Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
2933.
Вячеслав
(06.12.2000 10:35)
0
Прочитал кое-что из статьи Гии. В целом согласен, хотя видно, что статья писалась 2 года назад. Многое изменилось, и в первую очередь изменилось отношение официальной Москвы к конфликту.
|
2932.
(06.12.2000 10:23)
0
Адрес Военно-исторического форума http://www.russ.ru/forums-new/war-ist/
|
2931.
Внимательные читатели
(06.12.2000 10:23)
0
Некоторые ответы на его бред: Да все предельно просто - деньги.
Рено 06.12.2000, 00:24: Ответ на: Абхазия, Каха 05.12.2000, 02:18
В "застойные" годы милиция и ГАИ подбиралась грузинами и ими контролировалась. Цитрусовые выращиваемые абхазами шли на рынки России через посты грузинского ГАИ. Там оседали совершенно немыслимые по тем временам суммы (знаменитый "золотой шлагбаум" на дорогах).
Это одна из причин почему абхазы хотели отделиться и почему они не хотят ссоритъся с Россией (в Россию идет их сбыт). Теперь вывозят морем безо всяких грузинских счетчиков, плюс частные фирмы появились вывозящие лавровый лист и чай (раньше эти вещи шли через т.н. "государственные" развесочные фабрики, там тоже конечно уходило налево но был какой-то госконтроль).
Хотите сделать все как было раньше - стоять на дорогах и деньги собирать? Ну так и скажите и нечего приплетать историю народов к вопросу. Вроде пробовали же не так давно - до зубов вооруженные грузинские милиционеры против абхазов с двустволками. И чего орать то? Флаг в руки и абхазский танк навстречу.
нечего засорять конференцию diu 05.12.2000, 22:57: Ответ на: Абхазия, Каха 05.12.2000, 02:18
Все тут понаписанное Кахой - слово в слово взято из сайта www.abkhazia.com. Сам сайт является классическим образцом психологической войны. Можно долго говорить о его подтасовках, умолчаниях и искажениях, о мухах, превращенных в слонов, и слонах, превращенных в мух и умело задрапированных, только это будет пустая трата времени. Противно, что "черная пропаганда" пролезла и сюда. Если кого-то, для контраста, интересует абхазская точка зрения, тот может отправиться на www.apsny.org и сравнить, кто подтасовывает факты убедительнее.
нечего засорять конференцию diu 05.12.2000, 22:57: Ответ на: Абхазия, Каха 05.12.2000, 02:18
Все тут понаписанное Кахой - слово в слово взято из сайта www.abkhazia.com. Сам сайт является классическим образцом психологической войны. Можно долго говорить о его подтасовках, умолчаниях и искажениях, о мухах, превращенных в слонов, и слонах, превращенных в мух и умело задрапированных, только это будет пустая трата времени. Противно, что "черная пропаганда" пролезла и сюда. Если кого-то, для контраста, интересует абхазская точка зрения, тот может отправиться на www.apsny.org и сравнить, кто подтасовывает факты убедительнее.
Точно, точно. Спасибо за уточнения:))) aerrandil06.12.2000, 01:07: Ответ на: Re: нечего засорять конференцию, diu 05.12.2000, 22:57
Увы и ах... Shura 05.12.2000, 22:43: Ответ на: Абхазия, Каха 05.12.2000, 02:18
Должен сказать, что я полностью разделяю позицию Лютового. "Больше дела, меньше слов". Хе нравиться что-то в Абхазии? Винтовку в зубы и вперед. Вообще, меня удивляет етот конфликт в вашем изложении. 47% грузинов спокойно ждут пока их побьют и выгонят. За бедного министра никто не вступился... Если бы грузины воевали как скажем чеченцы, то и абхазцам начистили бы и русским и была бы "Великая Грузия" от моря до моря. А если не можете, то и не о чем горевать. С таким же успехом можете облизываться на Марс.
П.С. Нащет Диоскурия - старинное грузинское название, которое на месном языке чего-то там значит. Ето Вы слегка того... "Я сильно смеялся". Вы вообще, о брательниках Диоскурах слышали? "Ну... скажем, Полуект... Е... Полуектовичь":-).
Абхазия Exeter05.12.2000, 22:07: Ответ на: Абхазия, Каха 05.12.2000, 02:18
Почему Грузия может отделиться от СССР, а Абхазия не может отделиться от Грузии? Любите кататься - любите и саночки возить!
С уважением, Exeter.
А потому, что есть известный анекдот(+) И. Кошкин05.12.2000, 22:22: Ответ на: Re: Абхазия, Exeter 05.12.2000, 22:07
Западная Украина, селянин с обрезом стучит в окно хаты соседа: - Мыкола, пидемо москалей повбиваем? - А чи воны нас? - Тю! А нас то за шо?
Обычное дело. СССР - тюрьма народов, кои ждут не дождутся возможности реализовать свое право на независимость, в основном выражающееся в возможности показывать мать Кузьмы некоренным. НО когда некоренные пытаются по аналогии реализовать свое право, быстро выясняется, что территория юной независимой республики - неделима и священна, так было всегда и так будет!!! Не довольных берут к ногтю. Когда взять недовольных к ногтю не получается, все сваливают на Россиию
С уважением, И. Кошкин
За все платить надо Colder05.12.2000, 10:39: Ответ на: Абхазия, Каха 05.12.2000, 02:18
сабж
Во-первых, вы действительно очень многословны. Ну прямо "плач Ярославны". Из этого "плача" отчетливо выделяется нотка ответственности или даже вины России, которая-де не защитила целостность Абхазии или даже способствовала ее отделению.
Видите ли, вы уж выберите что-то одно - либо полную независимость, либо "ответственность" России. А то прямо "и рыбку съесть...". Если вы независимы, то Россия никакой ответственности за ваши внутренние проблемы не несет - тем более, что Грузия даже не является ее союзником (собственно, при Шеварднадзе это не очень-то и возможно, как впрочем и при Гамсахурдиа). Выплыли самостоятельно в море - флаг вам в руки. Россия вам ничего не должна - а учитывая сверхдоброе отношение официального Тбилиси к чеченским моджахедам, странно даже ожидать чего-то.
Если хотите реальной помощи России в деле отвоевания Абхазии, цинично говоря, думайте, чем платить будете. И не на словах. (Нормальная мировая практика, обычно прикрываемая всяким флером в виде словес). Хотя лично мое мнение - вряд ли Россия в это дело сунется. Слишком много раз обжигались на "горячей" благодарности после. На хрен, на хрен!
Кстати, соглашусь с тем, что корни у нынешнего абхазского режима того-с, смахивают на чеченские. Я живу не так далеко от нее, и наслышался об этом. Да и грабежи поездов в советские сумерки очень были там популярны.
За все про все ваша первая благодарность должна быть Звиади, а вторая Эдику.
Абхазия Ротмистр05.12.2000, 09:45: Ответ на: Абхазия, Каха 05.12.2000, 02:18
Ответьте , уважаемый батоно Каха, пожалуйста, на несколько вопросов: 1) Все ли народы равны, или одни народы равнее других ? 2) Почему, если Россия признала право Грузии на самоопределение, то Грузия не должна признать право Абхазии на самоопределение ? 3) Вы упрекаете Россию в том, что она не ложилась костьми, чтобы защитить грузинские интересы - ответьте тогда, ради чего Россия должна была это делать. Потому что когда она это СДЕЛАЛА - то получила КАВКАЗСКУЮ войну и несколько русско-турецких, которые ей были совершенно не нужны ,министра иностранных дел Шеварднадзе, который продал все что можно и что нельзя было тоже и нынешние поливы грязью на всех уровнях грузинского общества. И наконец, последний вопрос - Удугов что, так поглупел или Вы плохо слушали инструктаж ? Честь имею Ротмистр
Вы слишком многословны..... Лютовой 05.12.2000, 05:24: Ответ на: Абхазия, Каха 05.12.2000, 02:18
1). Если хотите снова заполучить Абхазию - отвоевывайте ее с оруживем в руках, а не пишите многословные постинги. По сравнению с абхазами у вас перевес примерно 50-кратный.
