С.ШАМБА, С.ЛАКОБА

НАРОДНЫЙ ФОРУМ АБХАЗИИ И ЕГО ЦЕЛИ:[V.L.1] 

Вылившиеся в июле 1989 г. в кровавый конфликт абхазо-грузинские противоречия протекают на уровне идеологической конфронтации и политического противоборства. На этот очень важный момент обратили в свое время внимание этнологи, из­вестные правозаконники и видные представители творческой ин­теллигенции России. Одним из первых проблему абхазо-грузинских отношений затронул академик А.Д.Сахаров. В акту­альном интервью, опубликованном после столкновения в Абха­зии, он впервые ознакомил широкого читателя со своей концеп­цией национально-государственного переустройства страны на основе равноправия народов, а не деления их на ранги. "Мы по­лучили в наследство от сталинизма имперскую систему с импер­ской идеологией, - отмечал в июле 1989 г. Сахаров, - с имперской политикой "разделяй и властвуй". Систему угнетения малых рес­публик и малых национальных образований, входящих в состав союзных республик, которые таким образом сами превращались в империи меньшего масштаба... Я предлагаю конфедерацию. Всем республикам - союзным и автономным, автономным областям, национальным округам надо предоставить равные права с сохра­нением нынешних территориальных границ. Все они должны получать максимальную степень независимости. А начинать надо, повторяю, с полного демонтажа имперской структуры. Только так можно решить национальную проблему в малых империях, кото­рыми по существу являются союзные республики - например, Грузия, включающая в свой состав Абхазию, Осетию..."1[V.L.2] 

Концепция А.Д.Сахарова легла в основу многих докумен­тов Народного форума Абхазии и получила полую поддержку аб­хазского народа.

О событиях 1989 г. академик А.Д.Сахаров в своих воспо­минаниях отмечал: "В первых числах апреля в Тбилиси проходили митинги, поводом для которых послужили требования абхазцев об отделении Абхазии от Грузии... Абхазцы составляют в Абхазии меньшинство - как они утверждают, в значительной мере в ре­зультате политики "грузинизации". Абхазцы недовольны су­ществующими положением и выразили свои требования на мно­готысячном митинге в древнем центре Абхазии Лыхны (18 марта 1989 г. - С.Ш.). Но большинство грузин (мы имеем возможность в этом убедиться) считают недопустимым изменение существую­щего положения - как по экономическим причинам, так и из-за опасений за судьбу грузинского большинства в Абхазии. Я скорей считаю оправданной позицию абхазцев."2[V.L.3] 

Сегодняшняя действительность убедительно свидетель­ствует о нарастающем политическом хаосе, экономическом разва­ле и всеобщей моральной депрессии населения в пределах бывшего Союза. Развал большой империи повлек за собой распад малых империй, которые лишь на словах облачаются в тогу демо­кратии, попирая права малочисленных народов на самоопределе­ние. Наиболее яркий пример такой национальной политики в отношении национальных меньшинств, демонстрирует нынешняя Республика Грузия, правительства которой приходят и уходят, а их курс по отношению к абхазскому и другим народам остается неизменно имперским и традиционно жестким. С этими народа­ми грузинское руководство предпочитает говорить силовыми ме­тодами. Двойной стандарт действует и в грузинском национально-освободительном движении: стремясь к полной свободе и незави­симости, его лидеры отказывают в этом праве абхазам и осетинам. На столь откровенное проявление двойной морали обратил вни­мание в 1990 г. русский писатель грузинского происхождения Булат Окуджава. На вопрос, какие у него "впечатления от ны­нешних национальных страстей", он ответил: "Меня поражает нетерпимость даже интеллигентных людей. Я разговаривал с про­свещенными грузинами, писателями, философами. Все очень трезво все оценивают, но когда дело доходит до национального вопроса... Только что они ругали русских за то, что те их давят, и тут же, когда заходит речь об абхазах : глаза тускнеют... И тут тоже видишь, как мы одичали. И все-таки я не теряю надежды..."3[V.L.4] 

После июльской трагедии 1989 г. в прессе появился целый ряд материалов посвященных Абхазии и абхазо-грузинскому кон­фликту. За весьма редким исключением они носили поверхностный характер. Фактически не приводились и статистические дан­ные: 100 тысяч абхазов и 4 миллиона грузин. Причем в самой Абхазии грузинское население в 2,5 раза превышает численность коренного абхазского народа. "Средства массовой информации подчас преподносят те или иные национальные драмы в иска­женном свете, - справедливо заметил Вадим Кожинов. - Так, в сознании большинства людей азербайджанско-армянский и абха­зо-грузинский конфликты представляют в качестве, так сказать, однотипных. Но ведь это совершенно разные явления: достаточно сказать, что численность армян и азербайджанцев примерно оди­накова, а соотношение абхазов и грузин - 1 к 40(!), то есть тут не конфликт двух равноугрожающих друг другу сил, а нечто совсем иное..."4[V.L.5] 

Абхазо-грузинские противоречия особенно обострились в советское время. Для национального самосознания абхазов наи­более тягостным оказалось попрание суверенных прав Абхазии, ликвидация советской республики (провозглашена 31 марта 1921 г. в форме ССР Абхазия) и низведение ее статуса в 1931 г. по воле Сталина до уровня автономной республики в составе Грузии. Аб­хазское национальное движение неоднократно было отмечено массовыми выступлениями 1931, 1957, 1965, 1967, 1978, 1989 го­дов, на которых выдвигалось требование о выходе из состава Гру­зии.

Напряженные отношения между Абхазией и Грузией имели место и в досоветское время. В этом смысле абсолютно прав В.Кожинов: "Абхазо-грузинский конфликт нельзя правильно понять и нельзя искать путь к действительному его решению без осмысления той исторической памяти, которая является неустра­нимой, своего рода фатальной основой вроде бы чисто современ­ных споров."5[V.L.6]  .

Абхазский узел нынешних противоречий стал завязываться во второй половине XIX столетия, после окончания Русско-Кавказской войны и вынужденного выселения ("махаджирство") абхазов в Турцию. Интересно, что до опустошительной русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Абхазия состояла почти исключи­тельно из коренного абхазского населения. После войны значи­тельная территория страны от р. Псырцха до р. Кодор обезлюде­ла. Тогда же начался процесс бурного переселения крестьян из Западной Грузии (в основном мегрелов) в центральную часть Аб­хазии, в опустевшие села Мержеул (1879), Беслетка (1881), Акала (1882), Келасур, Пшап (1883) и др.6[V.L.7] 

В 1877 г. появилась пространная статья видного грузинско­го публициста Якоба Гогебашвили, известная под весьма опреде­ленным и красноречивым названием "Кем заселить Абхазию?" Он считал, что колонизация Абхазии может быть успешной лишь в случае переселения туда десятков тысяч мегрелов, но не русских, армян, греков... Тогда, более ста лет назад, грузинский автор со­вершенно определенно ответил на вопрос, кто является коренным народом в Абхазии. Гогебашвили прямо писал: "Представляя со всех... сторон наилучших колонизаторов Абхазии, мингрельцы должны явиться первыми заместителями выселившихся абхаз­цев".7[V.L.8] 

В считанные годы Абхазия превратилась в пестрый в этни­ческом отношении край. Здесь возник целый ряд поселений рмянских, греческих, русских, эстонских, немецких, болгарских и др. В послевоенный период этнодемографическая ситуация в Абхазии резко изменилась. По статистическим данным 1886 г. в Сухумском округе насчитывалось около 69 тыс. .человек. Из них абхазы составляли 58.963 чел. (85,7%), грузины (мегрелы и лазы 3.558) - 4.166 чел. (6,0%), греки - 2.149, армяне - 1.049, русские -971 чел.8[V.L.9]  и т.д.

Недоверие и напряжение в абхазо-грузинских отношениях отчетливо проявилось в 1905-1907 годах, когда масса грузинских переселенцев приняла активное участие в революционном движе­нии в Абхазии. Абхазы тогда не поддержали движение и остались верными правительству. События русской революции 1905 г. в Абхазии они воспринимали как '"грузинскую" революцию и с не­доверием отнеслись к тем, кто недавно занял земли их собратьев-махаджиров, а теперь выступал перед ними в роли революцион­ных агитаторов.9[V.L.10] 

О том, насколько была накалена обстановка в Абхазии свидетельствует публикация  1907 г.  в  петербургской газете. "Вместо чувства благодарности к абхазскому населению, среди которого живут гг. картвельские (грузинские - С.Ш.) националисты, наглая эксплуатация... Этим и объясняется ненависть абхазцев к своим экономическим, а в будущем и политическим поработи­телям... Можем ли мы отдавать абхазский народ на съедение гру­зинским пришельцам?.. Неужели не пора очнуться? Терпение абхазцев может иссякнуть. Довольно и одной армяно-татарской (Азербайджанской - С.Ш.) распри на Кавказе, - для чего же соз­давать другую - грузино-абхазскую?!..".10[V.L.11] 

Не случайно тогда же вышла в свет книжка "Абхазия – не Грузия".11[V.L.12] 

Спустя десять лет вновь обострились абхазо-грузинские противоречия. Как известно, после Февральской революции. 1917 г. Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа, к кото­рому Грузия никакого отношения не имела. Непродолжительный период времени Абхазия находилась в составе Горской республи­ки.

В актуальной и сегодня "Декларации" Абхазского Народ­ного Совета, принятой 8 ноября 1917 г. на I съезде Абхазского народа, говорилось: "В переживаемое тревожное время, когда многое разрушается до основания и многое создается заново, ког­да радикально меняются условия и обстановка жизни всей Рос­сии, и, следовательно, Абхазии - каждый народ должен чутко сле­дить за тем, чтобы его права и интересы не пострадали от поку­шений и не были бы забыты при переустройстве России на новых началах. Абхазский народ уверен в том, что его братья - горцы Северного Кавказа и Дагестана - поддержат его в тех случаях, когда он будет защищать свои права. Одной из следующих важ­ных задач Абхазского Народного Совета является работа по само­определению абхазского народа."12[V.L.13] 

Значительный интерес представляет и следующий доку­мент. 19 ноября 1917 г. представитель Абхазского Народного Со­вета, выступая в Тифлисе на открытии Национального Совета Грузии, сказал: "Я счастлив, что на мою долю выпала высокая честь передать вам горячий привет от имени Абхазского Народно­го Совета. Абхазский народ, входящий в союз объединенных гор­цев, поздравляет прекрасную Грузию с первыми шагами по пути к национальному самоопределению... Абхазцы, вошедшие в союз со своими северными братьями - уверены поэтому и в том, что в скором будущем они встретятся с благородным грузинским наро­дом в общем союзе всех народов Кавказа. И в этом будущем сою­зе абхазский народ мыслит себя, как равноправного члена Союза Объединенных Горцев."13[V.L.14] 

В феврале 1918 г. между двумя странами, Грузией и Абха­зией, заключается соглашение, в котором признается существова­ние "единой нераздельной Абхазии в пределах от реки Ингур до реки Мзымта"14[V.L.15] , из чего следует, что тогда самостоятельность Абхазии и автохтонность абхазского народа на ее территории не ставилась Грузией под сомнение.

С образованием Грузинской демократической республики в мае 1918 г., отношение Грузии к Абхазии приняло характер на­сильственного присоединения к ней Абхазии, хотя столкнувшись с решительным сопротивлением абхазского народа, представители грузинского правительства заявляли о том, что "стремление абхаз­ского народа к независимому существованию вполне естествен­но."15[V.L.16] 

В марте 1919 г. один из видных деятелей. Грузинской рес­публики по поводу политики проводимой в Абхазии, отмечал: "Мы не похожи на завоевателей и не земля здешняя нам нужна, мы ищем соратников в борьбе, с которыми мы пойдем к славному великому будущему социализму."16[V.L.17] 

В том же году вышла книга "О неосновательности притя­заний грузин на Сухумский округ (Абхазию)."17[V.L.18]  В 1918-1921 гг. Абхазия была оккупирована войсками Гру­зинской республики и лишь после ликвидации Грузинской демо­кратической республики в феврале 1921, восстановила свою госу­дарственную самостоятельность в форме ССР Абхазия. "Количество абхазов, проживающих сейчас в стране, - отмечал в 1926 г. В.Гурко-Кряжин, - совершенно не соответствует той роли, которую они играли в ее исторических судьбах. Искусственное размежевание абхазского населения объясняется тремя главными причинами: массовой эмиграцией их в результате завоевания Кавказа Россией и ее войн с Турцией, и колонизационной поли­тикой царского правительства."18[V.L.19] 

Со второй половины 30-х гг. началась полоса репрессий против абхазского народа, преследовавшая цель растворения аб­хазского этноса в грузинском. В 1937-1953 гг. по особой государ­ственной программе осуществлялось массовое переселение из районов Западной Грузии в Абхазию с целью ассимиляции абха­зов и искусственного изменения этнодемографической ситуации в республике.19[V.L.20] 

О том, как изменилось демографическое положение в Аб­хазии за последние 100 лет, свидетельствует следующая таблица:20[V.L.21] 

 

1886

1897

1926

1939

1959

1970

1979

1989

Абхазы

58.963

58.697

55.918

56.197

61.193

77.276

83.097

93.267

Грузины

4.166

25.875

67.494

91.967

158.221

199.595

213.322

239.872

Русские

971

5.135

20.456

60.201

86.715

92.889

79.730

74.913

 

Цепь кровавых событий, вызванных межнациональными противоречиями в годы "перестройки", совершенно очевидно ука­зала на то, что для действительного отказа от сталинского насле­дия прежде всего следует пересмотреть основу национально-государственного устройства страны. Однако, руководство СССР пыталось вновь загнать проблему вглубь. Именно поэтому пись­мо, направленное в 1988 г. представителями абхазской обще­ственности в адрес XIX партконференции и на этот раз осталось без должного реагирования. Тогда из лиц, направивших письмо на XIX партконференцию, была выделена инициативная группа по созданию организации, способной защитить интересы абхаз­ского народа и многонационального населения Абхазии. В де­кабре 1988 г. состоялся I съезд организации, получившей назва­ние Народный форум Абхазии "Аидгылара" ("Единение").

Долгое время НФА не регистрировался правительством, а его устав-программа неоднократно редактировался, пока, нако­нец, в него не были включены отдельные положения о "содействии политике КПСС", XXVII съезде КПСС, XIX Всесо­юзной партконференции и социалистическом обновлении на основе ленинских принципов...

Организация формировалась в тяжелейших условиях под пристальным оком тбилисского руководства, которое радо было бы узреть в программе хоть намек на антисоветские и антипар­тийные настроения, а затем, с одобрения Кремля, использовать их для преследования абхазской интеллигенции. Абхазы не могли себе позволить то, что запросто делалось в Тбилиси. Они находи­лись в крайне тяжелом положении, испытывая на себе двойное давление и опасаясь потерять к себе расположение Москвы. На этот момент и июле 1989 г. обратил внимание публицист Сергей Лезов: "Лояльный по отношению к Москве характер абхазского движения отчасти объясняется тем, что абхазы составляют сейчас лишь 18 процентов населения автономной республики..."21[V.L.22] 

Схожую в чем-то оценку абхазскому национальному дви­жению и НФА дал в 1991 г. один из сухумских сторонников пре­зидента З.Гамсахурдиа. "У отдельных лиц национально-освободительного движения Грузии с самого начала существовало ошибочное мнению о том, - отмечал он, - что абхазский сепара­тизм - всего лишь управляемое Кремлем явление, а абхазские лидеры ими нередко воспринимались недальновидными, близо­рукими политиками. Полностью признавая коварную роль центра в разжигании конфликта, нельзя не отметить, что в Абхазии су­ществует довольно сильное политическое движение, которое, как показали события последних лет, по уровню идеологической подготовки и организаторских навыков стоит значительно выше аналогичных движений в других автономных республиках. По­этому нам кажутся глубоко ошибочными утверждения, например, Г.Чантурия, что достаточно "политически просветить этих людей (абхазских лидеров), показать им истинного врага" и якобы абхаз­ская проблема снимется с повестки дня. Ведущие абхазские поли­тики не хуже других разбираются в преступной сущности совет­ской империи и большевизма..."22[V.L.23] 

К периоду 1989-1990 гг., как важному этапу абхазского национального движения, будут еще неоднократно обращаться взоры ученых-конфликтологов. Необходима изыскательская рабо­та по выявлению самых разнообразных материалов современной политической истории Абхазии, которая перекликается с собы­тиями "смутного времени" 1917-1921 годов и будет представлять огромный интерес для будущих исследователей.

 

СОДЕРЖАНИЕ


 [V.L.1]Статья написана специально для данного сборника. Авторы:

Шамба Сергей Миронович - председатель Народного Форума Абхазии "Айдгылара " (с 1990 г), канд. истор. наук;   Лакоба Станислав Зосимович лен президиума НФА "Айдгылара ", канд.истор. наук

 

 [V.L.2]Огонек, 1989, N.31

 [V.L.3]Знамя, 1991, N.10

 [V.L.4]Советский'экран.1990, №4

 [V.L.5]Кожинов В. Судьба России. 1990, с. 14

 [V.L.6]Политика, 1991, №6. с. 12

 

 [V.L.7]Лакоба С.З. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми, 1990, с.39-43; История Абхазии. Учебное пособие. Сухуми, 1991, с.210-217

 [V.L.8]Тифлисский вестник, 1877, N.249; Гогебашвили Я. Сочинения, т.1. Тбилиси, 1952 (на грузз.)

 [V.L.9]Свод статистических данных о населении Закавказского края, извле­ченных из посемейных списков 1886 г. Тифлис, 1893

 [V.L.10]Лакоба С.З. Очерки..., с.54-57

 [V.L.11]Новое время, 1907, 9 сентября

 [V.L.12]Абхазия - не Грузия. М., 1907

 [V.L.13]ЦГА Абхазии, ф. И-39, д.1, л.1

 [V.L.14]ЦГВИА, ф. 1300, оп.1, д.130, л.135 об

 [V.L.15]Литературная Грузия, 1989, N.11, с. 146

 [V.L.16]Наше слово, 1919, 22 марта

 [V.L.17]Наше слово, 1919, 21 марта

 [V.L.18]Воробьев Н. О неосновательности притязаний грузин на Сухумский округ (Абхазию). Ростов-на-Дону, 1919

 [V.L.19]Гурко-Кряжин В. Абхазия. М., 1926, с. 10

 [V.L.20]Абхазия: документы свидетельствуют. 1937-1953 гг. Сборник материа­лов. Сухум, 1991

 [V.L.21]Лакоба С.З. Очерки.... с.99

 [V.L.22]Экспресс-Хроника,1989,23 июля, №30

 [V.L.23]Свободная Грузия,1921,27 июля

Сайт управляется системой uCoz