Воскресенье, 29.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: « 1 2 ... 753 754 755 756 757 ... 1917 1918 »
Показано 11311-11325 из 28763 сообщений
17453. Ботя   (10.04.2002 11:38)
0  
Заглянул я тут на чередной "сайт" Николадзе http://www.tbilisi.co.uk/
Ну то, что там ошибка на ошибке это не удивительно, хотя известно, что этот "борец" за "террррриторррриальную целллллостность Гррррузии" обитает в Канаде, где английский почти везде государственный язык. Может быть он настолько туп, что даже в этих условиях не выучил английский? Ну ладно, это проблемы грамотности.
Но кроме этого есть и другие "перлы".
Например фраза "Abkhaz Nationalists and extremists were encouradged by Soviet Government to create total chaos for Georgia and stop any independence movements within the country." Ну черт с ними, с ошибками - конечно же не "encouradged", а "encouraged", но главное - смысл.
А смысл такой - "Абхазские Националисты и экстремисты были поощрены Советским Правительством создать полный хаос в Грузии и останавливать любые движения независимости в стране." Вот я и думаю - ежели речь идет о "движении независимости" в Грузии, то получается, что именно абхазцы старались предотвратить распад Грузии? Значит они больше думали о целостности Грузии, чем грузины? А я-то думал....

17452.   (10.04.2002 11:26)
0  
Силы СНГ и ООН начинают совместное патрулирование Кодорского ущелья

Коллективные миротворческие силы СНГ и наблюдатели ООН в среду приступают к совместному патрулированию Кодорского ущелья. Миротворцы и члены миссии ООН в зоне грузино-абхазского конфликта будут осуществлять патрулирование в Ткварчельском районе, контролируемом абхазской стороной.
Решение о возобновлении патрулирования Кодорского ущелья было принято на состоявшейся 2 апреля в Тбилиси встрече представителей грузинской и абхазской сторон при участии представителей миротворческих сил и Миссии ООН по наблюдению.
“В случае обстрела постов миротворческих сил СНГ в зоне грузино-абхазского конфликта ответным огнем будет уничтожен любой нападающий", - заявил заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками России по миротворческим силам генерал-лейтенант Валерий Евневич.
Касаясь обстрела поста миротворческих сил в селе Набакэви Гальского района Абхазии 7 апреля, Евневич сказал, что по имеющимся данным, это могли "совершить неконтролируемые вооруженные группы". Он отметил, что "ни представители миротворческих сил, ни я, ни главком сухопутными войсками и тем более министр обороны РФ не делали каких-либо заявлений о том, кто именно мог совершить этот обстрел, так как подобные заявления можно делать только после завершения расследования этого факта". "Российская, грузинская, абхазская стороны и представители ООН систематически информируют друг друга о событиях, происходящих в зоне конфликта", - сказал он.
//РИА «Новости»

17451.   (10.04.2002 11:12)
0  
Хочу напомнить мегрельскую шутку:
Мегрелы - самые короткоживущий в СССР люди. До 16 лет - мегрел, после 16 - грузин.

17450. ПОЧИТАЙТЕ!   (10.04.2002 10:59)
0  
Грузинский национализм и проблема юго-осетинской автономии в предконфликтный период
И. Санакоев

Анализ причин грузино-осетинского конфликта 1991-1992 гг. возвращает нас нас к общественно-политическим процессам, происходившим в Грузинской ССР накануне этого события и приведшим к единогласному упразднению Верховным Советом Грузии Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО). Именно в этой сфере располагался весь комплекс причин, обусловивших в то время довольно жесткие позиции грузинского правительства в отношении проблемы юго-осетинской автономии.

В конце 1980-х гг. в Грузии возрождаются националистическая идеология и политика. Реанимация национализма свидетельствовала о незатухающих процессах национально-государственной консолидации в Грузии. Это оказалось возможным в силу того, что Грузия, в отличие от 1801 г., в 1921 г. вошла в состав СССР в виде оформленного государственного образования - Грузинской ССР. В предшествующий этому событию непродолжительный период существования грузинского независимого государства (1918-1921 гг.) получили политическое оформление националистическая идеология и политика грузинской элиты, воспринявшей основные постулаты грузинского либерального национализма 2-ой половины XIX в., сформулированные Ильей Чавчавадзе в виде формулы: "Язык, отечество, вера". Национальное движение, оформившееся к концу 1980-х гг., "почти без изменений восстановило политическую парадигму грузинского национализма периода независимой республики 1918-1921 гг."1

Показательно, что национализм конца 1980-х гг. предстает в Грузии не просто в форме идеологии и политики, а как цельное мировоззрение, универсальная система ценностей, или националистический дискурс (М.Фуко, Э.Геллнер), быстро вытеснивший коммунистическое мировоззрение, так и не пустившее глубоких корней в грузинском обществе. Это говорит об относительной зрелости консолидационных процессов в Грузии, когда национализм начинает выступать как движущая сила и стержневой элемент процессов нациеобразования. В этом случае доминирующее значение приобретают стремление каждого индивида к утверждению своей принадлежности к единой общности, то есть коллективной идентичности. Поэтому грузинский национализм пускает глубокие корни и приобретает универсальный мировоззренческий характер как на общесоциальном, так и на межличностном уровнях.

Несмотря на гражданскую риторику, грузинский национализм по своей идейной природе являлся и является в большей степени этническим, чем гражданским. Это обусловлено апелляцией к историческому прошлому и "естественным правам" грузинской нации ("Мы ничего не хотим сверх того, что нам принадлежит по праву!") взамен юридических и политических реалий. Этим подчеркивалась общность этнического происхождения, базовым принципом признавалось "право крови" (дифференциализм). Со своей стороны этническая природа грузинского национализма в значительной степени предопределила и общее направление консолидационных процессов в русле конструирования этнической нации.