2). А если хотите наказать виновных - повесте кверху ногами "величайшего дипломата" Эдика Шеварнадзе, который умудрился поссорить Грузию с ее естественным союзником - Россией. Если Эдик продержится у власти еще 3 года, вы и Аджарию потеряете.
Удачи, Л.
Присоединяюсь, а также Владимир Несамарский 05.12.2000, 06:48: Ответ на: Re: Вы слишком многословны....., Лютовой 05.12.2000, 05:24
уважаемый Каха, Вам и другим грузинам неплохо бы понять, что клеветой на деяния Петра I, Екатерины II и Павла I Вы симпатий у русских не завоюете. А ежели Вам наши симпатии не нужны, то получайте антипатию по полной программе.
БУНБУРЕДО
Тоже присоединяюсь, а также aerrandil05.12.2000, 22:22: Ответ на: Re: Присоединяюсь, а также, Владимир Несамарский 05.12.2000, 06:48
Южную Осетию... и еще чего нибудь... Вспомните 1917. Тогда армян резали. Конечно армян они ненавидт больше, но заодно. Думать надо, и предков мудрых уважать...
МЫ КОНЕЧНО ЖЕ ПОНИМАЕМ, ЧТО ДАТО ТУТ СОВСЕМ НЕ ПРИЧЕМ. ОН КОНЕЧНО ЖЕ НЕ ПОСЫЛАЛ СВОЙ БРЕДОВЫЙ ТЕКСТ НА ВИФ. ЭТО СДЕЛАЛИ ВРАГИ, МОЖЕТ БЫТЬ АЛЕКС, А МОЖЕ БЫТЬ ДАЖЕ МИХАИЛ. ВОТ ТОЛЬКО ТЕКСТ ВЗЯТ НЕ С САЙТА МИХАИЛА, А С САЙТА ДАТО.
|
2930.
ВИФовец
(06.12.2000 10:10)
0
Дато попытался "пропихнуть" свои взгляды насчет Абхазии на Военно-историческом форуме и получил бАльшой Атлуп. Можно пудрить мозги лохам, а не специалистам по истории. Там быстро на дверь показывают всяким "картвелогам". Кстати, он почему-то себя Каха назвал. Опять раздвоение личности?
|
2929.
(06.12.2000 09:54)
0
На сайте "Абхазия" вчера побывало 93 "уникальных посетителя", на "Абхазети" 35. Единицей учета служит "Уникальный пользователь", определяемый на основании технологии Cookies. Уникальным считается посетитель, который посещал сайт не менее суток назад. Корпоративные пользователи за PROXY-сервером с одним IP-адресом засчитываются как отдельные посетители. Всего вчера на "Абхазию" заходили 321 раз, на "Абхазети" 74 раза. Сегодня на сайте "Абхазия" побывало всего 32 посетителя, на "Абхазети" 15.
|
2928.
МИХАИЛ
(06.12.2000 09:40)
0
Статья "ГРУЗИНО-AБХАЗСКИЙ КОНФЛИКТ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ" (автор Гиа Тархан-Моурави) уже обсуждалась на этом сайте в апреле этого года. К сожалению, обсуждение осталось на старом форуме. Статья была написана в 1998 году и опубликована Московским Карнеги-центром в числе еще нескольких статей на эту тему. Все они были опубликованы на http://pubs.carnegie.ru/CRS/publi/Georgians/rus1251/contents.html Там можно прочитать следующие статьи: Введение Бруно Коппитерс
Конфликт в Абхазии: Национальные проекты и политические обстоятельства Гиа Нодиа
Грузино-абхазский конфликт: в поисках путей выхода Вячеслав Чирикба
Географический фон решения конфликта в Абхазии Реваз Гачечиладзе
Грузия - Абхазия: трудный путь к согласию Юрий Анчабадзе
Грузино-абхазский конфликт в региональном контексте Гиа Тархан-Моурави
К вопросу о кавказской конфедерации. Абхазия и Грузия: вместе или врозь? Станислав Лакоба
Оттенки серого. Намерения, мотивы и моральная ответственность в грузино-абхазском конфликте Бруно Коппитерс
Теория и опыт регулирования этнонациональных конфликтов: их применимость к грузино-абхазскому конфликту Мартен Тео Янс Думаю, что если прочитать не одну статью Тархан-Моурави, а хотя бы еще и те, которые были опубликованы вместе с ней, то мои комментарии не понадобятся. Хочу только заметить, что с 1998 года, когда была сделана эта публикация, прошло уже немало времени и многое изменилось. Поэтому статьи вряд ли стоит рассматривать как видение сегодняшнего дня. А насчет постинга Эльзы - я совершенно согласен с тем, что частную переписку правильнее вести с помощью почтовых ящиков. К сожалению, я практически не вступаю в почтовую переписку в связи с дефицитом времени.
|
2927.
Эльза
(06.12.2000 00:34)
0
для Гиии > http://Прошу дать комментарий Михаила (остольным > не беспокоиться) Уважаемый, а про личные почтовые ящики что-нибудь слышали?
|
2926.
Гия
(05.12.2000 20:24)
0
Прошу прощения за нижеизложенный опус и потраченное на него чтение время. Однако, убедительно прошу войти в диалог только Михаила.
|
2925.
Гия
(05.12.2000 20:09)
0
9. Экономическое развитие
В Абхазии , где большая часть продуктов выращивается для собственного потребления, рыночная экономика находится в зачаточном состоянии. У многих жителей имеются наделы земли, которых достаточно для выживания. Все занятые в государственном секторе экономики получают участки земли взамен невыплаченной за многие месяцы зарплаты. Ведется определенная торговля, как например между Сухуми и Гали. Из-за блокады со стороны СНГ импорт товаров - редкие турецкие суда приходят в Сухуми - с трудом удовлетворяет потребности населения.
Основной экспортный продукт - мандарины и другие цитрусовые культуры. Однако продажа в Россию излишков производства в 60-100 тыс. тонн цитрусовых крайне затруднена ввиду полу-закрытия местным русским руководством железной дороги и шоссе, связывающих Абхазию с Грузией. В то же время местная прмышленость не обладает мощностями для переработки всего урожая в соки или концентраты. Другими статьями экспорта являются металлолом и орехи лещины. Система дорог находится в очень плохом состоянии, машин немного, однако в городах действует общественный транспорт. Поддерживается также определеный транспортный поток между Гали и Зугдиди (на грузинской стороне); пересечение границы следует регистрировать в гальской администрации, где надо платить и налоги, однако имеется и множество неофициальных (и более дешевых) возможностей пересечь грузино-абхазскую границу. Электрической энергией Абхазия обеспечена лучше, чем остальная Грузия, благодаря поступлению энергии от Ингурской ГЭС и из России. Тем не менее повсеместное обнищание населения вынуждает все больше людей эмигрировать из региона.
Тем временем грузинская экономика начинает оживать и даже привлекать возрастающий интерес потенциальных инвесторов, хотя текущую ситуацию и не следует рассматривать сквозь розовые очки. Кооперация Грузии и Абхазии в области экономического восстановления и развития Абхазии могла бы - при условии достижения долгосрочного консенсуса между сторонами - способствовать привлечению сюда значительных зарубежных ресурсов, как это имеет место в Цхинвали. Это могло бы послужить лучшим средством согласования интересов обеих сторон и способствовало бы взаимопониманию.
Области технического сотрудничества, служащие интересам обеих сторон, можно было бы с легкостью определить, если только будут созданы при содействии миссий ООН и ОБСЕ условия и процедуры для такого обсуждения. Это могло бы явиться наилучшей возможностью для наиболее важного и трудного предприятия - восстановления доверия между недавними противниками.
