6.6.
ОТВЕТ ПРЕЗИДИУМА ПРАВЛЕНИЯ НФ АБХАЗИИ АБХАЗСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОГО ФРОНТА
ГРУЗИИ*[V1]
30 июля 1990 г.
ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ
От 25 июля 1990 г.
было опубликовано политическое заявление Абхазской региональной организации
Народного фронта*[V2] , в котором его
авторы выдвинули ряд конкретных обвинений в адрес Народного форума Абхазии и
его газеты "Единение". Насколько обоснованы эти обвинения и
объективны вытекающие из них суждения и выводы?
Попробуем разобраться,
призвав на помощь логику, здравый смысл и факты.
Итак, обвинение первое. Оно связано
с публикацией на страницах «Единения» (№4, 1990г) информации "О некоторых
результатах расследования событий, имевших место в г. Сухуме, других городах и
районах Абхазской АССР 15-16 июля 1989 г.", подготовленный членами рабочей
группы Комиссии Верховного Совета автономной республики.*[V3] Не касаясь злобного
и безапелляционного тона, сопутствующих оскорблений, которые отличают в целом
все заявление, хотелось бы заметить следующее.
Сразу же после июльской трагедии, не
дав еще людям отойти от потрясений и до конца потухнуть огню пожара, официальные
и неофициальные средства массовой информации Грузии начали беспрецедентную по
масштабам кампанию травли абхазского народа. Со страниц газет, экранов
телевизоров, по радио пошел непрерывный поток откровенной, порой разнузданной
лжи и фальсификаций. Эти частные детективные "расследования" ставили
своей основной целью оклеветать и оболгать противоположную, т.е. абхазскую,
сторону, переложить на нее исключительно всю ответственность и вину за
произошедшую трагедию Даже Прокуратура Грузинской ССР в лице ее прокурора Размадзе
в этот и последующий периоды, т.е. задолго до суда, начала выдвигать
чудовищные обвинения против конкретных людей, что представляется недопустимым в
любом цивилизованном обществе. В сознании грузинского народа такими
бесчестными приемами намеренно и методично утверждался в лице абхазцев образ
изувера, варвара - врага, сеялся миф
о народе-горсточке, посмевшем поднять руку на своего многомиллионного соседа.
Правого рассудит история и время.
Но следует подчеркнуть, что ни разу
официальная пресса Абхазии (за исключением газеты "Сабчота Абхазети")
не использовала тактику ответных ударов, - все ждали результатов работы
указанной выше комиссии Верховного Совета Абхазской АССР и завершения следствия
по фактам преступлений 15-16 июля 1989 г. Между тем, следственная бригада
Прокуратуры Грузии, захватив самовольно монополию на ведение следствия,
творила "чудеса" беззакония и вершила фактически самосуд над
абхазским народом.
Нет необходимости сегодня убеждать
кого-либо в том, насколько важно для автономной республики окончательное ,объективное
и скорейшее расследование июльской трагедии. Но работа комиссии Верховного
Совета Абхазской АССР, образованной почти год тому назад, как следует из слов
ее председателя -депутата В.Е.Александрова, тем не менее
далека от завершения. Подобное затягивание - искусственно. Это, а также туман
тайн, окутавший комиссию, и полное отсутствие гласности в работе, в
сложившейся
общественно-политической
обстановке рождают только
дальнейшее нагнетание нездоровых страстей.
И именно этим руководствовалась, в
первую очередь, редакция газеты "Единение", решив опубликовать
поступивший к ней материал, подготовленный по результатам расследования членами
рабочей группы комиссии и скрепленный их подписями. Этот вариант заключения,
безусловно, носит характер проекта, и не претендует на истину в последней
инстанции - окончательное слово так или иначе за Верховным советом республики.
Но с точки зрения ознакомления еще с одним мнением, данная информация конечно
же, представляла интерес. Что же касается сокрытия фамилий людей, подписавших
материал, то во всем мире это святое право любой редакции.
Мы допускаем и считаем вполне
естественным тот факт, что ряд членов комиссии, а также лидеры Абхазской
региональной организации Народного фронта Грузии могли и могут иметь свое
особое мнение (последние, кстати, его давно уже сказали), по существу информации
и не согласиться с опубликованным вариантом. Никто не вправе мешать или
запрещать им иметь свое собственное суждение и делать свои выводы.
