Вылившиеся в июле 1989 г. в кровавый конфликт
абхазо-грузинские противоречия протекают на уровне идеологической конфронтации
и политического противоборства. На этот очень важный момент обратили в свое
время внимание этнологи, известные правозаконники и
видные представители творческой интеллигенции России. Одним из первых проблему
абхазо-грузинских отношений затронул академик А.Д.Сахаров. В актуальном
интервью, опубликованном после столкновения в Абхазии, он впервые ознакомил
широкого читателя со своей концепцией национально-государственного
переустройства страны на основе равноправия народов, а не деления их на ранги.
"Мы получили в наследство от
сталинизма имперскую систему с имперской идеологией, - отмечал в июле 1989
г.
Сахаров, - с имперской политикой
"разделяй и властвуй". Систему угнетения малых республик и малых
национальных образований, входящих в состав союзных республик, которые таким
образом сами превращались в империи меньшего масштаба... Я предлагаю
конфедерацию. Всем республикам - союзным и автономным, автономным областям,
национальным округам надо предоставить равные права с сохранением нынешних
территориальных границ. Все они должны получать максимальную степень
независимости. А начинать надо, повторяю, с полного демонтажа имперской
структуры. Только так можно решить национальную проблему в малых империях, которыми
по существу являются союзные республики - например, Грузия, включающая в свой
состав Абхазию, Осетию..."1[V.L.2]
Концепция А.Д.Сахарова легла в основу многих
документов Народного форума Абхазии и получила полую
поддержку абхазского народа.
О событиях 1989 г. академик А.Д.Сахаров в своих воспоминаниях
отмечал: "В первых числах апреля в
Тбилиси проходили митинги, поводом для которых послужили требования абхазцев об
отделении Абхазии от Грузии... Абхазцы составляют в Абхазии меньшинство - как
они утверждают, в значительной мере в результате политики "грузинизации". Абхазцы недовольны существующими
положением и выразили свои требования на многотысячном митинге в древнем
центре Абхазии Лыхны (18 марта 1989 г. - С.Ш.). Но большинство грузин (мы имеем
возможность в этом убедиться) считают недопустимым изменение существующего
положения - как по экономическим причинам, так и из-за опасений за судьбу
грузинского большинства в Абхазии. Я скорей считаю оправданной позицию абхазцев."2[V.L.3]
Сегодняшняя действительность убедительно свидетельствует
о нарастающем политическом хаосе, экономическом развале и всеобщей моральной
депрессии населения в пределах бывшего Союза. Развал большой империи повлек за
собой распад малых империй, которые лишь на словах облачаются в тогу демократии,
попирая права малочисленных народов на самоопределение. Наиболее
яркий пример такой национальной политики в отношении национальных меньшинств,
демонстрирует нынешняя Республика Грузия, правительства которой приходят и
уходят, а их курс по отношению к абхазскому и другим народам остается неизменно
имперским и традиционно жестким. С этими народами грузинское
руководство предпочитает говорить силовыми методами. Двойной стандарт
действует и в грузинском национально-освободительном движении: стремясь к
полной свободе и независимости, его лидеры отказывают в этом праве абхазам и
осетинам. На столь откровенное проявление двойной морали обратил внимание в
1990 г. русский писатель грузинского происхождения Булат Окуджава. На
вопрос, какие у него "впечатления от нынешних национальных
страстей", он ответил: "Меня
поражает нетерпимость даже интеллигентных людей. Я разговаривал с просвещенными
грузинами, писателями, философами. Все очень трезво все оценивают, но когда
дело доходит до национального вопроса... Только что они ругали русских за то,
что те их давят, и тут же, когда заходит речь об абхазах :
глаза тускнеют... И тут тоже видишь, как мы одичали. И все-таки я не теряю
надежды..."3[V.L.4]
После июльской трагедии 1989 г. в прессе появился целый
ряд материалов посвященных Абхазии и абхазо-грузинскому конфликту. За весьма
редким исключением они носили поверхностный характер. Фактически не приводились
и статистические данные: 100 тысяч абхазов и 4 миллиона грузин. Причем в самой
Абхазии грузинское население в 2,5 раза превышает численность коренного
абхазского народа. "Средства
массовой информации подчас преподносят те или иные национальные драмы в искаженном
свете, - справедливо заметил Вадим Кожинов.