В рамках Грузинской ССР этнонационализм усиливался в условиях многонационального состава населения республики, когда с развалом СССР наиболее остро повсеместно встала проблема межнациональных отношений, а в Грузии - проблема национальных меньшинств. По официальным данным, негрузинские этносы составляли в Грузии в конце 1980-х гг. более 1/3 населения, а реально и больше, так как при определении национального состава данные переписи систематически искажались или же собирались не совсем корректно. Национальные меньшинства с точки зрения грузинского этнического национализма ("право крови") исключались из процесса национально-государственной консолидации и поэтому рассматривались исключительно как фактор угрозы ("пятая колонна в руках Москвы") для независимости Грузии. При этом, однако, не следует переоценивать степень консолидированности самого грузинского общества, которое было представлено лишь на уровне субэтносов. "В Грузии идет процесс собирания этнической нации... Грузинская нация не является такой однородной, как, например, поляки, датчане, греки, армяне. Она состоит из различных грузинских субэтносов".2

Таким образом, грузинское общество к концу 1980-х гг. столкнулось с проблемой интеграции национальных меньшинств в независимое национальное государство в условиях недостаточной консолидированности собственной нации. По ряду параметров прослеживалась цейтнотовая ситуация, когда грузинской элите в предельно короткие сроки (из-за быстрого развала СССР) предстояло консолидировать собственное общество и наладить отношения с национальными меньшинствами на базе какой-либо взаимоприемлемой идейно-политической платформы.

Особенно острой для грузинского общества в этот период оказалась проблема автономий. Абхазия и Южная Осетия, являясь этнотерриториальными политическими образованиями, в отличие от Аджарии, где коренное население составляют этнические грузины, рассматривались грузинской элитой как вполне реальный фактор дезинтеграции. Во-первых, сама Грузинская ССР представляла из себя на тот период довольно искусственное образование, появившееся в результате принудительного включения в ее состав в 1922 г. Южной Осетии, а в 1931 г. Абхазии. За советский период эти автономии так и не стали органической частью Грузии. Поэтому "единство Советской Грузии было призрачным не только для абхазов, осетин, армян, азербайджанцев, которые не осмысливали для себя опоры в грузинской республике, но и для этнических грузин".3 В Южной Осетии это выражалось в сохранении традиционной этнокультурной и политической ориентации на Север - Северную Осетию и Россию. Во-вторых, Абхазия по причине демографической экспансии со стороны Грузии в период 1930-50-х гг. уже неоднократно выступала с довольно решительными требованиями о своем выходе из Грузинской ССР и вхождения в состав Российской Федерации (в 1978 г. и в марте 1989 г. - "Лыхненское обращение"). Южная Осетия, в свою очередь, представляла из себя регион компактного расселения осетинского этноса, имевшего здесь значительное демографическое преимущество (около 70%). Более того, с момента своего включения в состав ГССР в Южной Осетии возникла проблема разделенного большевиками осетинского народа. Решение этой проблемы в условиях перестройки и демократизации путем референдума или других форм всена-родного волеизъявления расценивалось априори грузинской элитой как проигрышное при любых условиях. Тем более, что в Южной Осетии уже летом-осенью 1989 г. на уровне общественных организаций и отдельных групп прозвучали заявления о необходимости воссоединения со своей составной этнической частью Северной Осетией. Таким образом, вхождение Южной Осетии и Абхазии в состав будущего независимого грузинского государства было весьма спорным и проблематичным по вполне определенным причинам. Именно поэтому в Грузии в конце 1980-х гг. на политическую авансцену выходит проблема автономий.

Очевидно, что автономии можно было удержать в составе независимой Грузии только двумя путями:

предложить им федерализм, что предполагало децентра-лизованное в определенной степени национально-государст-венное устройство будущего совместного государства. Это привело бы к созданию надежных и прочных правовых гарантий защиты этнотерриториальных прав автономий и оформлению на этой основе политических предпосылок сближения грузинского общества со всеми нацменьшинствами;
другой вариант представлял из себя ликвидацию нацио-нально-территориальных образований и включение негрузинских этносов в состав унитарного грузинского государства. Очевидно, что реализация этого плана наталкивалась на сопротивление автономий и объективно означала установку на насильственное решение проблемы.
Силовое же решение создавало в республике очаги этнокризисов, которые грозили серьезной дестабилизацией общественно-политической обстановки в многонациональной Грузинской ССР.

Выбор пути решения проблемы автономий в целом и ЮОАО в частности зависел в значительной степени от общего идейно-политического и психологического состояния грузинского общества, а также от сложившегося в нем определенного расклада сил. Основными политическими силами выступили в этом плане официальная правящая элита в лице Коммунистической партии и быстро набиравшее силу национальное движение. Идейно-политическую платформу официальных коммунистических властей Грузии в осетинском вопросе в этот период можно определить как политику двойных стандартов. Публично власть пыталась держать нейтралитет, активно используя коммунистическую риторику и демагогию и создавая вид, что ничего серьезного в межнациональных отношениях в республике не происходит. Публичные решения и постановления партийных пленумов и бюро, а также правительства Грузии содержали крайне неадекватную оценку разворачивавшихся в Южной Осетии и вокруг нее событий. "Нет каких-либо реальных оснований для обострения межнациональных проблем и нагнетания напряженности", - отмечалось в постановлении пленума ЦК КП Грузии в ноябре 1989 г.4 Если сравнить это с оценкой той же ситуации грузинским Обществом Чавчавадзе и Народным Фронтом Южной Осетии в июле 1989 г. - "судя по нынешнему уровню обес-покоенности населения, можно сказать, что мы стоим на грани психоза",5 - то становится ясной заинтересованности правящей элиты Грузии в реальных публичных политических оценках и соответствующем реагировании на происходившие события.

Однако подобная позиция вряд ли была проявлением бессилия и растерянности официальных властей перед лицом невиданного обострения грузино-осетинских отношений. Неверно было бы полагать, что в правящих кругах Грузии никто всерьез не воспринимал и не анализировал ситуацию вокруг Южной Осетии. Публичный нейтралитет в данном случае был скорее ширмой, за которой скрывались далеко идущие цели и задачи. В тактическом плане правящая элита Грузии рассчитывала в случае непредвиденного развития событий (еще далеко не всем было ясно, чем завершится горбачевская перестройка) избежать ответственности за межнациональные кризисы, переложив всю вину на "деструктивные силы", то есть националистов. В стратегическом плане такая позиция официальных властей давала радикалнационалистам картбланш в решении проблемы юго-осетинской автономии в русле национальных интересов Грузии. Именно поэтому откровенно фашиствующие призывы националистов уничтожить автономию и самих осетин оставались фактически безнаказанными. Так, например, 14 сентября 1989 г. на многотысячном митинге в грузинском селении Ередви на территории Южной Осетии лидер радикальных националистов Звиад Гамсахурдиа публично призвал все население Грузии к походу на столицу Южной Осетии город Цхинвал, "чтобы посмотреть, чья кровь больше прольется".6 Этот публичный акт разжигания меж-национальной розни не только не был осужден, а его автор привлечен к уголовной ответственности за нарушение закона и Конституции, но через два месяца ему действительно удалось возглавить многотысячный поход на Цхинвал. В период этой антиосетинской акции 117 человек получили ранения и увечья, были захвачены заложники, подвергшиеся откровенным издевательствам. От побоев скончался житель Южной Осетии Тигиев, ставший первой жертвой грузино-осетинского конфликта. За период с 23 ноября 1989 г. по 30 января 1990 г. было официально зарегистрировано свыше 550 заявлений, связанных с конфликтами по национальному признаку в Южной Осетии, возбуждено 120 уголовных дел, однако, ни одно дело не было доведено до конца и, следовательно, никто не был осужден.