И газета "Единение" готова
представить свои полосы и другим членам комиссии для предания гласности их вариантов
заключения для последующего (но только делового и конструктивного) обсуждения
в народе, а затем и в Верховном Совете республики.
Однако
они решили оппонировать другим образом, избрав тактику навешивания ярлыков и
оскорблений всем инакомыслящим. Хотелось бы напомнить, что даже самые
"крепкие" выражения никогда не являлись сильными аргументами в
полемике. Но эту простую аксиому до сих пор не могут уяснить лидеры как
местных, так и всегрузинских неформальных объединений. Они предпочитают монолог
в менторском, назидательном и не терпящем возражений тоне, вместо диалога -
силу голоса, амбиций, бесконечные упреки и обвинения фактам и доказательствам.
Они то и дело меняют гнев на милость. Уничтожая человеческое достоинство
народа, затем "изливаются" в братской любви, твердя беспрестанно о
пришлости абхазов, а затем утверждают факт нашей совместной жизни на одной
земле несколько тысячелетий; декларируя только словесно свободу и равенство с
ними абхазов в свободной и независимой Грузии, затем делают все, чтобы Верховный
Совет Грузии принимал один за другим законодательные акты, не только грубо
попирающие государственность Абхазии, но и ущемляющие элементарные права
абхазского народа. А затем они оскорбляются и возмущаются, когда после всего
этого абхазы не верят им и не хотят идти с ними. И не публикация в
"Единении", а именно такая странная манера "решать"
проблемы с позиции своего превосходства, силы, постоянных угроз и политического
шантажа, сочетаемых порой с ловким заигрыванием, может привести к трагедии, к
кровопролитию невинных людей ,но отнюдь не к миру и согласию.
Теперь еще об одном. В заявлении, в
частности, имел» место такое высказывание: "В межнациональных
взаимоотношениях абхазские экстремисты стали на весьма опасный путь
конфронтации. согласно их словам, они намерены бороться до последнего абхаза
... не больше, не меньше, против грузинского народа".
Как нам кажется, авторы заявления
зашли здесь слишком далеко, выдвинув голословно столь тяжкое и к тому же обезличенное
обвинение. Мы бы попросили лидеров региональной организации Народного фронта
Грузии потрудиться и назвать конкретно источник такой информации, людей, место
и время, когда такие высказывания прозвучали из уст абхазов. В противном случае
это может расцениваться не просто как безответственность и безрассудство, а как
оскорбление, бросающее тень на весь народ, и уголовно наказуемое, как
разжигающее межнациональную рознь.
Обвинение второе, связанное с
сессией Верховного Совета Абхазской АССР 28 июля 1990 года.*[V4] Авторы заявления не
только грубо искажают смысл и значение сессии, но и пишут, что "повестка
дня этой сессии будет неприемлемой для большинства коренного населения
республики". Но хотелось бы спросить, с каких пор коренное население, если
оно действительно является таковым, не только не заинтересовано в обсуждении
такого вопроса, как, например, правовые гарантии защищенности их же
государственности, но и требует бойкота этого обсуждения, не допускает даже
мысли о возможности обмена мнениями в этой связи? Неужели такие важнейшие
вопросы надо обсуждать на улицах и митингах, а не в высшем государственном
органе республики? Противники такого парламентского диалога, беззастенчиво
нарушая основные международные акты по правам человека и народов,
продолжают называть себя
"демократами" и
"гуманистами".Так неужели они полагают, что если они не дадут депутатам
собраться на сессию, эта проблема снимется сама собой?
И уже совсем непонятны угрозы, которые
завершают Заявление. Не является ли это попыткой заранее переложить ответственность
за то, что может произойти в результате столь упорного нежелания услышать
голос другого народа?
6.7.
ЗАЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ФОРУМА АБХАЗИИ*[V5]
7 августа 1990 г.
Абхазский народ,
переживший в прошлом столетии трагедию беспрецедентного по своим масштабам
насильственного изгнания со своих земель и испытавший на себе уже в советское
время все ужасы сталинизма, не может оставаться равнодушным к судьбе
депортированных народов. С глубоким пониманием и сочувствием относится он и к
проблеме возвращения турок-месхетинцев на места исторического проживания,
откуда они были выселены в результате осуществления чудовищной диктаторской
политики.
