Воскресенье, 02.02.2025
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: « 1 2 ... 1614 1615 1616 1617 1618 ... 1917 1918 »
Показано 24226-24240 из 28763 сообщений
4538.   (18.03.2001 14:23)
0  
Представители конфликтующих сторон должны понимать, что к вам на "огонек" могут заглядывать другие народы мира. А ругань и матерщина нигде и никогда не вызывали уважения.
Иван, г. Москва.

4537. Рауль Килба   (18.03.2001 14:16)
0  
Игорь В., спасибо за интересные материалы. Наверное они великоваты для гостевой, но я очень надеюсь, что админ их сохранит и использует в дальнейшем.
История причерноморья это вообще интереснейшая тема. Здесь столько всего переплелось.

4536. Игорь В.   (18.03.2001 14:01)
0  
ТОПОНИМЫ КАВКАЗСКОГО ЧЕРНОМОРЬЯ.


В топонимическом отношении Черноморское побережье Кавказа представляет нам необыкновенно сложную и пёструю картину, где местные названия образовывались, изменялись, наслаивались в течение многих столетий под воздействием различных языков. Местные топонимы содержат корни слов адыгейского, убыхского, абазинского и абхазского языков, иногда в тесных разноязычных сочетаниях и зачастую сильно изменённые в русской транскрипции. Разбор таких топонимов в большинстве случаев очень затруднителен и невозможен без элементарных знаний фонетических особенностей и словарного запаса этих языков.


Трудность достоверной расшифровки многих топонимов Черноморского побережья Кавказа усугубляется тем, что они могли происходить от племенных языков и диалектов, изобиловавших на побережье до XIX века и затем исчезнувших при формировании народностей и массовой эмиграции по окончанию Кавказской войны.
Совместное проживание адыгейцев, абазин и убыхов в юго-восточной части побережья в течении многих столетий несомненно сблизило их языки, что сказалось во взаимном обогащении словарного запаса. Поэтому скорее всего на территории Большого Сочи, кроме адыгейских, убыхских и абазинских топонимов мы часто имеем дело и со смешанными названиями.


Ачишхо. Хребет и гора (2391 м) на правобережье среднего течения Мзымты, разделяющий бассейны её наиболее крупных протоков Чвежипсе и Ачипсе.
Гора Ачишхо в прошлом служила местом для выпаса скота абазин-медовеевцев, и называлась у черкесов Медозюи-Кушх "пастбище медозюев".
Современный топоним Ачишхо переводится с адыгейского как "козлиная гора": Ачи - "козёл", шхо - "высота", "вершина".
Но шхо имеет значение и "огромный", "большой". Учитывая своеобразный вытянутый профиль горы (при обзоре со стороны Мзымты) название Ачишхо может обозначать и "гора, похожая на большого козла".
Ш.Д. Инал-Ипа считает топоним Ачишхо абхазского происхождения и выводит от ачи - "лошадь" и ашьха "гора".
С этим названием перекликается название одной из вершин Ачишхо (высотой 2159 м), данное местными поселенцами греками - "Лошадиная Голова". Действительно эта вершина напоминает голову лошади.


Аибга. Хребет, разделяющий среднюю часть долины Мзымты и верховья Псоу; максимальная высота - гора Каменный столб высотой 2509 м (в данном случае идёт речь о высоте хребта Аибга, в предыдущей статье говорилось о высоте горы Аибга, являющейся частью хребта - прим. сост.) .
Село Аибга в верховьях Псоу.
Аибга - это название одного из горных абазинских обществ, проживавших в середине XIX в. в верховьях Псоу и, по свидетельству Ф.Ф. Торнау, насчитывавших до 180 семейств, где главная фамилия Маршании. По-видимому, этот этноним распространился и на название ближайших гор.
Ш.Д. Инал-Ипа предполагает, что Аибга происходит от имени абхазского рода Айба.
В этой связи важно свидетельство Люлье, называющего эту местность Аибу, наряду с сохранившейся до наших дней формой Аибга.
Возможно, что этот топоним происходит от абхазского абга (абгара) - "обрыв", "обрывистое место".