Анализ событий показывает, что публично нейтральная правящая грузинская элита кулуарно занималась активной разработкой и осуществлением антиосетинской политики, имевшей стратегической целью упразднение юго-осетинской автономии. Основные направления этой политики состояли в создании нормативной правовой базы, дестабилизации внутриполитической ситуации в Южной Осетии и осуществлении на этой основе ликвидации Юго-Осетинской АО.

В правовом отношении статус ЮОАО был определен "Законом о Юго-Осетинской АО" от 12 ноября 1980 г., который базировался на общесоюзном "Законе об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов". Статья 3 "Закона о ЮОАО" гласила, что "территория АО не может быть изменена без согласия Совета народных депутатов ЮОАО", а вопросы окончательного определения ее статуса относятся к ведению Конституции СССР. То есть, вопросы изменения статуса и территории ЮОАО в правовом плане выходили за сферу компетенции республиканских властей, которые были всерьез озабочены этой проблемой и предпринимали активные шаги по исправлению ситуации. Поэтому 19 ноября 1988 г. Верховный Совет Грузинской ССР внес целый ряд изменений и дополнений в Конституцию ГССР, согласно которым (статья 104) только ВС ГССР имеет право принимать решения по вопросам государственного устройства республики. Если прежде Конституция ГССР определяла лишь "право образования новых автономных единиц", то новая редакция статьи 104 декларировала, что "ВС ГССР принимает решения по вопросам национально-государственного устройства ГССР", подразумевая уже как право образования, так и право ликвидации АО.7

Более того, летом 1988 г. истек срок полномочий Областного Совета народных депутатов ЮОАО. Проведение очередных выборов в Областной совет согласно законодательству находилось в компетенции республиканских властей, которые всячески затягивали и в конечном счете так и не дали разрешения на проведение избирательной кампании в Южной Осетии. Поэтому, с лета 1988 г. руководящие ораны ЮОАО были фактически нелегитимны с правовой точки зрения. А уже 18 октября 1989 г. ВС ГССР образовал специальную комиссию с привлечением виднейших авторитетов науки и культуры с целью "изучения всех обстоятельств образования и необходимости дальнейшего существования ЮОАО на территории Грузии".

Другое направление антиосетинской политики правительства Грузии характеризовалось курсом на дестабилизацию внутриполитического положения в Южной Осетии с целью создания удобного повода для практического осуществления своих планов. Власти Грузии предприняли в этот период активные шаги по утверждению национальных приоритетов грузинской нации на территории Южной Осетии без учета местных национальных особенностей, что в политическом плане неизбежно приводило к дестабилизации ситуации в ЮОАО. Так, 15 августа 1989 г. была принята государственная программа развития грузинского языка, декларировавшая его приоритетный характер в сферах общения и делопроизводства. Вслед за этим вся документация в ЮОАО стала поступать исключительно на грузинском языке, а в государственных учреждениях появились первые печатные машинки с грузинским шрифтом. Это вызвало многочисленные бытовые конфликты в городе.

В марте 1990 г., то есть после ноябрьского кризиса 1989 г., Министерство народного образования Грузии приняло постановление об увеличении количества грузинских факультетов в Юго-Осетинском государственном педагогическом институте. 20 апреля 1990 г. в Цхинвал приехал министр народного образования Грузии Енукидзе, который отклонил просьбу ректората о сохранении прежних норм приема или же об открытии новых факультетов на паритетной основе. На эти события весьма активно отреагировали общественное мнение и ряд общественных организаций, усмотревших в подобных действиях республиканской власти стремление нанести удар по системе высшего образования Южной Осетии, денационализировать Юго-Осетинский пединститут, сделать его грузинским и тем самым в последующем оказать влияние на демографическую ситуацию в Области.8 В столице Южной Осетии г. Цхинвале стала накаляться обста-новка, последовали жесткие заявления со стороны общественных организаций вплоть до закрытия вуза. Таким образом, решение правительства Грузии имело серьезный политический резонанс в ЮОАО и, очевидно, на это и было рассчитано.

Наиболее отчетливо антиосетинские позиции официального руководства Грузии проявились в период организованной радикалами антиосетинской акции 23 ноября 1989 г. Как известно, среди митингующих находилось все высшее руководство ГССР, включая 1-го секретаря ЦК КП Грузии Гумбаридзе. По предвари-тельной договоренности правительства и лидеров радикальных общественных организаций Грузии митинг предполагалось провести у грузинского села Эргнети в 10 км. от Цхинвала. У этого села был расположен милицейский кордон, который митингующие не должны были пересекать. Однако, по сообщениям самих демонстрантов, когда у Эргнети им дорогу перекрыла милиция и БТРы, они обратились к Шота Горгодзе (министр внутренних дел), и он, недолго думая, открыл дорогу на Цхинвал.9 Поэтому при обсуждении цхинвальской акции на заседании Главного Комитета Национального Спасения (центральный координирующий орган национального движения) 28 ноября 1989 г. в Тбилиси со стороны умеренного крыла национального движения был поставлен вопрос: "Почему открылся первый кордон? Неужели вы не задумались? Мы же у первого кордона договорились провести митинг?".10 24 ноября 1989 г. части грузинской милиции и военизированные боевики-радикалы, "усиленные" выпущен-ными на свободу уголовниками, были размещены (кем, если не властями?) в окружающих Цхинвал с 4-х сторон грузинских селах. С этого момента началась 3-х месячная зимняя блокада города; в городе появились раненые и убитые. Это было уже вооруженное противостояние, осуществленное фактически при активной поддержке официальной власти. Таким образом, сформировав правовые механизмы и используя подходящий повод в условиях дестабилизации общественно-политической ситуации в Южной Осетии, правящая элита Грузии приобрела реальные возможности практической ликвидации ЮОАО. Первая демонстрация этих возможностей состоялась 4 сентября 1990 г., за две недели до объявления суверенитета ЮОАО. При активной поддержке тбилисского официоза в Ленингорском районе ЮОАО (52% населения - грузины) была проведена сессия райсовета, отделившая район от АО, разорвавшая все связи с Областью и изменившая название района на Ахалгори. Председатель райисполкома Маргиев был смещен с должности, его пост занял 1-й секретарь райкома партии Хохашвили. Это было уже официальным и открытым нарушением территориальной целостности ЮОАО правительством Грузии за 3 месяца до официального упразднения ЮОАО.

