7.3.ПОСТАНОВЛЕЯИЕ ВС АБХАЗСКОЙ АССР "О ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЯХ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ АБХАЗИИ"*[V1] 

25 августа 1990 г.

 

                Заслушав и обсудив доклад Председателя Президиума Вер­ховного совета Абхазской АССР тов. В.С.Кобахия "О правовых гарантиях защиты государственности в Абхазии" Верховный Совет Абхазской АССР отмечает:

            В 1989-1990 гг. Верховным Советом Абхазской АССР три­жды - в ноябре 1989 г., марте и июне 1990 г. - были приняты ре­шения, направленные, как указывается в них, на восстановление государственности в Грузии. В этих решениях признано, что соз­данная в мае 1918 года Грузинская Демократическая Республика была ликвидирована в феврале 1921 года в связи с установлением Советской власти в Грузии и вынужденно принятыми на ее базе межгосударственными соглашениями - Союзным договором меж­ду Грузинской Советской Социалистической Республикой и Рос­сийской Советской Федеративной Социалистической Республи­кой от 21 мая 1921 года. Союзным договором о создании Союза Закавказских Советских Социалистических республик от 12 марта 1922 года и Договором от 30 декабря 1922 года о создании Союза Советских Социалистических республик.

            Таким образом, высший орган законодательной власти Грузии подготовил правовые основы восстановления государст­венности Грузии, существовавшей ко времени ее советизации в феврале 1921 года, открыл дорогу переговорам, направленным на достижение этой своей цели.

            Перенос срока и изменение порядка выборов народных депутатов Грузинской ССР с марта на октябрь 1990 г. призваны гарантировать достижение указанной цели восстановления государственности, существовавшей в Грузии до февраля 1921 года.

            Верховный Совет Абхазской АССР признает неотъемле­мым право грузинского народа на восстановление государствен­ности Грузии, существовавшей до февраля 1921 г., т.е. фактиче­ский выход ее из СССР, но в решениях Верховного Совета Гру­зинской ССР обходится молчанием вопрос о судьбе автономии, входящих в республику. В то же время все содержание принятых парламентом Грузии по поводу восстановления прежней государ­ственности решений в контексте ведущейся всеми общественно-политическими формированиями пропаганды не оставляет сомнений на тот счет, что в случае выхода Грузии из состава СССР входящие в нее автономии последуют за ней автоматически, в связи с чем не предусматривается участие представителей Абха­зии, Аджарии и Юго-Осетии в переговорах и подписание ими будущего союзного договора об образовании новой федерации.

            Верховный Совет Абхазской АССР против такого решения судьбы Абхазии, решительно возражает по следующим основани­ям.

            Абхазия вступила под покровительство Российской импе­рии в 1810 году как самостоятельное, независимое от царств и княжеств Западной и Восточной Грузии государство. Если Грузия сразу же после вхождения в состав Российской империи в 1801 году утратила свою государственность, то Абхазское княжество, как национально-государственное формирование с внутренним правлением владетельного князя, существовало до 1864 года, то есть еще 63 года после ликвидации грузинской государственности. После Февральской революции 1917 года и начала распада Рос­сийской империи, Абхазия вошла в состав Юго-Восточного Сою­за горцев Кавказа, казачьих войск и вольных народов степей, к которому Грузия никакого отношения не имела.

            В феврале 1918 года между Грузией и Абхазией заключает­ся соглашение, в котором признается существование "единой не­раздельной Абхазии в пределах от реки Ингур до реки Мзымта", из чего следует, что к этому периоду вопрос о самостоятельности Абхазии, автохтонность абхазского народа на ее территории Гру­зией не ставился под сомнение.

            С образованием Грузинской Демократической Республики в мае 1918 года отношение Грузии к Абхазии приняло характер насильственного присоединения к ней Абхазии, хотя, столкнув­шись с решительным сопротивлением абхазского народа, предста­вители грузинского правительства заявили о том, что "стремление абхазского народа к независимому существованию вполне естест­венно".

            В 1918-1921 годах Абхазия полностью была оккупирована войсками Грузинской Демократической Республики и лишь после ликвидации Грузинской Демократической Республики в феврале 1921 года восстановила свою государственную независимость.

            4 марта 1921 года в Абхазии была восстановлена свергну­тая войсками грузинского правительства Советская власть, а 31 марта 1921 года Ревком Абхазии декларировал образование неза­висимой Советской Социалистической Республики Абхазии - ССР Абхазия.

            В феврале 1921 года под нажимом Сталина ССР Абхазия была принуждена на основе навязанного ей "особого договора" объединиться с Грузией в федеративный союз, в соответствии с которым одна треть предоставленных Грузии в Закавказском ЦИКе мест принадлежала Абхазии.

            В силу федеративного характера союза с Грузией, в декаб­ре 1922 г. полномочный представитель ССР Абхазии Н.Н.Акиртава в составе делегации ЗСФСР поставил свою подпись под договором об образовании Союза ССР, в результате чего Аб­хазия стала одной из республик, создавших СССР.

            В 1931 году, в условиях, когда сталинская административ­но-командная система стала набирать силу. Договорная ССР Аб­хазия была преобразована в автономную республику и включена в состав Грузинской ССР, что явилось первым и существенным шагом "законным" путем добиться поглощения Абхазии Грузией.

            Со второй половины 30-х годов началась полоса репрессий против абхазского народа, преследовавшая цель растворения аб­хазского этноса в грузинском, а средствами достижения этой цели были: закрытие абхазских школ и насильственное определение абхазских детей в грузинские школы; перевод делопроизводства на грузинский язык; замена абхазских топонимических названий на грузинские; массовое заселение Абхазии грузинами, для кото­рых строились специальные поселки; изгнание из руководящих партийных и государственных органов абхазов и замена их грузинами; создание фактических привилегий для грузин при приеме на работу; выделение жилья и земельных участков и т.д. с одно­временной дискриминацией абхазов; всяческое свертывание са­мобытной культуры абхазского народа; фальсификация истории Абхазии и абхазского народа, который был объявлен грузинским племенем.

            Начавшийся после смерти Сталина, разоблачения Берии, а в особенности после XX съезда КПСС и осуждения культа лично­сти Сталина и его последствия, процесс восстановления законных интересов репрессированных народов, серьезно помешал планам Грузинского правительства, которое успешно претворяло в жизнь Меньшевистскую идею огрузинивания абхазов. Хотя многие искусственно созданные факторы, угрожавшие самобытному суще­ствованию абхазского этноса, продолжали оставаться, однако от­крыто проводить политику культурного геноцида абхазского на­рода, которая была осуждена в специальном решении ЦК КПСС, уже было невозможно. Теперь центр тяжести был перенесен на работу "тихой сапой".

            Новый виток открытого шовинизма по отношению к аб­хазскому народу проявился в условиях начавшихся в 1985 году перестроечных процессов, направленных на развитие демократии и создание в нашем обществе правового государства. Лозунг "сильный центр" и "сильные республики" определенные силы Грузии пытаются использовать как возможность легализировать происходящие в ней процессы по выходу из состава СССР без учета интересов абхазского и осетинского народов, имеющих свои национальные автономии, а также армян, азербайджанцев, рус­ских, греков и других, проживающих в республике.

            Дело дошло до отрицания за абхазским народом права на самоопределение.

            Общеизвестно, что грузины компактно стали жить в Абха­зии лишь после окончания Кавказской войны и последовавшего за ней массового выселения абхазов в Турцию во второй половине прошлого века, между тем делаются безнравственные заявления о том, что Абхазия - грузинская земля, а абхазы - пришлый народ.

            В свете указанных процессов, являющихся попыткой лега­лизации попытки ассимиляции абхазского народа и ликвидации его государственности, делается очевидным, что, добившись выхода из СССР, Грузия приступит к форсированию своего плана по созданию мононациональной грузинской республики, в кото­рой абхазы будут вынуждены либо раствориться в грузинском этносе, либо покинуть свою Родину. Поэтому решения Верхов­ного Совета Грузинской ССР, способствующие выходу Грузии из СССР, не могут быть оставлены без политико-правовой оценки со стороны Верховного Совета Абхазской АССР.

            Верховный Совет Абхазской АССР постановляет:

            1. Признать, что Демократическая Республика Грузия, нарушив Договор от 11 июня 1918 года, а также заключенное ра­нее соглашение между Абхазским Народным Советом и Нацио­нальным Советом Грузии от 9 февраля 1918 года, осуществила во второй половине июня 1918 года военное вмешательство с целью насильственного присоединения территории Абхазии и ликвида­ции независимости абхазского народа. Эта акция, нарушившая международный правовой принцип, запрещающий присоедине­ние чужой территории путем силы, являлась незаконной.

            2.Признать противоправным и недействительным в части, касающейся территории Абхазии, договор между Грузией  и РСФСР, заключенный 7 мая 1920 года в условиях военной окку­пации независимой Абхазии.

            3.Постановлением Верховного Совета Грузинской ССР от 18 ноября 1989 года,  9 марта и 20 июня 1990 года ,все государст­венные структуры, существовавшие и существующие в Грузии с феврали 1921 года, признаны незаконными и недействительными, из чего логически следует, что все договорные отношения между Грузией и Абхазией, заключенные прежними органами государст­венной власти, также являются незаконными, а вхождение Абха­зии в состав Грузинской Советской Социалистической республи­ки лишено правовых оснований, и, следовательно, законной формой государственной власти в Абхазии является Советская Социалистическая Республика Абхазия, созданная свободным волеизъявлением народов Абхазии и провозглашенная 31 марта 1921 года.

            4.В соответствии со статьей 73 Конституции СССР поста­вить перед Верховным Советом СССР вопрос о восстановлении государственного статуса Абхазии, провозглашенного 31 марта 1921 года.

            5.Абхазия готова начать переговоры с Грузией о дальней­ших государственно-правовых отношениях между ними.

            6.В условиях заключения нового Союзного договора, что представляет собой не что иное как обновление международного соглашения 1922 года в силу изменившихся обстоятельств, Абха­зия, как одна из республик, создавших Союз ССР, в качестве субъекта Советской Федерации должна на равных с другими субъ­ектами Союза ССР входить в переговоры, участвовать в разработ­ке и заключении Союзного договора.

            7.Данное постановление направить в Верховный Совет РСФСР для его рассмотрения вместе с Постановлением Верхов­ного Совета Грузинской ССР от 18 ноября 1989 года, 9 марта и 20 июня 1990 года.

 

Председатель Президиума Верховного Совета Абхазской АССР

В.КОБАХИЯ

Секретарь Президиума Верховного Совета Абхазской АССР

Ю.КВИЦИНИЯ

 

 

 

7.4. ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ АБХАЗСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ*[V2] 

25 августа 1990 г.

 

 

            Верховный Совет Абхазской Советской Социалистической Республики

            • - выражая волю всего народа республики и реализуя неотъем­лемое право абхазской нации на самоопределение,

            • - сознавая историческую ответственность за судьбу Абхазии,

            • - свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, населяющих Союз Советских Социалистических Республик,

            • - действуя в соответствии с принципами Всеобщей Декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами,

            • - стремясь создать демократическое правовое государство, тор­жественно провозглашает государственный суверенитет Абхаз­ской Советской Социалистической Республики.

            1. Абхазская Советская Социалистическая Республика уверенное социалистическое государство, созданное на основе осуществления абхазской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенства народа в определении своей судьбы. Суверенитет Абхазской Советской Социалистической Республики распространяется на всю территорию Абхазской АССР. Абхазская Советская Социалистическая Республика обладает всей полнотой государственной власти на своей территории вне преде­лов прав, добровольно переданных ею Союзу ССР и Грузинской ССР на основе заключенных с ними Договоров. Абхазская АССР имеет свой герб, флаг и гимн. Любые насильст­венные действия против государственности Абхазской АССР со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону.

            2. Граждане республики всех национальностей составляют народ Абхазии. Носителем суверенитета и источником государст­венной власти в Абхазской АССР является ее многонациональ­ный народ. Полновластие народа реализуется на основе Консти­туции Абхазской АССР непосредственно путем народного голосо­вания и через выборные представительные органы.

            3. Государственная власть в Абхазской АССР осуществля­ется на началах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

            4. Вся полнота государственной власти на территории Аб­хазской АССР принадлежит Верховному Совету Абхазской АССР, который обладает исключительным правом выступать от имени народа Абхазской Советской Социалистической Республики.

            В Верховном Совете Абхазской ССР обеспечивается ин­ституционное представительство нации, давшей название Респуб­лике.

            5. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Абхазской ССР является Совет Минист­ров Абхазской ССР - Правительство Абхазской ССР, правомочное решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Абхазской ССР, за исключением входящих в компетен­цию Верховного Совета Абхазской ССР.

            6. Судебная власть в Абхазской ССР осуществляется суда­ми Абхазской ССР. Высшим судебным органом Абхазской ССР является Верховный Суд Абхазской ССР. Правосудие в Абхазской ССР осуществляется именем Абхазской ССР.

            7. Абхазская ССР имеет законодательные и иные норма­тивные акты по всем вопросам своей компетенции. Конституция Абхазской ССР и законы Абхазской ССР обладают верховенством на всей территории Абхазской ССР.

            Действие актов Союза ССР и Грузинской ССР, нарушаю­щих суверенитет Абхазской ССР и вступающих в противоречие с ее правами, приостанавливается высшими органами законодательной и исполнительной власти Абхазской ССР.

            8. Разногласия между Абхазской ССР, Союзом ССР и Гру­зинской ССР разрешаются в порядке, устанавливаемом заключенными между ними договорами.

            9. Абхазская ССР участвует в осуществлении полномочий, преданных ею Союзу ССР и Грузинской ССР, активно содействует осуществлению на своей территории союзных и межреспуб­ликанских программ.

            10. Абхазская ССР может открывать свои представительст­ва в Союзе ССР и советских республиках, а также в зарубежных странах.

            11. Территория Абхазской ССР не может быть изменена без ее согласия. Абхазская ССР решает все вопросы администра­тивно-территориального устройства республики.

            12. Абхазская ССР устанавливает гражданство Абхазской ССР и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.

Республика принимает в гражданство Абхазской ССР и решает все вопросы о выходе из ее гражданства.

            13. Абхазская ССР самостоятельно определяет свой эко­номический статус и закрепляет его в законах.

            Народ Абхазии имеет исключительное право на владение, пользование и распоряжение национальным богатством Абхазии.

            Земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Абхаз­ской ССР, природные ресурсы ее континентального шельфа, весь экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории Абхазии, является собственностью ее народа, матери­альной основой суверенитета Республики и используется с целью обеспечения материальных и духовных потребностей ее граждан.

            Предприятия, учреждения, организации и объекты других государств и их граждан, международных организаций могут раз­мещаться на территории Абхазской ССР и использовать природ­ные ресурсы Абхазии согласно законам Абхазской ССР.

            14. Абхазская ССР самостоятельно создает банковскую (включая внешнеэкономический банк), ценовую, финансовую, таможенную, налоговую системы, формирует государственный бюджет и валютный фонд Республики и порядок использования природных ресурсов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

            Абхазская ССР имеет право запретить строительство и прекратить функционирование любых предприятий, учреждений, организаций и других объектов, вызывающих угрозу экологической безопасности.

            15. Абхазская ССР самостоятельна в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития абхазской нации, гарантирует всем национальностям, проживающим и территории  Республики,  право  их свободного  национально-культурного развития.

            Абхазская ССР обеспечивает национально-культурное воз­рождение абхазского народа, его исторического сознания и тра­диций, национально-этнографических особенностей, функционирование абхазского языка во всех сферах общественной жизни.

            Абхазская ССР проявляет заботу об удовлетворении на­ционально-культурных, духовных и языковых потребностей аб­хазцев, проживающих за пределами Республики и за рубежом.

Абхазская ССР подтверждает право и обеспечивает усло­вия для возвращения на историческую Родину депортированной части абхазского народа.

            Национальные, культурные, исторические ценности на территории Абхазской ССР являются исключительной собствен­ностью народов Республики.

            Абхазская ССР имеет право на возвращение в собствен­ность народа Абхазии национальных, культурных и исторических ценностей, находящихся за пределами Абхазской ССР.

            На территории Абхазской ССР государственным языком является абхазский язык, официальными языками - абхазский, грузинский, русский.

            Декларация является основой для новой Конституции Аб­хазской ССР и определяет позицию Республики при заключении Союзного Договора и Договора с Грузинской ССР.

 

Председатель Президиума Верховного Совета Абхазской ССР

В. КОБАХИЯ

Секретарь Президиума Верховного Совета Абхазской ССР

Ю.КВИЦИНИЯ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


 [V1]Принято семьюдесятью голосами "за" при двух воздержавшихся и в от­сутствие на сессии шестидесяти депутатов. Источник: "Советская Абхазия" 26 августа 1990 г.

 [V2]Принята десятой сессией ВС Абхазской АССР одиннадцатого созыва 25  августа 1990 г. единогласно присутствовавшими семьюдесятью двумя депу­татами из 138 человек списочного состава. Источник: "Советская Абхазия ", 26 августа 1990 г.

Сайт управляется системой uCoz