Амуко. Хребет, разделяющий верховья рек Сочи, Шахе и Бзыч, гора Амуко (1918 м)
Меретуков приводит другое адыгейское название этой горы - Атеке зеуап - "место, где дерутся петухи" (атоке - "петух", зао - "бой", п (пе) - "место").
Возможен формальный перевод названия г. Амуко с адыгейского от меку - "сено" или от мигу - "невысыхающий", но наиболее вероятно, что это имя собственное знаменитого в своё время человека или родовое имя владельцев этой территории.
Алек. Хребет, отделяющий бассейн Сочи от бассейнов рек Мацеста, Бзугу, Хоста, Кудепста, Псахо и Кепши; является восточным продолжением хребта Ахцу.
Ш.Д. Инал-Ипа пишет этот топоним как Алыке и переводит с абхазского - "ил".
Меретуков называет хребет Алико и переводит с адыгейского "(хребет) сына Али" (Али - собственное имя, ко - "сын").
Люлье писал, что черкесы часто упоминают в своих молитвах-песнопениях имя Алия. Это искажённое, сохранившееся с христианских времён имя Ильи-громовержца. В районе хребта Алек часто бывают грозы. Это первый значительный хребет (до 1000 м) в районе Сочи в береговой полосе, принимающий на себя грозовые тучи с юго-востока.


Ареда. Старочеркесское название Завокзального микрорайона в центре г. Сочи. Это название связывается с наименованием абазинского рода Арыд или Аред, населявшего территорию в низовьях р. Мзымты и, в свою очередь, послужившее основой современного топонима Адлер (через турецкое Ардляр). Часть этого рода проживала на левом приустьевом склоне долины р. Сочи. Здесь же находилась резиденция абазинских князей Аубла (Облагу).


Бытха. Гора (300 м) и микрорайон в г. Сочи между устьями рек Бзугу и Мацеста.
Меретуков пишет этот топоним как Быттхы и выводит из адыгейского быты - "кривой" и тхое - "хребет". "Горбатый или же кривой хребет". В народе бытует название "кривая гора", и произносится это название как Бытха или Битха. Местность эта находится с срединной части приморской Убыхии и вполне логичным будет выводить этимологию этого топонима на основе убыхского языка. В убыхско-немецком словаре А. Дирра слово тха (у Белля тхи) означает "спина", "хребет", но лишь в анатомическом понимании. Бий или би по-убыхски означает "овца". В таком случае топоним Бытха (или Битха) переводится как "спина овцы". Смыслу такого перевода соответствует и профиль горы при взгляде на неё со стороны моря.


Кудепста. Река, впадающая в Чёрное море в междуречье Хоста-Мзымта. Посёлок в устье реки, в прошлом носил название Нижняя Николаевка.
Ф.Ф. Торнау (1835 год) пишет, что на реке Худапс находится селение Чужи, около 100 семейств, жилища их разбросаны по высотам; здесь произрастает виноград, развито хлебопашество. Общество Чужи признаёт над собой власть князя Джимир-Ипа Ислам Бага.
Ш.Д. Инал-Ипа приводит абхазский фонетический вариант Кудепста "ущелье Куды".
Люлье упоминает шапсугский род Кудь.
К низовьям р. Кудепсты А. Нордман (1837) приурачивает селение Иасхрипш или Эсхорипш, где господствующей фамилией, как и в устье Мзымты, была Аредба.
Определённый смысл имеет этимология названия Худапс: (на основе абхазского ху (хы) - "голова"; да - частица отрицания, пс - "река" (адыг.). Буквальный перевод "река без головы" или "река без верховий", или "подземная река". Река Кудепста - Псахо в верховьях действительно уходит в подземные карстовые каналы.