Никакая демократия не может быть
подлинной, если она мирится с обездоленностью даже самого малочисленного народа
Заявляя
об этом, Народный форум Абхазии "Айдгылара" выражает в то же время
серьезную обеспокоенность по поводу намерения турок-месхетинцев направиться в
места исторического проживания многочисленной группой через территорию
Абхазской АССР,*[V6] в которой
по-прежнему сохраняется напряженная обстановка. Достаточно сказать, что
Верховный Совет Абхазии из-за остроты межнациональных
отношений не смог провести свою очередную сессию. В этих условиях Народный
форум Абхазии не видит реальных гарантий, исключающих провокации экстремистов,
которые хотели бы навлечь на абхазский народ еще одну беду и представить его
виновным во всем.
Учитывая эти обстоятельства,
Народный форум Абхазии считает возможным передвижение турок-месхетинцев к
местам их исторического проживания только после того, как условия возвращения и
правовые гарантии безопасности будут закреплены решениями органов
государственной власти СССР и ГССР.
Эти соображения продиктованы
единственной целью- не допустить возникновения еще одного очага напряженности в
Абхазской АССР, в которой еще свежи раны, нанесенные межнациональным
конфликтом.
В
этот ответственный час "Айдгылара" обращается с призывом к
грузинскому народу и туркам-месхетинцам проявить спокойствие, взаимную
терпимость и доброжелательность, без чего невозможно взаимоприемлемое решение
возникшей проблемы*[V7].
6.8. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НФ АБХАЗИИ СЕРГЕЯ ШАМБА НА
СЪЕЗДЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОНОМИЙ*[V8]
22 сентября 1990 г.
К СОБЫТИЯМ В АБХАЗИИ
Как уже сообщалось в
печати и по телевидению на X сессии Верховного
Совета Абхазии XI созыва 25 августа 1990 года приняты
Постановление "О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии"
и Декларация "О государственном суверенитете Абхазской Советской
Социалистической республики".*[V9]
Уже на следующий день 26 августа
было спешно принято Постановление Президиума Верховного Совета Грузинской ССР,
которым были объявлены " недействительными и не имеющими юридической
силы" Постановление и Декларация Верховного Совета Абхазской АССР.*[V10] В тот же вечер
программа "Время", которая обошла молчанием факт принятия постановления и Декларации Верховным Советом
Абхазской АССР, проинформировала телезрителей страны о постановлении
Президиума Верховного Совета ГССР.
В газете "Правда" от 28
августа 1990 года постановление Президиума Верховного Совета ГССР было
преподнесено как решение Верховного Совета ГССР (по сообщениям корр.
"Правды" и ТАСС). В тот же день, на первой странице, как о важнейшей
новости дня, сообщала о постановлении Президиума Верховного Совета ГССР газета
"Известия" (собкор Б.Уригашвили).
Затем в
"Правде" (ТАСС), "Известиях" (собкор Б.Уригашвили) от 2
сентября, по телевидению (ТСН, "120 минут") была дана информация,
согласно которой 31 августа 1990 года, якобы, сессия Верховного Совета
Абхазской АССР вынесла решение об отмене Постановления и Декларации, принятых 25
августа.*[V11]
Это далеко не первый случай, когда
центральные органы печати, телевидение дают противоречивую и даже ложную информацию,
касающуюся Абхазии. Самый свежий пример - сообщение о блокаде железной дороги
в г.Самтредиа. Программа время в качестве повода этой акции, нанесшей
значительный материальный ущерб стране,
назвала несогласие организаторов акции с повесткой планировавшейся сессии
Верховного совета Абхазской АССР. Спасибо организаторам акций. Они опровергли
домыслы программы "Время" и назвали истинную причину блокады
железной дороги.*[V12]
Между тем правда о событиях в
Абхазии состоит в том, что своими решениями от 25 августа 1990 года Верховный
Совет восстановил историческую справедливость - он признал законной формой
государственности Абхазии Советскую Социалистическую Республику Абхазию,
созданную свободным волеизъявлением народов Абхазии и провозглашенную 31 марта
1921 года. Эта суверенная советская республика, в государственности которой
нашло воплощение неотъемлемое право абхазской нации, всего народа республики,
была преобразована в 1931 году в автономную республику в составе Грузинской
ССР.
Эта противоправная акция по
ликвидации суверенной республики, осуществленная в годы сталинского
тоталитарного режима, привела к тому, что Абхазия по существу превратилась в
один из районов Грузинской ССР, с чем абхазский народ никогда не мирился.
Чаяния абхазского народа, связанные
с восстановлением государственного статуса Абхазии 1921 года, были выражены в
"Обращении", принятом на народном сходе в селе Лыхны Абхазской АССР
18 марта 1989 года, под которыми поставили свои подписи более 32 тысяч человек,
в том числе абхазы, русские, греки, армяне, грузины и др.
Однако воля народа была
проигнорирована партийным и советским руководством СССР, а руководство
Грузинской ССР, используя все имеющиеся в его распоряжении средства, в том
числе печать, радио и телевидение, осуществило кампанию по дискредитации
"Обращения" и преследованию лиц, принимавших активное участие в его
принятии.
Вместе с тем Постановление и
Декларация высшего законодательного органа Абхазии являются актами,
направленными на защиту государственности Абхазии. Необходимость ее защиты
непосредственно вытекает из решений, которые были приняты в 1989-1990 годах
Верховным Советом Грузинской ССР.
На сессиях Верховного Совета
Грузинской ССР, состоявшихся в ноябре 1989 года, марте и июне 1990 года и
посвященных проблеме восстановления государственной независимости Грузии,
приняты постановления, в которых установление Советской власти в Грузии в
феврале 1921 года расценивается как свержение существовавшего политического
строя - власти Грузинской демократической республики.
Признаны незаконными и
недействительными все государственные структуры, существовавшие и существующие
в Грузии с февраля 1921 года, так и заключенные Советской Грузией договоры:
Договор между ССР Грузией и РСФСР от 21 мая 1921 года, Договор о создании ЗСФСР
от 12 марта 1922 года и Договор об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922
года. Поставлен вопрос о необходимости признания правительством РСФСР факта
грубого нарушения в феврале- марте 1921 года Договора с Грузинской
демократической республикой от 7 мая 1920 года, а также образована комиссия
для разработки правового механизма восстановления независимости Грузии.
Таким образом, высший
законодательный орган Грузии, признал незаконный характер Советской власти в
Грузии ( и тем самым власти самого Верховного Совета, принимавшего
вышеупомянутые постановления!), создал правовые основы восстановления.
государственности Грузии, существовавшей ко времени ее советизации, открыл путь
к переговорам, направленным на достижение этой своей цели.
В тех же целях - выхода из СССР -
осуществлен перенос срока с марта на ноябрь и изменен порядок выборов народных
депутатов Грузинской ССР.*[V13] Этот закон не
предусматривает представительства автономий в Верховном Совете Грузинской ССР.
Они рассматриваются как обычные районы Грузии. Право выдвижения кандидатов в
депутаты в Верховный Совет Грузинской ССР предоставлено только тем политическим
объединениям и их избирательным блокам, действие которых распространяется по
всей территории Грузии, то есть соответствующие объединения, существующие в
автономиях, лишены права выдвигать своих кандидатов в депутаты.*[V14] Еще одним актом
дискриминации негрузинского населения ГССР стал Указ Президиума Верховного
Совета Грузинской ССР от 20 августа 1990 года о том, что единственным рабочим
языком Верховного Совета Грузии является грузинский язык.
Верховный Совет Абхазской АССР не
мог оставаться безучастным к решениям, принятым Верховным советом ГССР в одностороннем
порядке, без учета мнения абхазского, осетинского народов, имеющих свои
национальные автономии, а также других народов союзной республики. Он дал
политико-правовую оценку Постановлениям Верховного Совета Грузинской ССР. Он
пришел к выводу, что из постановлений Верховного Совета Грузинской ССР, в
которых объявляются незаконными и недействительными органы Советской власти, а
также заключенные ими договоры. следует, что «все договорные отношения между
Грузией и Абхазией, заключенные прежними органами государственной власти,
также являются незаконными, а вхождение Абхазии в состав Грузинской Советской
Социалистической Республики лишено правовых оснований...»
