СТАТЬИ ОБ АБХАЗИИ

Г.ЛЕЖАВА

Политическая ситуация в Грузинской ССР и абхазский вопрос (1987-1992 гг.)
(часть 7)

26 мая 1991 г. проведены были выборы Президента Республики Грузия.
Общее число избирателей составляло - 3.604.810, человек, выборах участвовало 2.968.945, недействительными было признано бюллетеней, - 39.018.
Количество голосов, поданных за кандидатов в президенты Республики Грузия:
Звиад Гамсахурдия-2.565.369
Ираклий Шенгелая-26.886
Джемал Микеладзе-51.717
Валериан Адвадзе-240.943
Тамаз Квачантирадзе-8.553
Нодар Натадзе-36.266
Из шести кандидатов Президентом был избран Звиад Гамсахурдиа, 1939 г. рождения, филолог, спикер избирательного блока «Круглый стол - Свободная Грузия», председатель Хельсинкского союза Грузии,- «Общество Святого Ильи Праведнего», был представлен избирательным блоком «Круглый стол - Свободная Грузия»97,
Полномочия Президента Республики Грузия Звиада Гамсахурдиа признаны Верховным Советом Республики Грузия 7 июня 1991г.98
В связи с нашими утверждениями о возможном воздействии внешних факторов на механизм распада СССР, интересным является «Заявление пресс-центра Верховного Совета Республики Грузия от 19 июня 1991 г.».
«Фактическое восстановление независимости Грузии и ее признание Западом непосредственно связаны с таким глобальным вопросом, каким является распад советской империи. Запад, который считался инициатором и исполнителем тотального демонтажа советской империи, в последней стадии ее агонии, учитывая возможную реакционную опасность, которая может последовать за ее распадом, делает ориентацию на стабильное руководство. Именно этим фактором вызвано то, что политические круги Запада не оказывают соответствующей помощи тем республикам, которые в соответствии со всеми законами международного права требуют помощь для выхода из СССР»99.
«В это же время происходит объединение представителей бывших союзных республик, где с 1988 г. политическая жизнь характеризуется возникновением народных фронтов, возглавлявших движение за выход из состава СССР.
Так, Ассамблея народных фронтов и движений республик, не присоединившихся к союзному договору, Кишиневский форум, 3 июля 1991 г. в своем обращении к Президенту СССР приветствовали - признание принципов самоопределения наций, добровольности и участия в создаваемом Союзе и выражали уверенность в том, что решение политических проблем, связанных с образованием новых независимых государств, будет происходить без применения силы и политического давления, с сохранением территориальной целостности государств. В соответствии с положениями новоогаревского заявления, считающего республики СССР, отказавшиеся подписать союзный договор, зарубежными странами по отношению к Союзу Советских Суверенных Республик, Ассамблея призывала Президента и руководителей республик поддержать стремление наших государств стать полноправными субъектами международного права. "Кишиневский форум" признает необходимость и целесообразность сотрудничества Армении, Литвы и Эстонии с образующими СССР суверенными государствами в соответствии с нормами международного права и на основе взаимовыгодных межгосударственных экономических связей» 100.
В конце 1990 г. в политической жизни Грузии произошло два события, которые в значительной степени определили последующий ход истории.
После выборов нового парламента Грузии, а затем и президента Республики Грузия, в декабре 1990г. состоялись выборы председателя Верховного Совета Абхазии. Этому событию придавалось большое значение: новый руководитель парламента был призван консолидировать депутатский корпус, расколотый по национальному признаку. Прежний председатель К. Озган, бывший первый секретарь Гудаутского райкома партии, вызвал резкое неприятие со стороны депутатов-грузин. Новым руководителем Верховного Совета Абхазии был единогласно избран ученый-востоковед из Москвы Владислав Ардзинба, который незадолго до этого, после защиты докторской диссертации в Тбилиси и ухода из жизни члена-корреспондента АН Грузии Г. А. Дзидзария стал директором Абхазского института языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа. Сплотившаяся вокруг В. Ардзинбы группа активных сторонников независимой Абхазии в течение короткого времени оттеснила на второй план представителей абхазской интеллигенции, которые поддерживали в абхазо-грузинских отношениях взвешенную линию поведения (например Г. А. Дзидзария, 3. В. Анчабадзе, X. С. Бгажба, Ш. Д. Инал-Ипа, Б. В. Шинкуба и др.). Завоевав большинство в новом парламенте, В.Г. Ардзинба вскоре приобрел безраздельную власть в Абхазии101
По призыву НФА «Айдгылара» по причине того, что не принятый в 1990 г. избирательный закон фактически лишал организаций национальных меньшинств права выдвигать своих кандидатов в парламент Грузии большинство абхазского населения бойкотировали выборы в грузинский парламент. Поэтому в Гудаутском и Ткварчельском ибирательных округах выборы не состоялись. Еще одним итогом этих выборов стало то, что сторонники Абхазского суверенитета не были представлены в грузинском парламенте. Это еще больше разобщило участников конфликта102
22 ноября 1990 г. на заседании Верховного Совета Республики Грузия после обсуждения «Концепции нового Союзного договора» было принято заявление З.Гамсахурдия, в котором, в частности, говорилось, поскольку Грузия стремится к восстановлению полной государственной независимости, ВС республики Грузия не считают возможным подписывать новый Союзный договор и тем самым брать на себя какие-либо политико-правовые обязательства» 103
По этой же причине Верховный Совет Республики Грузия 28 февраля 1991 г. постановил не проводить на территории Грузии назначенный Верховным Советом СССР на 17 марта 1991 г. референдум.