Псеашхо. Горный массив на Главном Кавказском хребте в верховьях р. Пслух (правый приток Мзымты). Горы Псеашхо Северный (3257 м) и Южный (3251 м); ледник Псеашхо; перевал Псеашхо (2014 м); хребты Левый и Правый Псеашхо.
Часто этот топоним пишется как Псеашка. Переводится с адыгейского как "гора, обильная водой": псе - "вода", а - указатель места, шхо - "большой, огромный". Буквальный перевод Псеашхо - "многоводная гора".
В то же время по-адыгейски псеа - "пихта" (по-абхазски - апса). Второй возможный перевод - "пихтовая гора".
М. Тешев приводит оригинальную адыгейскую форму этого топонима - Псышха и переводит от псы - "вода", "река" и шха - "голова", т.е. "вершина верховой реки (рек)".

Материал составлен по рукописи В.Ворошилова "Топонимы Кавказского Черноморья". Сочи. 1983.
Подготовил В.Л. Ксенофонтов.

4535. Игорь В.   (18.03.2001 13:59)
0  
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАВКАЗА.


Данная работа посвящена первому этапу переселенческого движения на Черноморское побережье Кавказа в пореформенный период. Хронологически и довольно условно этот этап можно определить со второй половины 60-х гг. до начала 80-х гг . XIX века. Чтобы выяснить суть этого вопроса сделаем небольшой экскурс в историю переселенчества.
Как известно, в силу своего географического положения Черноморское побережье Кавказа издревле играло роль своеобразного этнического котла. На этой древней земле периодически полыхали кровавые войны, прокатывались миграционные потоки, существенно менявшие этнический состав местного населения.


Одним из мощных этнодестабилизирующих факторов на Кавказе, в том числе и в северо-восточном Причерноморье, стала Кавказская война (1817-1864 гг.).
После её окончания на земли, опустевшие в результате махаджирства (политико-религиозной эмиграции), стали переселяться представители многонационального населения обширной Российской империи.
Переселенческое движение (миграция) на Черноморском побережье Кавказа проходило по двум направлениям: с одной стороны на основе правительственных мер, с другой стороны - стихийно.
На основании утверждённого 10 мая 1862 г. положения о заселении предгорной Западной части Кавказского хребта было основано 12 станиц казаков Шапсугского пешего берегового батальона, которых переселили из Кубанской области. В 1864-1869 годах отставными и женатыми военнослужащими был основан ряд поселений в Черноморском округе, в том числе и на территории современного г. Сочи, которые просуществовали незначительное время и после отмены льгот военным распались.


10 марта 1866 г. было утверждено "Положение о заселении Черноморского округа и управлении оным". На основании этого положения всё пространство между реками Туапсе и Бзыбь от морского берега до вершин Главного Кавказского хребта предназначались для сельских гражданских поселений.
Отмена крепостного права в 1861 году способствовала массовому притоку переселенцев на Кавказ. Крестьянская реформа создавала предпосылки для роста капиталистических отношений, для расширения экономических связей с остальной Россией. На Черноморское побережье, где имелись свободные земли, и был направлен поток безземельного и малоземельного крестьянства, а также другого трудового люда Российской империи.
Одними из первых Сочинский отдел Черноморского округа заселили молдаване (с 1869 г.), переселившиеся преимущественно из Бессарабской губернии, образовав деревни Молдованку, Весёлое, Пиленково.


В Бессарабии основную массу сельского населения составляли юридически свободные безземельные крестьяне-царане, прикреплённые к своим сёлам. По земельной реформе 1868 года молдавские крестьяне получили за высокий выкуп небольшие наделы, что в значительной мере не удовлетворило земельный голод и способствовало миграции многих царан в поисках лучшей доли на Кавказ. Немцы, выехавшие из Поволжья, основали совместно с русскими дер. Навагинскую (1867 г.).


