7.3.ПОСТАНОВЛЕЯИЕ ВС АБХАЗСКОЙ АССР "О ПРАВОВЫХ
ГАРАНТИЯХ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ АБХАЗИИ"*[V1]
25 августа 1990 г.
Заслушав и обсудив
доклад Председателя Президиума Верховного совета Абхазской АССР тов. В.С.Кобахия "О правовых гарантиях защиты
государственности в Абхазии" Верховный Совет Абхазской АССР отмечает:
В 1989-1990 гг. Верховным Советом
Абхазской АССР трижды - в ноябре 1989 г., марте и
июне 1990 г. - были приняты решения, направленные, как указывается в них, на
восстановление государственности в Грузии. В этих решениях
признано, что созданная в мае 1918 года Грузинская Демократическая Республика
была ликвидирована в феврале 1921 года в связи с установлением Советской власти
в Грузии и вынужденно принятыми на ее базе межгосударственными соглашениями -
Союзным договором между Грузинской Советской Социалистической Республикой и
Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой от 21 мая 1921
года. Союзным договором о создании Союза Закавказских Советских
Социалистических республик от 12 марта 1922 года и Договором от 30 декабря 1922
года о создании Союза Советских Социалистических республик.
Таким образом, высший орган
законодательной власти Грузии подготовил правовые основы восстановления
государственности Грузии, существовавшей ко времени ее советизации в феврале
1921 года, открыл дорогу переговорам, направленным на достижение этой своей
цели.
Перенос срока и изменение порядка
выборов народных депутатов Грузинской ССР с марта на октябрь 1990 г. призваны
гарантировать достижение указанной цели восстановления государственности,
существовавшей в Грузии до февраля 1921 года.
Верховный Совет Абхазской АССР признает неотъемлемым право грузинского народа на
восстановление государственности Грузии, существовавшей до февраля 1921 г., т.е.
фактический выход ее из СССР, но в решениях Верховного Совета Грузинской ССР
обходится молчанием вопрос о судьбе автономии, входящих в республику. В то же время все содержание принятых парламентом Грузии по поводу
восстановления прежней государственности решений в контексте ведущейся всеми
общественно-политическими формированиями пропаганды не оставляет сомнений на
тот счет, что в случае выхода Грузии из состава СССР входящие в нее автономии
последуют за ней автоматически, в связи с чем не предусматривается участие
представителей Абхазии, Аджарии и Юго-Осетии в
переговорах и подписание ими будущего союзного договора об образовании
новой федерации.
Верховный Совет Абхазской АССР против такого решения судьбы Абхазии, решительно
возражает по следующим основаниям.
Абхазия вступила под покровительство
Российской империи в 1810 году как самостоятельное, независимое от царств и
княжеств Западной и Восточной Грузии государство. Если Грузия сразу же после
вхождения в состав Российской империи в 1801 году утратила свою
государственность, то Абхазское княжество, как национально-государственное
формирование с внутренним правлением владетельного князя, существовало до 1864
года, то есть еще 63 года после ликвидации грузинской государственности. После
Февральской революции 1917 года и начала распада Российской империи, Абхазия
вошла в состав Юго-Восточного Союза горцев Кавказа, казачьих войск и вольных
народов степей, к которому Грузия никакого отношения
не имела.
В феврале 1918 года между Грузией и
Абхазией заключается соглашение, в котором признается существование
"единой нераздельной Абхазии в пределах от реки Ингур
до реки Мзымта", из чего следует, что к этому
периоду вопрос о самостоятельности Абхазии, автохтонность
абхазского народа на ее территории Грузией не ставился под сомнение.
С образованием Грузинской
Демократической Республики в мае 1918 года отношение Грузии к Абхазии приняло
характер насильственного присоединения к ней Абхазии, хотя, столкнувшись с
решительным сопротивлением абхазского народа, представители грузинского
правительства заявили о том, что "стремление абхазского народа к
независимому существованию вполне естественно".
В 1918-1921 годах Абхазия полностью
была оккупирована войсками Грузинской Демократической Республики и лишь после
ликвидации Грузинской Демократической Республики в феврале 1921 года
восстановила свою государственную независимость.
4 марта 1921 года в Абхазии была
восстановлена свергнутая войсками грузинского правительства Советская власть,
а 31 марта 1921 года Ревком Абхазии декларировал образование независимой
Советской Социалистической Республики Абхазии - ССР Абхазия.