10. Физическая безопасность и возможность новой волны насилия
Несмотря на ведущиеся переговоры, вероятность новых вспышек насилия отнюдь не исчезла окончательно. Грузинское и абхазское правительства, как и посредники на переговорах, должны заранее определить свою реакцию в случае возникновения такой ситуации. Однако хотя возможность новой войны активно обсуждается, никаких превентивных мер не принимается. Совершено неясно, каким образом можно будет предотвратить акты жестокости и насилия против мирного населения. Необходимо начать дискуссию о путях разработки механизмов для преодоления препятствий мирному процессу, гуманитарной интервенции и о способах вмешательства, которые могли бы быть эффективными при эскалации конфликта для уменьшения числа жертв.
IV. Перспектива
Тесная взаимозависимость конфликтов в кавказском регионе -еще один очень важный фактор, который необходимо учитывать при планировании мирных инициатив для Абхазии . Будущее урегулирование, вероятно, изменит баланс сил на Кавказе. Поэтому нужен целостный подход к региональным проблемам, такой подход, который примет во внимание специфические культурные и политические реалии, без чего невозможно сформулировать эффективную региональную политику.
Интересно отметить, что в то время как правительства часто апеллируют к израильско-палестинскому противостоянию, неправительственные организации и все вовлеченные в грузино-абхазский диалог уделяют относительно незначительное внимание плодотворным идеям, появившимся благодаря опыту урегулирования этого ближневосточного конфликта. Это касается не только печально известного принципа "территории в обмен на мир", использованного Израилем в его отношениях с арабскими соседями после военных побед над последними и оккупации части их земли, но и других инициатив, как, например, декларации, первоначально подписанной в Осло официально не ангажированными палестинскими и израильскими сторонниками мирного разрешения конфликта, которая содержала описание определенных шагов, направленных к достижению мира. Подобные частные инициативы могут привлечь внимание широкой общественности к позитивным идеям, например путем собирания подписей в поддержку мира (с участием третьей/западной стороны, занимающейся техническим собиранием подписей). Иные полезные уроки могут включать жизненно важное (особенно с точки зрения временного планирования) координирование инициатив[17].
В начале второй половины 1997 г. правительства как Сухуми, так и Тбилиси кажутся более открытыми для реальных компромиссов. Тем не менее препятствия все еще огромны. Одна из таких преград чисто внешняя - нежелание Москвы потерять весьма эффективный рычаг контроля над политикой Грузии, хотя ее парадоксальное желание сохранить такой контроль во что бы то ни стало чревато большими экономическими потерями из-за блокады транспортных коммуникаций между Россией и Турцией, проходящих по территории Абхазии , не говоря уже об утрате выгод от соседства с мирной и благоденствующей страной на юге.
Еще более важным является нежелание абхазов пойти на риск восстановления status quo ante bellum (ситуации, существовавшей до войны), т.е. возвращения к ситуации, когда они вновь окажутся меньшинством, что лишит их возможности сохранить монополию на власть при любом более или менее демократическом сценарии развития событий, вне зависимости от полученного правового статуса в пределах Грузии. Один из обсуждаемых в настоящее время сценариев - территориальное деление Абхазии на ряд районов, в каждом из которых либо абхазы, либо грузины могли бы иметь политический контроль. Однако абхазское правительство не в состоянии провести такое деление на основе принципа "территории в обмен на мир" без широкой народной поддержки. Отсутствуют и детальные проработки такого проекта. У сторон нет бесспорных определенных приоритетов или элементов решения, по которым можно договариваться и искать компромисс и которые могли бы в дальнейшем составить основу взаимоприемлемого общего компромисса, не видно и нетривиальных, творческих подходов к поиску такого компромисса. Частично повинно в этом отсутствие у правительств политической воли к достижению реальных результатов и возобладание частных групповых интересов, связанных с поддержанием ситуации "ни мира, ни войны". Оба правительства оказались в положении заложников своих собственных заявлений и деклараций. Требуется большое мужество и политическое вдохновение для ломки устоявшихся стереотипов и обеспечения народной поддержки новаторским подходам. Жизненно необходимо разработать ряд детальных сценариев, принципиально приемлемых для каждой из сторон, и затем работать далее над постепенным сближением некоторых позиций - это поможет осознать, что на самом деле расхождения точек зрения бывших противников не так уж и велики и непреодолимы, как это казалось ранее. Большинство из таких разногласий вопреки распространенным мнениям не являются взаимоисключающими - скорее, они имеют символические или терминологические разночтения и могут быть преодолены при определенном усилии сторон.
Поскольку у двух сторон в конфликте разная система приоритетов - например, относительно правового статуса или возвращения беженцев - очень сложно решать отдельные проблемы, так как они объединены в единый пакет. Поэтому, одним из путей достижения прогресса в разрешении конфликта может стать попытка временного сужения фокуса, разбивка проблем на ряд отдельных вопросов, которые хоть и взаимосвязаны друг с другом, но тем не менее могут быть рассмотрены и обсуждены поочередно. Лишь после обсуждения этих вопросов и достижения отдельных соглашений или, по крайней мере, достижения понимания точек зрения друг друга, можно будет вернуться к обсуждению всего пакета целиком.
Время работает против интересов абхазов, однако это отнюдь не означает, что грузины или русские могут выиграть от дальнейшего затягивания разрешения конфликта. Россия потеряла очень многое, будучи отрезанной от южных транспортных коммуникаций, и продолжает терять как Грузию, так и вообще рычаги влияния в регионе. Однако и Грузия оказывается в проигрыше в этой игре с нулевой суммой. В условиях продолжающихся человеческих страданий, вызванных затягиванием конфликта, все меньшее число грузин может захотеть вернуться в Абхазию , в то время как сама неопределенность будущего перемещенных лиц ставит тяжелейшие проблемы перед слабым грузинским государством. Одновременно Грузия теряет значительные экономические выгоды, которые она имела бы в случае хорошо интегрированной экономики и использования транспортного коридора "Восток-Запад".
Одной из потенциальных сфер экономического сотрудничества может быть преобразование Гальского района в свободную экономическую зону, временно подчинив ее международному режиму безопасности. Это могло бы создать безопасную буферную зону, препятствующую развитию военного противостояния или столкновениям, и послужило бы пилотажной инициативой для дальнейшего сбалансированного экономического сотрудничества. Гали важен в этом отношении не только ввиду его приграничного расположения или населенности грузинами, но и благодаря его высокому экономическому - и, в частности, сельскохозяйственному - потенциалу. Следует отметить, что даже в сегодняшней напряженной ситуации Гали в определенной степени уже выполняет клиринговую и рыночную функцию для обеих сторон.
Я, конечно же, понимаю, что никаким частным лицам из соответствующих двух общин не по силам достичь конкретного урегулирования, если они не представляют свои правительства, однако же их предложения могут внести ощутимый вклад в создание духа компромисса, который является стержнем переговорного процесса. Если нам удастся найти общую почву хотя бы в отдельных областях, уже одно это послужит стартовой позицией для более плодотворных дискуссий. Я уверен, что почти все противоречия между сторонами разрешимы, если подходить к ним творчески и если попытаться смотреть на проблемы также глазами другой стороны. Существующие проблемы должны быть скорректированы с учетом истинных, базовых нужд и чаяний обоих народов без популистских лозунгов и ложно понятых интересов, что ведет лишь к дальнейшей конфронтации. Представляется, что если интеллектуалы обеих сторон, поддержанные международными экспертами и посредниками, окажутся в состоянии сформулировать некоторое количество конкретных идей в виде ряда заявлений, это послужит делу зарождения кооперативного подхода к разрешению конфликта и поможет всем вовлеченным сторонам увидеть конфликт и его последствия не только с собственных позиций, но и глазами других участников.
В деле продвижения по пути мирных переговоров весьма полезным могло бы стать создание смешанного дискуссионного форума, составленного из наиболее авторитетных лиц с обеих сторон. Они получили бы мандат от соответствующего руководства на обсуждение возможных условий урегулирования конфликта, но не имели бы полномочий подписывать какие-либо документы или принимать решения. Подобный форум, проходящий при посредничестве международных экспертов и при содействии авторитета таких организаций, как ООН или ОБСЕ, мог бы выполнять несколько важных функций: вырабатывать и проверять новые идеи в непринужденной атмосфере, поддерживать двусторонний обмен информацией между правительствами, действовать в качестве неформальной переговорной структуры и служить средством пропаганды среди населения идеи мирного урегулирования.