После отмены крепостного права и барщины, введения паспортов во второй половине 60-х годов XIX в. в губерниях Северо-Западного края России (современные Литва, Латвия, Эстония) ускорилось развитие капиталистических отношений, особенно в сельском хозяйстве, усилились миграционные процессы. Тысячи разорившихся прибалтийских крестьян уезжали как в промышленные города России, Европы и Америки, так и на свободные земли, в том числе и Северного Кавказа.
Латыши и эстонцы переселялись в Сочинский отдел попечительства с 1870 года соответственно из Лифляндской и Эстляндской губерний, образовав ряд посёлков, в том числе Эстонку и Эсто-Садок.
Массовое переселение крестьянства с территории современных Украины и, частично, Белоруссии и Литвы было связано с перенаселённостью, малоземелием и слабой развитостью промышленности в таких губерниях, как Каменец-Подольская, Екатеринославская, Полтавская, Черниговская, Могилёвская, Гродненская и Виленская. Отсюда переселялись не только украинцы и белорусы, но и русские, поляки, литовцы, евреи.
В этой связи следует отметить что украинцы и белорусы до революции обычно не дифференцировались по национальностям от русских.


Условия крестьянской реформы в Закавказье, где указ об отмене крепостного права был распространён лишь в 1864-1871 гг., были ещё более тяжёлыми и сохраняли в большей степени крепостные пережитки: вся земля здесь оставалась за помещиками. Однако безземелие, в частности, грузинского крестьянства, являлось мощным стимулом для переселенчества.


В 1873-1875 гг. в Сочинский отдел Черноморского округа заселяются грузины (имеретины и мегрелы), в основном, из Кутаисской губернии, обосновываясь в посту Даховском (Сочи) и дер. Пластунской, за несколько лет до этого покинутой отставными солдатами.
Что касается русских переселенцев, то из 20 селений, устроенных в Сочинском попечительстве с 1864 по 1880 гг., насчитывалось всего 3 русских селения.


Хотя Реформа 1861 года отменила крепостное право в России, но масса ограничений, в первую очередь, в великороссийских губерниях (общинное землепользование, барщина, оброк, выкупные платежи) препятствовали миграции русского крестьянства на окраины Российской империи вплоть до революции 1905-1907 гг. К тому же, неведомые до этого русским крестьянам горная местность, субтропический климат, особенности агрокультуры, заболоченная малярийная местность, отсутствие дорог отпугивали их от широкого освоения Черноморского побережья. Этому препятствовала и политика правительства, делавшая акцент на привлечение на Черноморье т.н. "туземцев". Политика русификации Кавказа стала активно проводиться лишь в годы правления Александра III.
Задавшись целью обрусения края, царская администрация стала в 80-90-х гг. XIX в. практиковать приписку русских поселенцев на восточном побережье Чёрного моря.


В 1887 г. было разрешено трём партиям русских переселенцев поселиться на казённых землях в Ахштыре, на левом берегу р. Мзымта (Казачий Брод), в урочище "Царское" (верховье р. Дагомыс) и в устье р. Аше.
В Сочинское попечительство (затем - округ) русские переселялись из Орловской, Пензенской, Рязанской, Курской, Воронежской, Тульской, Могилёвской, Калужской, Вологодской, Новгородской, Самарской, Владимирской губерний. К 1906 году в округе было семь русских поселений.


Стихийному заселению Черноморского побережья способствовали кровавые события в Османской империи. В результате массовой принудительной исламизации, истребления и погромов армян и греков в Турции, они периодически большими и малыми группами переселялись в разные страны мира, в то числе и в Россию.
На Черноморское побережье Кавказа, в район Большого Сочи значительная часть армян переселилась начиная с 1883-1884 годов из древней исторической области Амшен, которая располагалась между городами Трапезундом и Хопой.
Амшенские армяне образовали посёлки Уч-Дере, Лоо и др., где ими были построены церкви и школы.
Стихийно заселяли Черноморье и греки. Греческие переселенцы из Малой Азии и Ставропольской губернии основали посёлки Лазаревское (1869 г.). Красную Поляну (1878 г.), а также Лесное, Галицыно, Калиновку, Вишнёвку.