В соответствии с Законом Республики Грузия «О референдуме» 31 марта 1991 г. в Грузии состоялся референдум по поводу восстановления государственной независимости104.
В первой половине 1991 г. происходила консолидация противоборствовавших сил, участвовавших в предвыборной борьбе в Абхазии. Несмотря на наличие большого количества партий и организаций, борьбу за большинство в парламенте вели две основные силы: сторонники национальной независимости Грузии, НФА «Айдгылара» и блокировавшиеся с ним партии и организации.
Большую роль в консолидации сил, выступавших за политическую суверенизацию Абхазии, сыграл предвыборный блок «Союз», сформировавшийся в ходе подготовки к референдуму о сохранении СССР весной 1991 г. В блок вошли партии и организации, представлявшие интересы абхазского, армянского, русского и греческого населения. Определенное влияние блок оказал на программные установки НФА «Айдгылара». Была выработана совместная предвыборная платформа, которая включила в себя две основные цели: во-первых, сохранение Абхазии в составе СССР и активное противодействие плану отделения Грузии от Союза; во-вторых, политическая и экономическая суверенизация Абхазии, которая дала бы возможность самоопределения в случае, если Грузия все же выйдет из СССР. «К моменту выборов блок «Союз» представлял собой сплоченное и организованное движение, которому оказалось под силу согласованно и активно провести предвыборную компанию и сами выборы»105.
Противостоявшие блоку «Союз» партии и организации грузинского национального движения оказались неспособны к подобной координации действий. Раскол, характерный в тот период для грузинского национально-освободительного движения в целом, отразился и на деятельности абхазских отделений грузинских партии и организаций.
Программы этих партий составлялись в Тбилиси и не всегда учитывали местную специфику. В «грузинских «избирательных округах имело место острое соперничество между несколькими кандидатами. Это стало одной из причин, обусловивших победу «абхазского» блока. На выборах, которые проводились в несколько туров с октября по декабрь 1991 г., блоку «Союз» уже в первом туре удалось провести своих кандидатов в большинстве избирательных округов, в которых баллотировались представители негрузинского населения.
Другой причиной, способствовавшей завоеванию абхазами парламентского большинства, стал временный избирательный закон, по которому проводились данные выборы, предусматривавший квотирование мест в парламенте по национальному признаку106.
«Экспертами НФА и ВС был подготовлен проект закона о выборах ВС Абхазии, который и был представлен в парламент Грузии. Для обсуждения проекта в Тбилиси прибыла делегация Верховного Совета Абхазии. Упомянутый проект предусматривал создание двухпалатного парламента, состоявшего из Совета республики, избираемого по территориальным округам, и Совета национальностей, в котором равным числом депутатов должны быть представлены все национальные общины Абхазии. Этот проект был отвергнут грузинской стороной на том основании, что он дает слишком широкое представительство малым национальным группам. В ответ, 3. Гамсахурдиа был предложен проект, июле 1991 г. утвержденный парламентом Грузии, который предусматривал выборы по квотам 28 мест абхазам, 26 - грузинам, 11 - другим национальностям.
По поводу этого решения существуют разные мнения специалистов. Так, составитель сборника «Абхазский узел» М. Ю. Чумалов допускает, что грузинское руководство считало, что такое распределение мандатов позволит за счет голосов армян, русских и представителей других национальностей блокировать возможные сепаратистские тенденции абхазских депутатов. Однако, в реальности получилось наоборот: большинство мест, отведенных «другим национальностям», завоевали сторонники блока «Союз», и тем самым этот блок, сформировавшийся вокруг НФА «Айдгылара», благодаря избирательному закону, принятому грузинским парламентом, получил устойчивое большинство в парламенте. Компромиссный избирательный закон мог бы, по-видимому, удержать равновесие и в парламентских руках, если бы выполнялись сопутствующие ему «джентльменские» соглашения о том, что абхазское руководство откажется от односторонних решений по конституционным и правовым вопросам. Учитывая и другие акции, рассчитанные на создание условий дестабилизации, профессиональным творцом которых являлся 3. Гамсахурдиа, он все же предлагал «джентльменское» соглашение?
