как и ввод, может состояться только по обоюдной просьбе сторон конфликта. Возникает, и не случайно, впечатление, что до сих пор люди в военных погонах гораздо правильнее представляли себе интересы России на всех этапах грузино-абхазского урегулирования, чем люди в погонах дипломатических. Прежде всего это связано с порочной методологией российского посредничества при Козыреве и Примакове. МИД давил на потенциального союзника - на Абхазию. Как только Абхазия под этим давлением в ответ на обещания снять блокаду шла навстречу объединенному российско-грузинскому варианту политического документа, грузинская сторона выдвигала новые требования. Может быть, это вполне естественно для стороны в ходе переговорного торга. Однако посредник должен прежде всего заботиться о собственном лице, о честном маклерстве: обязанностью России было выполнить данные Абхазии на предыдущем этапе обещания и затем продолжить переговоры. Россия всегда шла на поводу у Грузии, оставляя Абхазию наедине со своим компромиссом, перед лицом новых требований другой стороны. В результате такой податливости российской стороны она допустила постепенное изменение формата переговоров и перенос их из Москвы в Женеву. После недавних раундов женевских переговоров Россия оказалась фактически уравненной в своих правах на посредничество с группой стран - "друзей генерального секретаря ООН по Грузии", то есть с США, Францией, Германией и Англией. Российские дипломаты "сдались" практически без боя. Единственными участниками переговоров, пытавшимися предотвратить подобное развитие ситуации, сохранив за Россией статус основного посредника, были абхазские представители, которым, однако, так и не удалось преодолеть инертность своих российских коллег. В этом и состоит основной урок грузино-абхазского урегулирования для России: в дипломатии, как и в политике, заходят слишком далеко тогда, когда не знают, куда идут. * * * Доклад подготовлен специалистами отдела Кавказа Института стран СНГ.
|
2729.
(28.11.2000 17:40)
0
СНГ. ЧЕЧНЯ. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ Для большинства стран СНГ абхазо-грузинский конфликт остается за пределами их основных политических интересов. В то же время боязнь предопределяет беспроблемное прохождение любых "антисепаратистских" документов, исходящих от имени Содружества. Последних было немало, начиная от официальных заявлений, осуждающих сепаратизм как явление, кончая решениями, санкционировавшими механизмы на Абхазию. Все эти решения неизменно поддерживают региональные соседи Грузии - Армения и Азербайджан. Однако если позиция Азербайджана вполне прогнозируемая, то "антисепаратизм" Армении больше смахивает на политическое лукавство, хотя иная позиция Еревана в рамках Содружества вряд ли была бы. Принимая решения по разблокированию конфликта, страны СНГ охотно возлагают бремя по их практическому воплощению на Россию, не испытывая ни малейшего желания участвовать, например, в проведении миротворческой операции. Единственная страна, выразившая готовность оказаться непосредственно задействованной в разрешении конфликта - это Украина. Данная инициатива Киева лежит в русле наметившегося в последнее время политического альянса между ним и Тбилиси, которые не устают в своих заявлениях подчеркивать особый характер своих взаимоотношений, носящих "стратегический" характер. "Стратегия" основана, естественно, на стремлении уменьшить и влияние российского фактора в регионе. В рамках стратегического партнерства Украина выступает в поддержку всех внешнеполитических инициатив, в частности идеи созыва международной конференции для разрешения абхазской проблемы. Украина выразила желание вступить в группу "друзей Грузии", она готова также предложить свои услуги в качестве посредника на переговорах и консультациях. Однако шансов оказаться в этой роли у Украины мало. При всем своем украинофильстве грузинское руководство отнюдь не считает, что Киев - это наиболее приемлемый кандидат на место посредника: стремясь интернационализировать институт посредничества, оно смотрит намного западнее украинской столицы. Кроме того, посреднические усилия Киева встретят неприятие в Сухуме, где не забыли о добровольцах из УНА-УНСО, сражавшихся против абхазов в составе грузинской армии. Новым внешним фактором в комплексе абхазо-грузинского конфликта является наметившаяся активность Чечни. Последняя также претендует на роль посредника и миротворца, и