Следует отметить, что в 1869-1870 годах части адыгов (шапсугам) разрешили переселиться с Кубани на Черноморское побережье Кавказа. Они поселились в аулах Кичмай, Божья Вода, Красноалександровский.
Следует отметить, что царская администрация практиковала приписку русских переселенцев к сёлам греческим, молдавским и др. Такими смешанными селениями стали: Адлер, Лазаревское, Навагинское, Пиленково, Раздольное, а также пост (посад) Сочи. Результат такой практики был не всегда удачным.
Однако, несмотря на трудности, медленный процесс заселения Черноморского побережья постепенно ускорялся. Особенно интенсивно Черноморье стало осваивать с началом строительства Новороссийско-Сухумского шоссе в 1891 г., когда на побережье хлынул поток работного люда из охваченных голодом центральных губерний России.
С 1892 г. царская администрация прекратила приписку новых поселенцев в Черноморском округе, но начавшийся процесс уже нельзя было остановить
в результате широкого переселенческого движения на Черноморье уже к концу XIX в. сформировался многонациональный социум Сочинского региона.

Заведующий архивным отделом администрации г. Сочи
И.А. Тверитинов.

4534. Игорь В.   (18.03.2001 13:55)
0  
Нашел на Вашем сайте ссылки на неизвестные мне источники о населении г.Сочи.
Вот информация нашего краеведческого музея:
Этнический состав населения Большого Сочи к концу XIX века.
В течение пяти лет после окончания Кавказской войны и выселения горцев территория Большого Сочи и прилегающие соседние горные территории Западного Кавказа оставались практически незаселёнными. Лишь в береговой полосе и по долинам некоторых рек были организованы в 1864 г. небольшие военные посты русских войск: Лазаревский (в устье Псезуапсе), Головинский (в устье Шахе), Кубанский (в устье Дагомыса), Даховский (в устье Сочи), Адлерский (в устье Мзымты) и временные военные посты и кордоны по долинам крупных рек. В горах продолжали скрываться разрозненные группы горцев, не пожелавшие выселиться ни на Кубань, ни в Турцию.
В путевых заметках по Черноморскому побережью Кавказа за 1870 г. Верещагин отмечал в долинах рек Шахе и Буу многочисленные ещё сохранившиеся сакли убыхов и много священных рощ. А в глухих залесённых ущельях верховьев реки Шахе и её притоков во временных поселениях жили небольшие группы черкесов, которые настолько смелы, что делали вылазки к береговым постам и угоняли лошадей, принадлежавших казакам.
В 1869 г. по специальному указу правительства, как начало колонизации покорённого края, было организовано 12 селений: Аибга, Ахштырь, Александровское, Божьи Воды, Елизаветпольское, Красное, Лесное, Навагинское, Перевальное, Пластунское, Садовое, Хамышки. К этому времени уже существовали (с 1865 г.) Ахштырское и Пластунское поселения. Первыми поселенцами здесь были отставные солдаты, матросы, казаки Шапсугского пешего берегового батальона и переселенцы с Кубанской равнины. В этих первых 12 поселениях насчитывалось до 500 семейств. В приморских поселениях обязательно располагалось по нескольку семейств матросов Черноморского флота, так как ввиду отсутствия сухопутных путей сообщения предполагалось интенсивное развитие прибрежного судоходства. В первое время поселенцы получали пособие и провиант. Многие поселенцы, прожив некоторое время в тяжёлых условиях малярийных субтропиков, не выдерживали и покидали побережье.
В этот же период (1869-1871 гг.) часть причерноморских шапсугов, выселенных в 1864 г. на левобережье Кубани, была возвращена на сочинское побережье и расселена в пределах современного Лазаревского района Большого Сочи в нескольких существующих и поныне аулах. Это аулы: Наджиго в долине Макопсе; Шхафит, Красноалександровский и Псеушхо в долине Аше, им. Кирова (Тхахепш - "Божьи Воды") в среднем течении Псезуапсе, Большой Кичмай и Нижнее Шахе в долине Шахе. В ауле Большой Кичмай были поселены и шапсуги-хакучи, ранее обитавшие в верховьях Псезуапсе. В аулы долины р. Шахе вернулись из Турции несколько десятков семей местных шапсугов, эмигрировавших в 1864 г. В нескольких километрах от Туапсе, в долине р. Агой, сохранился один из наиболее крупных шапсугских аулов Черноморского побережья Кавказа - это аул Куйбышевка (раньше Карповка). Часть шапсугов была возвращена с Северного Кавказа в долину р. Псебе (левый приток р. Нечепсухо).
В 1897 г. черноморских шапсугов, проживавших между Туапсе и Сочи насчитывалось 1938 человек. Село Навагинское было основано на левобережье долины р. Сочи в четырёх километрах от её устья. Первыми поселенцами были немцы (22 семейства) и русские (20 семейств).