Вместе с тем Верховный Совет Абхазской
АССР дал анализ исторических событий периода существования Грузинской
Демократической Республики и признал, что Грузинская демократическая
республика, "нарушив Договор от 11 июня 1918 года, а также заключенное
ранее соглашение между Абхазским народным Советом и Национальным Советом Грузии
от 9 февраля 1918 года*[V15] , осуществила во
второй половине июня 1918 года военное вмешательство с целью присоединения
территории Абхазии и ликвидации независимости абхазского народа. Эта акция,
нарушившая международно-правовой принцип, запрещающий присоединение чужой
территории путем силы, являлась незаконной". Верховный Совет также признал
"противоправным и недействительным в части, касающейся территории Абхазии,
договор между Грузией и РСФСР, заключенный 7 мая 1920 года в условиях военной
оккупации независимой Абхазии". Он принял решение направить свое
постановление в Верховный Совет РСФСР для его рассмотрения вместе с
постановлениями Верховного Совета Грузинской ССР от 18 ноября 1989 года, 9
марта и 20 июня 1990 года (которые уже направлены в Верховный Совет РСФСР).
Руководствуясь статьей 73
Конституции СССР Верховный Совет Абхазской АССР, поставил перед Верховным
Советом СССР вопрос о восстановлении государственного статуса Абхазии,
провозглашенного 31 марта 1921 года и предложил начать переговоры с Грузией о
дальнейших государственно-правовых отношениях между Грузией и Абхазией.
Основы новой Конституции Абхазской
АССР и позиция Абхазии по отношению к новому Союзному Договору и Договору с
Грузией определены в Декларации, принятой Верховным Советом Абхазской АССР.
Принятию этих документов Верховным
Советом Абхазской АССР всячески противодействовали депутаты грузинской
национальности, направляемые непосредственно из Тбилиси. Оказывалось грубое давление
вплоть до угрозы физической расправы на некоторых депутатов русской, греческой
и армянской национальностей, проживающих в районах, населенных преимущественно
грузинским населением, с целью воспрепятствовать их участию в работе сессии.
Это стало причиной их отсутствия на сессии. Поэтому 28 июля 1990 года она не
состоялась.
Вместо нее было проведено собрание
58 депутатов, прибывших для участия в работе сессии. На нем было принято
"Обращение ко всем гражданам Абхазской АССР"*[V16] , в котором содержался
призыв к диалогу. "Парламентский путь - единственно возможный способ
решения проблем, принятый среди цивилизованных народов", - было сказано в
"Обращении". Однако обструкция сессии продолжалась. Когда же 25
августа 1990 года большинство депутатов прибыло на сессию*[V17] и последняя приняла свои решения, кампания
угроз в отношении участников сессии приняла еще более угрожающий характер.
Именно в этих условиях было принято
постановление Президиума Верховного Совета ГССР. В нем утверждалось, что Верховным
Советом Абхазии грубо нарушены Конституции Грузинской ССР, Абхазской АССР и
СССР. В действительности же не акты Верховного Совета Абхазской АССР, а
постановление Президиума Верховного Совета ГССР является неконституционным и
противоправным по следующим основаниям:
1.В Постановлении нет ссылок ни одну
статью упомянутых конституций, которые якобы были нарушены Верховным Советом
Абхазской АССР, и сделать это невозможно, так как ни одно положение этих
конституций нарушено не было.
2.Президиум Верховного Совета ГССР
не наделен правом отмены Постановлений Верховного Совета Абхазской АССР (ни в
одной из перечисленных конституций нет такого положения). Действующее
конституционное законодательство не предусматривает запрета на анализ событий,
имевших место в истории автономной республики, оценку сложившейся ситуации и
изложения своего мнения о дальнейших путях развития Абхазии.
Более того, акты, принятые Верховным
Советом Абхазской АССР, непосредственно вытекают из положений ст.1 Закона СССР
"О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации",
согласно которой "отношения автономных Республик, автономных образований с
союзными республиками, в состав которых они входят, определяются соглашениями и
договорами, заключаемыми в рамках Конституции СССР, конституций союзных и
автономных республик и настоящего закона". И именно об этом сказано в ст.5
Постановления Верховного Совета Абхазской АССР.
