ГЛАВА 7
РЕСПУБЛИКА НА ПУТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(Документы органов власти Абхазской АССР)
Здесь
публикуются документы, принятые Верховным Советом Абхазской АССР летом 1990
года под давлением абхазского национального движения: Декларация о
государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики и
постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии».
Указанные решения значительно расширяют права республики и в одностороннем
порядке изменяют характер ее взаимоотношений с Грузинской ССР.
Принятие
этих документов сопровождалось длительной политической борьбой как внутри
парламента, так и вне его стен. Под нажимом НФА «Айдгылара»
и поддерживающих его организаций вопрос о правовых гарантиях государственности
Абхазии был внесен в повестку дня сессии парламента, которая должна была состоятся 28 июля 1990 г. Необходимость срочного
рассмотрения этого вопроса обосновывалась тем, что в ноябре 1989, марте и июне
1990 года ВС Грузинской ССР принял ряд -постановлений, которые признают незаконными
и недействующими нормативные акты, принятые в годы советской власти и
регламентирующие вхождение Грузии в СССР, разграничение полномочий между
союзными и республиканскими органами, порядок выхода республик из СССР и т.п.,
а также договоры, заключенные
правительством Грузии в советский период, и существовавшие в этот период
государственные структуры. Следовательно,
по мнению идеологов абхазского движения, недействительными стали и все
нормативные акты, согласно которым Абхазия входит в Грузинскую ССР, и в этих
условиях необходимо предпринимать экстренные меры, чтобы вывести республику из
правового вакуума. Это, как
считали инициаторы созыва сессии, можно было сделать, если вернуться к правовой
ситуации, существовавшей до подписания союзного договора 1922 года, когда
Абхазия была самостоятельной республикой, связанной с Грузией лишь договорными
отношениями.
Такой
план не устраивал грузинскую часть Верховного Совета. 28 июля сессия не
состоялась из-за бойкота парламентариев-грузин. Однако 25 августа 1990 года
сторонникам самостоятельности Абхазии удалось собрать кворум и провести
упомянутые выше решения.
Вскоре
после этого, 28 августа президиум Верховного Совета Грузинской ССР своим
постановлением признал незаконными и отменил решения абхазского парламента (постановление публикуется в третьем выпуске сборника
«Абхазский узел»). 31 августа депутаты ВС Абхазии, выступавшие против принятия
Декларации о суверенитете, провели собрание, на котором присутствовали 71
депутат, то есть несколько больше половины списочного состава. Основываясь на
этом, собрание объявило себя чрезвычайной сессией ВС и отменило решения
парламента от 25 августа (документы сессии также будут опубликованы в третьем
выпуске сборника). Тем не менее, Президиум ВС Абхазии в своих более поздних
решениях, относящихся к 1991-1992 гг., руководствовался Декларацией о
суверенитете.
В
этой главе также публикуются другие документы, характеризующие процесс
расширения суверенитета и самостоятельности автономной республики: концепция
экономического развития и закон о внесении изменений и дополнений в конституцию
Абхазской АССР, которые являются логическим следствием принятия Декларации о
суверенитете.
7.1. ОБРАЩЕНИЕ ДЕПУТАТОВ ВС АБХАЗСКОЙ АССР "КО ВСЕМ
ГРАЖДАНАМ АБХАЗСКОЙ АССР"*[V1]
28 июля 1990 г.
Около двух лет
Верховный Совет Абхазской АССР не созывал своих сессий. Между тем только за
год работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР принято несколько десятков основополагающих законов,
непосредственно затрагивающих интересы автономных республик. В то же время
Верховным Советом Грузинской ССР приняты постановления и законы, противоречащие
Конституции СССР, нормативным актам Союза ССР и существенно ущемляющие
интересы Абхазской АССР. Действие некоторых общесоюзных законов, признанных не
соответствующими интересам Грузии, фактически приостановлено.*[V2]
Верховным Советом
Грузинской ССР в 1989-1990 годах трижды (в ноябре 1989 г., марте и июне 1990
года) созывались сессии, посвященные проблемам государственной независимости
Грузии. На этих сессиях приняты были постановления, в которых установление
Советской власти в Грузии в феврале 1921 года расценивается как свержение
существовавшего политического строя - власти Демократической республики Грузии,
осуществленное путем военного вмешательства (интервенции) и оккупации со
стороны РСФСР.
Признаны незаконными и
недействительными как все государственные структуры, существовавшие и
существующие в Грузии с февраля 1921 года, так и заключенные Советской Грузией
договоры: Договор между ССР Грузией и РСФСР от 21 марта 1922 года и Договор об
образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 года. Поставлен вопрос о необходимости
признания правительством РСФСР факта грубого нарушения в феврале-марте 1921
года Договора с Демократической республикой Грузией от 7 мая 1920 года, а также
образована комиссия для разработки правового механизма восстановления
независимости Грузии.
Восстановление
независимости Грузии является неотъемлемым правом грузинского народа, который
может решать этот вопрос на основе принципа самоопределения без какого-либо
давления извне при соблюдении прав человека.
Вместе с тем
Постановления Верховного Совета Грузинской ССР влекут за собой ряд
политических и правовых последствий.
Объявление незаконными и
недействительными распоряжений органов Советской власти, а также заключенных
ими договоров означает, что тем самым признаются не имеющими юридической силы
все государственно-правовые акты, касающиеся взаимоотношений Грузии и Абхазии.
Вследствие этого возникает вопрос о правовом статусе Абхазии, затрагивающий
интересы не только абхазов, но и всех народов, проживающих в автономной
республике - грузин, армян, русских, греков, эстонцев и др.
Вполне понятна
обеспокоенность абхазского народа. Абхазия - это его Родина. Только с ней и ее
государственностью связаны его настоящее и будущее.
Он несет особую ответственность за ее судьбу. Нельзя также забывать, что защита
государственности Абхазской АССР в первую очередь предполагает охрану законных
интересов и прав абхазского народа, гарантированных Конституцией СССР, а также
такими фундаментальными международно-правовыми документами, как Устав ООН,
хельсинский Заключительный Акт 1975 года, венский итоговый документ 1989 года и
другими международными актами о правах народов.
В этих условиях защита
интересов народов Абхазии - прямой долг высшего органа государственной власти
автономной республики.
Обеспокоенная судьбой Абхазии
большая группа депутатов Верховного Совета Абхазской АССР обратилась в
Президиум Верховного Совета Абхазской АССР и поставила вопрос о проведении
сессии. Ее предполагалось провести 29 июня 1990 года. Однако по рекомендации
представителей высших органов власти страны сессия была перенесена на более
поздний срок. В областных газетах 27 июня была опубликована информация о
повестку дня сессии и причинах ее переноса.
24 июля 1990 года в
областных газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета Абхазской
АССР о созыве Верховного Совета Абхазской АССР 28 июля 1990 года.
Несмотря на то, что подробная
информация о предстоящей сессии была заблаговременно дана в печати, по радио и
телевидению, определенная часть депутатов не явилась на заседание. Свою неявку
одни депутаты объясняют неинформированностью, другие
- несогласием с повесткой дня. Более того, в прессе -"Сабчота Абхазети" от 25 июля и "Дроша" от 26 июля - опубликованы статьи и заявления,
грубо искажающие смысл предстоящей сессии, вводящие в заблуждение
многонациональное население республики и по существу призывающие к
межнациональному столкновению. Под влиянием дезинформации ряд местных Советов
в срочном порядке провели свои заседания и приняли поспешные решения,
осуждающие проведение сессии, а на некоторых предприятиях лица грузинской
национальности организовали забастовки. Организаторы бойкота оказали грубое
давление на некоторых депутатов, вынудив их не явится
на сессию.
Эти акции представляют
собой не что иное, как попытку откровенного силового давления, политического
шантажа на предложение парламентским путем решить насущные проблемы автономной
республики. Такого рода политика диктата, навязывания своей воли другим
народам с позиции силы и угроз была осуждена в резолюции N 24 "Об
этнических конфликтах в Грузии", принятой международной конференцией,
созванной организацией "Демократия и независимость" в июле 1990 года
в Праге.*[V3]
Удивляет, что в то
время, когда отдельные лидеры всегрузинских
неформальных организаций призывают представителей абхазского народа к диалогу,
многие депутаты Верховного Совета Абхазской АССР не пожелали принять участие в
парламентском обсуждении существующих проблем. Очевидно, что сегодня в Абхазии
в грузинском национальном движении решающую роль играют деструктивные силы.
Парламентский путь - единственно
возможный способ Решения проблем, принятый среди цивилизованных народов. Отказ
от диалога в Верховном Совете ведет к митинговой стихии и межнациональным
конфликтам. Виновных во всем этом следует искать не среди тех, кто призывает к
парламентскому диалогу, а среди тех, кто бойкотирует его.
7.2.ТЕЗИСЫ
К ДОКЛАДУ НА X СЕССИИ ВС АБХАЗСКОЙ
АССР "О ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЯХ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ АБХАЗИИ"*[V4]
Трудящиеся Абхазской
АССР с удовлетворением восприняли законы СССР о собственности, о земле, об
основах экономических отношений СССР и автономных республик, о местном
самоуправлении и местном хозяйстве, о разграничении полномочий между Союзом
ССР и субъектами федерации и другие.
В частности, обнадеживает положение
в Законе СССР "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами
федерации" о том, что "автономные республики - советские
социалистические государства, являющиеся субъектами федерации -Союза ССР, входят в состав союзных республик на основе свободного
самоопределения народов, обладают всей полнотой государственной власти на
своей территории, вне пределов полномочий, переданных ими в ведение СССР и
союзных республик".
Однако, в
последнее время действия Верховного Совета Грузинской ССР вызывают определенную
тревогу и озабоченность в связи с тем, что им не признаны вышеназванные
законы, принимаются законодательные акты, препятствующие реализации общесоюзных
законов.
Верховный Совет
Грузинской ССР в постановлении от 9 марта 1990 года "О гарантиях защиты
государственного суверенитета Грузии" объявляет незаконным и
недействительным союзный рабоче-крестьянский договор об образовании
федеративного Союза Советских Социалистических Республик Закавказья от 12 марта
1922 года и предлагает "начать переговоры о восстановлении независимого
грузинского государства, так как договор об образовании Союза Советских
Социалистических Республик от 30 декабря 1922 года является в отношении
Грузии незаконным".
Верховный
Совет Грузинской ССР признал аннексию Грузии Советской Россией и стремится к
аннулированию последствий нарушения договора от 7 мая 1920 года.
Подобная
оценка этих событий была дана и раньше, ни сессии Верховного Совета ГССР в
ноябре 1989 года.
Решениями
пятнадцатой сессии Верховного Совета Грузинской ССР от 20 июня внесены
дополнения в постановление Верховного Совета Грузинской ССР от 9 марта 1990
года в связи с принятой правовой оценкой решений и других актов Ревкома Грузии
от 16 февраля 1921 года, 24 марта 1921 года об упразднении политических
институтов Грузинской Демократической Республики, а также принято решение об
обращении к Верховному Совету РСФСР по поводу оценки правовых и
политических последствий нарушения договора от 7 мая 1920 года между Грузинской
Демократической Республикой и РСФСР.
Согласно
вышеупомянутым документам, принятым, начиная с ноября 1989 года на сессиях
Верховного Совета Грузинской ССР, в Грузинской ССР не действует ни один
общесоюзный закон, если он не соответствует интересам республики. В них говорится:
"Грузинская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР. Это
право священно и неприкосновенно. Не допускается отмена или ограничение права
свободного выхода Грузинской ССР из состава Союза ССР актом высшего органа
государственной власти СССР или иным путем. С момента принятия решения об
отмене права свободного выхода Грузинской ССР из состава СССР, Грузинская ССР
считается вышедшей из состава СССР. Те же - последствия наступают в случае
отказа в удовлетворении требования Верховного Совета Грузинской ССР отменить
или изменить общесоюзный акт, ограничивающий право свободного выхода
Грузинской ССР из состава СССР. Вопрос о том, ограничивается или нет право
свободного выхода Грузинской ССР из состава СССР, решает Верховный Совет
Грузинской ССР". Однако, ни в одном из этих документов не сказано о том. каким образом должна решаться
судьба национальной государственности абхазского народа в случае выхода Грузии
из состава СССР.
Руководством автономной республики
были представлены Республиканским партийным и советским органам замечания и
предложения к законопроекту об основах экономической независимости Грузии. Но
в решениях сессии они не были учтены.
Все эти факты свидетельствуют о том,
что руководство Грузинской ССР, проводя без участия Абхазской АССР курс на
Расширение своей самостоятельности, готовит политические и правовые основания к
выходу из состава СССР, решая при этом
судьбу Абхазской АССР без ее
ведома.
В этой связи приходится воскресить в
памяти некоторые исторические события.
Как известно, Грузия первой в
Закавказье обратилась за помощью к России, заключив Георгиевский трактат в 1783
году. Однако в 1801 году восточногрузинское Картлийско-Кахетинское царство было упразднено. Здесь
утвердилась царская военная администрация. Спустя некоторое время все
государственные образования Западной Грузии были ликвидированы.
В историографии, в
современных политических документах Грузии отмечается, что она утеряла свою
государственность в 1801 году, восстановила же ее спустя 117 лет, 26 мая 1918
года, в день провозглашения Демократической Республики Грузии.
Иная ситуация складывалась в
Абхазии. Абхазское княжество, за исключением непокорных горских обществ,*[V5] вступило под
покровительство Российской империи 17 февраля 1810 года как самостоятельная
государственная единица (княжество) и было абсолютно независимо от царств и
княжеств Восточной и Западной Грузии. Одна из отличительных черт Абхазского
княжества заключена в том, что оно не утеряло своей государственности с
присоединением к
России.
С 1810 по 1864 год Абхазское
княжество на правах автономии непосредственно входило в состав Российской
империи и просуществовало дольше других на Кавказе. Весь этот период (54 года)
за владетельными князьями Абхазии сохранялось право внутреннего управления
страной. С 1864 по 1917 год Абхазия была подчинена царской администрации на
Кавказе.*[V6]
Таким образом, абхазская
государственность, образованная еще в VIII веке, просуществовала
в XIX столетии на шестьдесят три года дольше грузинской.
ССР Абхазия была провозглашена 31
марта 1921 года. Восстановление абхазской государственности, утерянной в 1864
году, произошло спустя 57 лет.
После Февральской революции
Временное правительство создало Особый Закавказский Комитет. 10 марта 1917 года
в Сухуме сформирован местный орган Временного
правительства в Абхазии - Комитет общественной безопасности под председательством
абхазского князя Александра Шервашидзе.
Вскоре делегация абхазского народа
прибыла во Владикавказ, где 29 октября 1917 года был подписан "Союзный
договор" и учрежден Юго-Восточный Союз казачьих войск, горцев Кавказа и
вольных народов степей, в силу которого с 16 ноября
начало функционировать в Екатеринодаре (ныне
Краснодар) "Объединенное правительство Юго-Восточного Союза" при
активном участии представителей Абхазии.
В Юго-Восточный Союз входил
"Союз объединенных горцев Кавказа" (СОГК). На 1 крестьянском съезде
8 ноября 1917 года был создан "Абхазский Народный Совет" (АНС) -
фактический орган власти. На нем были приняты "Декларация съезда
абхазского народа" и "Конституция Абхазского Народного Совета".
Таким образом", Абхазский
Народный Совет был создан раньше, чем Национальный Совет Грузии, и в ноябре
1917 года организационно был связан с Союзом объединенных горцев Кавказа и
Юго-Восточным Союзом.
Накануне создания
Закавказского сейма, 9 февраля 1918 года между АНС и Национальным Советом Грузии
было заключено соглашение об "установлении взаимоотношений между Грузией
и Абхазией", в котором признавалось существование "единой
нераздельной Абхазии", в пределах от реки Ингур
до реки Мзымта. Вопрос же о выработке
"будущего политического устройства Абхазии" тогда не был решен. На
совещании в Тифлисе 9 февраля абхазская делегация стремилась к политической
независимости Абхазии, "имея с Грузией лишь добрососедские отношения, как
с Равным соседом".
Весной 1918 года в Абхазии, за
исключением Кодорского (Очамчирского)
участка, была установлена Советская власть, которая просуществовала в Сухуме с 8 апреля по 17 мая 1918 года, а в Гудаутском и Самурзаканском (Гальском)
участках несколько дольше.
В ответ красная гвардия
Закавказского правительства и Национального Совета Грузии взяла 17 мая 1918
года Сухум.
После распада Закавказского сейма
(26 мая 1918 года) образовалась Демократическая Республика Грузия. Тогда же
Абхазский Национальный совет заявил: "Ввиду создавшегося положения
принять на себя всю полноту власти в пределах Абхазии". Признавая право
грузинского народа на восстановление независимой государственности, АНС в
своем документе от 2 июня 1918 года отметил: "С момента распада
Закавказской Федеративной Республики и объявления независимости Грузии, Абхазия
потеряла юридическую основу связи с Грузией и отряд Закавказской красной
гвардии, являясь в настоящее время войсковой частью Грузинской Республики,
оказался вне пределов своего государства, но вся полнота власти фактически
находится в ее руках".
Правительство Грузинской Республики,
пообещав Абхазскому Народному Совету самую широкую автономию, навязало в
Тифлисе 11 июля 1918 года так называемый договор между Грузией и Абхазией в
"развитие и дополнение" соглашения от 9 февраля 1918 года. В пункте 2
нового документа подчеркивалось, что "внутреннее управление и
самоуправление в Абхазии принадлежит Абхазскому Народному Совету". Однако
срок созыва съезда населения Абхазии "для окончательного решения"
вопроса о политическом устройстве Абхазии так и не был установлен, что указывает
на формальный характер данного документа.
Под видом помощи Абхазскому
Народному Совету после подписания договора в Сухум во
второй половине июня были введены войска генерала Г. Мазниева
(Мазниашвили), которые по сути
оккупировали Абхазию и заняли побережье до Сочи и Туапсе. Абхазия была
объявлена генерал-губернаторством, а Мазниев -генерал-губернатором и начальником Сухумского гарнизона.
Так был вероломно нарушен заключенный договор, что привело к фактической оккупации
Абхазии.
Генерал бесцеремонно попирал права
Абхазии. Председатель Народного Совета В.Шервашидзе
4 июля 1918 года напомнил грузинскому правительству, что Мазниеву
были даны "широкие полномочия вплоть до права объявления введения осадного
положения, но исключительно при ведении военных операций". Он требовал
отменить приказ военного министра в силу которого Мазниев без ведома и согласия Народного Совета был назначен
губернатором Абхазии.
Однако, АНС
не только не смог поставить на место Мазниева, но,
вскоре, 15 августа 1918 года, сам был разогнан вооруженной силой Грузинского
правительства, с той целью, чтобы новый состав АНС стал более сговорчивым.
По сообщению правительства Грузии в
начале октября 1918 года АНС при поддержке генерала Алексеева якобы предпринял
попытку переворота с целью освобождения Абхазии от вооруженного вмешательства
Грузии. Воспользовавшись этим, Центральное правительство 10 октября 1918 года
силой разогнало новый состав АНС. Ситуация в Абхазии оказалась в центре внимания
иностранных союзников Грузии, которые предложили грузинскому правительству
изменить свою политику в отношении захваченного им Сухумского округа (Абхазии).
Так, 23 февраля 1919 года в беседе с английским генералом Уоккером Ной Жордания обещал предоставить Абхазии
широкую автономию.
Грузинское правительство, опасаясь,
что Деникин при поддержке англичан объявит Сухумский округ нейтральным, в
срочном порядке, в условиях оккупации, организовало "демократические"
выборы в новый АНС. С 18 по 20 марта 1919 года проходили
заседания Совета, который был переименован в "Народный Совет Абхазии"
(НСА).
Возмущенные новыми выборами,
абхазские меньшевики вышли 13 марта 1919 года из фракции грузинских
меньшевиков. Главное расхождение между ними заключалось в "вопросе об объеме
прав автономной Абхазии".
В результате "выборов"
грузинские меньшевики составили большинство в Народном Совете Абхазии, а
абхазы, представляющие в основном "независимцев"
- меньшинство.
Давление
Добровольческой Армии, оказанное через британское командование, вынудило
Грузинскую республику через большинство своих ставленников в НСА принять 20
марта 1919 года "Акт об автономии Абхазии". Он состоял из двух
пунктов следующего содержания: "Первый Народный Совет Абхазии, избранный
на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права, на
заседании своем от 20 марта 1919 года от имени народов Абхазии постановил:
1.
Абхазия входит в состав Демократической Республики
Грузии, как ее автономная единица, о чем поставить в известность Правительство
республики Грузии и ее Учредительное собрание;
2. Для составления
Конституции автономной Абхазии и определения взаимоотношений между центральной
и автономной властью избирается смешанная комиссия в равном числе от Учредительного
собрания Грузии и Народного Совета Абхазии и выработанные ею
положения по принятию их Учредительным собранием Грузии и Народным Советом
Абхазии должны быть внесены в Конституцию Демократической Республики
Грузии".
Однако этот акт так и остался на
бумаге, а проекты Конституции Абхазии не были одобрены и приняты в силу
разногласий между НСА и Грузинским правительством.
Борьба вокруг конституции автономии
Абхазии продолжалась вплоть до 1921 года. В одной из "записок" на
имя председателя правительства Грузии делегация Народного Совета Абхазии в
ноябре 1920 года заявила: "Все заверения правительства
о незыблемости автономии на практике расходятся с действительностью. Начиная с 1918 года оно расширило область своего вторжения
во все сферы жизни Абхазии, нарушая даже те ее права, о которых не возникало
спора в комиссиях, разрабатывающих проект Конституции автономной Абхазии.
Это противоречие, выражающееся, с
одной стороны, в неоднократных заверениях
соответствующих органов республики о незыблемости автономии Абхазии, а с другой
стороны - во вмешательстве во внутренние дела Абхазии, создавало в Абхазии
недоверие не только к общественной власти, но и к местному законодательному
органу - Народному Совету Абхазии ...
Отношения между Грузией и Абхазией
до сих пор не оформлены, а следовательно, юридически
не обязательны для обеих сторон.
Народный Совет
Абхазии обращается к правительству республики Грузии с желанием получить
документальные ответы по существу акта от 20 марта 1919 г., а также настаивает
на необходимости немедленного образования смешанной в равном числе от
Народного Совета Абхазии и Учредительного Собрания комиссии для рассмотрения
проекта Конституции Абхазии, каковой проект в спешном порядке должен быть
утвержден Учредительным Собранием. Около трех лет народ Абхазии ждет
этой Конституции..."»
Тогда же приведенный документ лег в основу "Докладной
записки Полномочного представителя РСФСР в Грузии от 19 ноября 1920 года."
Члены Конституционной делегации НСА
сделали 5 декабря 1920 года свое последнее заявление, в котором говорилось, что
в связи с коренным расхождением взглядов Народного Совета Абхазии и центральной
власти по вопросу о порядке разработки и
принятия Конституции Абхазии делегация выезжает обратно. Так называемая
автономия Абхазии оказалась фикцией.
Несмотря на протесты НСА, Малая
Конституционная комиссия 29 декабря 1920 года разработала в Тифлисе проект
"Положения об автономной области и автономном управлении Абхазией",
без участия представителей народного Совета. Вместе с тем, на заседании НСА,
которое состоялось 4 января 1921 года, был заслушан и одобрен доклад
конституционной делегации, которая выразила в Тифлисе свой протест Президиуму
Учредительного Собрания в связи с ущемлением законодательных прав НСА при
разработке и принятии Конституции Абхазии.
Только в дни
свержения правительства Грузинской республики Учредительное собрание 21
февраля 1921 года наряду с Конституцией Грузии утвердило "Положение"
об автономии Абхазии. Однако это, столь запоздалое решение, уже не имело юридической
силы, так как противоречило Акту НСА от 20 марта 1919 года, признанному тогда и
Учредительным собранием. Кроме того, еще весной 1920 года абхазский народ
бойкотировал выборы в Учредительное собрание Грузии, которое, тем самым, было
лишено юридических оснований на оформление положения в так называемой
"автономной" Абхазии.
Таким образом, войска образованной
26 мая 1918 года Демократической Республики Грузии в течение почти трех лет
(со второй половины июня 1918 года) оккупировали территорию Абхазии.
Правительство Грузии нарушило все соглашения и договоры с Абхазией, не
выполнило своих обязательств и вооруженной силой дважды (10 августа и 19
октября 1918 года) разгоняло неугодный ему законный демократический орган
государственной власти - Абхазский Народный Совет, выступивший за политическое
самоуправление Абхазии и свободу абхазского народа.
В мае 1920 года между Советской
Россией и Демократической Республикой Грузия был заключен договор. Однако
действие этого договора не может быть распространено на Абхазию, так как она еще
со второй половины июня 1918 года, т.е. за два года до подписания договора была
аннексирована Грузинской Республикой в результате военного вмешательства. 25
февраля 1921 года в Грузии была установлена Советская власть, упразднившая Демократическую
Республику Грузию. Это дало возможность Абхазии освободиться от оккупации. 4
марта в Абхазии была установлена Советская власть, а 31 марта 1921 года была
провозглашена Декларация об образовании ССР Абхазии.
Однако 16 ноября 1921 года под
нажимом Сталина Кавбюро ЦК РКП (б) приняло
постановление о заключении союзного договора. 16 декабря 1921 года ССР Абхазия
была вынуждена объединиться на федеративных договорных началах с Грузинской
ССР. Договор был ратифицирован 1 съездом Советов ССР Абхазии в 1922 году. До
1931 года Грузия в соответствии со своей Конституцией 1926 года считалась
федеративной республикой.
В 1931 году был сделан еще один шаг
по упразднению прав абхазского народа. Договорная ССР Абхазия была преобразована
в автономную республику в составе ГССР. Договор между Грузией и Абхазией был
аннулирован. Таким образом, государственность Абхазии с 1921 по 1931 год шла
по нисходящей линии. С этого времени началось планомерное ущемление законных
прав и интересов абхазского народа, которое в 30-50-е годы приняло формы
откровенного произвола.
Многое было исправлено после
разоблачения культа Сталина. Несмотря на это, ущемление прав Абхазской АССР продолжало иметь место и в последующие годы. Верховным
Советом СССР был принят Закон "О порядке решения вопросов, связанных с
выходом союзной республики из СССР", который предусматривает охрану прав
и интересов всех народов, населяющих союзные республики. Между тем Верховный
Совет ГССР признал этот закон не отвечающим интересам Грузии. В этих условиях
ВС Абхазской АССР не может оставаться безучастным наблюдателем происходящих
процессов и не высказывать своего отношения к ним.
Из смысла постановлений ВС ГССР от 9
марта и 20 июня 1990 года все существовавшие и существующие ныне государственные
структуры власти с февраля 1921 года являются незаконными, так как они были
созданы в период оккупации Грузии. Поэтому все правовые акты, принятые этими
органами, также являются незаконными. Как видно из исторических материалов,
именно этими органами Абхазии был навязан договор о вхождении в ее состав
ГССР. Таким образом, все правовые акты, которыми было оформлено вхождение
Абхазии в ГССР, не могут быть признанными имеющими юридическую силу.
Абхазской АССР нужно возвратить ее
историческое право на независимость и союз с Грузинской ССР на основе равноправного
договора с ней, что отвечает интересам абхазов, грузин, русских, армян,
эстонцев, греков, всех народов республики.
[V1]Обращение принято собранием 58 депутатов ВС Абхазской АССР, прибывших на X сессию одиннадцатого созыва. Эта сессия, которая должна была рассмотреть вопрос о защите государственности Абхазии в связи с началом процесса восстановления государственной самостоятельности Грузии, не состоялась в связи с отсутствием кворума. На сессию не явились все депутаты-грузины, а также ряд депутатов других национальностей. Источник: "Советская Абхазия", 31 июля 1992г.
[V2]Постановлением
ВС Грузинской ССР от 20 июля 1990 г было приостановлено действие законов о
разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации, о правовом режиме
чрезвычайного положения, об основах экономических отношений республик, о
порядке выхода республик из СССР.
[V3]Публикуется
в третьем выпуске сборника «Абхазский узел».
[V4]Тезисы к докладу Председателя Президиума ВС Абхазской АССР подготовлены и опубликованы накануне X сессии одиннадцатого созыва .Источник: "Советская Абхазия", 2 августа 1990г.
[V5]Вольные горские общества Шоу, Дал, Цебельда, управляемые местными князьями, а также западноабхазское племя джигетов (на территории современного Гаерского района Абхазии) не согласились с решением владетельного князя Абхазии вступить под покровительство русского царя и отказались признать его власть над собой. В течении многих лет они были центрами сопротивления русской армии и власти поддерживаемых Россией владетельных князей Абхазии.
[V6]Автономный статус был утерян Абхазией после завершения Кавказской войны, в которой абхазы приняли активное участие. В июне 1864 г. Абхазское княжество было упразднено, и введено т.н. "военно-народное управление". На территории Абхазии был образован Сухумский военный подчиненный наместнику Кавказа. В 1883 г. он преобразован в Сухумский военный округ в составе Кутаисской губернии.