эти заявки в Тбилиси встречены, по крайней мере внешне, весьма благосклонно. Иной реакции ждать и не приходилось. Было очевидно, что конфликтующая с Россией Чечня будет искать регионального союзника, и прежде всего среди антироссийских сил. В этом отношении сближение Грозного с Тбилиси было вполне ожидаемым и закономерным. Серьезное препятствие, стоявшее на пути этого сближения, было преодолено заявлениями ряда чеченских лидеров, осудивших участие отрядов чеченских добровольцев на абхазской стороне в войне против Грузии. Другое препятствие пришлось преодолевать уже грузинской стороне. В свое время чеченская проблема усиленно использовалась Тбилиси для давления на Москву. Первый этап блокадных санкций против Абхазии, введенный в декабре 1994 г. по прямой подсказке из Тбилиси, объяснялся необходимостью пресечь якобы поступившую оттуда военную и добровольческую помощь сражавшимся дудаевцам, при этом Тбилиси не уставал заверять Москву, что "свой" участок чеченской границы он держит на замке. "Не было бы Абхазии, не было бы Чечни" - другой рефрен, усиленно использовавшийся официальной грузинской пропагандой для давления на российские структуры. Ставя в один ряд события в обеих странах, Тбилиси пытался принудить Москву к более решительным, а главное - силовым методам "умиротворения" Абхазии. Сегодня в соответствии с новыми потребностями грузинская позиция поменялась. Отныне здесь усматривают существенное различие между чеченской и абхазской ситуациями. "Чечня стремится к выходу из России, а Абхазия - к вступлению в РФ" - такова новая характеристика проблемы. Очевидны и другие двойные стандарты, присущие грузинской политике. Весьма ревниво и раздраженно реагируя на любые контакты извне с сепаратистской Абхазией, сама Грузия охотно вступает в политические отношения с Чечней; требуя повсеместного и безоговорочного осуждения сепаратизма, в отношениях с Грозным предпочитает не замечать прозрачных аналогий; упрекая СНГ в его неэффективности в деле сохранения территориальной целостности стран-участниц, сама является тем членом Содружества, который подрывает эти усилия. В Абхазии с неудовольствием и разочарованием наблюдают за наметившимся чечено-грузинским сближением, прохладно относясь к миротворческим инициативам Грозного. И если миротворческие предложения Грозного будут сформулированы в контексте ее политического союза с Грузией, то в Сухуме они будут безоговорочно отвергнуты. За развитием ситуации в зоне абхазо-грузинского конфликта на Северном Кавказе внимательно наблюдают и сейчас, и российская позиция вызывает там крайнее неудовольствие. Это дает повод и козыри в руки тех, кто любит поговорить о не изменившейся "имперской" сущности России, о ее извечной нелюбви к малым народам Кавказа, о грядущей второй кавказской войне и т.п. Между прочим, расшатывание России, отрыв от нее Северного Кавказа, образование там мелких государств, враждебно относящихся к России, безусловно, входит в стратегические планы некоторых наших соседей из ближнего зарубежья. Да это и не скрывается. Зачастившие в последнее время в северокавказские столицы грузинские парламентские, культурные и иные делегации говорят об этом почти открытым текстом. Инициатива Шеварднадзе "Мирный Кавказ", которая усиленно популяризируется по грузинским дипломатическим и информационным каналам, также направлена на эти же цели. Наметившееся сближение Грозного и Тбилиси в широкой перспективе, вероятно, будет иметь целью деление зон влияния на пространстве кавказского региона. Однако на ближайшее время для Грузии важно быть уверенной, что в случае возобновления боевых действий в Абхазии северокавказские народы останутся безучастными к новым событиям. Немало надежд при этом возлагается на авторитет Чечни, осудившей добровольческое движение своих граждан. Но вряд ли официальная позиция чеченского руководства послужит надежным щитом. В случае возникновения новой войны добровольческое движение в расколотой послевоенной Чечне будет зависеть не от точки зрения масхадовского руководства, а исключительно от личной позиции того или иного полевого командира. Не исключено даже, что в случае новой войны чеченские отряды окажутся по обе стороны линии фронта. Что касается остальных народов Северного Кавказа, прежде всего адыго-черкесов, то при любых вариантах разблокирования грузино-абхазского конфликта за счет Абхазии Северный Кавказ ответит непредсказуемо.
|
2728.
