16600.
Вахтанг ШЕЛИЯ
(21.03.2002 17:10)
0
Появление американских военнослужащих в Центральной Азии, а теперь уже и в Грузии вызвало бурную реакцию со стороны российских политиков и панические комментарии в СМИ. Смысл всех выступлений: `Россию вытесняют из зоны ее приоритетных интересов`, `Центральная Азия уходит из-под влияния Кремля`. Вместо спокойного анализа ситуации и прогноза действительных, а не мнимых последствий от изменения международной обстановки наблюдается явное впадение в истерику.
Что касается Грузии, то вообще непонятно, из-за чего весь шум. Там на бывших российских базах, например в Вазиани, уже несколько месяцев находятся военспецы из Турции и США. Что Шеварднадзе неровно дышит к НАТО, так это давно известно. Не сегодня, так завтра американские солдаты там все равно появились бы.
Когда сетуют на то, что на территории бывшего СССР появились иностранные войска и запугивают обывателя `неизбежными трагическими последствиями`, упускают из виду главный вопрос: а что, собственно, Россия могла сделать в ответ на проникновение США в ее `подбрюшье`? Срочно отправить в Центральную Азию и Грузию колонну танков? Или для устрашения эскадрилью вертолетов? Может быть, одолжить у китайцев проданный им в 90-х годах авианосец? Или вообще перенацелить на ЦА наши стратегические ядерные силы? Что?
Танки не доедут. Не хватит горючего или запасных частей. Вертолеты не долетят. Ракеты не взлетят - РАО `ЕЭС` отключит электроэнергию за неуплату. После пережитых катаклизмов последнего десятилетия и непрерывных `реформ` наша армия представляет собой бледную тень советских Вооруженных сил. Ее боеспособность снизилась в десятки раз. Ни о каком бряцании оружием не может быть и речи. Не до жиру.
Многие советуют Путину грозно прикрикнуть на президентов соседних государств. Мол, `не шутите с огнем` и так далее. Глядишь, послушают. России там уже не доверяют. Это неприятная, но правда.
За 10 последних лет влияние России как геополитического центра резко сократилось. Это и не могло быть иначе. Ранее страна худо-бедно была защищена тремя поясами, которые состояли из дружественных нам стран третьего мира, Восточного блока и собственно республик, окружавших Россию. После падения Советского Союза эта конструкция полностью разрушилась. Следствие распада - утрата Россией способности оказывать влияние на развитие событий в мире в нужном нам направлении.
Наше участие в событиях мировой политики сегодня незначительно и пока ограничивается в основном одними декларациями. Да, сегодня с нами не считаются. А чего, собственно, мы хотели? Снявши голову (в 1991 году), по волосам не плачут. Россия сама отказалась от империи. Если нет империи, значит, не может быть и соответствующих амбиций. То есть нет смысла ожидать от малых государств послушания в обмен на благосклонность. Нет военной мощи, нет иных рычагов влияния, значит, остаются только общие интересы - в экономике, политике, военной области.
США давно уже вошли и в Центральную Азию, и в Закавказье. События 11 сентября стали поводом для военного закрепления прежних экономических и политических приобретений. Не было бы теракта 11 сентября, нашелся бы другой повод.
Для чего Вашингтону необходимо проникновение в регионы бывшего СССР? Согласно официальной версии Белого дома - чтобы удобнее было бороться с экстремизмом. С точки зрения большой политики - для того, чтобы закрепить здесь свое присутствие. В ЦА и Закавказье у американцев давно уже появились свои интересы, и они намерены их защищать.
Известно, что в Центральной Азии и в бассейне Каспия содержатся большие запасы нефти, газа, золота, урана и прочего добра. Ранее все это находилось под контролем Москвы, а после распада СССР, с точки зрения великих держав, осталось бесхозным. У стран региона нет средств для разработки месторождений. Необходимы миллиардные инвестиции. А они по силам только Западу.
Таким образом, взаимный интерес Запада и стран ЦА очевиден. Во-первых, Запад и США могут дать деньги для разработки ресурсов. Во-вторых, через Центральную Азию и Закавказье сырье удобно вывозить на Запад. В-третьих, присутствие военных США и других стран НАТО создает гарантии стабильности в регионе и позволяет рассчитывать на защиту от поползновений местных и пришлых религиозных экстремистов. Для Вашингтона есть еще один очень важный плюс - контроль над ресурсами Центральной Азии дает США стратегическое преимущество в преддверии глобального энергетического кризиса, который, по расчетам экспертов, должен наступить лет через 40-50.