Отделение Ленингорского района от Южной Осетии по сути явилось первой открытой акцией правящей грузинской элиты по осуществлению плана расчленения и захвата территории Южной Осетии. Это было, несомненно, конечной целью всей антиосетинской политики. Было очевидно, что правящая элита Грузии, совершив быструю идеологическую переориентацию, заняла радикальные националистические позиции. Однако, стесненная государственно-правовыми рамками СССР, грузинская власть не имела возможности открыто перекраивать границы Южной Осетии. Поэтому она публично пыталась умолчать о развитии этнокризиса, а скрытно же делала ставку на националистическое движение, которое было ориентировано на упразднение Южной Осетии. Именно поэтому в цхинвальском походе приняло участие все высшее руководство Грузии, пытавшееся таким образом держать ситуацию под контролем.

Планы правящих кругов Грузии по захвату территории ЮОАО и установлению последующего контроля над этим регионом имеют обширную историко-политическую подоплеку, однако конкретные методы и формы реализации этих задач были обусловлены спецификой уже современных грузинских реалий, включая расстановку сил и национально-консолидационные процессы в грузинском обществе.

Основным выразителем идейно-политических позиций грузинского национализма в этот период выступает быстро набиравшее силу национальное движение. Первые серьезные оппозиционные партии появились в Тбилиси в 1988 г., а уже через год они охватывали практически всю территорию республики с грузинским населением. По признанию лидеров грузинских национальных движений, в конце 1980-х гг. "в Грузии в 2-3 городах (имеются в виду города Абхазии и Цхинвал) невозможно провести грузинам митинг... Но не следует забывать, что совсем недавно подобную манифестацию нельзя было провести ни в одном городе Грузии".11

В определенной степени этот процесс был обусловлен значительным ростом уровня национального самосознания, когда в переосмысление своего исторического прошлого и перспектив будущего развития довольно быстро и активно включилось подавляющее большинство грузинского общества. Интеллигенция и СМИ Грузии стали задавать тон в трактовке прошлых и современных реалий с националистических позиций. Национальная тематика и, в первую очередь, идея национальной независимости стала стержневой доминантой грузинского общественного сознания уже в конце 1989 г. "Всего год назад грузины приходили на наши акции протеста с советскими знаменами и портретами Ленина, сегодня они рядом с нами, в худшем случае уже не борются против нас", - признавала Национал-демократическая партия Грузии в декабре 1989 г.12

Сильнейший импульс национальное движение Грузии получило в результате известных событий 9 апреля 1989 г., когда столкновение колонны демонстрантов с войсками в Тбилиси привело к жертвам среди демонстрантов. Эти события сыграли роль катализатора общественного мнения: чаша весов уверенно переместилась на сторону национального движения и оно приобрело с этого времени репутацию освободительного. Катастрофически стал падать авторитет правящей Коммунистической партии и всего официоза в целом. Стало понятно, что смена власти, то есть приход к власти национального движения является лишь вопросом времени.

Несмотря на большое количество политических партий и организаций, идеологический спектр грузинского национального движения не отличался большим разнообразием. В идейном плане оно было представлено умеренными и радикалами, при этом идеологические позиции обоих течений во многом перекликались. Это касалось таких стратегических проблем как независимость и национальная государственность Грузии. Различия проявлялись лишь в методах и конкретных путях реализации общих целей.

В организационном плане грузинское национальное движение изначально представляло из себя довольно пеструю картину большого количества партий и обществ (свыше 100), никак не связанных друг с другом. В марте 1990 г. были предприняты первые попытки их объединения, и уже в мае этого же года был проведен объединительный Национальный съезд, кото-рый, однако, сразу же выявил серьезные разногласия внутри движения, в основном по вопросу об участии в намеченных на октябрь 1990 г. выборах в Верховный Совет Грузии. Эти разногласия привели к межпартийному размежеванию в национальном движении и организационному оформлению умеренного и радикального течений. Умеренные, образовав так называемый Координационный Центр, выступили за бойкот выборов, считая невозможным участие национального движения в выборах в советский "оккупационный орган" власти, что было равносильно, по их мнению, признанию самого режима оккупации. Поэтому они объявили о выборах осенью в параллельный орган - Национальный Конгресс. Это было началом будущей политической оппозиции режиму З.Гамсахурдиа. Радикальное же крыло, образовав избирательный блок "Круглый стол - Свободная Грузия" во главе со З.Гамсахурдиа, объявило о своем непосредственном участии в избирательной кампании 1990 г. на основе нового августовского закона о выборах, вводившего элемент многопартийности.

Умеренное крыло национального движения, представленное такими организациями как Общество Ильи Чавчавадзе (председатель З.Чавчавадзе), Национально-демократическая партия (Г.Чантурия, И.Саришвили), Ассоциация христианских демократов (И.Какабадзе) и другие, отражало интересы наиболее здравомыслящей части грузинского общества, преимущественно передовой либеральной интеллигенции, считавшейся с опасностью радикализации и резких перемен в национально-государственном устройстве Грузии.

В стратегическом плане позиции умеренного крыла по проблеме автономий были идентичны радикальным, однако их тактический подход к решению проблемы отличался осторожностью и гибкостью. Если радикалы считали необходимым "автономии упразднить", то умеренные предпочитали формулу "автономии не нужны", страхуя себя от поспешных, необдуманных действий. Соглашаясь с радикалами в "ненужности автономий" в Грузии, умеренные предлагали предоставить национальным меньшинствам, в частности и южным осетинам, "права национально-культурной автономии". Этот подход свидетельствовал об определенном прагматизме умеренных, их желании больше считаться с политическими реалиями многонациональной республики.