- Так, в сознании большинства людей азербайджанско-армянский и абхазо-грузинский
конфликты представляют в качестве, так сказать, однотипных. Но ведь это
совершенно разные явления: достаточно сказать, что численность армян и
азербайджанцев примерно одинакова, а соотношение абхазов и грузин - 1 к 40(!),
то есть тут не конфликт двух равноугрожающих друг
другу сил, а нечто совсем иное..."4[V.L.5]
Абхазо-грузинские противоречия особенно обострились в
советское время. Для национального самосознания абхазов наиболее тягостным
оказалось попрание суверенных прав Абхазии, ликвидация советской республики
(провозглашена 31 марта 1921 г. в форме ССР Абхазия) и низведение ее статуса в
1931 г. по воле Сталина до уровня автономной республики в составе Грузии. Абхазское
национальное движение неоднократно было отмечено массовыми выступлениями 1931,
1957, 1965, 1967, 1978, 1989 годов, на которых выдвигалось требование о выходе
из состава Грузии.
Напряженные отношения между Абхазией и Грузией имели место и в
досоветское время. В этом смысле абсолютно прав В.Кожинов:
"Абхазо-грузинский конфликт нельзя
правильно понять и нельзя искать путь к действительному его решению без осмысления
той исторической памяти, которая является неустранимой, своего рода фатальной
основой вроде бы чисто современных споров."5[V.L.6] .
Абхазский узел нынешних противоречий стал завязываться
во второй половине XIX столетия, после окончания
Русско-Кавказской войны и вынужденного выселения ("махаджирство") абхазов в Турцию. Интересно, что до опустошительной
русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Абхазия состояла почти исключительно из
коренного абхазского населения. После войны значительная территория страны от р. Псырцха до р. Кодор обезлюдела. Тогда же начался процесс бурного
переселения крестьян из Западной Грузии (в основном мегрелов)
в центральную часть Абхазии, в опустевшие села Мержеул
(1879), Беслетка (1881), Акала (1882), Келасур, Пшап (1883) и др.6[V.L.7]
В 1877 г. появилась пространная статья видного грузинского
публициста Якоба Гогебашвили,
известная под весьма определенным и красноречивым названием "Кем заселить Абхазию?" Он считал, что колонизация Абхазии может быть успешной лишь в
случае переселения туда десятков тысяч мегрелов, но не русских, армян,
греков... Тогда, более ста лет назад, грузинский автор совершенно определенно
ответил на вопрос, кто является коренным народом в Абхазии. Гогебашвили
прямо писал: "Представляя со всех...
сторон наилучших колонизаторов Абхазии, мингрельцы должны явиться первыми
заместителями выселившихся абхазцев".7[V.L.8]
В считанные годы Абхазия превратилась в пестрый в этническом
отношении край. Здесь возник целый ряд поселений -армянских,
греческих, русских, эстонских, немецких, болгарских и др. В послевоенный период
этнодемографическая ситуация в Абхазии резко
изменилась. По статистическим данным 1886 г. в Сухумском округе насчитывалось
около 69 тыс. .человек. Из них абхазы составляли 58.963
чел. (85,7%), грузины (мегрелы и лазы 3.558) - 4.166 чел. (6,0%), греки -
2.149, армяне - 1.049, русские -971 чел.8[V.L.9] и т.д.
Недоверие и напряжение в абхазо-грузинских отношениях
отчетливо проявилось в 1905-1907 годах, когда масса грузинских переселенцев
приняла активное участие в революционном движении в Абхазии. Абхазы тогда не
поддержали движение и остались верными правительству. События русской революции
1905 г. в Абхазии они воспринимали как '"грузинскую" революцию и с недоверием
отнеслись к тем, кто недавно занял земли их собратьев-махаджиров,
а теперь выступал перед ними в роли революционных агитаторов.9[V.L.10]
О том, насколько была накалена обстановка в Абхазии
свидетельствует публикация 1907 г. в
петербургской газете. "Вместо чувства благодарности к абхазскому населению, среди которого
живут гг. картвельские (грузинские - С.Ш.) националисты, наглая эксплуатация... Этим и объясняется ненависть
абхазцев к своим экономическим, а в будущем и политическим поработителям...
Можем ли мы отдавать абхазский народ на съедение грузинским пришельцам?..
Неужели не пора очнуться? Терпение абхазцев может иссякнуть. Довольно и одной
армяно-татарской (Азербайджанской - С.Ш.) распри на Кавказе, - для чего же создавать другую -
грузино-абхазскую?!..".10[V.L.11]
Не случайно тогда же вышла в свет книжка "Абхазия – не Грузия".11[V.L.12]
Спустя десять лет вновь обострились абхазо-грузинские
противоречия. Как известно, после Февральской революции. 1917 г. Абхазия вошла
в Союз объединенных горцев Кавказа, к которому Грузия никакого отношения не
имела. Непродолжительный период времени Абхазия находилась в составе Горской
республики.
