Абхазия: взгляд сквозь века.

 

Главы из сборника «Абхазская трагедия»

В.Шарий

 

На географической карте Абхазия напоминает вытянутый треугольник, одной из длинных сторон которого является Главный Кавказский хребет, а другой — берег Черного моря. Однако почти все население республики сосредоточено на узкой приморской полосе земли, которая протянулась, понемногу расширяясь с северо-запада на юго-восток, на 220 километров.

 

Апсны — так называют ее на своем языке аборигены этой земли, абхазы (Широко употребляется, особенно в бытовой лексике, и другой, более старый вариант — «абхазцы». Самоназвание — «апсуа»), потомки древних хаттско-абхазо-адыгских племен, единый этнический массив которых несколько тысячелетий назад включал в себя северо-восточную часть Малой Азии и весь западный Кавказ. Позднее в этот массив в районе реки Риони вклинились западно-картвельские племена, оттеснив абхазо-адыгов на северо-запад, а хаттов — на юг. Исследования известного грузинского языковеда Арнольда Чикобава подтверждают это наличием множества абхазских элементов, особенно топонимов, в языках мегрелов и лазов.

 

Благодатная земля, на которой жили абхазы, издревле притягивала к себе взоры соседних народов, была перекрестком культур. Сюда приплывали и основывали прибрежные колонии древние греки, среди которых называют легендарных аргонавтов — братьев-близнецов Диоскуров, основателей города Диоскурии .на месте современного Сухума. Полчища Митридата Евпатора — заклятого врага могучего Рима — зимовали в этом городе в 65 г. до н. э. Здесь, ступая в своих сандалиях по каменным плитам крепости, вслушивался в тишину звездной ночи часовой — римский, а потом византийский воин. До цветущих городов Абхазии дошагивали боевые слоны персов, и арабы, прокатившиеся горячей лавой по Передней Азии, Северной Африке и Южной Европе, докидывали до них копья свои... Именно здесь, у стен неприступной цитадели Анакопии, где, нынче Новый Афон, в VIII веке было остановлено войско арабского полководца Мурвана «Кру» («Глухого»). И. тогда же раннефеодальные княжества абазгов, апсилов и других абхазских племен, еще в VI веке при византийском императоре Юстиниане, принявшие христианство, объединились в Абхазское царство во главе с Леоном I. В состав его вскоре, после династического брака Леона I и дочери грузинского царя Мириана, который со своим братом Арчилом нашел в Абхазии спасение от преследований жестокого Мурвана «Глухого», вошли также земли нынешней Западной Грузии. Это царство просуществовало под названием Абхазия несколько веков. Иной раз невольно задумаешься: знай Леон I, что для его далеких  потомков в XX веке это территориальное приобретение обернется утверждением — «Абхазия всегда была неотъемлемой частью Грузии», — может, и отказался бы от новых владений, а его племянник и преемник Леон II не стал бы переносить столицу объединенного царства из Анакопия в Кутаиси (или делать Кутаиси, как полагают многие ученые, второй столицей). В дальнейшем это государство, в которое пошла и Восточная Грузия, называлось царством абхазов и картвелов. После монгольского нашествия оно распалось и Абхазия выделилась из него в государство во главе с владетельными князьями Чачба (Шервашидзе). Прибрежные районы ее имели в тот период оживленные торговые связи с генуэзцами. В XVI—XVIII веках в Абхазии усилилось политическое влияние Турции, часть абхазов приняла ислам, хотя глубоко он здесь не укоренился. В 1810 году после обращения абхазского князя Георгия Чачба к российскому императору Александру I с просьбой о принятии в подданство и императорского манифеста от 17 февраля Абхазия вошла в состав России, но до 1864 года в княжестве сохранялось самоуправление. С 1864 по 1917 гг. Абхазия («Сухумский отдел», а с 1883 г. — «Сухумский округ») подчинялась русской администрации на Кавказе.

 

Во многовековой истории взаимоотношений абхазского и грузинского пародов было всякое: и совместная борьба с иноземными завоевателями, например, с упомянутым арабским войском, и территориальные споры, войны. В результате последних в позднее средневековье и вплоть до XVIII века происходили неоднократные подвижки границы между Абхазским и Мегрельским княжествами, что в советское время официальной исторической наукой всячески замалчивалось, ибо противоречило предписанной идеологической установке.