Не имея, однако, определенных рецептов как "убрать" автономии, умеренные в отличие от радикалов выступили против их немедленного упразднения. И в этом плане умеренное крыло национального движения объективно было против установки на силовое, насильственное решение проблемы. "Межнациональные вопросы в Грузии никогда не решались силой оружия... Зло (автономии. - И.С.) нельзя победить злом. Такова наша человеческая и христианская позиция. Решение вопроса национальных меньшинств в Грузии невозможно радикальными методами. Это заведет нас в тупик и испортит отношения с национальными меньшинствами", - говорилось в официальном заявлении Общества Ильи Чавчавадзе в августе 1989 г.13

Умеренные понимали, что курс на немедленное упразднение автономий ведет к конфронтации с национальными меньшинствами и наносит удар по национальной независимости Грузии. Они предостерегали национальное движение и его лидеров от опасности участия в этнокризисах, которые раздувал, по их мнению, "имперский центр". Поэтому умеренное крыло национального движения выступило против проведения антиосетинской акции - похода на Цхинвал 23 ноября 1989 г. Оценивая результаты этого похода, Национально-демократическая партия констатировала, что "акция не способствовала углублению и мобилизации политического самосознания народа. Углубление и мобилизация политического самосознания народа происходит благодаря политическим и организованным акциям, а игра в войну не повышает, а понижает политическое самосознание, что сказалось сильно на местном населении... Мы боремся мирными методами, а не военными".14 Объясняя причины своего отказа участвовать в походе на Цхинвал, НДП заявила, что она вместе с другими политическими организациями умеренного крыла считала поспешным шагом проведение 100-тысячного митинга на территории Южной Осетии из-за напряженной политической ситу-ации там, а для начала требовала подготовить для этого почву - организовать поездку в Южную Осетию нескольких людей с целью объяснить средства и цели грузинского национального движения местному населению, как грузинам так и осетинам. "Мы были против многотысячной манифестации в Южной Осетии также потому, что помимо политических соображений, чисто морально считаем неоправданным в существующей ситуации ожидаемое кровопролитие".15

Цхинвальский поход, положив фактически начало грузино-осетинскому противостоянию, резко усилил размежевание в идейно-политических позициях умеренных и радикалов в грузинском национальном движении. Умеренное крыло подвергло резкой критике всю идею и цели организованной радикалами акции. Согласно оценке И.Какабадзе, президента Ассоциации христианских демократов, "эта акция с самого начала была рассчитана на углубление напряженности и спровоцирована... Ее цель - перевести внимание национального движения на этноконфликт, а настоящему врагу (Москве. - И.С.) остаться в тени".16 28 ноября 1989 г., в период обсуждения цхинвальской акции на заседании Главного Комитета Национального Спасения, представители умеренных партий выступили с довольно жестким заявлением в адрес радикалов: "Если в будущем какая-то партия запланирует антиосетинскую, антиармянскую, антиазербайджанскую или любую другую акцию, направленную против любой нации, и если даже на каком-либо митинге она возбудит 100 тыс. грузин против кого-нибудь, - эта партия будет нести всю ответственность и будет считаться провокаторской партией".17 Таким образом, действия радикалов были расценены умеренными как угроза общему делу национального движения - независимости Грузии. Радикалам были также предъявлены обвинения в недальновидности и политической близорукости: "В целом лидеры ряда наших радикальных объединений не разбираются в политической ситуации и своими действиями заставляют негрузинское население бояться независимости Грузии".18

Политическое дистанциирование умеренных и радикалов начинает приобретает отчетливые контуры межпартийной борьбы: "Политический лидер, будь-то личность, партия или коалиция, обязан заранее определить конечные итоги своих акций. А может результат и был заранее спланирован - напугать, научить уму-разуму. Однако, мы не думаем, что враждебностью нацио-нальных меньшинств суверенитету Грузии что-то прибавится".19

Однако, силы умеренных и радикалов в этой борьбе были слишком неравны. Социальная база умеренного крыла была менее представительна в грузинском обществе, будучи ограничена рамками либеральной интеллигенции. Этим была обусловлена и слабость политических позиций умеренных и небольшой их авторитет как в национальном движении, так и в грузинском обществе в целом. В октябре 1989 г., перед цхинвальским походом, неожиданно в автомобильной катастрофе вместе с Мерабом Костава погиб и один из видных деятелей умеренного крыла, председатель Общества Ильи Чавчавадзе Зураб Чавчавадзе. Его смерть, а также смерть М.Костава, стоявшего у истоков национального движения, способствовали резкому возвышению авторитета З.Гамсахурдиа, превратившегося в единоличного лидера радикалов, а также дальнейшему ослаблению позиций умеренных в национальном движении. Фактически после смерти Чавчавадзе умеренное крыло было уже неспособно оказывать эффективное противодействие радикалам. Это отчетливо проявилось в период подготовки цхинвальской акции, организованной Гамсахурдиа вопреки сопротивлению умеренных, практически не посчитавшись с их мнением. Более того, осудив на партийном уровне саму идею и план проведения этой акции, умеренные были вынуждены "личностно принять в нем участие", чтобы не растерять окончательно свой авторитет в национальном движении20

Наиболее представительным и влиятельным в национальном движении являлось радикальное крыло. В него входили Хельсинкский союз во главе с Гамсахурдиа, Партия национальной независимости (И.Церетели), Общество Св. Ильи Праведного (Гамсахурдиа, Батиашвили), Партия монархистов-консерваторов (Жоржолиани), Общество Мераба Костава, Общество Самачабло, Народный фронт Грузии (Нодар Натадзе) и другие. Большинство этих организаций после Национального Съезда в мае 1990 г. объединились в избирательный блок "Круглый Стол - Свободная Грузия", организационно оформив образование радикального крыла, хотя оформление их идейно-политических позиций произошло несколько ранее.

Значительную роль в этих процессах сыграли две фигуры: Мераб Костава и Звиад Гамсахурдиа. Оба - бывшие советские диссиденты, сокамерники, отбывавшие срок в советской тюрьме. Однако, если З.Гамсахурдиа вышел на волю раньше срока, покаявшись публично, то М.Костава отсидел свой срок до конца и пользовался непререкаемым авторитетом в национальном движении. Оба этих деятеля сыграли значительную роль в формировании радикальной идеологии национального движения, заложив ее основные идейно-политические постулаты и определив практические ориентиры. Так, именно М.Костава приписывается авторство лозунгов "Грузия для грузин!" и "Грузия превыше всего!", которые он попытался реа-лизовать в период организованного им так называемого "абхазского похода" в июне 1989 г. Как известно, тогда в Сухуме произошли трагически закончившиеся столкновения на этнической почве.