В 1873 г. Верещагин обследовал долину реки Сочи, в том числе и район села Пластунского, образованного в 1869 году на правом плоском берегу реки в 12 км от устья. Здесь были поселены семьи казаков-пластунов - участников Кавказской войны. В селении Пластунском в период с 1881 по 1886 гг. Поселилось 57 семейств грузин и имеретин, и в последующий период с 1886 по 1894 гг. Ещё 23 семьи. В это же время грузино-имеретинские поселения были образованы в долинах Мамайки (Псахе) и Хлудовского ручья.
В с. Лазаревское в период с 1869 по 1873 гг. Были поселены 43 семьи малоазийских греков. В районе Красной Поляны, остававшейся необитаемой в течение 14 лет после окончания Кавказской войны, в конце 70-х годов XIX в. поселились 36 семей греков, ранее проживавших в Ставропольской губернии.
Первые партии армян-беженцев прибыли из Турции в Сочинский округ в 1883 г. в последующие годы было ещё несколько потоков армянских переселенцев из Турции и Сирии, бежавших от преследований фанатичных турецких мусульман. Так, в село Раздольное в девяностых годах начали прибывать армяне-беженцы из Турции. Поток этих беженцев не прекращался и в последующие годы; особенно много переселенцев-армян было в 1905 г. и в годы первой империалистической войны.
Армяне составляли большинство христианского населения Малой Азии и одну пятую часть жителей всей азиатской Турции. Их насчитывалось до 2 миллионов человек. Турецким правительством почти официально пропагандировалось очищение страны от немусульманского населения, вплоть до его физического уничтожения. Фанатичные турки-мусульмане зверствовали над армянским населением, грабили хозяйства армян, убивали людей. Дикости и варварству в истреблении людей не было предела.
Бегство армянского населения в Россию спасло эту нацию от полного истребления. Значительная часть армян-беженцев расселялась на Черноморском побережье Кавказа, в том числе на территории Большого Сочи. В большинстве случаев армянские поселения организовывались на месте старых убыхских, абазинских, шапсугских и натухаевских аулов. Произошло своего рода взаимное переливание людских масс: мусульмане горцы переселились в Турцию, а из Турции на их место заселились христиане-армяне, греки, казаки-некрасовцы. Армянские беженцы расселялись в низкогорной полосе. Они оказались наиболее приспособленными из всех переселенцев к жизни в сочинских низкогорных субтропиках, так как уже имели навыки горного земледелия и смогли быстро наладить свои хозяйства.
Молдаване, выходцы из Кишинёвской губернии, расселялись в районе Адлера, основав селения Молдовка (48 семей), Весёлое (98 семей) и Пиленково (79 семей).
Эстонские переселенцы образовали два селения: Эстонку (возле Адлера) и Эсто-садок вблизи Красной Поляны. Третье эстонское селение Сальме возникло в 1885-1886 гг. В бассейне р. Псоу, на её левом берегу, уже в пределах современной Абхазии.
В 1872 г. из Каменец-Подольской губернии прибыли поляки, расселившиеся на территории нынешнего Раздольненского сельсовета. Здесь же в семидесятых годах поселились белорусы, выходцы из Киевской и Каменец-Подольской губерний.
В 1897 г. в Кудепсте, в Верхней и Нижней Николаевке, поселились русские, украинцы, белорусы.
В 1911 г. из Турции в Сочинский округ переселилось 160 семей казаков-некрасовцев, потомков донских казаков-старообрядцев, участников Булавинского восстания, бежавших в начале XVIII века в Турцию от преследований. Некрасовцы образовали в Сочинском округе селения Игнатьевку, вблизи устья р. Шахе и Марлинский, вблизи Адлера.
К 1886 г. т.е. через 22 года после начала колонизаторской деятельности, на Черноморском побережье Кавказа было образовано всего 56 поселений с 10 тысячами жителей обоего пола. В пределах Сочинского округа к 1886 году было устроено 20 новых поселений, из них 17 были "инородческими", часто со смешанным населением различных национальностей: греков, армян, молдаван, эстонцев, немцев, имеретин, чехов, поляков, турок, адыгов, шапсугов и др., и только три селения состояли из русских поселенцев.
В приложении к этнографической карте Черноморской губернии, составленной в 1900 г. Е.Кондратенко, приводится следующий национальный состав и численность населения Черноморского побережья Кавказа:
1. Русские - 20265
2. Греки - 5583
3. Черкесы - 2052
4. Армяне - 1305
5. Молдаване - 1038
6. Имеретины – 975
7. Чехи – 826
8. Поляки - 333
9. Турки - 254
10. Эстонцы - 175
11. Грузины – 52
12. Французы - 19

