СТАТЬИ ОБ АБХАЗИИ

Г.ЛЕЖАВА

Политическая ситуация в Грузинской ССР и абхазский вопрос (1987-1992 гг.)
(часть 6)

На X сессии Верховного Совета Абхазии XI созыва 25 августа 1990 г. были приняты: Постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии» и Декларация «О государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики».
26 августа 1990 г. было принято постановление Президиума Верховного Совета Грузинской ССР, в котором были объявлены «недействительными и не имеющими юридической силы «Постановление и Декларация Верховного Совета Абхазской АССР».
По утверждению абхазских лидеров, своими решениями от 25 августа 1990 Г. Верховный Совет восстановил историческую справедливость - он признал законной формой государственности Абхазии Советскую Социалистическую Республику, созданную Свободным волеизъявлением народов Абхазии и провозглашенную 31 марта 1921 г. Эта суверенная советская республика, в государственности которой нашло воплощение неотъемлемое право абхазской нации ,всего народа республики, была преобразована в 1931 г. в автономную республику в составе Грузинской ССР. По мнению абхазских лидеров (С. Шамба и др.), это была «противоправная акция ликвидации суверенной республики, осуществленная в годы сталинского тоталитарного режима». Она «привела к тому, что Абхазия, по существу, превратилась в один из районов Грузинской ССР, с чем абхазский народ никогда не мирился»68.
Это утверждение, связанное с восстановлением государственного статуса Абхазии 1921 г., было выражено в «Обращении...»,принятом на сходе в с. Лыхны 18 марта 1989 г., под которыми поставили свои подписи более 32 тыс. человек, в том числе абхазы, русские, греки, армяне, грузины и др. Руководство Народного Форума Абхазии считало, что эти требования абхазов были проигнорированы партийным и советским руководством СССР, что руководство Грузинской ССР, используя печать, радио, телевидение, осуществило компанию по дискредитации названого выше обращения и преследованию лиц, принимающих активное участие в его принятии. НФА заявил, что постановление и декларация высшего законодательного органа Абхазии являются актами, направленными на укрепление государственности Абхазии, а необходимость её защиты непосредственно вытекает из решений, принятых в 1989-1990 гг. Верховным Советом Грузинской ССР.
На сессиях Верховного Совета Грузинской ССР, состоявшихся в ноябре 1989г., марте и июне 1990г. и посвященных проблеме восстановления государственной независимости Грузии, были приняты постановления, в которых установление советской власти в Грузии в феврале 1921 г. расценивается как оккупация и насильственное свержение существовавшего политического строя Грузинской Демократической Республики. Были признаны незаконными и недействительными все государственные структуры, функционировавшие в Грузии с февраля 1921г, также заключенные Советской Грузией договоры: Договор между ССР Грузией и РСФСР от 21 мая 1921 г.; Договор о создании ЗСФСР от 12 марта 1922 г. и Договор об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 г. был поставлен вопрос о необходимости признания правительством СССР факта грубого нарушения в феврале-марте 1921 г. Договора с Грузинской демократической республикой от 7 мая 1920 г., а также образована комиссия для разработки правового механизма восстановления независимости Грузии.
Абхазское национальное движение констатирует, что высший законодательный орган Грузии признал незаконный характер советской власти в стране (и тем самым, власти самого Верховного Совета, принявшего вышеупомянутые постановления!), создал правовые основы восстановления государственности Грузии, существовавшей ко времени ее советизации, открыл путь к переговорам, направленным на достижение этой своей цели. В тех же целях - выхода из СССР был осуществлен перенос срока с марта на ноябрь и изменен порядок выборов народных депутатов Грузинской ССР69.
Этот закон не предусматривал представительства автономий в Верховном Совете Грузинской ССР. Они рассматривались, по утверждению абхазских лидеров, как обычные районы Грузии. Право выдвижения кандидатов в депутаты в Верховного Совета Грузинской ССР было предоставлено только политическим объединениям и избирательным блокам, действовавшим на всей территории Грузии. То есть политические объединения, существовавшие в автономиях, лишались права выдвигать своих кандидатов в депутаты. Указ Президиума Верховного Совета Грузии от 20 августа 1990г. гласивший, что единственным рабочим языком Верховного Совета Грузии является грузинский язык, был воспринят абхазскими лидерами как еще один акт дискриминации негрузинского населения ГССР.
Верховный Совет Абхазской АССР заявил, что из постановлений Верховного Совета Грузинской ССР, объявивших недействительными и незаконными органы советской власти, а также заключенные ими договоры, следует, что «все договорные отношения между Грузией и Абхазией, заключенные прежними органами государственной власти, также являются незаконными, а вхождение Абхазии в Грузинскую ССР лишено правовых оснований...» Далее, Верховный Совет Абхазской АССР дал свой анализ исторических событии периода существования Грузинской Демократической Республики и утверждал, что Грузинская Демократическая Республика, «нарушив Договор от 11 июня 1918 г., а также заключенное ранее соглашение между Абхазским Народным Советом и Национальным Советом Грузии от 9 февраля 1918 г., осуществила во второй половине июня 1918г. военное вмешательство с целью присоединения территории Абхазии и ликвидации независимости абхазского народа. Эта акция, нарушившая международно-правовой принцип, запрещающий присоединение чужой территории путем силы, являлась незаконной»70.
Верховный Совет Абхазии также признал противоправным и недействительным в части, касающейся территории Абхазии, договор между Грузией и РСФСР, заключенный 7 мая 1920 г. в условиях военной оккупации независимой Абхазии. Он направил свое постановление в Верховный Совет РСФСР для его рассмотрения вместе с постановлениями Верховного Совета Грузинской ССР от 18 ноября 1989 г., 9 марта и 20 июня 1990 г.
