Copyright © 1998, Национальная электронная библиотека
Распад Советской империи привел к возникновению новой геополитической
реальности, в которой каждая из бывших союзных республик использовала свое право
на самоопределение (с определенными отступлениями от Конституции СССР, порядка
выхода из него и принципа территориальной целостности). В большинстве случаев
эти процессы были расценены международным сообществом как восстановление
исторической справедливости, попранной в период тоталитаризма. На путь
государственной суверенизации встали и многие автономные республики, в том числе
и Абхазия, руководствуясь тем же принципом восстановления исторической и
государственно-правовой справедливости. Абхазы и грузины проживали на
сопредельных территориях и имели самостоятельные государства в течение последних
700 лет, и только в 1931 г. Абхазия была введена Сталиным в состав Грузии в
качестве автономии.
Развал советской системы автоматически аннулировал и
введенные ею принципы государственно-правовых взаимоотношений Абхазии и Грузии,
в результате чего возникла необходимость в принятии новых законов, регулирующих
эти отношения и восстанавливающих государственный суверенитет Абхазии
(возвращение к конституции 1925 г., проект межгосударственного договора между
Грузией и Абхазией, 1992 г.). Грузия к этому времени окончательно оформилась в
этнократическое государство, лишив Юго-Осетию и Абхазию даже статуса автономии.
Таким образом возник политический конфликт (который можно было решить мирным
путем), переросший в военный после введения грузинских войск в Абхазию в августе
1992 года.
По существующим критериям абхазо-грузинский конфликт является
одновременно и политическим и собственно этническим, хотя вряд ли можно
согласиться с утверждением, что последним он стал только после вовлечения
местного грузинского населения в боевые действия против абхазов. В
действительности же этническое противостояние абхазов и грузин, в конечном счете
вылившееся в войну, имеет более давние и глубокие причины как политического, так
и социально-психологического характера. К первым можно отнести:
- факт
волюнтаристского понижения государственного статуса Абхазии в 1931 г.;
-
национализм как основной идеологический принцип политики Грузии в течение всего
советского и постсоветского периодов;
- несовпадение государственных
геополитических ориентиров в посттоталитарный период (Грузия - Запад, Абхазия -
Россия).
Среди социально-психологических причин конфликта можно выделить
следующие:
- историческая память о кровавой оккупации Абхазии Грузией в
1918-1921 гг.;
- репрессии против абхазов в 30-50-е годы;
-
демографическая экспансия - массовое переселение грузин в 30-50 гг., в более
завуалированном виде продолжавшееся в 60-70 гг. и вновь усилившееся в конце 80-х
годов.
- культурная экспансия (закрытие абхазских школ, запрещение языка,
фальсификация истории, переименование абхазских топонимов в грузинские в 30-50
гг. и т.д.; идеологическая кампания, развивавшая националистические настроения у
грузин и социальный пессимизм у других этносов, в том числе и у абхазов).
Вследствие активной иммиграции грузинское население в Абхазии было
превращено в национальное большинство, которому создавался режим наибольшего
благоприятствования во всех сферах, в частности, при получении жизненных благ
(жилья, работы и т.д.); социальный же статус коренного населения - абхазов
неизменно ухудшался, что ущемляло их национальное достоинство и порождало
ощущение угрозы утраты национальной идентичности вообще. Агрессивная
ассимиляционная политика Грузии и привилегированность положения грузин с самого
начала противопоставила их (в основной своей массе являвшихся иммигрантами) не
только коренному населению, но и остальным этносам (в частности, дома
депортированных греков заселялись грузинами) и создала условия для возникновения
этнической конфронтации.
В отличие от большинства потенциальных этнических
конфликтов, которыми буквально была усеяна территория бывшего СССР и
взорвавшихся только после его распада, абхазо-грузинский конфликт еще в
тоталитарную эпоху перешел из стадии потенциального в открытую форму, т.е. стал
реальным, о чем свидетельствуют массовые выступления абхазов в 1932, 1957, 1965,
1974, 1978, 1989 гг. с последующими письменными обращениями в Центр. В 1989 г.