В феврале 1921 года под нажимом
Сталина ССР Абхазия была принуждена на основе навязанного ей "особого
договора" объединиться с Грузией в федеративный союз, в соответствии с
которым одна треть предоставленных Грузии в Закавказском ЦИКе мест принадлежала
Абхазии.
В силу федеративного характера союза
с Грузией, в декабре 1922 г. полномочный представитель ССР Абхазии Н.Н.Акиртава в составе делегации ЗСФСР поставил свою
подпись под договором об образовании Союза ССР, в результате чего Абхазия
стала одной из республик, создавших СССР.
В 1931 году, в условиях, когда
сталинская административно-командная система стала набирать силу. Договорная
ССР Абхазия была преобразована в автономную республику и включена в состав
Грузинской ССР, что явилось первым и существенным шагом "законным"
путем добиться поглощения Абхазии Грузией.
Со второй половины
30-х годов началась полоса репрессий против абхазского народа, преследовавшая
цель растворения абхазского этноса в грузинском, а средствами достижения этой
цели были: закрытие абхазских школ и насильственное определение абхазских детей
в грузинские школы; перевод делопроизводства на грузинский язык; замена абхазских
топонимических названий на грузинские; массовое заселение Абхазии грузинами,
для которых строились специальные поселки; изгнание из руководящих
партийных и государственных органов абхазов и замена их грузинами; создание
фактических привилегий для грузин при приеме на работу; выделение жилья и
земельных участков и т.д. с одновременной дискриминацией абхазов; всяческое
свертывание самобытной культуры абхазского народа; фальсификация истории
Абхазии и абхазского народа, который был объявлен грузинским племенем.
Начавшийся после смерти Сталина,
разоблачения Берии, а в особенности после XX
съезда КПСС и осуждения культа личности Сталина и его последствия, процесс
восстановления законных интересов репрессированных народов, серьезно помешал
планам Грузинского правительства, которое успешно претворяло в жизнь
Меньшевистскую идею огрузинивания абхазов. Хотя
многие искусственно созданные факторы, угрожавшие самобытному существованию
абхазского этноса, продолжали оставаться, однако открыто проводить политику
культурного геноцида абхазского народа, которая была осуждена в специальном
решении ЦК КПСС, уже было невозможно. Теперь центр тяжести был перенесен на
работу "тихой сапой".
Новый виток открытого шовинизма по
отношению к абхазскому народу проявился в условиях начавшихся в 1985 году
перестроечных процессов, направленных на развитие демократии и создание в нашем
обществе правового государства. Лозунг "сильный центр" и
"сильные республики" определенные силы Грузии пытаются использовать как возможность легализировать происходящие в
ней процессы по выходу из состава СССР без учета интересов абхазского и
осетинского народов, имеющих свои национальные автономии, а также армян,
азербайджанцев, русских, греков и других, проживающих в республике.
Дело дошло до отрицания за абхазским
народом права на самоопределение.
Общеизвестно, что грузины компактно
стали жить в Абхазии лишь после окончания Кавказской войны и последовавшего за
ней массового выселения абхазов в Турцию во второй половине прошлого века,
между тем делаются безнравственные заявления о том, что Абхазия - грузинская
земля, а абхазы - пришлый народ.
В свете указанных процессов,
являющихся попыткой легализации попытки ассимиляции абхазского народа и
ликвидации его государственности, делается очевидным, что, добившись выхода из
СССР, Грузия приступит к форсированию своего плана по созданию мононациональной
грузинской республики, в которой абхазы будут вынуждены либо раствориться в
грузинском этносе, либо покинуть свою Родину. Поэтому решения Верховного
Совета Грузинской ССР, способствующие выходу Грузии из СССР, не могут быть
оставлены без политико-правовой оценки со стороны Верховного Совета Абхазской
АССР.
Верховный Совет Абхазской АССР
постановляет:
1. Признать, что Демократическая
Республика Грузия, нарушив Договор от 11 июня 1918 года, а также заключенное ранее
соглашение между Абхазским Народным Советом и Национальным Советом Грузии от 9
февраля 1918 года, осуществила во второй половине июня 1918 года военное
вмешательство с целью насильственного присоединения территории Абхазии и
ликвидации независимости абхазского народа. Эта акция, нарушившая
международный правовой принцип, запрещающий присоединение чужой территории
путем силы, являлась незаконной.