Страны Центральной Азии трудно обвинить в том, что они не стучались в ворота Кремля. Стучались, и довольно настойчиво. В эпоху раннего Ельцина Россия упорно отталкивала от себя этот регион бывшего СССР. Тогда преобладала `доктрина Козырева` - ориентация на Запад ценой любых уступок и жертв. В Кремле считали: мы, мол, просвещенная часть Запада, и нам не с руки равняться с дикой Азией. Тем не менее в Центральной Азии ждали, что в России возьмет верх наконец здоровое мышление. Регион ждал от России взаимовыгодного экономического сотрудничества и военной поддержки.
То, что республики Центральной Азии в 1992 году буквально пинками вытолкали из рублевой зоны, можно было списать на хаос ельцинско-гайдаровской эпохи. Однако потом, даже в тех областях, где обоюдная выгода был очевидна, например, в области разработки нефти, газа, хлопка, золота, урана, самолетов, оружия и многого другого, все шло со скрипом. Соглашения не выполнялись, документы терялись, поставки срывались. Бесчисленные переговоры проходили впустую, ибо все благие пожелания, как в песке, растворялись в недрах российской бюрократии, где понятие `государственные интересы` стало пустым звуком и поводом для насмешек.
В Казахстане и Узбекистане была масса предприятий, в которые можно было с очевидной выгодой вкладывать деньги и `привязывать` их к российской экономике. На это обычно отвечают: нет денег. Пусть так. Но ведь еще нет и здравого смысла. Это в первую очередь касается такой темы, как создание зоны свободной торговли (ЗСТ). При тактических потерях в несколько сотен миллионов долларов Россия могла бы выиграть в стратегическом плане десятки миллиардов, когда посредством ЗСТ восстановилось бы единое экономическое пространство СНГ. Не получилось. Из-за настороженного отношения России к ЗСТ.
Последний пример - саммит СНГ в Алма-Ате. По большому счету единственный результат саммита - групповое катание на лыжах. Полное согласие было достигнуто только по конине. По требованию Туркменбаши казахи не подавали на стол свою знаменитую конскую колбасу - казы. Президент Туркменистана заявил, что лошадь в его стране - почти священное животное, часть государственного герба, член семьи, поэтому есть конину на саммите - это оскорбление национальных чувств.
С военной поддержкой и того хуже. Когда три года назад боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) вторглись в Узбекистан и Киргизию, Ташкент запросил оружие и боеприпасы у России. Москва выразила готовность помочь, но оружие соглашалась продавать только за СКВ. Ташкент не возражал и был готов платить. Правда, тогда еще не утихли страсти по поводу передачи в Армению из России оружия на 1 миллиард долларов (можно себе представить, как озолотились при этом отдельные госчиновники в лампасах и без оных). Многим в Ташкенте казалось, что, когда речь идет о союзнических отношениях и общих интересах по защите южных рубежей СНГ, часть оружия можно было бы передать и безвозмездно. Впрочем, Узбекистан в дискуссии не вдавался и стал платить. Тем не менее лишь часть грузов пришла вовремя. В основном запросы застревали в кабинетах, проходили длительную процедуру согласования. Случалось, важный документ мог пролежать несколько месяцев без движения только потому, что некий чиновник отбыл в отпуск.
Между тем боевики не ждали и объявились уже в окрестностях Ташкента. Узбеки срочно запросили снайперские винтовки с оптическими прицелами ночного видения. Российская сторона любезно предложили им винтовки производства 1941 года (хорошо, что не берданки образца 1869 г. ). В Ташкенте плюнули на это дело и обратились к китайцам. Те в течение недели поставили партию современных винтовок в нужном количестве.
Угроза вторжения в Узбекистан талибов и боевиков ИДУ была вполне реальной. Поэтому, когда в прошлом году появилась возможность снять проблему с помощью США, в странах ЦА воспользовались этим шансом. Все то, что сейчас делают американцы в Центральной Азии и Афганистане, пусть в меньших масштабах, ждали от России, но не дождались. Теперь все это они получают от США, да вдобавок Вашингтон платит за аренду объектов. Так стоит ли осуждать лидеров стран региона? Их поступки прагматичны. Российским политикам нужно винить самих себя за недальновидность и отсутствие государственного подхода.
Так что же теперь делать России? Ну, во-первых, не паниковать и не биться в истерике. Это свидетельство слабости. А зачем ее выпячивать? Надо спокойно проанализировать ситуацию и просчитать последствия. В политике нет ничего необратимого. Вопрос только во времени.
России в ее положении как нельзя лучше подходит знаменитая формула канцлера Горчакова, которая была высказана им во второй половине XIX века: `Россия сосредотачивается`. Именно этим и надо заняться.
В конце концов, не все так плохо. Вот одна только деталь: хваленые `Хаммеры` в количестве 10 штук, подаренные узбекской армии три года назад, не выдержали местных погодных условий и бездорожья и намертво встали. Когда американцы решили одарить Узбекистан новой партией таких же машин, Ташкент попросил эквивалент цены в долларах и закупил на них проверенные временем русские `УАЗы`. `УАЗы` янки не боятся. . .
|