Но дело в том, что Верховный Совет
ГССР признал противоречащими интересам Грузии этот и ряд других основополагающих
законов СССР, расширяющих права автономных республик, автономных образований и
даже принял законы, противоречащие им, а также Конституции СССР. Поэтому ссылка в Постановлении Президиума
Верховного Совета ГССР от 26 августа на нарушение Конституции СССР Верховным
Советом Абхазской АССР скорее всего сделана для придания большего эффекта своему
выводу о незаконности действий парламента Абхазии. Высший орган законодательной
власти ГССР апеллирует к той самой Конституции СССР, которую сам грубо
постоянно попирает.
3. Главной же ошибкой Постановления
Президиума Верховного Совета ГССР, сознательной, либо несознательной, является
то, что согласно смыслу постановления, Абхазская АССР рассматривается как административно-территориальная
единицу Грузии.
В действительности же, согласно
Конституции Абхазской АССР, ГССР И СССР, Абхазская АССР является государством,
имеющим свою территорию, свои границы и суверенитетом на эту территорию
обладает только Абхазская АССР и никто другой.
Принцип суверенитета Абхазской АССР
на свою территорию закреплен в ст. 65 Конституции Абхазской АССР, ст. 81
Конституции ГССР, ст. 84 Конституции Союза ССР и ст. 3 Закона СССР "О
разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации", в
которых сказано, что территория автономной республики не может быть изменена
без ее согласия. Более того в
законе о разграничении полномочий союзная и автономная республики
рассматриваются как равные субъекты при разрешении территориальных споров между
союзными и автономными республиками.
Президиум Верховного Совета ГССР,
вероятно, и сам отдает себе отчет в неконституционности своего Постановления.
Именно этим обстоятельством может быть объяснена последовавшая за
постановлением Президиума Верховного Совета ГССР кампания, имеющая целью
дискредитировать в глазах общественности страны решение сессии Верховного
Совета Абхазской АССР.
В рамках этой кампании 31 августа
1990 года в помещении Грузинского института субтропического хозяйства было
проведено собрание, в котором приняли участие депутаты Верховного Совета
Абхазской АССР грузинской национальности и некоторые депутаты других
национальностей. В процессе заседания, вопреки положениям действующей
Конституции Абхазской АССР и Регламенту Верховного Совета Абхазской АССР,
собрание объявило себя "чрезвычайной сессией Верховного Совета Абхазской
АССР" и приняло резолюцию в поддержку вышеупомянутого постановления
Президиума Верховного Совета ГССР. Это решение, не имеющее никакой законной силы,
очередная ложь с подачи безымянных корреспондентов и было выдано центральными
средствами массовой информации как "решение сессии Верховного Совета
Абхазской АССР".
Антиабхазская кампания, развернутая
в эти дни в Грузии, в которой вольно или невольно, приняли участие некоторые органы
центральной печати, центральное телевидение еще раз демонстрирует перед всем
миром имперские притязания Грузии, неуважение к основополагающим принципам
Устава ООН, других международных актов о правах народов, признающих за каждым
народом большим или малым право на самоопределение, право свободно
устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое
экономическое, социальное и культурное развитие. Как контрастирует грубое
давление на Абхазию, сопровождаемое угрозами физического истребления абхазцев,
которое вполне реально, учитывая опыт кровавых событий в Абхазии в июле 1989
года, с позицией нынешнего руководства РСФСР по отношению к Декларации
автономных республик РСФСР, к делегированию власти снизу вверх, к заключению
договоров с автономиями.
Свобода и независимость для своего
народа и грубый диктат, откровенный шовинизм в отношении другого малого и потому
беззащитного - вот две морали, которые лежат в основе постановления Президиума
Верховного Совета ГССР и всей политики Грузии по отношению к Абхазии.
6.9. ЗАЯВЛЕНИЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР, ЧЛЕНОВ ВС СССР
В.АРДЗИНБА И Р.АРШБА НА СЕССИИ ВС СССР*[V18]
17 ноября 1990 г.
В связи с заявлением
первого зам. Председателя Верховного Совета Республики Грузия о том, что
Республика Грузия не подпишет Союзный договор и что новым законом Грузии
установлен переходный период на пути восстановления полной независимости,
считаем необходимым заявить следующее:
Исходя из того, что
каждый народ обладает естественным и неотчуждаемым правом на свободу и
независимость, мы с должным уважением относимся к решению Верховного Совета
Республики Грузия.
Вместе с тем это
означает, что абхазский народ вправе самостоятельно решать свою судьбу. Позиция
Абхазии на этот счет выражена в Декларации о государственном суверенитете Абхазской
Советской Социалистической Республики и в Постановлении Верховного Совета
Абхазской АССР, принятых X сессией 25 августа
1990 г.
Эти документы, вопреки
действующему законодательству были объявлены незаконными Президиумом Верховного
Совета Грузинской ССР, а центральная печать и телевидение, основываясь на
ложной информации, поступавшей от спецкоров из Тбилиси, сообщили об отмене этих
документов самой сессией Верховного Совета Абхазской АССР.
Позиция Абхазии,
республики, которая с 1921-1931 годов являлась ССР Абхазией и была
насильственно преобразована в автономную республику в составе Грузинской ССР,
состоит в том, как сказано в Постановлении Верховного Совета Абхазской АССР,
цитирую: "В условиях заключения нового Союзного Договора, что
представляет собой ни что иное как обновление между народного соглашения 1922
года в силу изменившихся обстоятельств, Абхазия, как одна из республик,
создавших Союз ССР, в качестве субъекта Советской Федерации должна на равных с
другими субъектами Союза ССР входить в переговоры, участвовать в выработке и
заключении Союзного Договора".
6.10.
ОБРАЩЕНИЕ НФ АБХАЗИИ К М.ГОРБАЧЕВУ И З.ГАМСАХУРДИА*[V19]
Декабрь 1990 г.
Президенту Союза ССР
МИХАИЛУ ГОРБАЧЕВУ
Председателю ВС Республики Грузия
ЗВИАДУ ГАМСАХУРДИА
Неоднократные
заверения нового руководства и парламента Республики Грузия о стремлении к
национальному согласию, решению цивилизованным путем проблем автономных
образований были "подтверждены" на деле насилием над осетинским народом,
выразившим свою волю на прошедших 9 декабря демократических выборах в
Верховный Совет Юго-Осетинской Советской Республики.*[V20]
Формы и методы
"демократического" правительства Грузии не только не отличаются от прежних,
но даже и во многом превосходят их по своему цинизму и жестокости. Лишение
осетинского народа даже существующей эфемерной автономии под бурные
аплодисменты впавших в шовинистический угар грузинских парламентариев
свидетельствует о намерении правительства Грузии в отношении
всех негрузинских народов, имеющих "счастье" жить в республике,
объявившей себя наследницей демократических традиций. История в недалеком
прошлом уже демонстрировала примеры такого единодушия в принятии решений,
посягающих на общечеловеческие, нравственные и правовые нормы (Германия в
период нацизма, СССР в период сталинизма). О политической недальновидности
подобного решения говорить вообще не приходится.
В другой, не столь трагической
ситуации, поручение Президиума Верховного Совета республики министру
иностранных дел Грузии обратиться к Генеральному секретарю ООН вызвало бы смех.
О чем должен довести до сведения мирового сообщества министр? О том, что его
правительство попрало право целого народа на существование? Каким образом
собирается оправдать высший орган государственной власти Грузии свои действия,
направленные на дальнейшее разжигание межнациональных конфликтов и гражданскую
войну?
НФ Абхазии, еще раз подчеркивая свое
стремление к решению всех острых проблем политическим путем, выражает свое
крайнее возмущение подобными действиями и требует предоставить осетинскому
народу, как и всем народам, право на самоопределение. Абхазский народ, уже
сегодня испытывающий на себе противоправные действия парламента Грузии, в
формировании которого он, как и осетины, не принимал участия, в этот трагический
час готов сделать все от него зависящее, чтобы исполнилась священная
неприкосновенная воля братского осетинского народа.