Завоевав твердое большинство в парламенте, абхазское руководство получило возможность проводить любые решения и назначения через ВС. Этому способствовал также кризис власти и в Грузии.
Надо подчеркнуть, что среди «абхазских писем» особняком стоит лыхнинское обращение 1989 г. Все «абхазские письма» до этого являлись прологом к провозглашению 25 августа 1990 г. «Декларации о Государственном суверенитете Абхазской Республики», заявлению «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии», «К избранию нового парламента»108.
В декабре 1990 г. парламент Абхазии избрал своим председателем народного депутата СССР В. Ардзинбу, обвиняемого грузинскими лидерами в разжигании «абхазского сепаратизма», а затем был принят новый закон о выборах, предусматривающий национальные квоты в парламенте109. В связи с событиями в Москве 19 августа 1991 г. и заявлением ГКЧП, Президент Республики Грузия 3. Гамсахурдиа 20 августа 1991 г. опубликовал обращение «К народам и правительствам западных стран», в .котором он следующим образом обрисовал создавшуюся ситуацию: «в Советском Союзе сложилась нестабильная ситуация, которая в ближайшем будущем может стать неконтролируемой... Создавшееся нестабильное положение, возможная победа реакционных сил, представляют угрозу в первую очередь для тех республик, входящих в состав Советского Союза, которые борются за независимость и имеют избранные народом парламенты и президентов. Они стоят перед непосредственной угрозой военной агрессии. Поэтому я обращаюсь к западным представительствам, в первую очередь, Соединенных Штатов Америки, срочно и безотлагательно де-факто и де-юре признать независимость республик, в том числе, Грузии, и установить с ними дипломатические отношения, тем самым защитив завоевания, достигнутые путем подлинно демократических реформ» 110.
В первый же день путча в Грузию был направлен заместитель министра обороны СССР генерал армии Журавлев, который предъявил несколько ультиматумов руководству Грузии и пытался грубо вмешаться во внутренние дела Республики Грузии. «Военные взяли под контроль аэропорт, вокзалы, пытались провести маневры», - жаловался 3. Гамсахурдиа Президенту Б. Ельцину. И далее сообщал, что лидеры Советской Абхазии и самозваные власти т. н. Юго-Осетии полностью поддержали ГКЧП, который был также поддержан ЦК КП Грузии, о чем было объявлено в их газете «Цховреба»111. Руководство Республики Грузия - Президент и парламент - ни на шаг не отступили от своих позиций, не признали ГКЧП и полностью поддерживали Президента Ельцина и парламент РСФСР. Внутриполитическая ситуация в дни путча резко меняется, накануне, 1 августа 1991 г. подал в отставку Председатель Правительства Грузия Т. И. Сигуа, а 23 августа на эту должность был назначен В. П. Гугушвили112.
24 авгусга Т. Китовани освобождается от должности командующего внутренними войсками. 3. Гамсахурдиа пишет Президенту РСФСР Б. Ельцину: «До тех пор, пока существует КПСС, КГБ, ТАСС и другие организации, а также машины лжи, такие как газеты «Комсомольская правда», «Красная звезда»113 и им подобные, ваше движение не сможет взять верх над темными силами империи. Несмотря на то, что в РСФСР победила демократия, против Грузии и ее руководства по-прежнему продолжается кампания лжи и клеветы. В частности, они дезинформируют общественность, что якобы я расформировал гвардию, и т. д... Прошу Вас не верить подобным комсомольским сплетням»114.
26 августа 1991 г. указом президента Республики Грузия в связи с тем, что в дни коммунистического путча в Советском Союзе 19-21 августа 1991 г. Компартия Грузии поддержала ГКЧП, и так как ее существование противоречило Закону Республики Грузии «О политических объединениях граждан», деятельность Коммунистической партии Грузии была приостановлена на всей территории республики 115.
2 сентября 1991 г. в Тбилиси во время состоявшегося на площади Руставели митинга произошло столкновение между участниками митинга и представителями правоохранительных органов, в результате которых пролилась кровь. Были раненые и пострадавшие116. После этой акции последовали митинги в Тбилиси с требованием отставки президента республики. Лидеры оппозиции имели сторонников и выдвигали политические требования.
Начиная со 2 сентября, со дня инцидента, столкновения между милицией и демонстрантами в Тбилиси продолжались, в результате чего пулевые ранения получили три человека117.