(28.11.2000 16:16)
0
БЕЖЕНЦЫ Одним из итогов грузино-абхазской войны было перемещение большинства грузинского населения Абхазии за пределы республики, прежде всего в Грузию. В настоящее время проблема беженцев является одной из самых острых и дискуссионных в послевоенном противостоянии Грузии и Абхазии и от ее решения во многом будет зависеть общее урегулирование конфликта. Более того, на данном этапе для грузинской стороны проблема беженцев даже важнее, чем проблема политического статуса Абхазии. Лидеры Грузии постоянно повторяют, что возвращение беженцев - это "главная проблема", после которой можно решить "все остальное". Явно стараясь обострить ситуацию, Тбилиси откровенно завышает цифру общего количества лиц, оказавшихся в положении вынужденных переселенцев. По грузинской версии, в настоящее время их насчитывается более 300 тыс. человек. Однако по переписи 1989 г. число грузин, проживавших в Абхазии, составляло 239 тыс. Из них 20 тыс. не покидали территории республики. После относительной стабилизации обстановки в Гальском районе туда вернулось, по сведениям командования КМС, более 70 тыс. человек; около 2 тыс. сванов находятся в Кодорском ущелье Абхазии. Кроме того, необходимо учитывать, что несколько десятков тысяч грузин из Абхазии проживают ныне на территории Российской Федерации, куда они выехали во время и после войны, и, следовательно, они не могут учитываться в числе беженцев, находящихся ныне на территории собственно Грузии. Выдвижение проблемы беженцев на первый план политических усилий Тбилиси объясняется рядом причин. Безусловно, беженцы легли дополнительным тяжелым бременем на грузинскую экономику. Тбилисские власти неустанно повторяют, что правительство чутко относится к их нуждам, делает все возможное, чтобы облегчить им достойное существование на период до возвращения к родным очагам. Однако выполнить все данные обещания при нынешнем экономическом состоянии Грузии невозможно. С другой стороны, наличие беженцев и завышение их числа необходимо Грузии для получения гуманитарной помощи от Запада в разных формах и видах до двух третей ее бюджета. Существуют проблемы и социопсихологического плана. Наблюдается активный рост чувств неприязни между беженцами и старожилами. Антибеженские эксцессы все чаще имеют место как в Тбилиси, так и в других регионах. При этом беженцев обвиняют в иждивенческих настроениях, в "навязывании" своих проблем остальной Грузии, "в неумении защитить свой дом в Абхазии" и т.п., расхожими становятся обвинения беженцев в том, что они "объедают" остальных. Очевидно, что в Грузии есть силы, которым выгодна кризисная ситуация с беженцами. Оппозиция требует от Шеварднадзе их немедленного выдворения обратно в Абхазию, используя отсутствие прогресса в решении проблемы как доказательство неспособности главы государства. Естественно, что на чувствах отчаявшихся беженцев можно будет сыграть и в случае вариантов силового решения абхазской проблемы. Между тем договорно-правовая основа процесса возвращения беженцев существует с 1994 г. Это Соглашение о беженцах и порядке их возвращения, подписанное представителями Грузии, Абхазии, Российской Федерации и ООН. По соглашению при возвращении беженцев должны соблюдаться следующие принципы: перемещенные лица имеют право на мирное возвращение без риска подвергнуться аресту, задержанию, тюремному и уголовному преследованию. Такой иммунитет не распространяется на лиц в тех случаях, когда имеются серьезные указания на то, что: они совершили военные преступления или преступления против человечности, они совершили тяжкие уголовные преступления, они ранее принимали участие в боевых действиях, а в настоящее время находятся в составе вооруженных формирований, готовящихся к боевым действиям в Абхазии. Непримиримость сторон по вопросу беженцев отражает еще одну, обычно не называемую, но очень важную проблему, которая неизменно присутствует во взаимных расчетах сторон. Cтремясь любой ценой возвратить беженцев, Тбилиси хочет поскорее восстановить довоенное демографическое преобладание грузин в Абхазии, что создаст прочную социально-этническую опору для реального восстановления здесь юрисдикции Грузии. Однако достичь этого возможно только в случае массового возвращения грузин. Поэтапное возвращение беженцев грозит их "политической" ассимиляцией, постепенной интеграцией в систему абхазской государственности, тем более что сухумские власти предпринимают в этом направлении шаги: среди депутатов абхазского парламента ныне двое грузин-мегрелов, избранных от населения Гальского района.
|
2727.
ГРУЗИНО-АБХАЗСКИЙ КОНФЛИКТ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
(28.11.2000 16:15)
0
ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС Переговоры по достижению взаимоприемлемого урегулирования между Грузией и Абхазией начались спустя два месяца после окончания боевых действий. Их первый раунд состоялся в Женеве, где 1 декабря 1993 г. был подписан Меморандум о понимании. Стороны обязались "не применять силу или угрозу силы друг против друга на период продолжающихся переговоров по достижении полномасштабного политического урегулирования конфликта". Была достигнута договоренность об обмене военнопленными по принципу "всех на всех", об обязательствах по решению проблемы беженцев и о начале работы групп экспертов по выработке рекомендаций о политическом статусе Абхазии. 4 апреля 1994 г. в Москве было оглашено Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта. Стороны констатировали, что "будет разработана поэтапная программа действий, выработаны предложения по воссозданию государственно-правовых отношений". В последующем в переговорную терминологию вошла дефиниция "союзное государство", которое должно было обозначать воссоздаваемое грузино-абхазское государственное образование в границах Грузинской ССР на период 21 декабря 1991 г. Данное определение присутствовало в ряде промежуточных переговорных документов, и на нем постоянно настаивала абхазская сторона в отличие от грузинской, которая в феврале 1995 г. выдвинула новую формулировку, в соответствии с которой Абхазия является "субъектом сложносоставного (федеративного) государства - Республика Грузия". В июле того же года посредник на переговорах - РФ - предложила сторонам для обсуждения Протокол о грузино-абхазском урегулировании. По всей вероятности, протокол писался не без тайного участия грузинской стороны. Термин "союзное государство" был заменен формулой "единое федеративное государство". В компетенции федеративных властей был оставлен уже согласованный предшествующими документами объем полномочий, однако это были уже не сферы совместного ведения, а проблемное поле дальнейших переговоров на предмет разграничения полномочий. Предметом будущего обсуждения являлись также вопросы "государственного устройства единого федеративного государства, разграничение полномочий, структуры и функций федеральных органов". Протокол утверждал наличие в будущем единой валюты, банковского дела, вооруженных сил, пограничной и таможенной служб. Федеральный законодательный орган назван парламентом, где за Абхазией резервируется определенное количество мест. Обсуждение текста протокола в абхазском парламенте 22 августа 1995 г. показало его неприемлемость для абхазов. В своем решении парламент сослался на Конституцию Республики Абхазия, в соответствии с которой она "является суверенным государством, субъектом международного права, и в качестве такового может вступать в договорные отношения с другими государствами, в том числе с Грузией". После этого переговорный процесс был прерван на долгое время. Новый прорыв обозначился летом 1997 года, когда сторонам был предложен новый Протокол об урегулировании, статьи которого значительно ослабляли жесткие федеративные конструкции варианта 1995 г. Первоначально проект протокола был с энтузиазмом встречен обеими сторонами, в частности его высоко оценил Шеварднадзе. Однако впоследствии грузинская же сторона отказалась от дальнейших обсуждений документа. В дальнейшем дипломатическая активность, наблюдавшаяся летом 1997 г., кульминацией которой стала сенсационная августовская встреча в Тбилиси руководителей Грузии и Абхазии, породила было новые надежды. Однако прошедшие месяцы их не оправдали. Жесткие требования, которые были предъявлены Шеварднадзе российской стороне на Кишиневской встрече глав СНГ (октябрь 1997 г.), свидетельствуют, что грузинский президент демонстративно отстранился от тех путей урегулирования, которые отождествлялись с Россией. В этой связи отнюдь не случайно оживление женевских переговоров. На последнем их раунде (ноябрь 1997 г.) было решено создать Координационный совет по оперативному решению возникающих проблем, куда, помимо сторон с правом совещательного голоса, вошли Россия и страны - друзья Грузии. В составе КС три рабочие группы - по безопасности, возвращению беженцев и социально-экономическим вопросам. На состоявшемся 25 декабря 1997 г. первом заседании КС были обсуждены организационный режим его деятельности, в частности периодичность заседаний, которые будут проходить 2 раза в месяц. Однако очередная встреча, которая по предложению абхазской стороны должна была быть посвящена проблеме терроризма в Гальском районе, пока не состоялась. ПОЗИЦИИ СТОРОН ГРУЗИЯ Несмотря на очевидные факты, Грузия до сих пор не желает признать своей ответственности за развязывание военных действий на территории Абхазии. В соответствии с распространенной ныне официальной версией глава государства Эдуард Шеварднадзе якобы ничего не знал о действиях своей армии и в первые сутки войны никак не мог связаться с командующим, тогдашним министром обороны Грузии Тенгизом Китовани, чтобы прояснить у него ситуацию. Поэтому сегодня вся ответственность за начало войны возлагается на сидящего в тюрьме Китовани, который в августе 1992 г. якобы превысил данные ему полномочия. Второй ответственной стороной считаются сами "абхазские сепаратисты", которые первыми обстреляли грузинские части, вступившие в автономную республику всего лишь для "охраны железных дорог". В первые дни войны в Тбилиси предпочитали говорить о некоем локальном "конфликте", который обещали загасить в самом начале. Однако уже на ранних стадиях военных действий появилось и более "сильное" определение, принадлежавшее Эдуарду Шеварднадзе, который