[V1]Источник: машинописный текст с подписью председателя НФА С.Шамба. Им же от руки поставлено число - 30.07.90 (архив составителя)
[V2]Это заявление публикуется в третьем выпуске сборника
[V3]Указанный документ опубликован без подписей членов комиссии. Под заголовком документа указано: "Материалы собраны, проанализированы и подготовлены рабочей группой комиссии Верховного Совета Абхазской АССР, созданной постановлением Президиума Верховного Совета Абхазской АССР от 31 июля 1989 г." Внизу документа указано: "(Подписи членов комиссии)". 24 и 25 июля 1990 г. газета "Советская Абхазия" опубликовало заявления членов комиссии В.Я.Андрибава, Х.В.Ахалая, Д.Г,Гогоберишвили И.Б.Барамия, которые утверждали, что они не обсуждали и не подписывали никакого заключения. Такое же опровержение сделал и председатель комисии В.Александров, который к тому же утверждал, что комиссия свою работу не закончила и заключения в ВС не представляла.
[V4]Сессия
ВС Абхазской АССР, в повестке дня
которой стоял вопрос о правовых
гарантиях защиты государственности Абхазии, 28 июля не состоялась из-за отсутствия кворума.
[V5]Опубликовано в газете "Советская Абхазия" с небольшими сокращениями: из текста заявления было изъято последнее предложение третьего абзаца со слов "... В этих условиях..." Здесь публикуется по первоисточнику (личный архив составителя).
[V6]Решение провести мирный поход с территории Краснодарского местам прежнего расселения в Грузии было принято представителями месхетинских турок в Москве, где они собрались после известных событий в Фергане.
[V7]В результате переговоров грузинских и
абхазских властей с представителями месхетинских турок акция была отменена
[V8]Выступление сделано на Первом Всесоюзном съезде представителей национально-государственных, национально-территориальных образований и народов, не имеющих своей государственности, который проходил в Москве. См. также главу 10. Источник: "Единение"("Айдгылара"), №5, ноябрь, 1990г.
[V9]См. документы 7.3. и 7.4.
[V10]Это постановление публикуется в третьем
выпуске сборника
[V11]Собрание 71 депутата ВС Абхазской АССР (из 138 списочного состава),
главным образом, грузин, а также нескольких представителей других национальностей, объявило себя чрезвычайной сессией ВС
Абхазской АССР. Собрание отменило как "антиконституционное и не имеющее
юридической силы решение"
постановление ВС от 25 августа 1990 г. "О правовых гарантиях защиты
государственности Абхазии", а также Декларацию о государственном
суверенитете Абхазской ССР как "противоречащую коренным интересам
большинства населения Абхазии".
[V12]Блокада железной дороги в г.Самтредиа с 26 июля по 1 августа проводить по инициативе национально-демократических организаций грузинского национально-освободительного движения и была связана с предстоящими выборами в Национальный конгресс и ВС Грузии
[V13]Верховным Советом Грузинской ССР был подготовлен и вынесен на обсуждение
новый закон о всеобщих демократических многопартийных выборах в ВС
[V14]На основании этого закона к участию в выборах Верховного Совета, а также Президента Республики Грузия не были допущены организации, представляющие национальные меньшинства, в том числе и НФА «Айдгылара».
[V15]Соглашение об установлении взаимоотношений между Грузией и Абхазия от 9 февраля 1918 г. не оговаривало политического устройства Абхазии Договор от 11 июня 1918 г., принятый в развитие этого соглашения устанвливал что "внутреннее управление и самоуправление в Абхазии принадлежат Абхазскому Народному Совету", а также что окончательное решение о политическом устройстве Абхазии примет "съезд населения Абхазии на демократических началах" (Цитата по кн. Ст. Лакоба Очерки политической истории Абхазии, с.66-67). В период, когда войска Грузинской Демократической Республики находились на территории Абхазии, она фактически была превращена в генерал-губернаторство.
[V16]См. Документ 7.1.
[V17]В работе сессии приняло участие 72 депутата из 138 списочного состава
[V18]Заявление оглашено в выступлении члена Президиума ВС СССР В.Г.Ардзинба на сессии ВС СССР 17 ноября 1990 г. Источник: "Алашара", №12, декабрь 1990г.
[V19]Источник: "Айдгылара"("Единение"), № 7, 1990
[V20]В выборах Верховного Совета самопровозглашенной (на основе Юго-Осетинской
автономной области) Юго-Осетинской Советской Республики приняли участия 72. %
населения АО. В ответ на это Верховный
Совет Республики Грузия своим указом от 11 декабря 1990 года ликвидировал
автономный статус Юго-Осетии.