Процессы, происходившие в сентябрьские 1991 г. дни в Грузии, в том числе на территории Абхазии, Южной Осетии и в Тбилиси, не укладывались в рамки цивилизованных представлений о соблюдении прав человека, в том числе прав национальных меньшинств. В заявлении Комитета Верховного Совета РСФСР по правам человека, подкомитета ВС РСФСР по межреспубликанским соглашениям указывалось, что эти события разворачиваются на фоне и в преддверии проведения в Москве международных форумов по правам человека и инициативы Президента Республики Кыргызстан о необходимости заключения межгосударственной конвенции о гарантии прав национальных меньшинств, и т. д.118.
Однако события уже ничем нельзя было остановить, продолжались и обострялись военный и гражданский путчи, которые имели своей целью свержение президента Гамсахурдиа, как говорилось в «Обращении к грузинскому народу, к государствам и народам мира» подписанном Советом национальной безопасности Грузии (23 сентября 1991г.), восстанием против президента руководили Тенгиз Сигуа (бывший председатель Правительства Грузии), Тенгиз Китовани (бывший командующий Национальной Гвардии), Георгий Хоштария (бывший министр иностранных дел) и других. Штаб-квартира путчистов находился в Шавнабада, где расположились вооруженные формирования из числа бывших гвардейцев.
Организаторы путча и установили альянс с внепарламентскими партиями и частью общественности. Это т. н. национально-демократическая партия (председатель - И. Церетели), Христиано-Демократический Союз (председатель - И. Шенгелая), Народный фронт (председатель - Н. Натадзе), Общество Руставели (бывший председатель - А. Бакрадзе) и др. К путчистам примкнула часть депутатов Верховного Совета республики: Э. Шенгелая, Н. Надибаидзе, Р. Гоциридзе, Д. Бердзенишвили, Т. Диасамидзе, П. Когуашвили, В. Адамиа, Г. Хавтаси, А. Бобохидзе, Д. Купреишвили, Т. Паатишвили и другие, которые находились в альянсе с депутатами-коммунистами, Национальным конгрессом молодежи, а также криминальной группой «Мхедриони».
В обращении с которым перед тем как рухнуть выступило правление 3. Гамсахурдиа, говорится, что хунта устраивала акции протеста с требованиями об отставке президента Грузии, создавала обстановку дестабилизации и анархии, предпринимала попытки завладеть телевидением и радио с помощью вооруженных формирований. Имели место несколько попыток нападения на Дом правительства.
В обращении утверждается, что хунта имела мощную поддержку со стороны реакционных сил Москвы, с которыми она поддерживает связь с помощью бывшего кандидата в президенты В. Адвадзе и корреспондента «Московских новостей» А. Микадзе. Фактически направляет действия хунты Э. Шеварднадзе, рассылая инструкции и всячески помогая ей. Поддерживает хунту и часть российского парламента 119.
Появляется Указ Президента Республики Грузии «О введении с 25 сентября 1991 г. чрезвычайного положения в г. Тбилиси», назначается военным комендантом г. Тбилиси полковник Ф. А. Кутателадзе, объявляется всеобщая мобилизация на всей территории Грузии.
Президент, Президиум ВС и Кабинет Министров республики с целью стабилизации положения в столице предложили: 1) безотлагательно разоружить незаконные воинские формирования, противостоящие избранному народом законному руководству республики, под гарантию их личной неприкосновенности; 2) назначить диалог с любой политической группировкой, заинтересованной в восстановлении законности и порядка, под гарантию неприкосновенности; 3) в полной мере провести в действие закон «О печати и других средствах массовой информации» 120. Возникла опасность братоубийственного кровопролития. Гражданская война в Грузии стала трагическим фактом, развивающимся быстрыми темпами.
«6 января 1992 г., в 3 часа утра бывший Президент 3. Гамсахурдиа сбежал из Грузии. Последние две недели он скрывался в бункере Дома правительства, призывал народ к гражданской войне, чем способствовал вооруженным столкновениям, вызывающим многочисленные жертвы среди мирного населения. «По его вине разрушен центр столицы», - говорится в Обращении Военного Совета Республики Грузия к населению. Военный Совет заявил: «Как только в стране спадет напряжение, стабилизируется жизнь и состоятся свободные демократические выборы в парламент, он сочтет своим долг перед народом выполненным и сложит свои полномочия. От имени Военного Совета Республики Грузии подписывают обращение: Тенгиз Китовани и Джаба Иоселиани»122.
С сентября до конца 1991 г. внимание грузинских властей было отвлечено от Абхазии, а общественная активность местного населения фактически была парализована. Кроме того, события в Грузии подталкивали к резким шагам в сторону суверенизации абхазское руководство, которое опасалось (и не без основания) переноса вооруженных столкновений, происходящих в Тбилиси и Западной Грузии, на территорию Абхазии»123.

НАЧАЛО

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПУБЛИЦИСТИКА



MAIN PAGE