2.Признать противоправным и
недействительным в части, касающейся территории Абхазии, договор между
Грузией и РСФСР, заключенный 7 мая 1920
года в условиях военной оккупации независимой Абхазии.
3.Постановлением Верховного Совета
Грузинской ССР от 18 ноября 1989 года, 9
марта и 20 июня 1990 года ,все государственные
структуры, существовавшие и существующие в Грузии с феврали 1921 года, признаны
незаконными и недействительными, из чего логически следует, что все договорные
отношения между Грузией и Абхазией, заключенные прежними органами государственной
власти, также являются незаконными, а вхождение Абхазии в состав Грузинской
Советской Социалистической республики лишено правовых оснований, и,
следовательно, законной формой государственной власти в Абхазии является
Советская Социалистическая Республика Абхазия, созданная свободным
волеизъявлением народов Абхазии и провозглашенная 31 марта 1921 года.
4.В соответствии со статьей 73
Конституции СССР поставить перед Верховным Советом СССР вопрос о
восстановлении государственного статуса Абхазии, провозглашенного 31 марта 1921
года.
5.Абхазия готова начать переговоры с
Грузией о дальнейших государственно-правовых отношениях между ними.
6.В условиях заключения нового
Союзного договора, что представляет собой не что иное
как обновление международного соглашения 1922 года в силу изменившихся
обстоятельств, Абхазия, как одна из республик, создавших Союз ССР, в качестве
субъекта Советской Федерации должна на равных с другими субъектами Союза ССР
входить в переговоры, участвовать в разработке и заключении Союзного договора.
7.Данное постановление направить в
Верховный Совет РСФСР для его рассмотрения вместе с
Постановлением Верховного Совета Грузинской ССР от 18 ноября 1989 года, 9
марта и 20 июня 1990 года.
Председатель
Президиума Верховного Совета Абхазской АССР
В.КОБАХИЯ
Секретарь Президиума
Верховного Совета Абхазской АССР
Ю.КВИЦИНИЯ
7.4.
ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ АБХАЗСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ*[V2]
25 августа 1990 г.
Верховный Совет Абхазской Советской
Социалистической Республики
• - выражая волю всего народа
республики и реализуя неотъемлемое право абхазской нации на самоопределение,
• - сознавая историческую
ответственность за судьбу Абхазии,
• - свидетельствуя уважение к
суверенным правам всех народов, населяющих Союз Советских Социалистических
Республик,
• - действуя в соответствии с
принципами Всеобщей Декларации прав человека и другими общепризнанными
международно-правовыми актами,
• - стремясь создать демократическое
правовое государство, торжественно провозглашает государственный суверенитет Абхазской Советской Социалистической
Республики.
1. Абхазская Советская
Социалистическая Республика -суверенное
социалистическое государство, созданное на основе осуществления абхазской
нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенства народа в
определении своей судьбы. Суверенитет Абхазской Советской Социалистической
Республики распространяется на всю территорию Абхазской АССР. Абхазская
Советская Социалистическая Республика обладает всей полнотой государственной
власти на своей территории вне пределов прав, добровольно переданных ею Союзу
ССР и Грузинской ССР на основе заключенных с ними Договоров. Абхазская АССР
имеет свой герб, флаг и гимн. Любые насильственные действия против
государственности Абхазской АССР со стороны политических партий, общественных
объединений или лиц преследуются по закону.
2. Граждане республики всех
национальностей составляют народ Абхазии. Носителем суверенитета и источником
государственной власти в Абхазской АССР является ее многонациональный народ.
Полновластие народа реализуется на основе Конституции Абхазской АССР
непосредственно путем народного голосования и через выборные представительные
органы.
3. Государственная власть в
Абхазской АССР осуществляется на началах разделения законодательной,
исполнительной и судебной властей.
4. Вся полнота государственной
власти на территории Абхазской АССР принадлежит
Верховному Совету Абхазской АССР, который обладает исключительным правом
выступать от имени народа Абхазской Советской Социалистической Республики.
В Верховном Совете Абхазской ССР
обеспечивается институционное представительство
нации, давшей название Республике.
5. Высшим
исполнительным и распорядительным органом государственной власти
Абхазской ССР является Совет Министров Абхазской ССР - Правительство Абхазской
ССР, правомочное решать все вопросы государственного управления, отнесенные к
ведению Абхазской ССР, за исключением входящих в компетенцию Верховного Совета
Абхазской ССР.