как реакция на принятие государственной программы грузинского языка и призывы к
ликвидации автономии (что вновь всколыхнуло историческую память, саму по себе
являющуюся мощным конфликтогенным фактором) наступила третья стадия конфликта -
конфликтные действия, проявившиеся в столкновениях между абхазами и грузинами,
происходившие уже на фоне оформления национального движения абхазов в
политическое.
Причины, характер абхазо-грузинского конфликта и его долговременность привели
к формированию устойчивых и противоположных национальных стереотипов в массовом
сознании как грузин, так и абхазов. В частности, на деструктивную национальную
идею ("Единая и неделимая Грузия", " Грузия для грузин") работали и средства
массовой информации, и многие общественно-политические силы, и высшая
интеллектуальная элита грузинского общества. Все это, в итоге, настолько
деформировало массовое сознание грузин, что сделало возможным участие в войне
"за Родину" никогда не проживавших и даже никогда не бывавших в Абхазии жителей
Восточной Грузии.
Война в Абхазии и особенно ее исход, по всей вероятности,
должны были оказать серьезное влияние на общественное сознание не только абхазов
и грузин, но и других этнических групп, ранее стоявших как бы в стороне от
конфликта, а в ходе боевых действий так или иначе вовлеченных в него. Возник
психологический феномен победителя (характерный и для армян, и для русских,
ставших жертвами оккупации и воевавших на абхазской стороне), достигшего
независимости ценой больших жертв и не понимающего необходимости компромисса с
бывшим "врагом", и побежденного, жаждущего реванша и возвращения потерянных
благ.
Этот, в целом негативный, психологический фон, а также политическая
неурегулированность являются основными причинами, вследствие которых
абхазо-грузинский конфликт все еще не разрешен, несмотря на отсутствие боевых
действий. В такой ситуации массовое возвращение грузинских беженцев может
привести к непредсказуемым и неконтролируемым процессам, способным
дестабилизировать обстановку не только в Абхазии. В связи с этим возникла
необходимость в проведении исследования и анализа с последующим прогнозом как
минимум двух проблем:
- возможное влияние процесса возвращения беженцев на
установившуюся после войны в целом стабильную этнополитическую ситуацию в
республике;
- отношение беженцев к новой, поствоенной реальности -
восстановлению Абхазской государственности де-факто, хотя и не признанной
де-юре.
Предотвращение конфронтации во многом зависит от того, насколько
выявлены, осознаваемы большинством и в идеале устранимы ее причины, а также от
способности извлечь уроки из уже произошедших вооруженных конфликтов не только
проигравшей, но и победившей стороной. Поэтому целью настоящего социологического
обследования явилось изучение общественного мнения на трех уровнях:
- среди
населения г. Сухум;
- среди государственно-должностных лиц, занимающихся
проблемой возвращения грузинских беженцев (экспертные оценки);
- среди
беженцев, уже возвратившихся в Гальский район.
Обследование проводилось
путем анкетного опроса, в котором приняло участие более 600 чел., с
использованием метода квотной выборки.
Как видно из табл.1, подавляющее большинство населения г. Сухум основными причинами войны считает политику руководства Грузии (63% опрошенных) и только 21% - развал СССР. Такой расклад дают практически все национальные и социально-профессиональные группы опрошенных. Исключение составили грузины г. Сухум, отдавшие приоритет развалу СССР (55% опрошенных грузин) и политике руководства Грузии (36%), причем ни один из них не выбрал вариант ответа "политика Абхазии".
Таблица 1
Мнение респондентов о причинах грузино-абхазской войны
(в % от числа опрошенных)
Население (г.Сухум) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Все | Абхазы | Русские | Армяне | Грузины | Беженцы (г.Гал) | Эксперты |
2,1 | 1,7 | 2,3 | 4,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
6,8 | 6,9 | 6,5 | 6,7 | 4,5 | 18,6 | 8,3 |
4,4 | 6,4 | 2,8 | 2,7 | 0,0 | 14,0 | 8,3 |
62,7 | 73,4 | 57,5 | 56,0 | 36,4 | 2,3 | 33,3 |
20,8 | 8,2 | 26,6 | 29,3 | 54,5 | 37,2 | 41,7 |
0,5 | 0,4 | 0,9 | 0,0 | 0,0 | 18,6 | 0,0 |
0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,0 | 4,5 | 9,3 | 0,0 |
1,6 | 2,1 | 1,4 | 1,3 | 0,0 | 0,0 | 8,3 |
0,3 | 0,0 | 0,9 | 0,0 | 0,0 |
Варианты ответов:
Среди других ответов чаше всего назывались в качестве причин войны политика
Грузии и России, а также весь комплекс предложенных для ответа причин.