 

Подобные периоды союзничества и конфронтации неизбежны, наверное, в отношениях всех соседних народов. Однако, качественно новая ситуация в абхазо-грузинских отношениях начала складываться в последней трети XIX века, и именно в те времена «мирного завоевания» Грузией Абхазии уходят корни нынешней войны. Тогда, после окончания в 1864 г. Русско-Кавказской войны и подавления ряда восстаний абхазского народа (1866, 1877 гг.) несколько волн массовых выселении абхазов в Турцию, которые получили название махаджирства, сделали почти безлюдной центральную Абхазию от реки Кодор до реки Псырцха. Значительно пострадали современные Гудаутский (Бзыбская Абхазия) и Очамчирский (Абжуйская Абхазия) районы, опустели окрестности Гагры и Адлера. Сюда устремился поток переселенцев разных национальностей; возникли греческие, болгарские, армянские, русские, эстонские, немецкие селения. Но наиболее активно шло заселение Абхазии крестьянами из соседней Грузии, прежде всего из западной ее части — Мегрелии. Грузинские газеты в 70—80-е годы прошлого века горячо призывали их к переселению на опустевшие «черкесские и абхазские земли» (статьи Я. Гогебашвили, Г. Церетели, И. Чичинадзе и многих других). И если но посемейной переписи 1886 года абхазы составляли 86 процентов всего населения Абхазии, а грузины — 6, то уже по первой Всероссийской переписи 1897 года — соответственно 55 и 25 процентов.

 

Спустя некоторое время, после распада Российской Империи в 1917 году, эти изменения этнодемографической ситуации и послужили основанием претензий Грузии на Абхазию.

 

Сперва Абхазия вошла в состав Горской республики, объединившись с народами Северного Кавказа, из которых многие находятся с абхазами в ближайшем этническом родстве, но в июне 1918 года под предлогом борьбы с большевистскими группами на ее территорию вошли войска Грузинской демократической республики под командованием генерала Мазниева (Мазниашвили) и установили здесь оккупационный режим. Абхазский Народный Совет — реальный орган власти в Абхазии, созданный 8 ноября 1917 г. — неоднократно разгонялся в 1918—1921 гг. силой оружия, а его деятели арестовывались. Абхазское население бойкотировало тогда выборы в парламент Грузии. После установления в Закавказье советской власти Абхазия 31 марта 1921 года была провозглашена независимой советской социалистической республикой, однако спустя восемь месяцев под нажимом Сталина и Орджоникидзе вступила с Грузией в договорные отношения федеративного характера. По мере усиления тоталитаризма и личной власти Сталина давление на Абхазию возрастало. 11 февраля 1931 г. она по воле «отца народов» вошла в Грузию в качестве автономной республики. Период пребывания Абхазии в составе Грузинской ССР ознаменовался для абхазского народа рядом весьма негативных последствий. Тяжелейшим оказался период с 1937 по 1953 годы. Это для абхазов было время не только жестоких политических репрессий, которым подвергались тогда все народы СССР, по и насильственной ассимиляции. В 1937—1941 гг., уничтожив политическое руководство Абхазии, цвет абхазской интеллигенции и крестьянства, т. е. обезглавив и парализовав парод, Берия взял курс на уничтожение абхазов как этнокультурной целостности. Отовсюду изгонялись абхазские кадры. В 1937— 1938 гг. абхазский алфавит был переведен на грузинскую графическую основу, а в 1945 г. абхазские школы — на грузинский язык обучения.

 

В Постановлении бюро Абхазобкома КП (б) Грузни oт 13 марта 1945 года «О мероприятиях по улучшению качества учебно-воспитательной работы в школах Абхазской АССР», подписанном первым секретарем обкома Акакием Мгеладзе, было, в частности, сказани: «1. С целью улучшения качества учебно-воспитательной работы в школах Абхазской АССР, подготовки квалифицированных кадров из числа абхазов и идя навстречу пожеланиям широких масс абхазской интеллигенции, самих учащихся и их родителей, отменить существующую систему обучения в абхазских школах. 2. Учитывая наличие общего алфавита и лексическое сходство грузинского и абхазского языков, а также знание значительной частью абхазского населения грузинского языка, общность материальной и духовной культуры грузинского и абхазского народов, перевести обучение в абхазских школах с 1945—1946 учебного года на грузинский язык».