Как уже было отмечено выше, смерть М.Костава сделала Гамсахурдиа единоличным авторитетом в радикальной среде национального движения. Не последнюю роль в росте авторитета Звиада сыграло и его происхождение. Его отец, довольно известный писатель Константин Гамсахурдиа, пользовался непререкаемым авторитетом в грузинском обществе, особенно среди интеллигенции. Слава отца, несомненно, служила сильным подспорьем в ранней политической биографии Звиада и давала определенный стартовый политический капитал. Плюс репутация диссидента, отсидевшего срок в советской тюрьме, а также определенные личные качества обеспечили Звиаду быстрое восхождение на самую вершину национального Олимпа.

Идейные позиции лидера радикалов сформировались в условиях обострения национальных чувств в Грузии в поздний советский период. Поэтому радикальные убеждения деятелей типа Гамсахурдиа и Костава находили широкую поддержку в грузинском обществе, а в периоды обострения национальных страстей способствовали восхождению их в качестве кумира.

В социальном плане националрадикалы находили свою опору среди наиболее консервативной националистической интеллигенции, студенчества и наиболее деклассированных элементов, включая и криминалитет. "Союз грузинского интеллектуала с сельской и городской шпаной - самая яркая черта гамсахурдиевской революции".21 Именно этот союз обеспечивал высокий психоэмоциональный накал и практическую неконструктивность гамсахурдиевских рецептов. И, в первую очередь, рецептов решения национальных проблем. Именно эти черты - эмоциональность и деструктивизм - являлись отличительными признаками подхода радикалов к решению проблемы юго-осетинской автономии, когда ими в качестве единственного и безальтернативного варианта решения вопроса было предложено упразднение автономии.

Этот деструктивизм был обусловлен опорой на исторические мифы о "правомерности и целесообразности искусственного образования" юго-осетинской автономии в 1922 г. и, более того, времени самого переселения осетин на "территорию Грузии". Эмоциональность же базировалась на твердом убеждении радикалов в угрозе, исходившей от автономии для национальной независимости Грузии, и нарушении прав коренного грузинского населения. Если теоретически умеренные националисты считали возможным предоставление осетинам прав национально-культурной автономии, то радикалы и Гамсахурдиа считали достаточным обеспечение прав "осетинского меньшинства" через общенациональные правовые грузинские институты, не видя никакой необходимости в создании дополнительных гарантий. Этноцентризм радикалов в этом плане объективно оборачивался ростом недовольства меньшинств и межэтнической напряженностью в целом.

Курс на ликвидацию юго-осетинской автономии неизбежно означал установку на силовое решение проблемы. "Скоро я буду в Цхинвале с 10-тысячами моих соколов, и посмотрим, какую встречу им устроит общественность Цхинвала. Мы им свернем шею, тем более, что таких слабых противников, как осетины, нетрудно будет обуздать. Пол-Грузии будет с нами (для слабых противников? - И.С.), и там будет видно, кто кого победит, чья кровь больше прольется", - заявил Гамсхурдиа накануне организованного им похода на Цхинвал.22 Более того, ориентация на силу представляла из себя одну из концептуальных установок идейно-теоретического багажа радикалов, а не определялась конъюнктурными факторами. "Что касается различий между политической борьбой и войной, то необходимо сказать, что война - одна из немирных форм политической борьбы, что существует справедливая война и что именно в политике "есть вещи поважнее, чем мир" (Р. Рейган. - И.С.)", - утверждалось со ссылкой на президента США в одном из политических заявлений Общества Св. Ильи Праведного, возглавляемого Гамсахурдиа.23 Исходя из этой установки, радика

17449. ИА "Росбалт"   (10.04.2002 10:55)
0  
Россия, Санкт-Петербург
Документ: http://www.rosbalt.ru/news/44475.html
Дата: 09/04/2002 18:31:00.00 MSD
Назначение спецпредставителя России ничем не поможет урегулированию грузино-абхазского конфликта

МОСКВА, 9 апреля. Прежде чем назначать спецпредставителя России по урегулированию грузино-абхазского конфликта, которым стал заместитель министра иностранных дел Валерий Лощинин, следовало бы определиться, какую политику будет проводить РФ в регионе. Об этом заявил корреспонденту ИА "Росбалт" ведущий эксперт фонда "Русский проект" Владимир Горюнов. По его мнению, назначение спецпредставителя имеет смысл в двух случаях: при желании разобраться в позициях сторон конфликта в самом его начале и при необходимости проведения четкой и взвешенной государственной политики на конкретном направлении. Пока же, считает политолог, Россия демонстрирует отсутствие единой политической линии в отношении урегулирования грузино-абхазского конфликта.

"После заявлений Владимира Путина о приверженности России принципу территориальной целостности Грузии и отсутствии беспокойства по поводу присутствия там американских военных советников, впору посылать спецпредставителя не в Сухуми, а в Тбилиси", - отметил Владимир Горюнов. При этом Госдума принимает решение о возможности установления "особых" отношений с Абхазией и Южной Осетией в случае опасного силового развития событий вокруг этих непризнанных республик, а министр обороны Сергей Иванов заявляет о возможности пересмотра сроков вывода из Грузии российских военных баз в связи с наличием на ее территории иностранного военного присутствия. В такой ситуации, полагает политолог, назначение российского спецпредставителя ничем не поможет урегулированию грузино-абхазского конфликта.