Руководствуясь статьей 73 Конституции СССР, Верховный Совет Абхазской АССР поставил перед Верховным Советом СССР вопрос о восстановлении государственного статуса Абхазии, провозглашенного 31 марта 1921 г., и предложил начать переговоры с Грузией о дальнейших государственно-правовых отношениях между Грузией и Абхазией.
Основы новой Конституции Абхазской АССР и позиция Абхазии по отношению к новому Союзному договору и договору с Грузией были определены в упомянутой выше декларации, принятой Верховным Советом Абхазской АССР.
Лидеры НФА утверждали, что «принятию этих документов Верховным Советом Абхазской АССР всячески противодействовали депутаты грузинской национальности, направляемые непосредственно из Тбилиси. Оказывалось грубое давление, вплоть до угрозы физической расправы, на некоторых депутатов русской, греческой и армянской национальностей, проживающих в районах, населенных преимущественно грузинским населением, с целью воспрепятствовать их участию в работе сессии. Это стало причиной их отсутствия на сессии ВС. Поэтому 28 июля 1990 г. она не состоялась.
Вместо нее было проведено собрание 58 депутатов, прибывших для участия в работе сессии, На нем было принято «Обращение ко всем гражданам Абхазской АССР», в котором содержался призыв к диалогу. «Парламентский путь - единственно возможный способ решения проблем, принятый среди цивилизованных народов, было сказано в обращении. Однако обструкция сессии продолжалась. Когда же 25 августа 1990г., большинство депутатов прибыло на сессию (в ее работе участвовало 72 депутата из 138 списочного состава) и последняя приняла свои решения, по мнению абхазской стороны, кампания угроз в отношении участников сессии приняла еще более угрожающий характер.
Президиум Верховного Совета ГССР принял постановление, в котором утверждалось, что Верховным Советом Абхазии грубо нарушены Конституции Грузинской ССР, Абхазской АССР и СССР. Абхазская же сторона утверждала, что неконституционным и противоправным является именно постановление Президиума Верховного Совета ГССР. Говорилось, что в постановлении нет ссылок ни на одну статью упомянутых конституций и сделать это невозможно, так как ни одно положение этих конституций нарушено не было. По мнению абхазской стороны, Президиум Верховного Совета ГССР не был наделен правом отмены постановлений ВС Абхазской АССР (ни в одной из перечисленных конституций не было прямо записано такое положение). Далее абхазские лидеры говорили, что действующее конституционное законодательство не предусматривает запрета на анализ событии, имевших место в истории автономной республики, оценку сложившейся ситуации и изложения своего мнения о дальнейших путях развития Абхазии.
Как утверждали лидеры Народного Форума Абхазии, акты, принятые Верховным Советом Абхазской АССР, непосредственно вытекали из положений статьи 1 Закона СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», согласно которой «отношения автономных республик, автономных образований с союзными республиками, в состав которых они входят, определяются соглашениями и договорами, заключаемыми в рамках Конституции СССР, Конституции союзных и автономных республик и настоящего закона».
Но дело в том, что Верховный Совет ГССР признал противоречащими интересам Грузии этот и ряд других законов СССР, расширявших права автономных республик, автономных образований, и даже принял законы, противоречащие им, а также Конституции СССР. Поэтому, утверждают абхазские идеологи, ссылка в Постановлении Президиума ВС Грузинской ССР от 26 августа «О нарушении Конституции СССР, Абхазской АССР» скорее всего, сделана для придания большего эффекта своему выводу о незаконности действий парламента Абхазии.
Главной же ошибкой постановления Президиума ВС Грузинской ССР, сознательной, либо несознательной, по мнению абхазской стороны, было то, что Абхазская ССР рассматривалась как административно-территориальная единица Грузии. В действительности же, согласно Конституциям Абхазской АССР, ГССР и СССР, Абхазская АССР является государством, имеющим свою территорию, свои границы, и суверенитетом на эту территорию обладает только Абхазская АССР и никто другой.
Принцип суверенитета Абхазской АССР, статья 81 Конституции ГССР, статья 84 Конституции СССР и субъектов федерации устанавливают, что территория автономной республики не может быть изменена без ее согласия. Более того, в законе о разграничении полномочий союзная и автономная республики рассматриваются как разные субъекты при разрешении территориальных споров между союзными и автономными республиками.
31 августа 1990г. в помещении Грузинского института субтропического хозяйства было проведено собрание, в котором приняли участие депутаты ВС Абхазской АССР грузинской национальности и некоторые депутаты других национальностей. В процессе заседания собрание объявило себя «чрезвычайной сессией ВС Абхазской АССР» и приняло резолюцию в поддержку вышеупомянутого постановления Президиума Верховного Совета ГССР.
По мнению абхазской стороны, это решение было одобрено вопреки положениям Конституции Абхазской АССР и регламенту ВС Абхазской АССР и поэтому не имело законной силы, хотя корреспондентами центральных средств массовой информации было расценено как «решение сессии Верховного Совета Абхазской АССР»71.
В связи с заявлением на Съезде народных депутатов СССР первого заместителя Председателя Верховного Совета Республики Грузии А. Асатиани о том, что Грузия не подпишет Союзный договор и что новым законом Грузии установлен переходный период на пути восстановления полной независимости, народные депутаты СССР, члены ВС СССР В. Ардзинба и Р. Агрба на сессии ВС СССР 17 ноября 1990г. сделали следующее заявление: «Исходя из того, что каждый народ обладает естественным и неотчуждаемым правом на свободу и независимость, мы с должным уважением относимся к решению Верховного Совета Республики Грузия.
Вместе с тем, это означает, что абхазский народ вправе самостоятельно решать свою судьбу. Позиция Абхазии на этот счет выражена в Декларации о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики и в постановлении Верховного Совета Абхазской АССР, принятых X сессией 25 августа 1990г.
Эти документы, вопреки действующему законодательству, были объявлены незаконными Президиумом Верховного Совета Грузинской ССР, а центральная печать и телевидение, основываясь на ложной информации, поступавшей от спецкоров в Тбилиси, сообщили об отмене этих документов самой сессией Верховного Совета Абхазской АССР.
Позиция Абхазии, республики, которая с 1921-1931 гг. являлась ССР Абхазией и была насильственно преобразована в автономную республику в составе Грузинской ССР, выражается в том, что «в условиях заключения нового Союзного Договора, что представляет собой нечто иное, чем обновление международного соглашения 1922г. в силу изменившихся обстоятельств, Абхазия, как одна из республик, создавших Союз СССР, в качестве субъекта Советской Федерации должна на равных с другими субъектами Союза ССР входить в переговоры, участвовать в выработке и заключении Союзного Договора»72.
Как можно охарактеризовать попытку Верховного Совета Грузинской ССР обойти молчанием вопрос о судьбе автономий, входящих в республику, когда парламентом Грузии принимается решение по поводу восстановления прежней государственности? Вероятно, предполагалось, что в случае выхода Грузии из состава СССР входящие в ее состав автономии последуют за ней автоматически, в связи с чем не предусматривается участие представителей Абхазии, Аджарии и Юго-Осетии в переговорах и подписании будущего Союзного договора об образовании новой федерации.
Прежде всего, надо категорически согласится с тем, что если вопрос ставился именно так, то ни с какой точки зрения нельзя оправдать решение Верховного Совета Грузинской ССР. Решать такие проблемы в конце XX в., без всеобщего референдума недопустимо и тот факт, что Верховный Совет Абхазии против подобного решения судьбы своей республики решительно возражает, совершенно понятен. Большинство грузинского населения вполне могло бы его в этом поддержать.
Однако, надо разобраться в обоснованности мотивов, по которым ВС Абхазской АССР возражал против такого решения.
Утверждалось, что Абхазия в 1810 г. вступила под покровительством Российской империи в 1810г. как самостоятельное, независимое от царств и княжеств Западной и Восточной Грузии государство. Однако, исследуя историю Грузии и Абхазии после распада единого Грузинского государства, в создании которого абхазам принадлежала ведущая роль, нельзя игнорировать установленную -историческую действительность, выражающуюся в том, что расколотая на составные части - Картли-Кахетию, Имеретию, Гурию, Аджарию, Абхазию и другие, -Грузия оказалась под влиянием южных соседей Турции и Персии. Если Восточная Грузия испытывала на себе экспансию Ирана то Западная Грузия оказалась под непосредственным господством мусульманской Турции; более того, Абхазия и Аджария (Батуми, Поти, Сухуми) использовались, как базы, при помощи которых ввелась борьба против попыток воссоединения Грузинского государства. Постоянно разжигались между княжествами не только конфликты, но даже войны (известно, например, что абхазские владетели поддерживали мегрельских владетелей в борьбе против имеретинского царя и т. д.). Ведь известно, почему был убит сыном абхазского владетеля Келиш бей Шервашидзе. Однако это не значит, что абхазы не помнили своего исторического прошлого. Царская администрация не трогала до 1864г. Абхазское княжество, потому, что абхазы в Кавказской войне принимали активное участие на стороне северокавказских народов против Российской империи. Превратив после 1864 г. Абхазское княжество в Сухумский отдел, а потом в Сухумский округ, царское правительство отнюдь не случайно включило его в Кутаисскую губернию. Последняя совместно с Тифлисской губернией фактически охватила территорию объединенного грузинского государства, существовавшего до XIII в.
Поддерживая происходившие в стране преобразования, дальнейшее углубление демократии, конкретные шаги по расширению политического и экономического суверенитета республик, создание общества, основывающегося на общечеловеческих гуманных идеалах, Верховный Совет Грузинской ССР считал, что согласно статье 70 Конституции СССР и соответствующим статьям конституций союзных республик союзные республики должны быть подлинно суверенными государствами. Относительно проекта закона о введении в СССР поста президента, ВС Грузии заявил, что согласен с этим, но и Грузия как суверенное государство должна иметь своего президента. Принимаемые президентом СССР меры по защите территориальной целостности страны не должны ограничивать право союзной республики на свободный выход из состава СССР, что должно быть однозначно разрешено законом. Гарантом защиты суверенитета республики может быть только она сама. Нормативные акты президента СССР не могут иметь юридической силы на всей территории СССР без согласия ВС соответствующей союзной республики. Неприемлем пункт законопроекта, облекающий Президента СССР не только правом объявлять военное и чрезвычайное положение, но и правом введения единоличного правления, что может интерпретироваться как право президента на роспуск органов власти союзных республик и полную ликвидацию их суверенитета.
Не касаясь политической позиции и личных качеств возможных кандидатов в президенты СССР, Верховный Совет Грузинской ССР считал представленный проект об учреждении поста президента СССР неприемлемым, а участие депутатов от Грузии в его принятии - недопустимым73.
В заключении постановления Г. Гумбаридзе совершает политически принципиальную акцию, указывая: «Верховный Совет Грузинской ССР, подтверждая заключение комиссии Верховного Совета Грузинской ССР по вопросам политической и правовой оценки нарушения договора, заключенного между Грузией и Советской Россией 7 мая 1920 г., признает, что ввод войск Советской России в Грузию в феврале 1921 г. и занятие всей ее территории являлись с правовой точки зрения военным вмешательством (интервенцией) и оккупацией с целью свержения существующего политического строя, а с политической точки зрения - фактической аннексией: осуждая оккупацию и фактическую аннексию Грузии Советской Россией как международное преступление, он стремится к аннулированию последствий нарушения договора от 7 мая 1920 г. для Грузии и к восстановлению прав Грузии, признанных Советской Россией этим договором. Верховный Совет Грузинской ССР объявляет незаконными и недействительными союзный рабоче-крестьянский - договор между ГрузССР и РСФСР от 21 мая 1921 г. и союзный договор, об образовании федеративного Союза Советских Социалистических Республик Закавказья от 12 марта 1922 г.».
Отметив, что установленная в Грузии в результате интервенции и оккупации власть, сначала невыборная (революционные комитеты), а затем - ограниченные, строившиеся на узкоклассовых интересах Советы, не выражали подлинного, свободного волеизъявления грузинского народа, Верховный Совет Грузинской ССР объявил незаконными и недействительными все акты, упразднявшие политические и иные институты Демократической Республики Грузии и заменявшие их политическими и правовыми учреждениями, опирающимися на внешнюю силу (решение т. н. Ревкома Грузии от 16 и 26 февраля, от марта 1921 г. и др.)»74.
В конце постановления объявлялось намерение «начать переговоры между Грузинской ССР и Российской Федеративной Социалистической Республикой с целью установления принципиально новых отношений, присущих суверенным государствам, в основу чего должны быть положены признание факта грубого нарушения правительством РСФСР в феврале-марте 1921 г. Договора, заключенного с Демократической Республикой Грузией 7 мая 1920г., и соответствующая оценка его политических и правовых последствий ВС РСФСР.
Несмотря на тяжелое прошлое, на бесспорный факт установления советской власти в Грузии при поддержке внешней силы, Верховный Совет Грузинской ССР учитывал политические реалии, исторический опыт зарождения и развития государственной власти, факт действия в Грузии пусть менее демократических, но все же выборных политических институтов и их функционирования в союзной политической системе, что играет решающую роль при оценке юридического основания существования любой власти.
Наконец в Постановлении Верховного Совета Грузинской ССР от 20 июня 1990 г. «О внесении дополнений в Постановление Верховного Совета Грузинской ССР от 9 марта "О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии"» говорилось: «Сегодня только Верховный Совет Грузинской ССР может и правомочен создать правовым путем все условия для формирования в Грузии подлинно демократических высших и местных органов власти, строящихся на многопартийных началах, с учетом интересов всех слоев общества, людей всех политических убеждений, что является непременным залогом дальнейших шагов, связанных с восстановлением государственной независимости Грузии».
В обращении к грузинскому Народу заявлялось: «Верховный Совет Грузинской ССР, глубоко сознавая огромную ответственность перед грузинским народом, возлагаемую на него, на каждого его члена на решающем для Грузии историческом этапе, призывает грузинский народ, всех людей, проживающих в Грузии, совместными усилиями добиваться заветной цели -восстановления государственной независимости Грузии»75.
Тогда же было опубликовано Постановление Верховного Совета Грузинской ССР «О создании правового механизма восстановления государственной независимости Грузии», в котором подчеркивалось: «руководствуясь императивами национального суверенитета грузинского народа, неприкосновенностью права каждой нации на самоопределение, признанного и гарантированного основными принципами современного международного права, другими нормами, в том числе, уставом Организации Объединенных Наций, международными пактами о правах человека, а также заключительными и итоговыми пактами Хельсинкского и Венского форума, что грузинский народ осуществил это право образованием 26 мая 1918г. Демократической Республики Грузии. признавая право Грузии на восстановление государственной независимости, утраченной в 1921 г. вследствие нарушения правительством РСФСР Договора от 7 мая 1920 г., выразившегося в интервенции, оккупации и фактической аннексии Грузии, ввиду того, что Постановление ВС Грузинской ССР от 9 марта 1990г. положило начало процессу восстановления государственной независимости Грузии, для чего необходимо осуществление действенных правовых мероприятий, защита уже достигнутого и дальнейшие шаги к достижению независимости;
Верховный Совет Грузинской Советской Социалистической Республики постановляет: разработать правовой механизм восстановления государственной независимости Грузии на основе норм международного права.
С этой целью образовать комиссию из депутатов ВС Грузинской ССР, а также специалистов, представителей политических партий и общественно-политических организаций и движений, и поручить Президиуму Верховного Совета Грузинской ССР определить персональный состав комиссии»76.В соответствии с данным постановлением, были созданы комиссии и рабочие группы по изучению указанных вопросов, в состав которых вошли народные депутаты СССР, депутаты Верховного Совета Грузинской ССР, ученые, представители общественности республики. Было также образована комиссия по вопросам политической и правовой оценки нарушения Договора между Грузией и Советской Россией, заключенного в 1920 г., под председательством депутата А. А. Алексидзе. В состав комиссии вошли: А. А. Алексидзе, О. И. Гигинейшвили, Р. Ш. Табукашвили, Ю. М. Качарава, Н. И. Киквидзде, Л. Н. Матарадзе, А. М. Ментешашвили, 3.В. Жвания,У. И.Сидамонидзе, Д. Г. Стуруа, А. Н. Сургуладзе, И. М. Табагуа, Г.И.Панджакидзе, Г.Д. Джавахишвили. Была утверждена и комиссия по изучению миграционных процессов в республике и разработке соответствующих предложений под председательством Д. А. Чарквиани. В состав комиссии входили: А. М. Апакидзе, Ш. В. Горгадзе, Р. Б. Гордезиани,В. В. Гуджабидзе, А. Н. Кацадзе, М. К. Мамардашвили, Р. В. Метре-вели.Г.З. Мирианашвили, Т.Н.Ониани, Л.Д.Саникидзе, Р.Т.Сакварелидзе, А. В. Сулаберидзе, М. Г. Угрехелидзе, В. М. Тами-ладзе, Г. Ш. Цицишвили, В. Ш. Джаошвили77.
При конституционной комиссии функционировали рабочие группы: по осуществлению реального суверенитета Грузинской ССР (председатель - Т. Г. Шавгулидзе, члены: Э. Д. Амашукели, А. В. Бакрадзе, В. О. Кобахия, В. Г. Лордкипанидзе, Г. Д. Лорд-кипанидзе, М. И. Мачавариани); по разработке введения статуса гражданина Грузинской ССР (председатель - С. М. Джорбе-надзе, члены: С. И. Гогиберидзе, Т. В. Ростиашвили, Г. И. Панджикидзе, В. А. Шарашенидзе, Т. Г. Шошиашвили, Н. 3. Чавчавадзе); по разработке условий действия законов СССР на территории ССР (председатель - А. И. Кавсадзе, члены: О. К. Гонадзе, Г. X. Эмиридзе, 3. А. Квачадзе, Н. Г. Черкезишвили, Т. Н. Чхеидзе); по разработке вопросов восстановления национальных воинских формирований и несения военной службы призывниками республики на территории Грузии (председатель Г. Н. Енукидзе, члены: А. А. Качмазов, Ш. Д. Кикнадзе, И. Н. Цицишвили, М. М. Хаханашвили).
Комиссия по подготовке проекта законов об изменениях и дополнениях к Конституции Грузинской ССР, о выборах народных депутатов Грузинской ССР, закона Грузинской ССР о выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Грузинской ССР работала под председательством Г. Г. Гумбаридзе. В состав этой комиссии входило 70 депутатов, ученых, общественных деятелей78.
18 августа 1990г. шестнадцатая сессия Верховного Совета Грузинской ССР одиннадцатого созыва продолжала свою работу. По поручению членов Президиума Верховного Совета республики, Г. Гумбаридзе сделал заявление. «Несмотря на то, что вчера перед началом сессии мы обратились к участникам проходящего перед Домом Правительства митинга с призывом проявлять спокойствие и сдержанность, чтобы создать нормальные условия для работы, обстановка вокруг сессии остается напряженной. После заседаний вчерашнего дня некоторым депутатам на улице, а позже и в гостиницах, по телефону были нанесены оскорбления, звучали угрозы в адрес тех, чья позиция не совпадала со взглядами оппонентов. Напряжение, к сожалению, не спадает и сегодня. Поэтому мы вновь призываем митингующих к порядку с тем, чтобы предоставить депутатам возможность для плодотворной работы»79.
О том, что в июле -августе -сентябре 1990 г. этнополитическая ситуация в Грузии накалялась, свидетельствует также обращение Г.Гумбаридзе к общественно-политическим организациям Грузии, в котором было сказано: «Сегодня, когда восстановление государственного суверенитета Грузии обретает облик политической и исторической реальности, когда обозначились конкретные пути и средства качественного обновления общественной жизни республики и успешного решения ее социально-экономических вопросов, жизненное значение придается созданию такой обстановки на основе общенародных усилий, которая обеспечит решение кардинальных вопросов, исходя из высших национальных интересов.
Именно поэтому вызывает тревогу то обстоятельство, что на фоне и без того острой общественно-политической ситуации явно обозначилась тенденция ее резкого осложнения и серьезной дестабилизации, исключительно опасной грани достигла конфронтация, не исключено и силовое противостояние, что может привести к анархии и хаосу, к тяжелым, непредсказуемым последствиям.
Настоятельно призываю проявить максимальную политическую предусмотрительность и ответственность, неукоснительно соблюдать действующие законы, чтобы ни в коем случае не допустить дальнейшего осложнения положения, не создать угрозу гражданскому миру, сделать все для консолидации здоровых национальных сил, воплощения целей национально-государственного развития Грузии»80.
Об осложнении ситуации говорила и информация, передавшаяся в Президиуме ВС Грузии, председателем Комитета государственной безопасности республики Т. Лордкипанидзе, министра внутренних дел Ш. Горгадзе и прокурора республики В. Размадзе. Отмечалось, что к концу сентября в связи с приближением выборов депутатов в ВС Грузии вновь участились случаи различных незаконных акций, насилия, погрома зданий государственных учреждений, проявления явной угрозы и шантажа в отношении должностных лиц, что было целью ярко выраженного одностороннего политического давления и ничего не имело общего с высоконравственным демократизмом. Эти противоправные акции не отвечали, прежде всего, интересам грузинского народа, способствовали дестабилизации общественно-политических отношений, нагнетали и так до предела напряженную обстановку, и направлены были против сплочения здоровых национальных сил. Создавалось впечатление, что организаторы этих акций стремились всеми средствами провоцировать органы государственной власти, правоохранительные органы применять силу в отношении участников акции, разгонять митинги, пикеты, чтобы приобретать таким путем политические дивиденды.
Пока еще не были исчерпаны все возможности конструктивного диалога, сотрудничества с различными общественно-политическими формированиями, в том числе крайне радикального направления, только демократическими и гуманными методами, считали руководители республики, возможно было создание подлинно суверенного, правового государства.
Президиум Верховного Совета Грузии выражал уверенность, что накануне исторического поворота, когда больше всего необходимо национальное согласие и единство, население республики, все общественно-политические движения, каждая партия, объединение проявят разум, справедливость, чувство ответственности, объективно оценят действия деструктивных сил и что самое главное, все старания посвятят проведению в Грузии подлинно демократических, многопартийных выборов. Административным органам республики было поручено принимать решительные меры по укреплению общественно-политической обстановки, законности и правопорядка81.
Итак, после кровавых событии 9 апреля 1989 г. в г. Тбилиси и 15-16 июля того же года в г. Сухуми, начался принципиально новый этап в развитии общественно-политической жизни Грузии на фоне массового политического движения и возникновения многочисленных политических партии. На выборах Верховного Совета Грузинской ССР к власти приходит партия «Круглый стол» во главе с 3. Гамсахурдиа, происходит политический переворот, объявление независимости Грузии и ее выход из состава СССР.
Таким образом, признавая новым этапом в политической жизни Грузии ее превращение в Республику Грузию, нашей задачей является показать значение абхазской проблемы в возникновении острой этнополитической ситуации в Грузии, вызвавшей в ней радикальные изменения, а также и усиление центробежных сил на части территории бывшего Советского Союза.
4. Ответ Абхазии на восстановление государственной независимости Грузии (октябрь 1990 г. - январь 1992 г.)
Началом процесса, в результате которого КП Грузии была отстранена от власти и на ее место пришли сторонники блока «Круглый стол» во главе с 3.Гамсахурдиа, стала избирательная кампания по выборам депутатов Верховного Совета Грузинской ССР.
Еще 18 ноября 1989г. в связи с истечением срока полномочий местных Советов народных депутатов Грузинской ССР двадцатого созыва, в соответствии со статьей 86 Конституции Грузинской ССР и статьей 14 Закона Грузинской ССР «О выборах депутатов местных Советов народных депутатов Грузинской ССР» Верховный Совет Грузинской ССР постановил назначить выборы депутатов местных Советов народных депутатов Грузинской ССР двадцать первого созыва 17 июня 1990 г.82.
18 августа 1990 г. издан был Закон Грузинской ССР «О выборах Верховного Совета Грузии»83. Указом Президиума Верховного Совета Грузинской ССР двенадцатая сессия Верховного Совета республики одиннадцатого созыва назначена была на 30 сентября 1989г.84.
По предложению Президиума Верховного Совета республики 19 сентября 1990 г. состоялась встреча его членов с руководителями и представителями партий и общественно-политических организаций, участвующих в предстоящих выборах будущего парламента Грузии. На встрече отмечалось, что в накануне выборов общественно-политическая обстановка республике стала, чрезвычайно напряженной. В Тбилиси прошли акции, угрожающие резкой дестабилизацией положения. Подчеркивалось, что руководствуясь высшими интересами всей Грузии, необходимо отказаться от каких бы то ни было неприемлемых форм противостояния, попыток нагнетания напряженности в республику.
Было решено в кратчайший срок принять совместный договор о том, что каждая из участвующих в выборах партий и общественно-политических организаций обязуется сделать все возможное для обеспечения проведения выборов в нормальных условиях85 .
В связи с тем, что выборы депутатов в будущий парламент . Грузии, впервые в советской практике проходили на многопартийной основе, перед их организаторами ставилось немало серьезных проблем. Главнейшая среди них - обеспечение проведения этой важной общественно-политической кампании в духе широкой гласности и подлинного демократизма, поэтому был, поставлен принципиальный вопрос о необходимости приглашения в республику в качестве наблюдателей высокопрофессиональных специалистов из-за рубежа86.
В выборах Верховного Совета Грузии, проведенных 28 октября 1990г. приняли участие 11 политических и партийных блоков. В голосовании участвовали 2.311.921 избиратель или 67% от общего числа. Выборы проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе.
По итогам выборов голоса распределились следующим образом:
избирательный блок «Круглый стол - Свободная Грузия»53,94%.
Коммунистическая партия Грузии 23,57%
Блок «Тависуплеба» («Свобода») 3,1%
Социал-демократическая партия 1 ;4%
«Танхмоба, эратоба, агордзинеба» - («Согласие, единство, возрождение») 3,47%
Народная партия Грузии 0,67%
Общество Руставели-2,32%
Союз земледельцев-0,32%
Избирательный блок «Гантависуплеба да экономикуриагордзинеба» - 1,46% («Освобождение и экономическое возрождение»)
Народный Фронт-1,93%
Демократическая партия-1,76%

По пропорциональной системе в Верховный Совет Грузии прошли: депутаты от блока «Круглый стол - Свободная Грузия», и Коммунистической партии, (набравшие соответственно, 86% и 44% голосов 28 октября 1990 г. было избрано 57 депутатов из подлежавших избранию 125. Из них 33 депутата были представители блока «Круглый блок - Свободная Грузия» и 17 депутатов Компартии Грузии. По одному представителю имели: блок «Демократическая Грузия», «Освобождение и экономическое возрождение» и Народный Фронт Грузии.
В выборах победили также 4 независимых кандидата. По двум избирательным округам г. Сухуми, Пицундскому, Янчи-гирскому, Джавскому, Знаурскому должен был состояться второй тур, поскольку там в голосовании приняли участие менее 50% избирателей. В Ткварчели и Гудаута на избирательные участки не явился ни один избиратель, и выборы были сорваны.
Выборы в этих двух округах должны были состояться заново через два месяца, а в остальных 59 округах проводилось повторное голосование.
В итоге выборов, проведенных 28 октября 1990 г., на 250 вакансий было избрано 182 депутата87.
14 ноября Председателем Верховного Совета Грузии был избран 3. К. Гамсахурдиа. Были приняты постановления: «Об изменении наименования Грузинской Советской Социалистической Республики на Республику Грузию с внесением соответствующих изменений в Конституцию (Основной Закон) Республики Грузия»; «Об объявлении переходного периода в Республике Грузия, в течение которого должны быть подготовлены основы восстановления государственной независимости Грузии». Преамбулу измененной Конституции рекомендовано было сформулировать, в следующей редакции: «Государственность Грузии, берущая свое начало в глубине веков, была утрачена ею в начале XIX в. вследствие вмешательства посторонней силы.
Грузинский народ никогда не мирился с утратой государственности.
В 1917 г. была свергнута Российская империя, что дало грузинскому народу возможность провозглашением 26 мая 1918 г. Акта о Независимости восстановить государственность, упраздненную российским самодержавием более века назад.
12 марта 1919 г. первое заседание Учредительного Собрания признало и подтвердило акт получения независимости, а 21 февраля 1921 г., приняла Конституцию Грузии.
В феврале-марте 1921 г. Советская Россия, грубо нарушив мирный договор от 7 мая 1920 г. путем вооруженной агрессии оккупировала Грузию, что в дальнейшем привело к фактической аннексии.
Весь период принудительного нахождения Грузии в составе Советского Союза отмечен кровавым террором и репрессиями (особенно, в 1924,1936-1938, 1949-1951, 1956 гг.), последним проявлением чего была трагедия 9 апреля 1989г. Это событие подняло на качественно новый уровень национально-освободительное движение в Грузии. Один из важнейших этапов национально-освободительного движения завершился 28 октября 1990 г., когда в многопартийных, демократических выборах Верховного Совета Грузии победили национальные силы. Тем самым начался переломный период, который должен увенчаться восстановлением полной государственной независимости Грузии. До выработки новой Конституции существующая Конституция Грузии с соответствующими изменениями и дополнениями должны были действовать согласно требованиям переходного периода как временный Основной Закон Республики Грузии. Переходный период признавался важнейшим этапом национально-освободительного движения. За это время должны были быть подготовлены реальные основы восстановления полной государственной независимости Грузии. В Конституции слова «Грузинская ССР» были заменены «Республика Грузия», «социалистический» - на «государственный»,были убраны формулы «Коммунистическая партия», «служить коммунистическому воспитанию молодежи», «революционный», «советское многонациональное государство» и т.п.
Статью 68 предложено было изложить в следующей редакции: «Республика Грузия - наследница суверенной Демократической Республики Грузии. Она насильственно введена в состав СССР. Исходя из этой реальности. Республика Грузия вынуждена была в течение переходного периода обеспечивать за СССР в лице его высших органов государственной власти и определенные права, закрепленные статьей 73 Конституции СССР, за исключением компетенции, определенной пунктами 3, 4 и 14 этой статьи. Статья 77 отныне звучала так: «На территории республики Грузия действуют законы Республики Грузия и законы Союза ССР. Верховный Совет Республики Грузия приостанавливает действие законов и подзаконных актов Союза ССР на территории Республики Грузия, если они противоречат законам и интересам Республики Грузия.
Выступивший с программной речью на заседании нового Верховного Совета Республики Грузия 15 ноября 1990 г. Гамсахурдиа заявил, что удалось «вернуть себе потерянную государственность», и что эта победа не есть результат одного или двух лет работы и борьбы. Это есть завершение той борьбы, которая велась еще с 50-х годов. Далее он говорил: «Но не следует также забывать, что грузинский народ никогда не смирялся с рабством и потерей государственности в 1921 г. Даже в условиях жесточайшей в мире кровавой коммунистической диктатуры продолжалась борьба грузинского народа за восстановление потерянной государственности, и сегодняшняя победа в значительной, мере связана с павшими в этой борьбе героями... Вечная память их именам»89.
«Первое и основное, что мы должны решить, это вопрос Конституционной реформы в переходный период, создание временного Основного закона переходного периода на основе внесения в существующую конституцию изменений и дополнений. декларация о целях и задачах самого переходного периода в сфере как законодательной, так и исполнительной власти. В центре нашего внимания будут экономическая реформа в переходный период, закладка основ экономической независимости Грузии, ее освобождение экономического диктата со стороны центрального планирования. Формирование новых политических структур, закон о приватизации и основные принципы перехода на рыночную экономику, проведение муниципальных выборов, мероприятия по департизации правоохранительных органов и укреплению правопорядка, реорганизация систем культуры и образования.
Национальная оппозиция пока не провозглашает декларации о полной государственной независимости Грузии, что обусловлено существующими в Грузии и мире политическими реалиями... Мы желаем реальной независимости, к которой необходима основательная подготовка с правовой, политической и экономической точек зрения». -
Затем 3. Гамсахурдиа заявил: «Правительство Грузинской Демократической Республики, несмотря на аннексию Грузии в 1921 г., капитуляции не подписывало, и в силу этого, независимое Грузинское государство и его Конституция с юридической точки зрения и сейчас продолжают существовать, невзирая на то, что действие этой конституции временно было приостановлено вследствие аннексии. Территория Грузии юридически по-прежнему едина и неделима, на ней не действует конституция ни одного иностранного государства, в том числе Конституции СССР 1936 и 1977 гг. Правда, советская империя насильно навязала Грузии свою конституцию, но, по нашему мнению, ее действие до сегодняшнего дня было фактическим, а не юридическим. На сегодня в результате массовых акций протеста национально-освободительного движения, в результате проведения в Грузии несоветских выборов, ее такое фактическое действие тоже постепенно лишается основы. Первым свидетельством этого является то, что в Грузии, впервые на протяжении всего советского периода выборы прошли без регламентации советской конституцией, а регистрация партий была осуществлена не органами государственного правления, а центральной избирательной комиссией, которая была укомплектована по паритетному принципу. К тому же, эта регистрация тоже не была регламентирована существующей конституцией. Это - огромное достижение национально-освободительного движения. Весь мир сегодня удивлен этим достижением».
Однако Гамсахурдиа посчитал, что восстановление конституции, составленной социал-демократическими властями независимой Грузии и возобновление ее действия не дадут желаемого результата, поскольку ее трудно приспособить к современной обстановке. Кроме этого она не содержит защищающего от имперской конституции юридического механизма, который имеется в ныне существующей конституции в приведенной нами выше статье.
По его мнению, временный Основной Закон переходного периода должен был основываться на существующей конституции в которую до разработки новой конституции независимого Грузинского государства будут вноситься необходимые изменения и дополнения с тем, чтобы не создать конституционного вакуума.
Свою позицию в связи с новым Союзным договором Гамсахурдиа выразил так: «Мы против него по той простой причине, что, Грузия переходного периода пока еще не является независимым и суверенным государством и субъектом международного права».