заявил в одном из своих интервью, что происходит "агрессия международного терроризма против суверенного государства". После поражения грузинских войск под Гаграми, в начале октября 1992 г., понятие "агрессия" стало неотъемлемой частью пропагандистского клише официальных заявлений грузинской стороны. Соответственно, и результаты войны грузинская сторона оценивает как аннексию или оккупацию части исконной территории Грузии". Возможности мирного урегулирования конфликта в Тбилиси видят только в рамках сохранения территориальной целостности Грузии. Выступая в парламенте 17 ноября 1992 г., Шеварднадзе отверг идею федеративных связей между Грузией и Абхазией, заявив, что власти Грузии "готовы рассматривать лишь вопрос об уточнении правового статуса Абхазской автономии". Однако сегодня в Грузии многие уже понимают, что классический унитаризм вряд ли может стать основой внутреннего устройства государства. Однако, как представляют в Тбилиси, реальные контуры будущего государственного устройства страны понять трудно. Самые высокопоставленные представители грузинского руководства, в том числе и Шеварднадзе, неоднократно заявляли, что в составе Грузии Абхазии будут предоставлены предельно широкие полномочия автономного самоуправления, учитывающие мировой опыт и соответствующие правовые стандарты. В качестве атрибутов самостоятельности Абхазии предоставляется иметь собственную Конституцию, герб, флаг, гимн и т.д. Показательны и другие нюансы грузинской позиции. В свое время было заявлено, что Грузия даст Абхазии такие же полномочия, какие Россия предоставит Чечне. Озвученная Шеварднадзе в разгар военных действий в Чечне, эта позиция отражала уверенность грузинского президента как в конечной победе федерального Центра над силами чеченского сепаратизма, так и в жестком подходе Москвы к послевоенному обустройству отношений между центром и Чечней. Нынешняя ситуация в российско-чеченских отношениях, по понятным причинам, делает невыгодным ссылки на чеченский статус как на прообраз будущей правосубъектности Абхазии, а потому риторика на эту тему исчезла из официального грузинского лексикона. Более того, бывшие чеченские сепаратисты стали желанными гостями в Грузии, активно разыгрывающей чеченскую карту для шантажа России. Декларируя ориентацию на мирное решение проблемы, в Грузии не сбрасывают со счетов и иных вариантов. В свое время Шеварднадзе нарочито поддержал натовские бомбардировки сербских позиций во время войны на Балканах. Только что глава Грузии вновь призвал к операции по принуждению к миру. Все это примеряется и к случаю с Абхазией, однако собственных возможностей для осуществления подобных операций у Грузии пока нет, а попытки использовать для этих целей российский миротворческий контингент путем расширения его мандата успеха не имели. АБХАЗИЯ Для Абхазии события 1992-1993 гг. являются межгосударственной войной между Грузией и Абхазией. Еще в самом начале боевых действий, 15 сентября 1992 г., президиум ВС Абхазии принял постановление, в котором декларировалось, что "вооруженное нападение войск Госсовета Грузии на Абхазию 14 августа 1992 г. и оккупация части ее территории" является "актом агрессии против Республики Абхазия". Позднее в официальной идеологии и в общественном сознании абхазов укрепился тезис об отечественном характере войны, которую вел абхазский народ против грузинских оккупантов. Соответственно война закончилась изгнанием захватчиков, освобождением Родины, победой в борьбе, в которой Абхазия отстояла свое право на национально-государственное самоопределение. В настоящее время абхазские лидеры уже избавились от романтизма первых месяцев, наступивших после победы, когда в Сухуме всерьез рассчитывали на окончательное отделение от Грузии, обретение полной независимости и международной правосубъектности. Ныне Абхазия вынуждена согласиться с возможностью сосуществования с Грузией в рамках некоего единого (общего) государственного образования, которое таким образом восстановит советские границы Грузинской ССР. В то же время в Абхазии не приемлют модели внутреннего устройства этого государства, которую предлагают в Тбилиси, в частности любые варианты автономного вхождения Абхазии в состав Грузии. Обещания, что Абхазии будут предложены широкие автономные права, в том числе право иметь Конституцию, гимн, герб, флаг и т.д., в Сухуме рассматривают как пустую декларацию. Во-первых, в период предшествовавшего автономного пребывания в составе Грузии большинством атрибутов из перечисленного ряда абхазы уже владели, однако это не спасло грузино-абхазских отношений от трудностей и конфликтов, а во-вторых, в Абхазии уверены, что обещанные ныне "широкие права" на практике тбилисским руководством никогда не будут реализованы. Однако прежде всего в Сухуме считают, что грузинские предложения не учитывают нынешних реалий, в частности войну и ее результаты. Соответственно Сухум отказывается предоставить Тбилиси какие-либо исключительные полномочия, соглашаясь лишь на сферу совместной компетенции в таких областях государственной жизни, как внешняя политика, оборона, финансы, пограничная и таможенная службы и некоторые другие.
|
2726.