Таким образом, к началу XX века население южного склона Западного Кавказа, до 1864 г. достигавшее 300000 человек, составляло всего лишь 33000 человек и имело очень пёстрый национальный состав. При этом большинство населённых пунктов располагалось в узкой прибрежно-морской полосе. Огромные территории среднегорья, ранее густо населённые аборигенным населением, оставались пустынными.
В 1874 г. пост Даховский был преобразован в посад Сочи, для организации которого Александр II выделил 400 десятин земли. Но практическое устройство посада началось лишь с 1881 г. при активном участии А.В.Верещагина, возглавившего инициативную группу (товарищество) по освоению сочинского побережья.
В 1894 г. Сочи посетил министр земледелия А.С.Ермолов, обративший внимание правительства на отмеченный ещё Вейденбаумом факт, что в почвенном и климатическом отношении Сочи принадлежит к лучшим пунктам восточного берега Чёрного моря. Уже в следующем, 1895 г. в Сочи прибыл член Государственного совета Н.С.Абаза, возглавивший комиссию по устройству Черноморского побережья Кавказа. В составе комиссии работали такие видные учёные того времени, как А.И.Воейков и Ф.И.Пастернацкий. с окончанием строительства шоссейной дороги Новороссийск-Сухуми (1891-1895 гг.) приток поселенцев на сочинское побережье значительно усилился, в основном за счёт выходцев с Кубани, Дона и из центральных губерний России.
Материал составлен по рукописи В.Ворошилова.
"Материалы по истории и этнографии Большого Сочи с древнейших времён до второй половины XIX века. Сочи. 1979.
Выборку сделал В.Л.Ксенофонтов.

4533. Игорь В.   (18.03.2001 13:45)
0  
Уважаемый админ, абхазы издревле живут на территории от Туапсе на юго-восток. Но не они единственные населяли эти земли. Здесь же жили и их родственники убыхи. Я живу в г.Сочи, у нас в краеведческом музее есть много материалов по убыхам. Если Вы не против, я бы мог их здесь дать.
С уважением,
Игорь В.

4532. Рауль Килба   (18.03.2001 12:21)
0  
Эльза, ты просто молодец! Каждый день мало того что стирать всякую пакость, ты ее еще и читаешь.
Спасибо.

анониму, конечно за стол со всякой мразью никто садиться не собирается. А с нормальными людьми, пытающимися найти какие-то разумные решения почему бы и не поговорить? Может быть за столом, может быть и как-то по другому.
Месяца назад пытались поговорить в Пицунде. Получилось не очень, так как все зацикленные, у всех определенные установки - "Абхазия - только в составе Грузии", "Все до одного беженцы должны (хорошо еще не обязаны) вернуться в собственные дома". А с другой стороны - "Сначала подтверждаем, что Абхазия не имеет ничего общего с Грузией, а потом все остальное". Так и поговорили. Прямо как на этих сайтах.

4531.   (18.03.2001 11:36)
0  
Иван,сидеть за столом с подлецами типа Тенгиз или Джапаридзе порядочные люди не будут. Просто почитай их слова об абхазском народе и об АБхазии. Они не стыдятся таких слов. Это просто мерзавцы и подонки.

nothing personal... just business...

4530.   (18.03.2001 11:33)
0  
Иван, сидеть за столом с подлецами типа Тенгиз или Джапаридзе порядочные люди не будут.

4529.   (18.03.2001 01:35)
0  
Уважаемые Тенгиз, Турист, другие участники гостевой книги. Почему вы так ругаетесь? Не лучше ли собраться всем вместе в ресторане и за бутылкой хорошего вина попытаться решить проблемы?
С уважением Иван, г. Москва.

4528. Georgian   (17.03.2001 23:42)
0  
Спасибо Эльза! ;-)
Хоть на этом спасибо ;-)

Б.

4527. Georgian   (17.03.2001 23:31)
0  
Ребятушки... раньше мне доводилось читать газету "Республика Абхазия", но щас не доводится ;-(
А интересно... может у Вас есть электронная версия этого дела, буду премного благодарен за линк...

Б.
Ответ: Относительно "линков" на периодику Абхазии: http://www.cafepingvin.narod.ru/News/NPO_005.htm
если внимательно прочитаете статью - многие вопросы снимутся.

4526. Georgian   (17.03.2001 23:25)
0  
Эльзе.
>Думаю, что пытаетесь выразить какие-то критические >замечания по поводу политики Абхазии.

О чем это Вы дорогуша? Какая политика? Какой Абхазии...Ах да... независимой...ну ну... Флаг Вам в руки... Или на флаг руку? Короче...Дак вот что. все мы пешки в большой игре, но Вы по ходу дела еще и МАРИОНЕТКИ... Чьи марионетки наверно не надо уточнять? и так все ясно...

Б.

nothing personal... just business...

4525.   (17.03.2001 23:11)
0  
Эльза, зачем постинги то стерла???
Вот повеселились бы вместе ;-)
А то валитее и ваалитее.. ну свалю, а ты будешь вариться здесь в собственном соку и неустанно повторять о независимой Абхазии и стирать неугодную тебе ПРАВДУ... ты не устала? не надоело? за идею борешься? плевать хотел на оставшийся Абхазский народ твой историк, неужели не видно? Не огорчайся, у нас то же самое...
Летчики все летают а десантники погибают!(с)Звездный десант. фильм есть такой...Летчики это наши с тобой политики гребаные, а десантники - это Ты, Я, все мы... ребят, хватит... Глаза раскройте... Куда идете? И долго вы так будете? смотреть жалко...

Б.
Ответ: Постинги ваши стерты потому, что они не относятся к теме данной гостевой, а содержат оскорбительные личные замечания.

4524. Georgian   (17.03.2001 22:10)
0  
Хех... Менты везде менты... Что с мусора взять?

А так через Владик и Цхинвали в Грузию без проблем...
К нам в Тифлис так москвичка одна приехала, встретили ее в Цхинвали... Кстати встречающего(тоже грузина!) осетины пивом с водкой!(хоолодно было в тот денек) отпаивали, пока он ждал! Приехал навеселе! Вот так! А вы тут заладили грузиныы, осетиины, аббхаазы, хачапурники блин мы еще и кровожадные все поголовно.
Да пошли вы со своим историком...

Б.

P.S.: У нее даже визы не было. Вот таак.. И уезжать ей ой как не хотелось ;-)


Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтов - uCoz