6. Судебная власть в Абхазской ССР
осуществляется судами Абхазской ССР. Высшим судебным органом Абхазской ССР
является Верховный Суд Абхазской ССР. Правосудие в Абхазской ССР осуществляется
именем Абхазской ССР.
7. Абхазская ССР имеет законодательные
и иные нормативные акты по всем вопросам своей компетенции. Конституция
Абхазской ССР и законы Абхазской ССР обладают верховенством на всей территории
Абхазской ССР.
Действие актов Союза ССР и
Грузинской ССР, нарушающих суверенитет Абхазской ССР и вступающих в
противоречие с ее правами, приостанавливается высшими органами законодательной
и исполнительной власти Абхазской ССР.
8. Разногласия между Абхазской ССР,
Союзом ССР и Грузинской ССР разрешаются в порядке, устанавливаемом заключенными
между ними договорами.
9. Абхазская ССР участвует в
осуществлении полномочий, преданных ею Союзу ССР и Грузинской ССР, активно
содействует осуществлению на своей территории союзных и межреспубликанских
программ.
10. Абхазская
ССР может открывать свои представительства в Союзе ССР и советских
республиках, а также в зарубежных странах.
11. Территория Абхазской ССР не
может быть изменена без ее согласия. Абхазская ССР решает все вопросы
административно-территориального устройства республики.
12. Абхазская ССР устанавливает
гражданство Абхазской ССР и гарантирует каждому гражданину право на сохранение
гражданства СССР.
Республика
принимает в гражданство Абхазской ССР и решает все вопросы о выходе из ее
гражданства.
13. Абхазская ССР самостоятельно
определяет свой экономический статус и закрепляет его в законах.
Народ Абхазии имеет исключительное
право на владение, пользование и распоряжение национальным богатством Абхазии.
Земля, ее недра, воздушное
пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах
территории Абхазской ССР, природные ресурсы ее континентального шельфа, весь
экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории Абхазии,
является собственностью ее народа, материальной основой суверенитета Республики
и используется с целью обеспечения материальных и духовных потребностей ее
граждан.
Предприятия, учреждения, организации
и объекты других государств и их граждан, международных организаций могут размещаться
на территории Абхазской ССР и использовать природные ресурсы Абхазии согласно
законам Абхазской ССР.
14. Абхазская ССР самостоятельно
создает банковскую (включая внешнеэкономический банк), ценовую, финансовую,
таможенную, налоговую системы, формирует государственный бюджет и валютный фонд
Республики и порядок использования природных ресурсов.
Абхазская ССР имеет право запретить
строительство и прекратить функционирование любых предприятий, учреждений,
организаций и других объектов, вызывающих угрозу экологической безопасности.
15. Абхазская ССР самостоятельна в
решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития абхазской
нации, гарантирует всем национальностям, проживающим и территории Республики,
право их свободного национально-культурного развития.
Абхазская ССР обеспечивает
национально-культурное возрождение абхазского народа, его исторического сознания
и традиций, национально-этнографических особенностей, функционирование
абхазского языка во всех сферах общественной жизни.
Абхазская ССР проявляет заботу об
удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей абхазцев,
проживающих за пределами Республики и за рубежом.
Абхазская ССР
подтверждает право и обеспечивает условия для возвращения на историческую
Родину депортированной части абхазского народа.
Национальные, культурные,
исторические ценности на территории Абхазской ССР являются исключительной
собственностью народов Республики.
Абхазская ССР имеет право на
возвращение в собственность народа Абхазии национальных, культурных и
исторических ценностей, находящихся за пределами Абхазской ССР.
На территории Абхазской ССР
государственным языком является абхазский язык, официальными языками -
абхазский, грузинский, русский.
Декларация является основой для
новой Конституции Абхазской ССР и определяет позицию Республики при заключении
Союзного Договора и Договора с Грузинской ССР.
Председатель
Президиума Верховного Совета Абхазской ССР
В. КОБАХИЯ
Секретарь
Президиума Верховного Совета Абхазской ССР
Ю.КВИЦИНИЯ
[V1]Принято семьюдесятью голосами "за" при двух воздержавшихся и в отсутствие на сессии шестидесяти депутатов. Источник: "Советская Абхазия" 26 августа 1990 г.
[V2]Принята десятой сессией ВС Абхазской АССР одиннадцатого созыва 25 августа 1990 г. единогласно присутствовавшими семьюдесятью двумя депутатами из 138 человек списочного состава. Источник: "Советская Абхазия ", 26 августа 1990 г.