Главными направлениями политических реформ переходного периода был объявлен - демонтаж бюрократического аппарата, существующих советских имперских структур и формирование новых демократических структур, упразднение административно-командной, номенклатурной системы и утверждение; принципа выборности в управленческих структурах исполнительной власти во всех сферах общественно-политической, хозяйственной и культурной жизни. По словам Гамсахурдиа, избранные по демократическому принципу новые местные органы власти должны являться защитниками гражданских, политических и социальных прав населения.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Грузия от 27 декабря 1990г. «О статусе члена Верховного Совета Республики Грузия», постановлением ВС Республики Грузия прекращены были досрочно депутатские полномочия члена Верховного Совета Республики Грузия Гумбаридзе Гиви Григорьевича -23 апреля 1991г.
Наряду с отрицательной характеристикой, которую дает бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Д. И. Патиашвили деятельности Гумбаридзе как председателя КГБ, интерес вызывает и оценка Гумбаридзе, которую дает ему Е. К. Лигачев:
«Националистическая волна, взметнувшая на своем гребне лидеров несанкционированного митинга у Дома правительства, начинала перерастать в политическое цунами. Используя ночную трагедию 9 апреля, антисоциалистические, антисоветские силы нагнетали обстановку, готовясь к будущим выборам и стремясь одержать на них победу. События, безусловно, разворачивались по сценарию, уже опробованному в Прибалтике, особенно в Литве. Что касается Компартии Грузии, то у меня создалось впечатление, что Гумбаридзе идет по стопам Бразаускаса95.
9 апреля 1991 3. Гамсахурдиа обратился к народам мира со следующими сообщением: «31 марта 1991 г. в Республике Грузия состоялся референдум, в котором население единодушно поддержало восстановление государственной независимости Грузии и просил всех людей доброй воли «поддержать стремление народа, борющегося за идеалы демократии и справедливости, не допуская применения силы против него, содействовать признанию Республики Грузия и ее утверждению в содружестве демократических государств»96.
Одним из подтверждений политического курса приходящих к власти национальных сил является свидетельство, данное Анатолием Собчаком в книге «Тбилисский излом. Кровавое воскресенье 1989 г.» Он пишет, что политический взлет 3. Гамсахурдиа начался, как это не звучит парадоксально, с 9 апреля, последующего ареста и кратковременного заключения. Лигачеву, Патиашвили и особенно генералу Родионову обязан Гамсахурдиа своей карьерой. После Мераба Костава именно Гамсахурдиа становится единоличным лидером и даже знаменем национально-демократического движения в республике».
Его избирают членом ВС Грузии, в котором он возглавил правящий блок партии «Круглого стола» и был избран сначала Председателем Верховного Совета республики, а затем, в мае 1991 г., - Президентом Грузии.-вчерашний диссидент начал свою государственную деятельность с неустанного поиска врагов: внешних и внутренних. Внешних врагов - это, конечно, Кремль, империалистическая Россия и коммунистический режим. Внутренние враги - это все несогласные с его взглядами и политикой, агенты Кремля, враги нации, провокаторы - и т. д. и т. п. Но самое трагичное, что в роли внутренних врагов оказались осетины, абхазы и представители других наций, с которыми началась конфронтация, перешедшая в открытую войну.
А. Собчак в этой книге говорит о двух встречах с 3. Гамсахурдиа, при первом его (А. Собчака) интересовали два вопроса: во-первых, он хотел по человечески понять, почему, зная о намерениях властей силой разогнать демонстрантов и имея полные сведения о сосредоточении войск, он и остальные организаторы митинга не попытались предотвратить кровопролитие и предпочли, рисковать жизнями тысяч других людей; во-вторых, его интересовали объяснения Гамсахурдиа по поводу часто повторяемого им в публичных выступлениях лозунга «Грузия только для грузин».
Как пишет А. Собчак, внятного ответа на эти вопросы он, как председатель комиссии ВС СССР, от него не получил.
Второй раз А. Собчак виделся с будущим президентом Грузии весной 1991 г. в Москве в американском посольстве. Это была встреча с генеральным секретарем США Дж. Бейкером руководителей союзных республик (Союз уже шел к распаду, но пока существовал), а также руководителей Москвы и Ленинграда. На ней шел обмен мнениями о положении в Союзе, возможных формах сотрудничества и помощи со стороны США. Когда очередь подошла до 3. Гамсахурдиа, он сказал буквально следующее: «В прошлом Соединенные Штаты освободили от рабства людей. Теперь настало время, когда они должны освободить от рабства народы. Грузия является порабощенной стороной, по этому мы просим помочь нам освободиться от рабства и ввести в Грузию американские войска».
«После этой тирады наступило неловкое молчание. Понимая, в каком двусмысленном положении оказался Госсекретарь США, я вынужден был, - пишет А. Собчак, - вмешаться и сказать, что наши внутренние проблемы мы можем решить без чьего-либо вмешательства извне, не перекладывая свою ответственность на чужие плечи. После этого я предложил вернуться к обсуждению вопроса о механизме помощи и сотрудничества между СССР и США».
Здесь, как говорят, комментарии излишни. Однако, такой факт дает основание считать, что 3. Гамсахурдиа видимо знал, кому говорить эти слова, и, если учесть известные предсказания Звиад Гамсахурдиа,Ираклий Шенгелая, Джемал Микеладзе ,Валериан Адвадзе, Тамаз Квачантирадзе Нодар Натадзе
американских советологов, (в частности, 3. Бжезинского) о распаде СССР, для приведения в движение механизма распада, они же стимулировали через таких деятелей, каким был в Грузии литератор 3. Гамсахурдиа, в Прибалтике - музыкант Ландсбергис, в Азербайджане - ученый Эльчибей и другие - носители центробежных тенденций.

НАЧАЛО

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПУБЛИЦИСТИКА



MAIN PAGE