Вернувшиеся в Гальский район беженцы основной причиной считают развал СССР
(37%), а также политику Абхазии (19%), националистическую пропаганду (19%), и
национальную неприязнь (14%).
В отличие от местного населения,
ассоциирующего войну в первую очередь с агрессией Грузии и практически не
затрудняющегося с ответом на этот счет (1,9% не ответивших), ответы беженцев
дают больший спектр причин, среди которых не столь явственно выделяется в
качестве главной, по существу, внешняя причина. И это при гораздо более высоком
показателе затрудняющихся с ответом (9,3%).
Большинство же экспертов
оценивают абхазо-грузинскую войну как закономерное следствие развала империй:
большой - СССР и малой - Грузии, причем, ряд экспертов считает войну также
результатом столкновения геополитических интересов России и Запада за сферы
влияния в Закавказье.
Что касается проблемы возвращения беженцев в Абхазию,
то основным препятствием, по мнению экспертов, является отсутствие политической
урегулированности конфликта, т.е. непризнание государственного статуса Абхазии,
что фактически сохраняет причины конфликта в прежнем виде. Вследствие этого
важнейшими частными причинами, осложняющими возвращение беженцев, являются
отсутствие гарантий личной безопасности и закрытие абхазо-российской границы.
Последнее делает совершенно невозможным возвращение беженцев, находящихся в СНГ,
а также усиливает социально-экономическую напряженность внутри республики, взрыв
которой, по всей видимости, будет направлен в первую очередь в сторону
грузинских беженцев, ассоциирующихся в массовом сознании с войной и
последовавшей за ней экономической блокадой.
Опрос беженцев и населения г.
Сухум показал, что, по их мнению, важнейшими факторами, препятствующими
возвращению беженцев, являются отсутствие гарантий личной безопасности (беж. -
47%, насел. - 25%), а также психологические причины, что вызвано, по-видимому,
непосредственным участием в боевых действиях и совершением военных преступлений
родными и близкими возвращающихся беженцев (беж. - 21%, насел. - 22%) (табл. 2).
Среди других ответов населения наиболее часто говорилось о невозможности
массового возвращения беженцев на данном этапе, поскольку в условиях все еще
фактически сохраняющейся конфронтации, в силу политической неурегулированности
конфликта, грузинские беженцы могут представлять собой "пятую" колонну в
республике.
Таблица 2
Мнение респондентов о факторах, препятствующих
возвращению беженцев (в % от числа опрошенных)
Население (г.Сухум) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Все | Абхазы | Русские | Армяне | Грузины | Беженцы(г.Гал) | Эксперты |
13,4 | 13,3 | 15,0 | 12,0 | 4,5 | 9,3 | 16,7 |
12,9 | 9,4 | 16,4 | 14,7 | 18,2 | 4,7 | 8,3 |
25,1 | 28,3 | 18,7 | 29,3 | 22,7 | 46,5 | 25,0 |
9,6 | 6,9 | 9,3 | 13,3 | 18,2 | 9,3 | 0,0 |
22,3 | 28,3 | 19,2 | 16,0 | 13,6 | 20,9 | 0,0 |
6,1 | 4,7 | 7,0 | 12,0 | 0,0 | 2,3 | 16,7 |
5,4 | 3,9 | 7,0 | 2,7 | 22,7 | 7,0 | 0,0 |
4,2 | 4,3 | 6,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 33,3 |
0,9 | 0,9 | 1,4 | 0,0 | 0,0 |
Варианты ответов:
В целом опасность возобновления конфликта очень остро ощущается всеми
национально-социальными группами опрошенных: только 4% опрошенных не считает
возможным повторение межнационального конфликта и 1% респондентов затрудняется с
ответом. Для подавляющего же большинства (90% опрошенных абхазов, 87% русских,
89% армян и 54% сухумских грузин) массовое возвращение беженцев на данном этапе
приведет к повторению конфликта. Столь же пессимистичны и прогнозы экспертов на
этот счет. Подобное опасение, по-видимому, в скрытой или явной форме
присутствует и среди беженцев (12% - повторится, 12% - затруднились с ответом),
хотя в большинстве своем они уверены в обратном (76% опрошенных).
Несмотря
на сложную внешнеполитическую ситуацию, во многом обусловленную сохранением
прежних агрессивных тенденций во влиятельных политических кругах Грузии (что и
вызывает, вероятно, ощущение угрозы возобновления конфликта в массовом
сознании), в Абхазии продолжается процесс строительства и укрепления
национального государства. Массовое сознание, как правило, не особенно вникающее
в международно-правовые аспекты признания или непризнания суверенитета, является
достаточно точным барометром, отражающим политику государства в отношении не
только коренного, но и других этносов. В ряде стран бывшего СССР были приняты
законодательные акты, дискриминирующие права русско-язычного населения и
вызывающие соответствующую реакцию и со стороны последнего, и со стороны России
как государства, защищающего интересы своих соотечественников за рубежом.
Известно заявление А.Козырева о том, что Российская Федерация будет защищать
права своих соотечественников в Ближнем зарубежье, в том числе и силой оружия.
Как показал опрос, 96% опрошенных (99% абхазов, 93% русских, 97% армян, 86%
сухумских грузин) считают себя гражданами Республики Абхазия. Только 19%
опрошенных русских ощущают себя еще и гражданами России, хотя в мае 1995 г. был
принят Указ Президента о поддержке этнических россиян за рубежом. Поскольку
последствия экономической блокады особенно остро ощущаются русскоязычным
населением, лишенным связи с деревней, и вызывают его вынужденную миграцию за
пределы Абхазии, подобные государственные указы и заявления приобретают в глазах
не только этнических россиян, но и всего населения декларативный характер. На
этом фоне единственным гарантом защиты прав и физического выживания становится
поддержка Абхазской государственности. В то же время экономическая блокада
делает особенно уязвимым русскоязычное население, что в итоге может привести к
трансформации в его сознании социальной ущемленности в национальную и чревато
возникновением нового источника напряженности.
Очень важным в аспекте
конфликтогенного прогноза является отношение грузинских беженцев к
государственности Абхазии. Вопрос о гражданстве ставит респондентов, особенно
этнических мегрелов (с одной стороны, пострадавших во время мегрело-грузинского
вооруженного конфликта летом 1993 г., а с другой, втянутых в войну с абхазами),
перед необходимостью решения сложнейшей проблемы - проблемы выбора политической
ориентации. 46% опрошенных беженцев считают себя гражданами Абхазии и Грузии
(хотя скорее всего им не известно, что двойное гражданство может стать
основанием для исключения из статуса беженцев согласно Конвенции 1951 г.,
разделы D, E, F, статьи 1: "лица, не рассматриваемые как нуждающиеся в защите,
поскольку они имеют права и обязанности ГРАЖДАН в стране, предоставившей им
убежище"). 7% опрошенных беженцев считают себя гражданами только Абхазии, 12% -
затруднились ответить, 35% - только Грузии ( имеются основания предполагать, что
этот показатель гораздо выше среди беженцев, находящихся по ту сторону границы в
совершенно иной психологической и политической атмосфере). Эти данные
коррелируют и с ответами беженцев на вопрос (фактически дублирующий вопрос о
гражданстве) о признании ими Конституции Абхазии, хотя здесь процент
положительных ответов выше - 60%; однако высок и процент не признающих
Конституцию Абхазии (23%) и затруднившихся с ответом (16%).
В условиях
сохраняющейся политической конфронтации Абхазии и Грузии и угрозы возобновления
военных действий (тем более, что в Гальском районе продолжают действовать
бандформирования, засылаемые из Грузии и осуществляющие террор мирного
населения, в том числе вернувшихся беженцев - порядка 40 тыс чел.,
сотрудничающих с законными властями) лояльность граждан к своему государству
приобретает особое значение. Среди причин выбора этническими мегрелами,
составляющими большую часть грузинских беженцев, гражданства Абхазии можно
предположить следующие:
1. Вынужденный выбор в силу новой политической
реальности.
2. Многие мегрелы Гальского района, изменившие свою национальную
принадлежность (сохранив при этом абхазские фамилии) в результате политики
грузинизации, осуществлявшейся в 30-е годы, уже не говорящие на абхазском языке,
признают свое абхазское происхождение.
3. Историческая память, хранящая
многие факты дискриминации мегрелов со стороны грузин, в частности,
антимегрельская кампания 30-х годов, когда был официально запрещен мегрельский
язык, а мегрелы объявлены грузинами; репрессии весной 1992 г.; вооруженный
конфликт летом 1993 г.
4. Надежда на то, что абхазское государство, в
отличие от Грузии, сможет гарантировать сохранение мегрельского этноса
(показательно в этом смысле, что в Гальском районе впервые за последние 63 года
по просьбе местных жителей вышла газета на мегрельском языке).
Затруднившиеся с ответом по вопросам гражданства и признания Конституции
(соответственно 12% и 16% опрошенных), по всей видимости, составляют ту часть
беженцев, которая пока колеблется в осуществлении выбора. В то же время для
населения, как и для экспертов, ответ на вопрос о признании беженцами
Конституции Абхазии однозначно положителен (98% и 100% соответственно).
Что
касается ответственности за участие в военных действиях на территории Абхазии,
когда, по существу, сосед воевал против соседа, то в массовом сознании местного
населения разницы между участием в военных действиях и совершением военных
преступлений нет: 88% опрошенных (86% сухумских грузин)высказались за
привлечение к уголовной ответственности за участие в военных действиях против
Абхазии. Столь же однозначны и оценки экспертов, причем подчеркивается
необходимость тщательного изучения каждого конкретного случая.
Ответы
беженцев свидетельствуют о том, что это, пожалуй, самый больной вопрос для них -
33% затруднилось ответить. Только 4% опрошенных считают необходимым привлечение
к ответственности, а 5% выступают за установление индивидуальной вины.
Большинство же опрошенных (58%) не предполагает, что за участие в войне
необходимо нести ответственность, считая, по-видимому, что прекращение конфликта
и возвращение беженцев автоматически влечет за собой взаимное прощение и
примирение. Характерно, что ни один из опрошенных сухумских грузин, не выехавших
после войны, не отверг необходимости несения уголовной ответственности за
военные действия в Абхазии и в большинстве своем они высказались "за" (86%).
В качестве гарантий прочного мира в Абхазии (табл.3) населением
воспринимаются: признание государственного статуса Абхазии (79%), присутствие
миротворческих сил (54%) и раздельное проживание абхазов и грузин в течение
определенного времени (15%), причем последнее называется третьей по значимости
гарантией не только абхазами, но и опрошенными русскими и армянами, хорошо
знающими местные национальные традиции, в частности, традиции кровной мести. О
необходимости так называемого "охладительного периода" с учетом культурной
специфики говорят и ученые-этнологи, и политологи (П.Гарб, Г.Колбая и др.). С
точки зрения экспертов, определяющей гарантией прочного мира в республике
является признание государственного статуса Абхазии (92%), раздельное проживание
абхазов и грузин в течение "охладительного периода" (47%) и присутствие
миротворческих сил (41%). По мнению беженцев, основной гарантией прочного мира
является присутствие наблюдателей от международных организаций(61%) и в меньшей
степени присутствие миротворческих сил (49%); за признание государственного
статуса как гарантию прочного мира высказалось только 16% беженцев.
Примечательно то, что абхазы (8%), русские (8%), армяне(12%) и сухумские грузины
(9%) не возлагают особых надежд в этом плане на международные организации, что
говорит о различии геополитических ориентаций между Грузией и Абхазией не только
на уровне государственной политики, но и в национальном сознании ( хотя следует
признать и возможность переоценки в этом плане в массовом сознании населения
Абхазии, в первую очередь, - как следствие проводимой Россией политикой в
отношении Абхазии).
Таблица 3
Мнение респондентов о гарантиях прочного мира в Абхазии
(в % от числа опрошенных)
Население (г.Сухум) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Все | Абхазы | Русские | Армяне | Грузины | Беженцы (г.Гал) | Эксперты |
54,3 | 38,2 | 67,3 | 58,7 | 63,6 | 48,8 | 41,7 |
7,9 | 7,7 | 7,5 | 12,0 | 9,1 | 60,5 | 0,0 |
15,0 | 18,9 | 10,7 | 17,3 | 9,1 | 2,3 | 41,7 |
3,1 | 6,4 | 0,9 | 1,3 | 0,0 | 2,3 | 0,0 |
79,1 | 83,3 | 76,6 | 77,3 | 63,6 | 16,3 | 91,7 |
2,6 | 1,3 | 2,8 | 1,3 | 13,6 | 7,0 | 0,0 |
0,7 | 0,0 | 1,4 | 1,3 | 0,0 | 4,7 | 0,0 |
Варианты ответов:
1. Обследование массового сознания позволяет выявить
установки, ценностные ориентации, "болевые" проблемы и противоречия, т.е. может
быть индикатором назревающих (или уже назревших) конфликтов, ибо "в реальной
обстановке мнения становятся силами, а соотношение мнений силовыми конфликтами
между группами" (П.Бурдье). Результаты настоящего социологического опроса
свидетельствуют о наличии некоего общественного консенсуса местного населения в
отношении к проблеме возвращения беженцев. В то же время обнаруживаются
серьезные противоречия в установках и представлениях опрошенного населения и
вернувшихся беженцев по ряду важнейших проблем - отношение к государственному
статусу Абхазии и гражданская лояльность (в условиях все еще существующего
противостояния Абхазии и Грузии), перспективы абхазо-грузинских отношений,
ответственность за участие в войне, уроки войны.
2.
Менталитет вернувшихся беженцев - это по преимуществу менталитет
ГРАЖДАН Грузии, не считающих необходимостью несение ответственности за войну в
Абхазии и не придающих особого значения фактору, из-за которого война, по
существу, и началась - признанию равносубъектного с Грузией государственного
статуса Абхазии. По всей видимости, продолжающаяся в Грузии массированная
пропаганда военного реванша в Абхазии, создание так называемых "абхазских"
батальонов и диверсионных банд из числа беженцев дают свои плоды и не позволяют
объективно оценить уроки войны, утихомирить страсти по обе стороны границы и
признать существование новой поствоенной реальности - Абхазии как
самостоятельного независимого государства.
3. Очевидно, что
количественный подход к проблеме беженцев, с учетом состояния их менталитета,
чреват возобновлением конфликта как с местным населением (не только абхазским),
так и с государственными структурами (в частности, в ходе привлечения к
ответственности "виновных" беженцев, не согласных с этим).
В своем докладе
(май, 1995 г.) Генеральный Секретарь ООН Б.Б.Гали отмечает, что "нет сомнений в
том, что несвоевременный вывод сил СНГ и МООННГ приведет к открытой конфронтации
и возобновлению конфликта", фактически признавая, что конфликт сдерживается
только присутствием миротворческих сил. Несмотря на это, продолжается давление
на абхазскую сторону с целью осуществления массового возвращения беженцев в
ближайшее время, что, при неустранении причин конфликта и наличии серьезных
противоречий в массовом сознании беженцев и местного населения, вероятнее всего
приведет к его возобновлению.
4. Дестабилизирующее влияние
на ситуацию в Абхазии оказывают далеко не нейтральные позиции как России
(экономическая блокада), так и ООН (в частности, количественный подход к
проблеме беженцев, отсутствие адекватной реакции на поощряемую властями Грузии
террористическую деятельность грузинских бандформирований в Гальском районе).
5. Возвращение беженцев даже в случае политической
урегулированности конфликта необходимо осуществлять продуманно и поэтапно, с
учетом позитивных сдвигов, которые должны произойти в массовом сознании как
грузин, так и абхазов.