ГРУЗИНО-АБХАЗСКИЙ КОНФЛИКТ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
(28.11.2000 16:14)
0
Москве следует пересмотреть свои стратегические приоритеты
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Стереотипами российского массового сознания народы Кавказа, в частности грузины и абхазы, воспринимаются как некое тотальное, нерасчленимое и неразличимое этнокультурное единство. Между тем абхазы и грузины - неродственные народы. Они имеют разное генетическое происхождение, их взаимонепонимаемые языки принадлежат к разным ветвям кавказской лингвистической семьи, за внешней схожестью культурно-бытового облика лежат существенные различия традиций, обычаев, материальной и духовной культуры, этнического менталитета. В культурном плане абхазы всегда тяготели к северокавказскому миру, прежде всего к ближайшим этногенетическим сородичам - адыгам (адыгейцы, кабардинцы, черкесы). Однако географическая расположенность на южных склонах Кавказского хребта обусловила и другое направление исторических ориентаций Абхазии, сделавших ее важнейшим субъектом исторического процесса в Закавказье. Абхазия - страна древнего христианства. Последнее, правда, в XVII-XVIII вв. было несколько потеснено исламом, тем не менее православная община в Абхазии всегда была более многочисленной, особенно в текущем столетии. Усилившееся в VIII в. Абхазское царство вело активную завоевательную политику. В последующих столетиях оно вышло за пределы своих этнических границ, объединило под своим скипетром до того раздробленные и разобщенные западно- и восточногрузинские земли. Этим было положено начало новой территориальной и политической общности - будущему Грузинскому царству, которое окончательно оформилось после пресечения абхазской национальной династии и перехода власти к грузинской династии Багратиони. Но после того, как Грузинское царство в результате монгольского нашествия распадается на постоянно враждебные между собой части, Абхазия на несколько сотен лет предостовляется самой себе. В XVII-XVIII вв. Абхазия испытала сильное политическое и культурное воздействие Турции. Продвижение России к границам Кавказа обозначает здесь новые линии притяжения, что породило в правящей абхазской среде борьбу прорусской и протурецкой группировок Побеждают приверженцы северной ориентации. В ответ на обращение владетельного князя Абхазии Георгия Чачба-Шервашидзе император Александр I манифестом от 17 февраля 1810 г. объявил о присоединении Абхазии к России, абхазский народ - находящимся "под Верховным покровительством, державою и защитою Российской империи... по всей силе на вечные времена нерушимо". На первых порах российское правительство не вмешивалось в традиционные основания внутреннего самоуправления Абхазии, которая до 1864 г. сохраняла статус владетельного княжества. В 1870-х гг. абхазы пережили этническую катастрофу. Окончательное укоренение России на Кавказе позволило правительству ужесточить меры против "немирных" горцев. Половина народа была вынуждена покинуть родину. Изгнанники устремились в Турцию и другие страны Ближнего Востока, где со временем укоренились, образовав обширную абхазскую диаспору. Махаджирство, т.е. изгнание - так абхазы называют эту одну из наиболее трагических страниц своей истории, которую до сих пор очень болезненно и тяжело переживают. Махаджирство нанесло жестокий удар по этнокультурному развитию абхазов, по их территориальному, экономическому и демографическому потенциалу. После махаджирства на опустевшие абхазские земли устремился мощный поток переселенцев - грузин, русских, армян, греков, эстонцев и др. Из практически моноэтничной Абхазия быстро стала превращаться в многонациональный, многоязычный край. Отдаленные последствия махаджирства сыграли свою роль в затягивании тугого узла противоречий, который привел в конце XX столетия к конфронтации и военному столкновению в регионе. С распадом Российской империи впервые обозначились политические и территориальные притязания Грузии на Абхазию. В июле 1918 г. под предлогом борьбы с большевистскими группами в Абхазию были введены войска Грузинской Демократической республики. Установление Советской власти (21 марта 1921 г.) положило конец грузинскому присутствию и дало возможность Абхазии временно вернуться к государственным формам политической жизни. Однако уже в декабре того же года ССР Абхазия была вынуждена заключить с ССР Грузией "союзный договор", а с 1931 г. вошла в состав Грузинской ССР на правах автономии. Психологически абхазы крайне негативно воспринимают время пребывания в составе Грузии в советский период, так как этот период ассоциируется у них с фактами репрессивной политики Тбилиси по отношению к Абхазии, ее культуре и народу. Так, сталинские репрессии 1930-х годов привели к уничтожению абхазской политической и интеллектуальной элиты. В эти же годы грузинские партийно-коммунистические власти начали проводить целенаправленную политику ассимиляции. Преподавание абхазского языка было изъято из программы школьного обучения и заменено обязательным обучением на грузинском языке, абхазская письменность переведена на грузинскую графическую основу, множество абхазских топонимов было заменено грузинскими. Социальное продвижение абхазов было затруднено, но в случае смены индивидом этнической принадлежности препятствия во многом снимались. Составной частью политики грузинизации была целенаправленная переселенческая политика. За период 1940-х - начала 1950-х годов из внутренних районов Грузии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, перемещением которых занималась специально созданная организация "Грузпереселенстрой", щедро снабжавшаяся из госбюджета даже в годы Отечественной войны. В результате миграционного "вливания" грузинская община стала самой многочисленной в Абхазии. Идеологическим обеспечением политики грузинизации была теория, выдвинутая рядом грузинских историков, которые объявили Абхазию исконной территорией Грузии, а абхазов - одним из этнических подразделений грузин. Протесты отдельных представителей абхазской интеллигенции против курса властей раздавались еще в сталинскую эпоху, однако зарождение организованных форм сопротивления ассимиляции относится уже к периоду после Сталина, когда в конце 1950-х годов его возглавили патриотически настроенные представители интеллигенции. Массовые митинги и демонстрации с требованием выхода Абхазии из состава Грузии и вхождения в РСФСР происходили в 1957, 1964, 1967, 1978 годах. Набиравшие с 1950-х годов силу национальные движения вырабатывали свою идеологию. В Грузии все более популярной становилась идея достижения независимости с последующей унитаризацией республики, в Абхазии - разрыва с Грузией, отделения от нее, что в условиях перестроечных свобод конца 1980-х годов вылилось в открытые требования предоставить Абхазии статус союзной республики СССР. 18 марта 1989 г. состоялся многотысячный Сход абхазского народа, на котором было принято обращение к высшим инстанциям СССР о возвращении Абхазии некогда утерянного ею статуса республики союзного значения. Это послужило поводом к кровавым грузино-абхазским столкновениям, в ходе которых погибли 19 человек. С этого времени напряженность практически не спадала. Взаимоотношения Грузии и Абхазии принимали все более конфронтационный характер, что усугублялось нарастанием в общественно-политической жизни Грузии шовинистических и унитаристских тенденций. В октябре 1990 г. на смену проигравшим парламентские выборы коммунистам пришли силы радикальной оппозиции во главе со Звиадом Гамсахурдиа. Все государственные структуры Грузии советского периода и принятые ими государственно-правовые акты были объявлены незаконными. Безответственные деятели режима не поняли, что тем самым разрушают конституционно-правовые основания, которые скрепляли территорию Грузинской ССР, так как сложившаяся ситуация свидетельствовала, что, по крайней мере, акты о союзном единстве Грузии и Абхазии (1921 г.) и о вхождении Абхазии на автономных началах в состав Грузии (1931 г.) утратили свою силу. В феврале 1992 г. Грузия отменила Конституцию 1978 г. Ответным шагом абхазской стороны было постановление ВС (23 июля 1992 г.) "О прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 г.". До принятия новой Конституции объявлялось о возвращении к Конституции 1925 г. В то же время ВС Абхазии решил создать рабочую группу по выработке договора с Грузией. В абхазской печати был опубликован проект Договора об основах взаимоотношений между Республикой Абхазия и Республикой Грузия, автором которого был доктор юридических наук Т.Шамба. Статьи этого документа говорят о Грузии и Абхазии как о суверенных государствах. В то же время государственное объединение этих республик предполагало по сути установление федеративных отношений. Так, ст.3 гласила: Республика Абхазия добровольно объединяется с Республикой Грузия и обладает на своей территории всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властей, кроме тех полномочий, которые отнесены Конституциями Грузии и Абхазии к ведению Республики Грузия. В качестве законодательной инициативы проект договора был внесен в повестку дня сессии ВС Абхазии. Обсуждение должно было состояться на заседании парламента 14 августа 1992 г., но на рассвете этого дня грузинские войска перешли Ингури. ВОЙНА Первоначально успех сопутствовал грузинским войскам. Уже к середине первого дня войны они вошли в Сухум, захватив правительственные здания, телецентр, важнейшие коммуникации. Правительство и Верховный Совет были вынуждены переместиться в Гудауту. 15 августа грузины высадили морской десант в районе Гагр, потеснив в горы пытавшийся оказать сопротивление немногочисленный отряд абхазской береговой охраны. Однако дальнейшие события стали развиваться не по тбилисскому сценарию. Отступив из Сухума, абхазские части закрепились на левом берегу р.Гумиста, которая обозначила линию Западного фронта. В тылу грузинских войск, в основном на территории Очамчирского района, образовался Восточный фронт, ставший очагом партизанского движения. Важнейшим фактором стало зародившееся с первых же дней конфликта и набиравшее силу добровольческое движение в защиту Абхазии. Состав добровольцев был интернациональным - кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины, чеченцы, армяне, русские и др. С каждым днем конфликт все более принимал характер настоящей войны, что стало неприятной неожиданностью для тбилисского руководства, рассчитывавшего на демонстрацию силы или на блицкриг. По согласованию с Тбилиси Россия выступила с миротворческой инициативой. 3 сентября 1992 г. в Москве состоялась встреча Бориса Ельцина, Эдуарда Шеварднадзе и Владислава Ардзинбы. Трудные переговоры завершились подписанием итогового документа, который предусматривал прекращение огня, вывод грузинских войск, обмен военнопленными, обеспечение возвращения беженцев, которых к тому времени насчитывалось уже несколько десятков тысяч человек, возобновление деятельности органов власти Абхазии на всей территории республики. Однако ни один пункт соглашения выполнен не был, грузинские войска продолжали оставаться на прежних позициях. Боевые действия возобновились. 2-6 октября был ликвидирован гагринский плацдарм. Грузинские войска были разбиты, абхазские вышли к российско-абхазской границе на р.Псоу, прорвав тем самым кольцо военной блокады вокруг Гудауты. Боевые действия продолжались, но решающего перевеса не было ни у одной из сторон. К концу 1992 г. обострилась ситуация с высокогорным шахтерским городом Ткварчели, который с началом конфликта оказался практически отрезанным от остальной Абхазии. Связь с Гудаутой поддерживалась лишь при помощи гуманитарного воздушного коридора, но после того как 14 декабря 1992 г. грузинская сторона сбила вертолет с беженцами из блокированного города, всякая связь с внешним миром прервалась. Ткварчельцы были спасены от голода и страданий беспрецедентной гуманитарной акцией МЧС России, проведенной летом 1993 г. Летом 1993 г. боевые действия интенсифицировались. 2 июля на участке побережья Восточного фронта абхазы высадили морской десант. На западном фронте, форсировав Гумисту, абхазские войска один за другим освободили населенные пункты правобережья севернее Сухума, подойдя к ближним подступам города. Отчаянное положение, в котором оказались грузинские войска, вынудило российское правительство оказать давление на абхазскую сторону. 27 июля в Сочи было заключено соглашение о прекращении огня. Однако 16 сентября 1993 г. боевые действия возобновились. Они начались на Восточном фронте, где абхазские части атаковали грузинские позиции. Одновременно абхазские части вступили в бой с грузинами на Западном фронте, взяв под контроль доминирующие над Сухумом высоты. Продолжая здесь наступление, они 20 сентября полностью окружили город, 22 - захватили аэропорт, 27 сентября Сухум пал, а находящийся там Эдуард Шеварднадзе спасся бегством. Преследуя беспорядочно отступавшие грузинские войска, абхазская армия 30 сентября вышла к абхазо-грузинской границе на р.Ингур, откуда год назад началась война.
|
2725.
(28.11.2000 14:50)
0
27.11.2000 Шеварднадзе выдает желаемое за действительное //GazetaSNG.ru//
На этой неделе в ходе саммита СНГ в Минске (правда, после отставки белорусских силовиков появились сомнения в том, что он состоится) российская сторона заключит соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан с Молдавией, Узбекистаном, Казахстаном, Белоруссией, Таджикистаном и Киргизией. Как заявил вице-премьер РФ Виктор Христенко, соглашения готовятся к подписанию вне повестки дня заседаний Совета глав правительств и Совета глав государств СНГ. Однако, похоже, и это не оставляет шанса Грузии подключиться к подписантам. Сейчас Тбилиси в панике: меньше недели осталось до введения визового режима передвижения граждан между Россией и Грузией. Несмотря на многократные попытки грузинской стороны воспрепятствовать этому, Москва осталась непреклонной: в кулуарах российские политики мотивировали это нежеланием Тбилиси идти на уступки по ряду важных вопросов. По данным главы МИД Грузии, это - нейтралитет в отношении чеченских событий, присоединение к ЕврАзЭС, уступки в отношении нахождения на грузинской территории российских военных баз, сближения позиций Москвы и Тбилиси в сфере транспортировки энергоресурсов.
Как бы то ни было, признавая фиаско грузинской дипломатии, президент Эдуард Шеварднадзе решил немного подсластить пилюлю и успокоить народ. Вчера в традиционном радиообращении он заявил о существовании межмидовского соглашения, согласно которому с 5 декабря не предвидится ограничения передвижения граждан, а произойдет это (если вообще произойдет) не раньше, чем через три месяца. Это время г-н Шеварднадзе отвел Москве на раздумья и дал ей шанс "еще раз все тщательно взвесить и принять мудрое решение".
Однако в российском внешнеполитическом ведомстве категорически опровергли утверждение о том, что до весны визы можно будет не получать. Речь идет всего лишь о льготном периоде, срок которого, действительно, истекает 1 марта следующего года. Льготы касаются грузин, приехавших в Россию до 5 декабря - они могут вернуться домой до весны, не получая визы. То же касается и россиян, находящихся сейчас в Грузии, или собирающихся туда в ближайшие дни.
|
2724.
Вячеслав
(28.11.2000 13:25)
0
Вчера на КПП "Псоу" была комиссия из ГТК РФ. По их словам, с Абхазией не будет вводиться такой же визовый режим, как с Грузией. Вообще настроение такое - режим вводится для наказания Грузии за ее помощь чеченским бандитам. Слова Шеварднадзе о том, что он откроет границу с Чечней все называют бредом идиота. В этом смысле особый режим в Абхазии и Южной Осетии - это тоже наказание Грузии. В соответствии с международной практикой РФ имеет право вводить различные визовые режимы даже в отношении одной сопредельной страны. Для этого не требуется "одобрение" этой страны.
|
|
|
|