17448. ИА "Росбалт"   (10.04.2002 10:53)
0  
Россия, Санкт-Петербург
Документ: http://www.rosbalt.ru/news/44460.html
Дата: 09/04/2002 17:56:00.00 MSD
Невозможно урегулировать грузино-абхазский конфликт, пока главным вопросом переговоров является статус Абхазии, считает бывший посол России в Грузии Феликс Станевский

МОСКВА, 9 апреля. Спецпредставители Грузии и России по урегулированию грузино-абхазского конфликта Аслан Абашидзе и Валерий Лощинин не смогут ничего сделать до тех пор, пока главным вопросом переговоров будет оставаться статус Абхазии. Такое мнение высказал корреспонденту ИА "Росбалт" посол РФ в Грузии в 1996-2000 гг., заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский. По его словам, акцент грузинского руководства и стран-друзей Генсека ООН по Грузии на проблему статуса Абхазии принципиально неверен, поскольку урегулировать конфликт таким образом невозможно. "Абхазии предлагают присоединиться к полуразрушенной стране, руководство которой не в состоянии наладить нормальные отношения даже с теми регионами, которые еще находятся в ее составе, - отметил политолог. - Какие перспективы у отношений Сухуми и Тбилиси, если центр не может наладить их с Батуми?" Рассчитывать на то, что абхазы признают грузинский протекторат, бессмысленно, даже если мировое сообщество окажет на Сухуми значительное давление, считает Феликс Станевский. По его мнению, ни Россия, ни США не пойдут на силовое решение абхазской проблемы. "Такое развитие событий чревато очень серьезными последствиями для российского Северного Кавказа", - подчеркнул бывший посол России в Грузии.

17447.   (10.04.2002 10:49)
0  
В КОДОРСКОМ УЩЕЛЬЕ НАЧИНАЕТСЯ СОВМЕСТНОЕ ПАТРУЛИРОВАНИЕ МИРОТВОРЧЕСКИХ СИЛ СНГ И НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ООН

[РИА "Новости"]
10.04.02 0:21

ТБИЛИСИ, 9 апреля. /Корр. РИА "Новости" Елена Имедашвили/. Коллективные миротворческие силы СНГ и наблюдатели ООН в среду приступают к совместному патрулированию Кодорского ущелья. Как передает корреспондент РИА "Новости", миротворцы и члены Миссии ООН в зоне грузино-абхазского конфликта будут осуществлять патрулирование в Ткварчельском районе, контролируемом абхазской стороной. Об этом сообщил журналистам во вторник в Тбилиси заместитель главкома Сухопутными войсками РФ по миротворческим силам генерал-лейтенант Валерий Евневич. Он отметил, что решение о патрулировании принято по просьбе грузинской стороны. Российский генерал также информировал, что с понедельника представители миссии ООН и миротворцы осуществляют патрулирование верхней части Кодорского ущелья Абхазии, контролируемой грузинской стороной. Решение о возобновлении патрулирования Кодорского ущелья было принято на состоявшейся в Тбилиси 2 апреля встрече представителей грузинской и абхазской сторон при участии представителей миротворческих сил и Миссии ООН по наблюдению. Согласно подписанному на встрече протоколу, до 10 апреля грузинские воинские подразделения должны быть выведены из верхней части Кодорского ущелья, и с 10 апреля в ущелье начнется патрулирование представителей Миссии военных наблюдателей ООН совместно с российскими миротворцами. Кроме абхазской и грузинской сторон протокол подписали спецпредставитель генсека ООН в Грузии Дитер Боден и исполняющий обязанности командующего Коллективными силами СНГ по поддержанию мира в зоне конфликта генерал-майор Александр Евтеев. По мнению Евтеева, возобновление регулярного патрулирования этой территории "решит многие проблемы", в частности, возобновятся поставки гуманитарной помощи, продовольствия. "Присутствие военных наблюдателей ООН и КСПМ даст возможность жителям ущельям нормально существовать", - считает Александр Евтеев. По оценке пресс-секретаря МИД самопровозглашенной республики Абхазия Александра Студеникина, протокол направлен на снижение риска военных действий в этом регионе и позволит контролировать ситуацию в Кодорском ущелье. "Кодорское ущелье, - подчеркнул Студеникин - очень важный плацдарм. Фактически оно является прямым выходом к абхазской столице". "После подписания протокола мы надеемся, что военная опасность отодвинется дальше", - сказал он. Текст протокола о стабилизации ситуации в Кодорском ущелье был составлен и одобрен грузинской и абхазской сторонами в ходе состоявшейся 29 марта в Сухуми в штаб-квартире Миссии ООН 9-й сессии первой рабочей группы. Патрулирование верхней части Кодорского ущелья наблюдателями ООН было прервано около полутора лет назад в связи с фактом захвата в заложники нескольких сотрудников миссии. Патрулирование нижней части ущелья было прервано осенью 2001 года в связи с обострением обстановки в зоне конфликта и гибелью в Кодорском ущелье вертолета Миссии ООН.

17446. ПАТРИОТ   (10.04.2002 10:30)
0  
Посетите ГОСЕВУЮ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
http://www.guestbook.ru/book.cgi?user=sonews&action=show

17445. Ботя   (10.04.2002 10:19)
0  
Лаврик! Добавлю про "параллели". Сбитого абхазцами "черного полковника" Майсурадзе уже в море добили с грузинского вертолета, чтобы в плен не попал живым.

17444. Лаврик   (10.04.2002 09:59)
0  
Саба, я очень не люблю повторять то, что уже говорил, только для тебя эксклюзив.

Ты спрашивал почему сайт "апхазети" фашистский?
Начнем с того, что на этом сайте сплошное вранье. И главное вранье это ссыла на сайт "сепаратизм", но с Датуниной надписью "геноцид". Я предупреждал этого провокатора, что данные, которые он рекламирует такой страшной надписью - не проверены. Но его многочисленные клоны и он сам предпочли меня обхаять и не обратили внимание. Таким образом, обвинение в геноциде осталось, а это откровенное вранье. На сайте нет ни одного упоминания о преступлениях противной стороны, хотя именно грузинские вертолеты первыми обстреляли пляж в Сухуме. В ответ на этот аргумент поднимается лишь визг и больше ничего. На этом сайте откровенно радовались октябрьским сообщениям о "штурме" Сухума, Нового Афона, Гудауты, Гагры бандами террористов. Мне виртуально в лицо кидали, что пришли последние дни и для армян, причем делалось это в таком победном угаре, что ни Дато ни Нукри ни прочие "апхазетцы" этого даже не скрывали. Я считаю, что эти проявления национализма и фашизма достаточны, чтобы можно было не обвинить, а констатировать "коричневость" сайта "апхазети" и его Админов.

Почему "апхазети" реваншистский? простой пример - Дато Джапаридзе лично приветствовал появление в и-нете нового прогрузинского сайта "Реванш". Достаточно?