V. Заключение
Дискуссии на тему, как и когда будет найдено разрешение грузино-абхазского конфликта, важны, но еще более насущен на данный момент вопрос о том, откуда должны прийти альтернативные идеи и концепции, формирующие будущее урегулирование. В целом можно назвать три таких источника: во-первых, это политические и общественные течения в Абхазии и Грузии; во-вторых, это Россия, включая и народы Северного Кавказа; и наконец, это международные институты.
До последнего времени обе стороны - грузинская и абхазская - действовали под гипнотическим влиянием иллюзии, что время на их стороне. Но ныне обе они в проигрыше в результате тупиковой ситуации, в которой оказался конфликт, и несут весьма ощутимые экономические, демографические и политические потери. В той игре, в которую они вовлечены, нет победителей. В первые годы после войны абхазы могли надеяться, что время принесет международное признание и репатриацию абхазской диаспоры, но ныне это перестало казаться вероятным ходом событий. Даже поддержка северокавказцев, сыгравших важную роль в ходе войны, не кажется более такой уж безусловной, в первую очередь со стороны вайнахских народов. В свою очередь и грузинское правительство надеялось использовать время для решительного укрепления своих вооруженных сил, обеспечения поддержки Россией своей позиции и для выжидания, когда сухумское правительство достигнет полного обнищания и ослабления; теперь оно сильно разочаровано, так как не видит проявления подобных тенденций. На самом деле в период непосредственно после войны конфликт помог Грузии дистанцироваться от российского доминирования и пойти по пути независимого государственного строительства. Сегодня, когда мощь России тает на глазах, а грузинское государство начало справляться с большинством трудностей, довлевших над ним в первый период после достижения независимости, пора менять приоритеты.
Нынешняя ситуация не может продолжаться до бесконечности. Давление на противостоящие стороны как извне, так и изнутри нарастает, а их руководители (которые до недавнего времени демонстрировали явный недостаток воли для решения конфликта) теперь, по всей видимости, становятся более гибкими и открытыми для компромисса. Имеется несколько разных возможных альтернатив, и народы Абхазии и Грузии должны сами решить, какую из них следует выбрать как наиболее предпочтительную.
|
2924.
Гия
(05.12.2000 20:04)
0
Важность этой проблемы необходимо учитывать в процессе переговоров, иначе трудно ожидать достижения реального прогресса. Абхазы после войны надеялись выиграть время, затягивая переговоры и откладывая достижение соглашений, намереваясь укрепить тем временем позиции на международной арене, а также усилить свое демографическое положение в результате массовой репатриации абхазов из диаспоры. Однако за прошедшее время надежда достигнуть этих целей и тем самым усилить свои переговорные позиции не оправдалась.
По мнению Э. Весселинка, не следует ждать в ближайщем будущем заметной репатриации абхазов из-за рубежа: "Процесс репатриации так и не набрал силы. Число возвращенцев насчитывает скорее сотни, нежели тысячи. За это время несколько делегаций посетило Северный Кавказ для изучения перспективы репатриационных программ. Посетителей разочаровал низкий уровень жизни на Северном Кавказе. Следующей проблемой явился тот факт, что абхазы в Абхазии оказались христианами, в то время как остальные жители Северо-Западного Кавказа вообще не проявляют какого-либо интереса к религиозному учению"[11].
Параллельно этому, не видно и каких-либо признаков международного признания абхазского государства, и даже ведущие чеченские политики умерили свою поддержку абхазского дела[12]. Но еще более важным является тот факт, что постоянная угроза и мрачные экономические перспективы скорее ухудшают, чем улучшают демографический баланс абхазов. Абхазы эмигрируют, голосуя ногами против ведущейся политики. Уже создается впечатление, что в Абхазии больше грузин и армян, чем абхазов, и эта тенденция вряд ли изменится, если основанный на ожидающемся выигрыше во времени подход не будет заменен иным.
И хотя ныне этнодемографические вопросы препятствуют примирению сторон, в дальнейшем они могут стать одним из сильнейших стимулов к поиску компромисса. Стоит только представить ситуацию, когда грузины согласятся или даже будут поощрять репатриацию абхазской диаспоры в обмен на постепенное возвращение беженцев, и таким образом стороны смогут договориться о достижении определенного демографического баланса и о дальнейшем его поддержании. В случае, если значительный поток репатриантов потребует политической стабильности в Абхазии и ее экономического возрождения, поиски компромисса могут начаться и при более ограниченном уровне репатриации. Но не только репатриация может ускорить этот процесс, тем не менее Тбилиси должен оценить значение этого фактора на переговорах. Во всяком случае в настоящее время грузинский политический истеблишмент активно не приемлет идею абхазской репатриации.
5. Абхазский язык и культурная защищенность
Угроза национальной культуре, или же страх общины потерять этническую и культурную самобытность является жизненно важным фактором, формирующим отношение абхазов к перспективам примирения. Традиционно абхазы в большей степени, чем грузины, были ориентированы на русскую культуру и язык, в то же время подчеркивая свою этническую близость к северокавказским группам народов - адыгам и черкесам. Эти культурные установки находятся в определенном конфликте с ориентациями грузин, настроенных более прозападно. Это межкультурное противоречие между абхазами и грузинами потенциально еще более обострилось, когда в сильной степени русифицированные грузины (в основном мегрелы) из Абхазии оказались перемещенными в эксплицитно грузинскую культурную среду.
В то же время большинство абхазов, в частности христианское население южной части региона, настолько близко в культурном отношении с соседним мегрельским населением, что между ними зачастую отсутствовали даже четкие границы в этническом самосознании. Так, некоторые члены одной и той же семьи называли себя грузинами, а другие - абхазами, что подчас определялось и прагматическими соображениями. Многие грузины и абхазы, в том числе - как ни парадоксально - некоторые в высшей степени патриотически настроенные личности с обеих сторон, носят одни и те же фамилии. Такие факты порождают дополнительные взаимные подозрения и ведут к обвинениям в попытках искусственной ассимиляции.
Грузины, еще недавно представлявшие крупнейщую этническую группу в Абхазии , как правило, признают право абхазов на присвоение их языку статуса государственного. В отличие от прошлого (в частности, во времена Гамсахурдиа это не являлось общераспространенным мнением) ныне признается и "автохтонность" абхазов, каковой статус не признается за другими проживающими в Абхазии этническими группами - русскими и армянами. В то же время грузины и себя считают имеющими такие же права на автохтонность, что обосновывается различными историческими доводами, например, преобладанием грузинских надписей на стенах старинных монастырей и на других памятниках. Абхазы не расположены признавать такие доводы, опасаясь восстановления грузинского демографического и культурного доминирования в Абхазии , что без соответствующих гарантий могло бы поставить под угрозу выживание национальной культуры и само существование народа. Абхазы предполагают, что русская культурная среда представляет меньшую опасность для их культурного выживания ввиду многообразия и размеров российского культурного ареала. Тем не менее имеется много областей возможных совместных инициатив абхазов и грузин в сфере культуры и можно было бы начать, например, с восстановления Государственного архива Абхазии , сгоревшего во время войны, путем копирования соответствующих документов и иных материалов или создания учебников на абхазском языке, и т.д. Правда, со стороны грузин потребуется большая осторожность ввиду постоянно поддерживающихся подозрений относительно живучести грузинского культурного экспансионизма.
6. Армяне в Абхазии Армянское население, которое доминировало в некоторых районах Абхазии еще до войны, по мнению ряда экспертов, является самой крупной общиной в сегодняшней Абхазии . Армяне, однако, практически не представлены в правительственных структурах. В прошлом они в большинстве своем поддержали абхазов в их борьбе за независимость. Некоторое количество армян из Армении и Карабаха даже принимали участие в военных действиях на абхазской стороне, тогда как большинство из немногих армян, воевавших на грузинской стороне, являлись выходцами из регионов Грузии. В то время как армянское правительство в Ереване открыто заявляет о своем нейтралитете в этом конфликте, выражая свою заинтересованность в поисках мирного урегулирования, симпатии населения и националистически настроенных кругов Армении в основном на стороне абхазов. По словам Майкла Окса[13], Левона Тер-Петросяна грузины оценивали после парламентских выборов 1995 г. и президентских выборов 1996 г. как демократа, легитимного президента и вообще как "рационального человека, с которым можно разговаривать и находить компромиссы, отнюдь не националиста". И потому ослабление позиций Тер-Петросяна в Тбилиси воспринимали весьма негативно, опасаясь политической нестабильности в Армении.
Во время официального визита в Грузию в июне 1997 г. Тер-Петросян отправился вместе с Шеварднадзе в Ахалкалаки, где армянский президент заявил, что Армения не имеет проблемы с Грузией из-за Ахалкалаки, где проживает многочисленное армянское население[14]. Однако такая точка зрения не разделяется многими дашнаками (Дашнакцутюн - оппозиционная националистическая партия в Армении), имеющими территориальные претензии к Турции, Азербайджану и Грузии. С грузинской точки зрения, ослабление позиций Тер-Петросяна в Армении могло бы ослабить и его уравновешивающее влияние на воинственные, националистически настроенные армянские группировки.
7. Отношения с северокавказскими народами/адыгами
Абхазы стремятся установить более близкие отношения со всеми северокавказскими народами, к каким бы этническим группам они ни принадлежали, и в первую очередь с адыгами (включая черкесов и кабардинцев), относящимися к одной с абхазами лингвистической группе. Еще со времен координированного сопротивления русскому завоеванию в период Кавказской войны XIX в., последним эпизодом которой явилось сражение между русскими и абхазами, у последних постоянно крепло чувство общности судьбы и самосознания с жителями Северного Кавказа. Оно еще более усилилось с установлением тесных взаимоотношений с потомками махаджиров (которые принадлежали различным этническим группам) на Ближнем Востоке и в Турции, а также благодаря попытке после русской революции 1917 г. вступить в недолговечный и хрупкий Северокавказский союз. Во время перестройки возникла новая попытка воссоздания такого союза в виде Конфедерации горских народов Кавказа. Первая конференция Конфедерации состоялась в августе 1989 г. в Сухуми, - в городе, который рассматривался в качестве будущей столицы нового союза. Различные национальные группы, представленные в Конфедерации, не опасались доминирования одной какой-либо группы, и это выгодно отличалось от опыта отношений с Россией или Грузией. Этим объясняется привлекательность идеи создания полиэтнического союза кавказских народов, несмотря на некоторый налет романтичности и понимание трудностей ее воплощения в жизнь. Абхазский ученый Георгий Отырба формулирует такое восприятие следующим образом:
"История и судьба Абхазии вплотную связана с историей и судьбой народов Северного Кавказа, историей страданий и репрессий, депортаций и культурного разрушения, сражений с могущественными врагами. Их объединяет готовность защитить себя от повторения истории. Они воспользовались возможностью, открывшейся в результате распада Советского Союза и относительной слабости России и Грузии, чтобы утвердить свои права и создать условия, которые способны обеспечить лучшие гарантии их выживания в будущем"[15].
Таким образом, абхазы будут стремиться - хотя это еще до настоящего времени не проявилось на переговорах - создать открытые границы с Северным Кавказом и, в частности, иметь возможность поддерживать беспрепятственный культурный и экономический обмен с адыгами. Для грузин же прозрачность границ пока еще остается болезненным вопросом, и это касается, в частности, ее границ с Северной Осетией, Чечней и Дагестаном. Во всех этих случаях грузинскому правительству приходится иметь дело с наличием национальных меньшинств, проживающих по обе стороны государственной границы.
В своем видении будущего Кавказа грузины подчеркивают свое центральное - одновременно выгодное и опасное - положение в регионе, и им хотелось бы обеспечить себе центральную роль и в региональной политике. По окончании чеченской войны взаимоотношения Грузии с большинством северных соседей значительно улучшились, кульминацией этого явился официальный визит чеченского президента Масхадова в Грузию осенью 1997 г. Грузинское руководство надеется, что западнокавказские горские народы последуют примеру Чечни, завоевавшей заметное уважение в регионе, и тем самым будет достигнута большая степень их нейтральности на случай возобновления конфликта.
8. Русское присутствие и российская граница
Россия контролирует свою границу с Абхазией , ее прибрежную зону и имеет там военные базы. Российские войска выполняют функцию миротворческих сил, формально действующих под эгидой СНГ. Россия осуществляет весьма значительный контроль над внешней и внутренней политикой сухумского правительства. Экономическая блокада, установленная Россией под политическим давлением со стороны Грузии, проводится в полном соответствии с традиционной схемой российской политики, нацеленной на ослабление всех сторон в конфликте с тем, чтобы Россия могла эффективно играть роль арбитра в споре сторон.
Павел Баев определяет российскую политику в Абхазии , как и повсюду на Кавказе и в "ближнем зарубежье", как продолжающую следовать "постимперской" системе ценностей: "Наиболее примечательной характеристикой политики России в отношении остальных четырнадцати государств, поднявшихся на руинах Советского Союза, является полная непоследовательность, порой граничащая с абсурдом. ...Что делает политические трудности еще более бросающимися в глаза, так это существование весьма обширного консенсуса российских политических элит касательно так называемого "ближнего зарубежья". Этот консенсус возник уже к концу 1993 г. и пережил все водовороты избирательных кампаний. ...По-моему, если есть нужда или возможность кратко охарактеризовать российскую политику, она скорее всего определяется термином "постимперская", когда под ним подразумевается тающая мощь, которая стремится компенсировать неизбежные отступления новыми авантюрами, ощущает необходимость защищать соотечественников, оставшихся "за кордоном", но при этом чувствует катастрофическую нехватку ресурсов и пытается предотвратить угрозу распространения на ее территорию с разных сторон ожесточенных конфликтов, при этом сама являясь основным источником нестабильности"[16].
С абхазской точки зрения российское присутствие, несмотря на все отклонения и колебания, является единственной гарантией от губительного возобновления военных действий и от риска утери того, что было достигнуто в результате предыдущей победы. Это дает России возможность манипулировать абхазскими опасениями для собственной пользы, в то время как Абхазия не может полностью положиться на российскую поддержку, которой может лишиться немедленно вслед за изменением ставок в игре. Грузины же, обвиняя российское присутствие в том, что отсутствует прогресс в разрешении конфликта, тем не менее ждут с нетерпением, когда Россия наконец примет их сторону.
|
2923.
Гия
(05.12.2000 20:02)
0
III. Конфликт в Абхазии : специфические моменты
Абхазское население понесло огромные потери за последние два столетия в результате депортаций и искусственно вызванной миграции представителей иных этнических групп на его этническую территорию. В то же время наследие советской системы включало и различные хитроумные механизмы, предоставлявшие непропорционально большую долю номенклатурных должностей абхазской общине. Это наследие внесло весьма ощутимый вклад в разгорание конфликта, а также определило форму его протекания. Решающее же влияние на вспышку военных действий имели специфические факторы, в том числе такие, как наличие северокавказской диаспоры на Ближнем Востоке, различные оценки правовых аспектов конфликта (вроде противоречия между правом на самоопределение и принципом территориальной целостности), восприятие обеими сторонами в конфликте своих действий как справедливых, роль казаков и важная роль русского языка в Абхазии .
1. Послеконфликтные установки и информационный голод
Общая атмосфера в Абхазии все еще характеризуется приметами послевоенного времени. Население живет в ожидании начала войны в любой момент, и значительная часть обсуждений и общественного внимания посвящено перспективе возобновления военных действий. Это держит население в состоянии постоянной военной готовности, что является сильнейшим препятствием для конструктивного, нацеленного на развитие мышления, так же как и для строительства гражданского общества. Однако в большей части Грузии вопрос об Абхазии давно сдвинулся на периферию политических дискуссий. Несмотря на правительственную пропаганду и непрестанные попытки политических груп представлять или претендовать на представление интересов беженцев и перемещенных лиц из Абхазии , насущные проблемы каждодневного выживания или бизнеса занимают умы в гораздо большей степени, чем перспектива войны в Абхазии ; за исключением некоторого числа воинствующе настроенных лиц, большей частью из среды перемещенных или беженцев, население готово поддержать любое мирное разрешение абхазской проблемы, не ведущее к потере Абхазии , что считается совершенно неприемлемым.
2. Правовой статус
Большинство текущих дебатов вращается вокруг правового статуса Абхазии в ее отношении к Грузии. Тем не менее сомневаюсь, что ныне возможно - или даже важно - спешить с решением проблемы политического статуса. Сначала необходимо разрешить другие проблемы, чтобы сбить напряженность. Необходимо четко проанализировать позиции и интересы каждой из сторон, проявляющиеся при обсуждении вопроса политического статуса, иначе не удастся начать действительно продуктивный диалог. Абхазскую сторону волнует задача сохранения контроля и гарантии ее безопасности в случае, если абхазы вновь станут меньшинством, что произойдет, если перемещенным лицам позволят вернуться и принять участие в политическом процессе, состоящем из демократических процедур. Абхазы, выиграв войну и впервые в течение этого века имеющие выгодную для них демографическую пропорцию, с трудом готовы рассматривать такую перспективу.
Абхазская сторона настаивает на равном (конфедеративном) статусе с Грузией, что неприемлемо для Тбилиси. В феврале 1996 г. абхазская сторона предложила войти в федеративный союз с Грузией. По словам Анри Джергения, специального представителя абхазского "президента", эти предложения содержали "элементы как федеративного, так и конфедеративного устройства". Такое устройство подразумевало общие государственные границы, совместное осуществление функций в определенных сферах и возможность создания совместных структур управления. Согласно протоколу, каждая из двух равных сторон имела бы собственную конституцию, и взаимоотношения между ними регулировались бы специальным договором, который, с согласия сторон, имел бы статус конституционого законодательства. Обе стороны координировали бы свою внешнюю политику и внешние экономические отношения, пограничный таможенный контроль, энергетику, транспорт и коммуникации, охрану окружающей среды и гарантии защиты прав человека и демократических свобод, так же как и права национальных меньшинств. Протокол подразумевал также, что по обоюдному соглашению Грузия и Абхазия смогут в будущем увеличить набор "координируемых функций"[8](.
"Президент" Ардзинба отметил тогда, что новая структура не совпадает с "классическим типом федерации". Следует помнить, что абхазская сторона рассматривала подобные предложения как уступку. Согласно Владиславу Ардзинбе (с чем соглашались и многие эксперты), преобладающее большинство нынешнего населения Абхазии при любой возможности выбора предпочло бы искать сближения скорее с Россией, чем с Грузией, и скорее вступить в Российскую Федерацию, чем в любой ее грузинский эквивалент.
В своей инаугурационной речи при вступлении в президентскую должность (26 ноября 1995 г.) Эдуард Шеварднадзе заявил:
"Мы всегда утверждали, и утверждаем сейчас, что сегодняшнее время определило структуру грузинского государства как формирующуюся на федеративной основе. Абхазия будет субъектом федерации в составе Грузии с обширно определенным политическим статусом. Она будет иметь свою конституцию, которая должна будет находиться в согласии с конституцией единого объединенного государства. Абхазская республика будет иметь свой собственный парламент, верховный суд, гимн, государственную символику и прочие атрибуты государства"[9].
В 1997 г., несмотря на более активную позицию, занятую ООН в отношении разрешения конфликта, грузино-абхазские переговоры зашли в тупик вопреки очевидному факту, что любое дальнейшее их затягивание пагубно для обеих участвующих сторон. Отсутствие у обеих сторон четко сформулированной и пользующейся широкой поддержкой стратегии разрешения этнотерриториальных конфликтов все еще составляет серьезнейщую проблему. Нежелание грузинского руководства децентрализовать власть в собственно Грузии, так же, как и чрезвычайно осторожное отношение к вопросу репатриации месхетинцев (месхетинских турок), дает основу для возникновения подозрений у партнеров по переговорам относительно искренности либеральных и федералистских заявлений грузинского правительства, которое обвиняется в следовании двойным стандартам.
Среди обсуждаемых сегодня различных вариантов будущего статуса Абхазии - присоединение к России, Грузии, Кавказской конфедерации или же провозглашение полной независимости - в настоящее время не просматривается какая-либо альтернатива поиску компромисса с тбилисским правительством, даже если большинство этнических абхазов и предпочитало бы другие варианты. К сожалению, пока что нет признаков того, что обе стороны ищут специфические решения в конструктивном ключе (в противоречии с обильными риторическими уверениями в обратном). Отношение России еще более уменьшает и без того мизерные шансы прийти к такому решению: послевоенная политика в отношении Чечни демонстрирует ее готовность затратить значительные ресурсы на поддержание контроля над Северным Кавказом, и она по-прежнему считает, что нахождение взаимоприемлемого компромисса между абхазами и грузинами не поможет ей в этом. В то же время Россия, однако, не готова принять решение о формальном включении Абхазии в свои пределы, хоть и готова способствовать поддержанию ее независимости de facto в течение продолжительного времени.
Для абхазов вопрос статуса является удобным предлогом блокировать переговоры и тем самым препятствовать возвращению перемещенных лиц/беженцев, которое могло бы поставить под удар послевоенный благоприятный демографический баланс. Для грузин, в свою очередь, переговоры служат возможностью демонстрировать свою добрую волю и готовность разрешить конфликт в согласии с международными правовыми нормами, хотя в действительности у них нет стремления находить компромисс. Несмотря на всю риторику, ни одна из сторон не желает углубиться в корень проблемы и разрешить вопрос правового статуса, предпочитая, поскольку явный и немедленный выигрыш невозможен, выжидать до тех пор, пока не будут обеспечены более сильные позиции на переговорах.
Единственной альтернативой компромиссу между Тбилиси и Сухуми является возобновление военных действий, что было бы пагубно для обеих сторон и кажется сегодня менее вероятным поворотом событий. Военные действия возможны в ограниченном масштабе (например, в Гали или Кодорском ущелье), тогда как более вероятным представляется дальнейшее затягивание переговоров - положение "ни мира, ни войны". Этот последний сценарий представлялся наиболее предпочтительным для всех сторон в последние несколько лет, но перестает быть таковым, по мере того как оба правительства начинают терять контроль над ситуацией, а именно к этому склоняется явная тенденция с 1997 г.
Более того, тупиковая ситуция на переговорах начинает наносить все больший вред обеим сторонам. В конечном счете можно было бы утверждать, что мнение, приведенное в цитируемом выше документе, а именно, что окончательное определение правового статуса не должно служить предварительным условием любого иного направления прогресса в мирном процессе, представляется весьма и весьма разумным. Отсрочка такого решения до поры, когда у сторон создастся лучшая основа для взаимопонимания, определение временного статуса, исходя из функциональных нужд и подходов, и продвижение тем временем в некоторых других вопросах, - такую позицию я готов полностью поддержать.
3. Грузинские беженцы/перемещенные лица и Гальский район
Абхазская сторона использует два главных аргумента для противопоставления грузинскому требованию о скорейшем возвращении беженцев в Абхазию . Согласно Сочинскому протоколу от апреля 1994 г.[10], грузины, принимавшие участие в военных действиях, лишались возможности вернуться, а экономические трудности и риск спонтанного разгорания насилия используются в качестве второго аргумента против возвращения беженцев. Ни один из этих аргументов не является достаточно убедительным. Первый аргумент несовместим с какой-либо авторитетной правовой традицией: конечно, военные преступники должны подлежать судебному преследованию независимо от их этнической принадлежности, однако преследование всех, кто носил оружие, - это совсем иной вопрос. Это не только несправедливо, поскольку нельзя преследовать людей за выбор ими той или другой стороны в гражданской войне, но даже и технически немыслимо создать независимые судебные инстанции для проверки поведения во время войны всего грузинского населения Абхазии . Аналогично, аргумент о неблагоприятности экономической ситуации не отличается особой убедительностью: технические и финансовые условия возвращения могут быть согласованы сторонами для облегчения репатриации перемещенных лиц. Ни один из этих аргументов не может быть использован в отношении возвращения беженцев в Гальский район, где проживало этнически однородное грузинское население и где возвращение беженцев является необратимым процессом. По различным оценкам, число грузин в Гали сопоставимо с численностью абхазов в Абхазии в целом (при том, что эта численность продолжает уменьшаться, увеличивая дисбаланс).
Хотя Гальским районом на протяжении веков правили поочередно мегрельские/грузинские и абхазские владетельные князья, к XX в. там практически не осталось абхазского населения. Какими бы справедливыми ни были аргументы абхазов относительно неправомерного грузинского присутствия на их родине, нет никакого исторического или иного оправдания для проведения дискриминационной политики в отношении грузинского населения этого региона. Более того, такая политика не находит поддержки и среди северокавказских союзников Абхазии . Поэтому абхазское руководство, видимо, столкнется с большими трудностями, если в Гали произойдет вспышка насилия.
Возможность возвращения Гальского района под грузинский контроль, в обмен на мир или приемлемый политический статус, обсуждался среди абхазского руководства. Однако время для такого компромисса было потеряно, так как грузинское правительство вряд ли будет обсуждать будущее Гали с тех же позиций, что и прежде, оно просто подождет, пока положение станет еще более благоприятным. Попытка выделения отдельной мегрельской национальности (на основе лингвистически отличающегося грузинского субэтноса) как стратегической альтернативы, предложенная и активно поддерживаемая британским ученым Джорджем Хьюиттом и воплощаемая в практику абхазским руководством, также запоздала, поскольку у большинства перемещенных лиц (по преимуществу мегрелов) вследствие их исхода из Абхазии не ослабло, а наоборот, укрепилось грузинское самосознание.
Специальные меры в отношении грузинских беженцев и без вести пропавших за время войны могли бы облегчить диалог между абхазами и грузинами. Мораторий на изменение имущественных прав перемещенных лиц и беженцев из Абхазии , отсутствие которого означало бы лишение их всей оставшейся в Абхазии собственности, до достижения окончательного решения или специального соглашения мог бы вызвать ответные долгосрочные обязательства грузинской стороны относительно экономического развития Абхазии . Обмен данными о судьбах людей, без вести пропавших во время войны, как и дальнейшее сотрудничество по их поиску, является еще одной областью, важной с точки зрения восстановления взаимного доверия.
4. Демографическое равновесие
Демографические пропорции в пользу той или другой стороны являются одной из важнейших причин роста озабоченности для обеих сторон, но особенно для абхазов. Какого бы прогресса ни достигли стороны по определению политического статуса, это не будет иметь значения для абхазов, если восстановится довоенный демографический баланс. Поэтому большинство дискуссий по политическим вопросам, если даже они открыто не связаны с демографией, имеют демографическое измерение, которое не следует недооценивать при попытке понять мотивы действий сторон.
Демографические позиции абхазской общины последовательно ослабевали начиная с 60-х годов, в результате иммиграционного потока грузин (в основном принадлежавших мегрельскому субэтносу), русских и армян. Абхазы почувствовали себя под угрозой в особенности после начавшейся в 30-е годы массовой иммиграции грузин, что привело к уменьшению доли абхазов во всем населении до 17-18% к 80-м годам, когда их численность почти уравнялась с числом русских и армян в Абхазии и стала более чем вдвое меньше числа грузин (около 46%).
|
2922.
Гия
(05.12.2000 20:00)
0
6. Экономические факторы
Экономические интересы России и кавказских государств, так же как и масштаб ресурсов, которые они готовы применить для достижения той или иной частной политической цели, следовало бы детально оценить. Экономические интересы и ресурсы многообразных элит и групп - например, торговцев оружием или наркотиками, нефтяных и других транснациональных компаний - следует учитывать, наряду с экономической значимостью принимаемых государственной администрацией решений. Все эти факторы подразумевают значительные потоки капитала. Война в Чечне обогатила по большей части военных, тогда как ресурсы, выделенные для восстановления экономики, подкормят тех игроков в экономической сфере, кто сумел политически проконтролировать соответствующие решения. Прокладка веток трубопроводов и будущее перераспределение нефтяных доходов являются доминантным фактором российской политики в Карабахе и Чечне и смогут играть все возрастающую роль в развитии грузино-абхазского конфликта. По-видимому, Россия продолжит манипулирование этнотерриториальными конфликтами в целях обеспечения безопасности ее стратегических экономических (нефтяных) интересов.
7. Времeнная перспектива, концепции будущего и базисные интересы населения
Ни одна из противостоящих в конфликтах сторон не имеет какого-либо взаимоприемлемого, реалистического предложения, каковое можно было бы использовать в качестве основы для разрешения данного конфликта. Россия также не в состоянии предложить приемлемый компромисс, впрочем до самого недавнего времени у нее не замечалось и заинтересованности в нахождении решений. Как правило, конфликт воспринимается как игра с нулевой суммой, в которой как негативные следствия отдельных событий или факторов с точки зрения интересов каждой из партий (в частности, это касается демографического баланса между различными народами на спорной территории и общего баланса сил), так и возможные позитивные последствия для интересов сторон, участвующих в конфликте, воспринимаются в весьма гипертрофированном виде.
Вопросы безопасности населения, его экономического благоденствия и участия в самоуправлении можно считать базисными потребностями взаимоприемлемых предложений. Такое определение является умышленно упрощенным. Однако пути, ведущие к гарантированию этих потребностей, не столь просты. Так, например, в случае с беженцами-грузинами из Абхазии совершенно очевидно отсутствие быстрых решений, ведущих к их возвращению - в частности, в северную часть Абхазии , - которые могли бы обеспечить достаточные гарантии безопасности и одновременно создать условия для демократического правления в Абхазии . Только комплексный, поэтапный процесс может привести к компромиссному решению, приемлемому для обеих сторон. Как и во многих других случаях, когда наличествует конфликт между "формальной" демократией и "этнической" демографией, единственно возможным решением - хотя и весьма долговременным - является развитие глубинного процесса демократизации, сопровождаемого очень осторожными демографическими изменениями, в условиях полной процедурной прозрачности и гласности параллельно с непрерывным переговорным процессом.
II. Новая тенденция в политической ориентации Грузии
Провал покушения на жизнь Эдуарда Шеварднадзе в 1995 г. имел далеко идущие последствия в сфере новых геополитических инициатив и тенденций на Кавказе. Игорь Георгадзе, министр государственной безопасности Грузии и сын руководителя Коммунистической партии - главного соперника шеварднадзевского Союза граждан, сбежал в Москву на российском военном самолете, будучи обвинен в подготовке покушения. Шеварднадзе полностью использовал создавшуюся возможность избавиться от сильных фигур, доминировавших на внутриполитической сцене, достигнув сокрушительной политической победы над соперниками. Однако еще более важным событием стала переориентация страны на Запад, вместо предшествующей ориентации на Россию.
Несмотря на наличие российских военных баз в Грузии, присутствие российских пограничников на грузинской границе с Турцией и российских миротворцев в двух зонах конфликта (Цхинвали и Абхазии ), эта переориентация стала заметной к концу 1996 г. Она была подкреплена поражением российских войск в Чечне и изменением западных установок в отношении региона в целом. Этот последний факт связан не только с чрезвычайно важным значением каспийской нефти, но и с общим смещением приоритетов Запада после частичного разрешения боснийского кризиса и в результате всеобщего разочарования процессом демократизации в России, особенно проявившегося в ходе расширения НАТО на Восток.