 

Прекратились радиопередачи на абхазском. Множество абхазских топонимов было заменено грузинскими. Продолжая дело, начатое еще в 1918—1921 гг. министерством земледелия Грузии и переселенческим отделом при Комиссариате Абхазии, Берия организовал переселение в Абхазию (подчас — насильственно) тысяч грузинских крестьян — был создан даже специальный трест «Абхазпереселенстрой».

 

Переселение в основном шло из Цагерского, Гегечкорского, Чхороцкуского, Цаленджихского, Абашского, Цхакаевского, Зугдидского, Амбрилаурского, Хобского, Цулукидзевского, Озуретского и др. районов Западной Грузин. Анклавы переселенцев старались разместить прежде всего в местах компактного проживания абхазов — в Очамчирском и Гудаутском районах. Примечательно, что из таких населенных пунктов — Цагера, Н. Книдгн, Ахалдаба, Араду, Охурей, Ачадара, Леселидзе, Гантиади, Колхида, Хеивани — вторгшиеся в Абхазию в 92-м войска Госсовета рекрутировали наиболее озлобленных против абхазов «воителей единства Грузии». В период с 1939-го о по 1959 годы грузинское население здесь, в основном за счет механического прироста увеличилось на 62 тыс., что превышает численность всего в тот период абхазского населения.

 

В этих целях также активно использовались места проживания выселенных греков и турок. В те годы завершился процесс ассимиляции населения Самурзаканской Абхазии (Гальского района). Примерно с 1940 года само словосочетание «абхазский народ» вышло из официального употребления, абхазов нельзя было называть народом. Абхазия была низведена до чисто географического понятия.

 

Идеологическим обоснованием политики грузинизацпи стала выдвинутая в начале 50-х годов «теория» литературоведа Павле Ингороквы (классический пример услужливей науки эпохи тоталитаризма), согласно которой абхазы (апсуа) являются пришлым этносом, в XVII веке вторгшимся с Северного Кавказа и ассимилировавшим прежнее грузинское население — «абхазов средневековья». Полная научная несостоятельность этих измышлений заставила выступить с их резкой критикой ведущих грузинских историков.

 

Последующие годы, начавшиеся с хрущевской «оттепели», стали для абхазов временем определенного возрождения. Доля их в населении Абхазии немного возросла — с 15 процентов в 1959 году до 18 в 1989 г. Первыми руководителями (первыми секретарями Абхазского обкома Компартии Грузии) здесь теперь становились абхазы, хотя жесткая партийная дисциплина заставляла их, несомненно, работать под диктовку Тбилиси. Поскольку не было на то согласия ЦК Грузии, не решался даже такой, казалось бы, элементарный вопрос, как восстановление многих исконных абхазских топонимов. Абхазов не могло не тревожить, что доля грузинского населения в Абхазии продолжала неуклонно возрастать (в 1989 году они составляли уже почти 46 процентов ее населения). В основном, эта демографическая экспансия была следствием миграции из сел Западной Грузии в приморские города Абхазии. В условиях Абхазии результаты этого процесса (который поощрялся из Тбилиси различными «ударными республиканскими комсомольскими стройками», например, в середине 70-х — Гагрской, созданием в Сухуме вузов, ориентированных на «обслуживание» всей Грузинской ССР, например, Грузинского института субтропического хозяйства) имели свою несомненную специфику.

 

Из-за формального характера автономии Абхазии она не имела возможности реально защищать свои национально-политические интересы.

 

Все это, как и коллективная память народа о попытке его насильственной ассимиляции, предпринятой в середине века, заставляло подавляющее большинство абхазской общественности видеть в нахождении Абхазии в составе Грузинской ССР постоянную угрозу национальному выживанию. И не случайно именно к вопросу о выходе из состава Грузии сводились в конечном итоге требования, выдвигавшиеся во время массовых волнений абхазов с устойчивой периодичностью раз в 10—11 лет — в 1957, 1967, 1978, 1989 годах.

 

(продолжение следует)

 

 

 

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ

 

ПУБЛИКАЦИИ

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 



Сайт управляется системой uCoz