В актуальной и сегодня "Декларации" Абхазского Народного Совета, принятой 8 ноября 1917 г. на I съезде Абхазского народа, говорилось: "В переживаемое тревожное время, когда многое
разрушается до основания и многое создается заново, когда радикально меняются
условия и обстановка жизни всей России, и, следовательно, Абхазии - каждый
народ должен чутко следить за тем, чтобы его права и интересы не пострадали от
покушений и не были бы забыты при переустройстве России на новых началах. Абхазский народ уверен в том, что его
братья - горцы Северного Кавказа и Дагестана - поддержат его в тех случаях,
когда он будет защищать свои права. Одной из следующих важных задач Абхазского
Народного Совета является работа по самоопределению абхазского народа."12[V.L.13]
Значительный интерес представляет и следующий документ. 19 ноября 1917
г. представитель Абхазского Народного Совета, выступая в Тифлисе на открытии
Национального Совета Грузии, сказал: "Я
счастлив, что на мою долю выпала высокая честь передать вам горячий привет от
имени Абхазского Народного Совета. Абхазский народ, входящий в союз
объединенных горцев, поздравляет прекрасную Грузию с первыми шагами по пути к
национальному самоопределению... Абхазцы, вошедшие в союз со своими северными
братьями - уверены поэтому и в том, что в скором будущем они встретятся с
благородным грузинским народом в общем союзе всех
народов Кавказа. И в этом будущем союзе абхазский народ мыслит себя, как
равноправного члена Союза Объединенных Горцев."13[V.L.14]
В феврале 1918 г. между двумя странами, Грузией и Абхазией,
заключается соглашение, в котором признается существование "единой нераздельной Абхазии в пределах от
реки Ингур до реки Мзымта"14[V.L.15], из чего следует, что тогда самостоятельность Абхазии и автохтонность абхазского народа на ее территории не
ставилась Грузией под сомнение.
С образованием Грузинской демократической республики в мае
1918 г., отношение Грузии к Абхазии приняло характер насильственного
присоединения к ней Абхазии, хотя столкнувшись с
решительным сопротивлением абхазского народа, представители грузинского
правительства заявляли о том, что "стремление
абхазского народа к независимому существованию вполне естественно."15[V.L.16]
В марте 1919 г. один из видных деятелей. Грузинской республики
по поводу политики проводимой в Абхазии, отмечал: "Мы не похожи на завоевателей и не земля здешняя нам нужна, мы ищем
соратников в борьбе, с которыми мы пойдем к славному великому будущему
социализму."16[V.L.17]
В том же году вышла книга "О неосновательности притязаний
грузин на Сухумский округ (Абхазию)."17[V.L.18] В 1918-1921 гг.
Абхазия была оккупирована войсками Грузинской республики и лишь после
ликвидации Грузинской демократической республики в феврале 1921, восстановила
свою государственную самостоятельность в форме ССР Абхазия. "Количество абхазов, проживающих сейчас в
стране, - отмечал в 1926 г. В.Гурко-Кряжин, - совершенно не соответствует той роли,
которую они играли в ее исторических судьбах. Искусственное размежевание
абхазского населения объясняется тремя главными причинами: массовой эмиграцией
их в результате завоевания Кавказа Россией и ее войн с Турцией, и
колонизационной политикой царского правительства."18[V.L.19]
Со второй половины 30-х гг. началась полоса репрессий
против абхазского народа, преследовавшая цель растворения абхазского этноса в грузинском. В 1937-1953 гг. по особой государственной
программе осуществлялось массовое переселение из районов Западной Грузии в
Абхазию с целью ассимиляции абхазов и искусственного изменения этнодемографической ситуации в республике.19[V.L.20]
О том, как изменилось демографическое положение в Абхазии за последние 100 лет, свидетельствует следующая таблица:20[V.L.21]
|
1886 |
1897 |
1926 |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
Абхазы |
58.963 |
58.697 |
55.918 |
56.197 |
61.193 |
77.276 |
83.097 |
93.267 |
Грузины |
4.166 |
25.875 |
67.494 |
91.967 |
158.221 |
199.595 |
213.322 |
239.872 |
Русские |
971 |
5.135 |
20.456 |
60.201 |
86.715 |
92.889 |
79.730 |
74.913 |
Цепь кровавых событий, вызванных межнациональными
противоречиями в годы "перестройки", совершенно очевидно указала на
то, что для действительного отказа от сталинского наследия
прежде всего следует пересмотреть основу национально-государственного
устройства страны. Однако, руководство СССР пыталось
вновь загнать проблему вглубь. Именно поэтому письмо, направленное в 1988 г.
представителями абхазской общественности в адрес XIX партконференции и на этот раз осталось без должного реагирования. Тогда
из лиц, направивших письмо на XIX партконференцию,
была выделена инициативная группа по созданию организации, способной защитить
интересы абхазского народа и многонационального населения Абхазии. В декабре
1988 г. состоялся I съезд организации, получившей название
Народный форум
Абхазии "Аидгылара" ("Единение").
Долгое время НФА не регистрировался правительством, а его устав-программа
неоднократно редактировался, пока, наконец, в него не были включены отдельные
положения о "содействии политике КПСС", XXVII съезде КПСС, XIX Всесоюзной партконференции и
социалистическом обновлении на основе ленинских принципов...
Организация формировалась в тяжелейших условиях под пристальным оком
тбилисского руководства, которое радо было бы узреть в программе хоть намек на
антисоветские и антипартийные настроения, а затем, с одобрения Кремля,
использовать их для преследования абхазской интеллигенции. Абхазы не могли себе
позволить то, что запросто делалось в Тбилиси. Они находились в крайне тяжелом
положении, испытывая на себе двойное давление и опасаясь потерять к себе
расположение Москвы. На этот момент и июле 1989 г.
обратил внимание публицист Сергей Лезов:
"Лояльный по отношению к Москве
характер абхазского движения отчасти объясняется тем, что абхазы составляют
сейчас лишь 18 процентов населения автономной республики..."21[V.L.22]
Схожую в чем-то оценку абхазскому национальному движению
и НФА дал в 1991 г. один из сухумских сторонников президента З.Гамсахурдиа.
"У отдельных лиц
национально-освободительного движения Грузии с самого начала существовало
ошибочное мнению о том, - отмечал он, - что
абхазский сепаратизм - всего лишь управляемое Кремлем явление, а абхазские
лидеры ими нередко воспринимались недальновидными, близорукими политиками.
Полностью признавая коварную роль центра в разжигании конфликта, нельзя не
отметить, что в Абхазии существует довольно сильное политическое движение,
которое, как показали события последних лет, по уровню идеологической
подготовки и организаторских навыков стоит значительно выше аналогичных
движений в других автономных республиках. Поэтому нам кажутся глубоко
ошибочными утверждения, например, Г.Чантурия, что
достаточно "политически просветить этих людей (абхазских лидеров),
показать им истинного врага" и якобы абхазская проблема снимется с
повестки дня. Ведущие абхазские политики не хуже других разбираются в
преступной сущности советской империи и большевизма..."22[V.L.23]
К периоду 1989-1990 гг., как важному этапу абхазского
национального движения, будут еще неоднократно обращаться взоры ученых-конфликтологов. Необходима изыскательская работа по
выявлению самых разнообразных материалов современной политической истории
Абхазии, которая перекликается с событиями "смутного времени"
1917-1921 годов и будет представлять огромный интерес для будущих
исследователей.
[V.L.1]Статья написана
специально для данного сборника. Авторы:
Шамба Сергей Миронович - председатель Народного Форума Абхазии "Айдгылара " (с 1990 г), канд. истор. наук; Лакоба Станислав Зосимович -член президиума НФА "Айдгылара ", канд.истор. наук
[V.L.2]Огонек, 1989, N.31
[V.L.3]Знамя, 1991, N.10
[V.L.4]Советский'экран.1990, №4
[V.L.5]Кожинов В. Судьба России. 1990, с. 14
[V.L.7]Лакоба С.З. Очерки политической
истории Абхазии. Сухуми, 1990, с.39-43; История Абхазии. Учебное пособие.
Сухуми, 1991, с.210-217
[V.L.8]Тифлисский вестник, 1877, N.249; Гогебашвили Я. Сочинения, т.1. Тбилиси, 1952 (на груз.яз.)
[V.L.9]Свод статистических данных о
населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 г.
Тифлис, 1893
[V.L.10]Лакоба С.З. Очерки..., с.54-57
[V.L.11]Новое время, 1907, 9 сентября
[V.L.12]Абхазия - не Грузия. М., 1907
[V.L.13]ЦГА
Абхазии, ф. И-39, д.1, л.1
[V.L.14]ЦГВИА, ф. 1300, оп.1, д.130, л.135 об
[V.L.15]Литературная Грузия, 1989, N.11, с.
146
[V.L.16]Наше слово, 1919, 22 марта
[V.L.17]Наше слово, 1919, 21 марта
[V.L.18]Воробьев Н. О неосновательности
притязаний грузин на Сухумский округ (Абхазию). Ростов-на-Дону, 1919
[V.L.19]Гурко-Кряжин В. Абхазия. М., 1926, с. 10
[V.L.20]Абхазия: документы свидетельствуют.
1937-1953 гг. Сборник материалов. Сухум, 1991
[V.L.21]Лакоба
С.З. Очерки.... с.99
[V.L.22]Экспресс-Хроника,1989,23 июля, №30
[V.L.23]Свободная Грузия,1921,27 июля