На развитие новой ситуации указывает удвоение западных инвестиций в грузинскую экономику в течение последних двух месяцев 1996 г. Растущая мощь западного присутствия в регионе, пусть даже существующая лишь в умах грузинского населения, наводит на сравнение с постепенно тающей силой России. Россия попыталась использовать СНГ для восстановления контроля над бывшими советскими республиками, однако одновременно она остерегается чрезмерно форсировать интеграцию, боясь, в числе прочего, усиления притока неславянского населения в Россию; эти страхи усиливаются низкой рождаемостью среди славянского населения по сравнению с мусульманскими меньшинствами. К тому же России приходится сталкиваться со все уменьшающимися ресурсами и организационными возможностями. Грузинское общественное мнение воспринимает действия России - и, в частности, политику типа "разделяй и властвуй" - как серьезную угрозу безопасности страны. Потенциальные экономические и стратегические выгоды любой формы российско-грузинского сотрудничества видятся как менее значимые, чем такая угроза.
Визит Генерального секретаря НАТО Х. Солана в южные государства СНГ вызвал яростную реакцию московских политиков, в то время как на самом деле его значение можно считать скорее символическим, в духе преобладающей тенденции подменить реальную политику в отношении стран СНГ демонстративными актами, хотя можно считать и отражением факта изменения равновесия сил в регионе. В речи, произнесенной в Тбилиси 11 февраля 1997 г. господин Солана подчеркнул новую роль Грузии и Кавказа:
"Мой сегодняшний визит можно интерпретировать как выражение того значения, которое мы в НАТО придаем нашим отношениям с Грузией. Мы хотим продолжать и укреплять эти отношения. И в самом деле, практически безграничен набор возможностей сотрудничества с НАТО. Со своей стороны мы с энтузиазмом встретим растущее вовлечение Грузии во весь спектр наших программ сотрудничества. Может быть, географически Грузия и находится далеко от Брюсселя, однако ее проблемы и заботы нам близки. Кавказ является важным для Европы регионом с огромным социальным и экономическим потенциалом, ждущим реализации, что и последует вслед за мирным разрешением, в соответствии с ценностями и принципами ОБСЕ, базисных проблем безопасности. Европа не может считать себя в полной безопасности, не может реализовать весь свой потенциал до тех пор, пока страны Кавказа остаются вне рамок европейского уровня безопасности"[4].
Развитие тесного сотрудничества Грузии с Украиной и Азербайджаном, которое принято считать достижением дипломатических усилий Шеварднадзе, указывает на определенную вероятность успеха таких форм интеграции стран СНГ, которые идут не из московского центра. Такой альянс, подразумевающий также участие Турции, является отчетливой альтернативой традиционному в рамках СНГ процессу регионализма, который, как правило, не шел дальше декларационной практики поддержки претензий России на статус супердержавы. Азербайджанско-грузинско-украинское сотрудничество высветило явное желание сторон: создать противовес российскому доминированию, в частности с точки зрения энергетической и экономической безопасности стран-участниц.
За этим процессом последовало оживление турецко-грузинских отношений. 28 февраля 1997 г. делегация турецкого меджлиса посетила Грузию. Глава делегации, господин Хатын-оглу, подчеркнул заинтересованность Турции в мирном разрешении абхазской проблемы, в категорической форме поддержав территориальную целостность Грузии и отметив желание Турции воспрепятствовать осуществлению российского сценария. Президент Шеварднадзе выразил свое согласие с турецкой точкой зрения: "Я считаю, что пришло время для более активного участия Турции в разрешении абхазского конфликта, как и других конфликтов в регионе". Он также подчеркнул важное значение новой железнодорожной магистрали, которая свяжет Турцию с Грузией[5].
15 марта грузинский министр обороны Надибаидзе был послан Шеварднадзе в столицу Ингушетии Назрань. Это был один из первых шагов по воплощению в жизнь инициативы "Мирный Кавказ", пропагандируемой Шеварднадзе со времени кисловодской встречи 1996 г. Ельцина с кавказскими лидерами. В Назрани Надибаидзе встретился с ингушским президентом Аушевым и чеченским лидером Масхадовым. Надибаидзе, вернувшись, отрапортовал, что оба северокавказских лидера поддержали инициативу "Мирный Кавказ" и выразили готовность к более активному сотрудничеству. Оба лидера, согласно сообщению, выразили уверенность, что Абхазия должна остаться частью Грузии и признали ошибочность чеченского участия в грузино-абхазской войне, считая это просчетом Дудаева. Аушев и Масхадов классифицировали дислокацию российских пограничных войск вдоль грузино-северокавказской границы как излишнюю, в то время как Надибаидзе высказал отрицательное отношению к расположению российских войск с грузинской стороны общей их границы[6].
Следующим важным событием, имеющим значительные последствия для грузинской внешней политики, была встреча глав государств СНГ в Москве 28 марта. Грузинская сторона искала выход из тупика, в который зашла проблема Абхазии , надеясь достичь нескольких целей, в том числе передислокации российских миротворческих сил в расширенную зону безопасности в Гальском районе, что облегчило бы возвращение туда около 100 тыс. грузинских беженцев. Такое возвращение значительно облегчило бы внутреннюю политическую напряженность в Грузии и уменьшило экономическое бремя, связанное с размещением беженцев. В Москве грузинская сторона получила символическую поддержку и понимание ее позиции в конфликте, нашедшие выражение в резолюции Совета глав СНГ (Москва, 28 марта 1997 г.) "О развитии процесса разрешения конфликта в Абхазии , Грузия":
"Совет Глав Сообщества независимых государств, соглашаясь с Лиссабонской декларацией, принятой на встрече глав государств - членов ОБСЕ (декабрь 1996 г.), осуждающей "этническую чистку, приведшую к массовому уничтожению и насильственному изгнанию преимущественно грузинского населения Абхазии ", а также "действия, препятствующие возвращению беженцев и перемещенных лиц", в свою очередь осуждает "позицию абхазской стороны, задерживающей достижение соглашений по политическому разрешению конфликта в Абхазии , Грузия, и возвращение, безопасно и с сохранением достоинства, беженцев и перемещенных лиц в места их постоянного проживания..."[7]
В определенном смысле грузино-абхазский конфликт явился одним из самых мощных факторов, мобилизовавших в Грузии оппозицию зависимости от России. В долговременной перспективе он имел решающее влияние на определение внешнеполитических приоритетов. По всей видимости, Россия потеряла в результате этого конфликта существенную долю политических диведендов, возбудив антироссийский настрой в общественном мнении, в том числе и среди грузинского политического истеблишмента. В то же время, прозападная ориентация Грузии может привести к преувеличенным оценкам возможностей западной поддержки - ведь Запад иной раз легко жертвует интересами малых наций ради сохранения стабильности в Евразии. Так, грузинское правительство выражало озабоченность возможностью того, что российское согласие на расширение НАТО на Восток было получено в обмен на американское согласие признать приоритет российского влияния на Кавказе.
Абхазы, которые в течение длительного времени играли роль сильнейшего рычага воздействия на Грузию, также, по-видимому, все с меньшей охотой соглашаются на то, чтобы Москва использовала их с аналогичной целью. Как абхазская, так и грузинская стороны уже делают попытки начать переговоры друг с другом без посредников. И что удивительно: уже первые встречи между лидерами двух сторон оказались способными изменить послевоенные стереотипы и образы врага среди населения каждой из сторон, неожиданно обнаружившего способность увидеть ситуацию в реальном свете, а не в примитивном делении на черный и белый цвета. Грузины с удивлением обнаружили, что аргументы в устах Ардзинбы и других абхазских представителей, и неприемлемы, но имеют вполне рациональный смысл,, и это после многих лет исключительно негативного восприятия лексикона абхазской политической верхушки
|
2921.
В.Г.Ардзинба
(05.12.2000 19:52)
0
И Вам спасибо, Владимир Владимирович!
|
2920.
Путин В.В.
(05.12.2000 19:47)
0
Молодцы абхазы!!!
|
2919.
(05.12.2000 19:46)
0
На настоящий момент: сегодня на "Абхазети" побывало 40 посетителей, на "Абхазии" 134. На "Абхазети" пик 6 человек на сайте в 16 часов. На "Абхазии" пик 17 человек в 16 часов.
|
|
|
|