КОЖАННЫЙ ЗУБ//

//По Вьетнаму лупили жестковато но правильно. Пытались спасти Юг от напавшего Севера//

Может быть, я во Вьетнаме не был, но согласен - агрессора надо мочить. Поэтому считаю, что Грузия напала на Абхазию и маленькую республику надо было спасти! Я не прав?

//Израильская армия это армия антифашистская. Она должна расправиться с туркотой, называющей себя палестинцами//

Это заявление - обыкновенное не знание предмета. Вы наверное не в курсе, что между Турцией и Израилем заключен договор, который является аналогом СНГовского договора "о коллективой безопасности". Договор носит харакиер противовеса. В случае израильско-сирийского конфликта Турция помогает Израилю, в случае турецко-греческого конфликта Израиль помогает Турции. Другое дело, что израильская армия борется с терроризмом, тут я согласен.

//образованных Гелаевых и Басаевых вырастила Российская Армия, которая – согласен с тобой – самая на сегодняшний день фашистская//

Не самая. Могу поспорить! Вообще справедливой армии не бывает, но если говорить о фашистской армии, то американская в самый раз. Ну и грузинская, она действовала как раз методом американской в 1992 - 93 г.г. Затирала мирные населенные пункты в мелкую крошку с воздуха. Нет? Жаль у меня пленка октября 1992 года не сохранилась! Мой зять - комэск полка ПВО, летает на СУ-27. Так вот он мне рассказывал как американцы "щелкали" по носу сербов. Американские пилоты-истребители панически боялись устаревших МиГ-21, стоящих на вооружении Югославской армии и бомберы сбрасывали бомбы куда попало. Единственное что достигало цели - "томагавки". Удары с самолетов наносились по жилым объектам. Жилой дом не ответит. Когда в воздух поднималась эскадрилья МиГ-29 американские и британские пилоты вообще в воздухе Югославии не летали. У сербов горючего почти не было. На одну ракету сербского МиГа следовал залп в 20 ракет с американских самолетов. Кстати, сбитый истребитель F-117 "стелс" попал под огонь МиГа-29, который пилотировал сербский генерал. И таких самолетов было валом! Навалили америкотов достаточно! Так кто фашист? Тот кто дом свой защищает или тот кто со страху бомбы на города швыряет?
Кстати (Андерсу), во Вторую Мировую только американские и немецко-фашистские летчики расстреливали спускавшихся на парашютах врагов. Ни британские и советские летчики такого не делали. Не знаю насчет японцев.

17443. Навигатор   (10.04.2002 09:03)
0  
Сегодня в Грузии праздник. :)
В этот день в 2000 году Шеварнадзе был выбран на второй срок президенства.

17442. КОЖАННЫЙ ЗУБ   (10.04.2002 04:31)
0  
Лешик, Не надо косить под наивнячка.
С «Гитлеровской гадиной» «Сталинская гадина» корешилась до того момента пока не сцепились, не поделив наворованного. «Гитлеровскую гадину» потом дожали всей планетой – с основным участием США и «Сталинской гадины».

Про японскую демонстрацию не знаем, и значит не могем сказать

По Вьетнаму лупили жестковато но правильно. Пытались спасти Юг от напавшего Севера – А ты не знал?

Насчет расовых волнений тоже мало чего знаем, но черные и коричневые итак обнаглели до невозможности, так что если им и врезали, то врезали мало.

В Югославии какие бомбежки имеешь в виду? Сербов, бомбивших Хорватию? Согласен с тобой! Фашисты натуральные! НАТО, щелкнувшее по носу Белград? – Антифашистская акция. Правильно.

Израильская армия это армия антифашистская. Она должна расправиться с туркотой, называющей себя палестинцами, которые есть обыкновеные сирийские арабы. Пусть отправляются к себе в Сирию и в палестинское государство Иорданию и оставят Израиль израильтянам.

Ну а образованных Гелаевых и Басаевых вырастила Российская Армия, которая – согласен с тобой – самая на сегодняшний день фашистская.

Так что братан в двух случаях жму твою руку, а в остальных поспорим если хочешь.

17441. Алексей   (10.04.2002 00:11)
0  
Что-то у меня вечером свободного времени прибавилось и я заинтересовался "учинившими резню в Венгрии, Чехословаки, Тбилиси, Баку, Вильнюсе".

Действительно, а как их называть? Неужели они перестали быть врагами фашистов (!), раздавившими Гитлеровскую гадину в 1945?

Заодно интересно, а как называть американцев, танками прокатившимся по японской демонстрации через семь лет после Второй мировой? А как будем называть ковровых бомбометателей по Вьетнаму? А может те бомбометатели не подавляли расовые волнения в Лос Анджелесе расстрелами непокорных на улицах в течение трёх дней? Их (столь любезных Sabe) мы "фашистами" обозвать можем?

А как обзывать по-гитлеровски поправших международное право (и даже свои собственные законы) для бомбардировок Югославии?

А разве не фашисты финансирующие армию Израиля?

А не фашисты часом выращиватели "образованных Гелаевых" и "лесных братанов", режущих мирных граждан Абхазии?

Что-то много вопросов накопилось с "как называть?" ...

17440. Алексей   (09.04.2002 23:50)
0  
Кстати не случайно, что Sabы "не знают", что "безоружные" (ну не заметил сучок Saba, как железными прутьями били военнослужащих грузинские громилы) демонстранты на проспекте Руставели погибли совсем не от сапёрных лопаток. А если и "узнают", то разве признаются в "новых" знаниях?

17439. Алексей   (09.04.2002 23:46)
0  
Ответ Sabe (Михаил Николаевич, можно я Saby "сволочью" обзову?)

Россия именно тогда продолжит разваливаться с дальнейшим бултыханием в дерьме, когда позволит провокаторам сапёрных лопаток безнаказанно шастать по "проспектам Руставели" с выкрикиванием местечково-националистических лозунгов.

СССР развалился от "боязни слезинки ребёнка", когда начальники Родионовых не сумели дать отпор антиабхазским и антисоветским воплям негодяев. Они запретили генералам Родионовым действовать как когда-то Дэн Сяопин приказал разогнать горлопанов на площади Тянанмень. В результате по весям СССР смрад дерьма, а Тянанмень - это великолепная площадь величайшей нации и уже Сверхдержавы (Китай сравнялся с Россией валовым продуктом на душу населения; в 2,5 раза мощнее, чем СССР в период наибольшего могущества).


Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz