6.6. ОТВЕТ ПРЕЗИДИУМА ПРАВЛЕНИЯ НФ АБХАЗИИ АБХАЗ­СКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОГО ФРОНТА ГРУЗИИ*[V1] 

30 июля 1990 г.

 

ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ

            От 25 июля 1990 г. было опубликовано политическое заяв­ление Абхазской региональной организации Народного фронта*[V2]  , в котором его авторы выдвинули ряд конкретных обвинений в адрес Народного форума Абхазии и его газеты "Единение". На­сколько обоснованы эти обвинения и объективны вытекающие из них суждения и выводы?

Попробуем разобраться, призвав на помощь логику, здра­вый смысл и факты.

            Итак, обвинение первое. Оно связано с публикацией на страницах «Единения» (№4, 1990г) информации "О некоторых результатах расследования событий, имевших место в г. Сухуме, других городах и районах Абхазской АССР 15-16 июля 1989 г.", подготовленный членами рабочей группы Комиссии Верховного Совета автономной республики.*[V3]  Не касаясь злобного и безапелляционного тона, сопутствующих оскорблений, которые отличают в целом все заявление, хотелось бы заметить следующее.

            Сразу же после июльской трагедии, не дав еще людям отойти от потрясений и до конца потухнуть огню пожара, офици­альные и неофициальные средства массовой информации Грузии начали беспрецедентную по масштабам кампанию травли абхаз­ского народа. Со страниц газет, экранов телевизоров, по радио пошел непрерывный поток откровенной, порой разнузданной лжи и фальсификаций. Эти частные детективные "расследования" ставили своей основной целью оклеветать и оболгать противопо­ложную, т.е. абхазскую, сторону, переложить на нее исключительно всю ответственность и вину за произошедшую трагедию Даже Прокуратура Грузинской ССР в лице ее прокурора Размадзе в этот и последующий периоды, т.е. задолго до суда, начала вы­двигать чудовищные обвинения против конкретных людей, что представляется недопустимым в любом цивилизованном общест­ве. В сознании грузинского народа такими бесчестными приема­ми намеренно и методично утверждался в лице абхазцев образ изувера, варвара - врага, сеялся миф о народе-горсточке, посмев­шем поднять руку на своего многомиллионного соседа. Правого рассудит история и время.

            Но следует подчеркнуть, что ни разу официальная пресса Абхазии (за исключением газеты "Сабчота Абхазети") не использовала тактику ответных ударов, - все ждали результатов работы указанной выше комиссии Верховного Совета Абхазской АССР и завершения следствия по фактам преступле­ний 15-16 июля 1989 г. Между тем, следственная бригада Проку­ратуры Грузии, захватив самовольно монополию на ведение след­ствия, творила "чудеса" беззакония и вершила фактически само­суд над абхазским народом.

            Нет необходимости сегодня убеждать кого-либо в том, насколько важно для автономной республики окончательное ,объ­ективное и скорейшее расследование июльской трагедии. Но работа комиссии Верховного Совета Абхазской АССР, образован­ной почти год тому назад, как следует из слов ее председателя -депутата В.Е.Александрова, тем не менее далека от завершения. Подобное затягивание - искусственно. Это, а также туман тайн, окутавший комиссию, и полное отсутствие гласности в работе, в сложившейся  общественно-политической  обстановке  рождают только дальнейшее нагнетание нездоровых страстей.

            И именно этим руководствовалась, в первую очередь, ре­дакция газеты "Единение", решив опубликовать поступивший к ней материал, подготовленный по результатам расследования членами рабочей группы комиссии и скрепленный их подписями. Этот вариант заключения, безусловно, носит характер проекта, и не претендует на истину в последней инстанции - окончательное слово так или иначе за Верховным советом республики. Но с точки зрения ознакомления еще с одним мнением, данная информация конечно же, представляла интерес. Что же касается сокрытия фамилий людей, подписавших материал, то во всем мире это свя­тое право любой редакции.

            Мы допускаем и считаем вполне естественным тот факт, что ряд членов комиссии, а также лидеры Абхазской региональ­ной организации Народного фронта Грузии могли и могут иметь свое особое мнение (последние, кстати, его давно уже сказали), по существу информации и не согласиться с опубликованным вариантом. Никто не вправе мешать или запрещать им иметь свое собственное суждение и делать свои выводы.

            И газета "Единение" готова представить свои полосы и другим членам комиссии для предания гласности их вариантов заключения для последующего (но только делового и конструк­тивного) обсуждения в народе, а затем и в Верховном Совете рес­публики.

            Однако они решили оппонировать другим образом, избрав тактику навешивания ярлыков и оскорблений всем инакомысля­щим. Хотелось бы напомнить, что даже самые "крепкие" выраже­ния никогда не являлись сильными аргументами в полемике. Но эту простую аксиому до сих пор не могут уяснить лидеры как местных, так и всегрузинских неформальных объединений. Они предпочитают монолог в менторском, назидательном и не терпя­щем возражений тоне, вместо диалога - силу голоса, амбиций, бесконечные упреки и обвинения фактам и доказательствам. Они то и дело меняют гнев на милость. Уничтожая человеческое дос­тоинство народа, затем "изливаются" в братской любви, твердя беспрестанно о пришлости абхазов, а затем утверждают факт на­шей совместной жизни на одной земле несколько тысячелетий; декларируя только словесно свободу и равенство с ними абхазов в свободной и независимой Грузии, затем делают все, чтобы Вер­ховный Совет Грузии принимал один за другим законодательные акты, не только грубо попирающие государственность Абхазии, но и ущемляющие элементарные права абхазского народа. А за­тем они оскорбляются и возмущаются, когда после всего этого абхазы не верят им и не хотят идти с ними. И не публикация в "Единении", а именно такая странная манера "решать" проблемы с позиции своего превосходства, силы, постоянных угроз и поли­тического шантажа, сочетаемых порой с ловким заигрыванием, может привести к трагедии, к кровопролитию невинных людей ,но отнюдь не к миру и согласию.

            Теперь еще об одном. В заявлении, в частности, имел» место такое высказывание: "В межнациональных взаимоотношениях абхазские экстремисты стали на весьма опасный путь конфронтации. согласно их словам, они намерены бороться до по­следнего абхаза ... не больше, не меньше, против грузинского народа".

            Как нам кажется, авторы заявления зашли здесь слишком далеко, выдвинув голословно столь тяжкое и к тому же обезли­ченное обвинение. Мы бы попросили лидеров региональной ор­ганизации Народного фронта Грузии потрудиться и назвать кон­кретно источник такой информации, людей, место и время, когда такие высказывания прозвучали из уст абхазов. В противном слу­чае это может расцениваться не просто как безответственность и безрассудство, а как оскорбление, бросающее тень на весь народ, и уголовно наказуемое, как разжигающее межнациональную рознь.

            Обвинение второе, связанное с сессией Верховного Совета Абхазской АССР 28 июля 1990 года.*[V4]  Авторы заявления не толь­ко грубо искажают смысл и значение сессии, но и пишут, что "повестка дня этой сессии будет неприемлемой для большинства коренного населения республики". Но хотелось бы спросить, с каких пор коренное население, если оно действительно является таковым, не только не заинтересовано в обсуждении такого во­проса, как, например, правовые гарантии защищенности их же государственности, но и требует бойкота этого обсуждения, не допускает даже мысли о возможности обмена мнениями в этой связи? Неужели такие важнейшие вопросы надо обсуждать на улицах и митингах, а не в высшем государственном органе рес­публики? Противники такого парламентского диалога, беззастен­чиво нарушая основные международные акты по правам человека и   народов,   продолжают   называть   себя   "демократами"   и "гуманистами".Так неужели они полагают, что если они не дадут депута­там собраться на сессию, эта проблема снимется сама собой?

            И уже совсем непонятны угрозы, которые завершают За­явление. Не является ли это попыткой заранее переложить ответ­ственность за то, что может произойти в результате столь упор­ного нежелания услышать голос другого народа?

 

 

 

 

6.7. ЗАЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ФОРУМА АБХАЗИИ*[V5] 

7 августа 1990 г.

 

                Абхазский народ, переживший в прошлом столетии траге­дию беспрецедентного по своим масштабам насильственного из­гнания со своих земель и испытавший на себе уже в советское время все ужасы сталинизма, не может оставаться равнодушным к судьбе депортированных народов. С глубоким пониманием и со­чувствием относится он и к проблеме возвращения турок-месхетинцев на места исторического проживания, откуда они были выселены в результате осуществления чудовищной диктаторской политики.

            Никакая демократия не может быть подлинной, если она мирится с обездоленностью даже самого малочисленного народа

            Заявляя об этом, Народный форум Абхазии "Айдгылара" выражает в то же время серьезную обеспокоенность по поводу намерения турок-месхетинцев направиться в места исторического проживания многочисленной группой через территорию Абхазской АССР,*[V6]  в которой по-прежнему сохраняется напряженная обстановка. Достаточно сказать, что Верховный Совет Абхазии  из-за остроты межнациональных отношений не смог провести свою очередную сессию. В этих условиях Народный форум Абхазии не видит реальных гарантий, исключающих провокации экстремистов, которые хотели бы навлечь на абхазский народ еще одну беду и представить его виновным во всем.

            Учитывая эти обстоятельства, Народный форум Абхазии считает возможным передвижение турок-месхетинцев к местам их исторического проживания только после того, как условия возвращения и правовые гарантии безопасности будут закреплены решениями органов государственной власти СССР и ГССР.

            Эти соображения продиктованы единственной целью- не допустить возникновения еще одного очага напряженности в Абхазской АССР, в которой еще свежи раны, нанесенные межнациональным конфликтом.

            В этот ответственный час "Айдгылара" обращается с призывом к грузинскому народу и туркам-месхетинцам проявить спокойствие, взаимную терпимость и доброжелательность, без чего невозможно взаимоприемлемое решение возникшей проблемы*[V7] .

 

 

 

6.8. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НФ АБХАЗИИ СЕРГЕЯ ШАМБА НА СЪЕЗДЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОНОМИЙ*[V8] 

22 сентября 1990 г.

 

К СОБЫТИЯМ В АБХАЗИИ

            Как уже сообщалось в печати и по телевидению на X сес­сии Верховного Совета Абхазии XI созыва 25 августа 1990 года приняты Постановление "О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии" и Декларация "О государственном суверени­тете Абхазской Советской Социалистической республики".*[V9] 

            Уже на следующий день 26 августа было спешно принято Постановление Президиума Верховного Совета Грузинской ССР, которым были объявлены " недействительными и не имеющими юридической силы" Постановление и Декларация Верховного Совета Абхазской АССР.*[V10]  В тот же вечер программа "Время", которая обошла молчанием факт принятия  постановления и Дек­ларации Верховным Советом Абхазской АССР, проинформирова­ла телезрителей страны о постановлении Президиума Верховного Совета ГССР.

            В газете "Правда" от 28 августа 1990 года постановление Президиума Верховного Совета ГССР было преподнесено как решение Верховного Совета ГССР (по сообщениям корр. "Правды" и ТАСС). В тот же день, на первой странице, как о важнейшей новости дня, сообщала о постановлении Президиума Верховного Совета ГССР газета "Известия" (собкор  Б.Уригашвили).

Затем    в    "Правде"    (ТАСС),    "Известиях"    (собкор Б.Уригашвили) от 2 сентября, по телевидению (ТСН, "120 минут") была дана информация, согласно которой 31 августа 1990 года, якобы, сессия Верховного Совета Абхазской АССР вынесла решение об отмене Постановления и Декларации, принятых 25 ав­густа.*[V11] 

            Это далеко не первый случай, когда центральные органы печати, телевидение дают противоречивую и даже ложную ин­формацию, касающуюся Абхазии. Самый свежий пример - сооб­щение о блокаде железной дороги в г.Самтредиа. Программа вре­мя в качестве повода этой акции, нанесшей значительный мате­риальный ущерб  стране, назвала несогласие организаторов акции с повесткой планировавшейся сессии Верховного совета Абхаз­ской АССР. Спасибо организаторам акций. Они опровергли до­мыслы программы "Время" и назвали истинную причину блокады железной дороги.*[V12] 

            Между тем правда о событиях в Абхазии состоит в том, что своими решениями от 25 августа 1990 года Верховный Совет восстановил историческую справедливость - он признал законной формой государственности Абхазии Советскую Социалистиче­скую Республику Абхазию, созданную свободным волеизъявлени­ем народов Абхазии и провозглашенную 31 марта 1921 года. Эта суверенная советская республика, в государственности которой нашло воплощение неотъемлемое право абхазской нации, всего народа республики, была преобразована в 1931 году в автономную республику в составе Грузинской ССР.

            Эта противоправная акция по ликвидации суверенной республики, осуществленная в годы сталинского тоталитарного режима, привела к тому, что Абхазия по существу превратилась в один из районов Грузинской ССР, с чем абхазский народ никогда не мирился.

            Чаяния абхазского народа, связанные с восстановлением государственного статуса Абхазии 1921 года, были выражены в "Обращении", принятом на народном сходе в селе Лыхны Абхаз­ской АССР 18 марта 1989 года, под которыми поставили свои подписи более 32 тысяч человек, в том числе абхазы, русские, греки, армяне, грузины и др.

            Однако воля народа была проигнорирована партийным и советским руководством СССР, а руководство Грузинской ССР, используя все имеющиеся в его распоряжении средства, в том числе печать, радио и телевидение, осуществило кампанию по дискредитации "Обращения" и преследованию лиц, принимавших активное участие в его принятии.

            Вместе с тем Постановление и Декларация высшего зако­нодательного органа Абхазии являются актами, направленными на защиту государственности Абхазии. Необходимость ее защиты непосредственно вытекает из решений, которые были приняты в 1989-1990 годах Верховным Советом Грузинской ССР.

            На сессиях Верховного Совета Грузинской ССР, состоявшихся в ноябре 1989 года, марте и июне 1990 года и посвященных проблеме восстановления государственной независимости Грузии, приняты постановления, в которых установление Советской вла­сти в Грузии в феврале 1921 года расценивается как свержение существовавшего политического строя - власти Грузинской демократической республики.

            Признаны незаконными и недействительными все государственные структуры, существовавшие и существующие в Гру­зии с февраля 1921 года, так и заключенные Советской Грузией договоры: Договор между ССР Грузией и РСФСР от 21 мая 1921 года, Договор о создании ЗСФСР от 12 марта 1922 года и Договор об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 года. Поставлен вопрос о необходимости признания правительством РСФСР фак­та грубого нарушения в феврале- марте 1921 года Договора с Гру­зинской демократической республикой от 7 мая 1920 года, а так­же образована комиссия для разработки правового механизма восстановления независимости Грузии.

            Таким образом, высший законодательный орган Грузии, признал незаконный характер Советской власти в Грузии ( и тем самым власти самого Верховного Совета, принимавшего вышеупомянутые постановления!), создал правовые основы восстановления. государственности Грузии, существовавшей ко времени ее советизации, открыл путь к переговорам, направленным на дос­тижение этой своей цели.

            В тех же целях - выхода из СССР - осуществлен перенос срока с марта на ноябрь и изменен порядок выборов народных депутатов Грузинской ССР.*[V13]  Этот закон не предусматривает представительства автономий в Верховном Совете Грузинской ССР. Они рассматриваются как обычные районы Грузии. Право выдвижения кандидатов в депутаты в Верховный Совет Грузинской ССР предоставлено только тем политическим объединениям и их избирательным блокам, действие которых распространяется по всей территории Грузии, то есть соответствующие объедине­ния, существующие в автономиях, лишены права выдвигать своих кандидатов в депутаты.*[V14]  Еще одним актом дискриминации не­грузинского населения ГССР стал Указ Президиума Верховного Совета Грузинской ССР от 20 августа 1990 года о том, что един­ственным рабочим языком Верховного Совета Грузии является грузинский язык.

            Верховный Совет Абхазской АССР не мог оставаться безу­частным к решениям, принятым Верховным советом ГССР в од­ностороннем порядке, без учета мнения абхазского, осетинского народов, имеющих свои национальные автономии, а также других народов союзной республики. Он дал политико-правовую оценку Постановлениям Верховного Совета Грузинской ССР. Он пришел к выводу, что из постановлений Верховного Совета Грузинской ССР, в которых объявляются незаконными и недействительными органы Советской власти, а также заключенные ими договоры. следует, что «все договорные отношения между Грузией и Абхази­ей, заключенные прежними органами государственной власти, также являются незаконными, а вхождение Абхазии в состав Гру­зинской Советской Социалистической Республики лишено пра­вовых оснований...»

            Вместе с тем Верховный Совет Абхазской АССР дал ана­лиз исторических событий периода существования Грузинской Демократической Республики и признал, что Грузинская демокра­тическая республика, "нарушив Договор от 11 июня 1918 года, а также заключенное ранее соглашение между Абхазским народным Советом и Национальным Советом Грузии от 9 февраля 1918 го­да*[V15]  , осуществила во второй половине июня 1918 года военное вмешательство с целью присоединения территории Абхазии и ликвидации независимости абхазского народа. Эта акция, нару­шившая международно-правовой принцип, запрещающий при­соединение чужой территории путем силы, являлась незаконной". Верховный Совет также признал "противоправным и недействительным в части, касающейся территории Абхазии, дого­вор между Грузией и РСФСР, заключенный 7 мая 1920 года в условиях военной оккупации независимой Абхазии". Он принял решение направить свое постановление в Верховный Совет РСФСР для его рассмотрения вместе с постановлениями Верхов­ного Совета Грузинской ССР от 18 ноября 1989 года, 9 марта и 20 июня 1990 года (которые уже направлены в Верховный Совет РСФСР).

            Руководствуясь статьей 73 Конституции СССР Верховный Совет Абхазской АССР, поставил перед Верховным Советом СССР вопрос о восстановлении государственного статуса Абха­зии, провозглашенного 31 марта 1921 года и предложил начать переговоры с Грузией о дальнейших государственно-правовых отношениях между Грузией и Абхазией.

            Основы новой Конституции Абхазской АССР и позиция Абхазии по отношению к новому Союзному Договору и Договору с Грузией определены в Декларации, принятой Верховным Советом Абхазской АССР.

            Принятию этих документов Верховным Советом Абхаз­ской АССР всячески противодействовали депутаты грузинской национальности, направляемые непосредственно из Тбилиси. Оказывалось грубое давление вплоть до угрозы физической рас­правы на некоторых депутатов русской, греческой и армянской национальностей, проживающих в районах, населенных преиму­щественно грузинским населением, с целью воспрепятствовать их участию в работе сессии. Это стало причиной их отсутствия на сессии. Поэтому 28 июля 1990 года она не состоялась.

            Вместо нее было проведено собрание 58 депутатов, при­бывших для участия в работе сессии. На нем было принято "Обращение ко всем гражданам Абхазской АССР"*[V16]  , в котором содержался призыв к диалогу. "Парламентский путь - единствен­но возможный способ решения проблем, принятый среди циви­лизованных народов", - было сказано в "Обращении". Однако обструкция сессии продолжалась. Когда же 25 августа 1990 года большинство депутатов прибыло на сессию*[V17]   и последняя приня­ла свои решения, кампания угроз в отношении участников сессии приняла еще более угрожающий характер.

            Именно в этих условиях было принято постановление Президиума Верховного Совета ГССР. В нем утверждалось, что Верховным Советом Абхазии грубо нарушены Конституции Грузинской ССР, Абхазской АССР и СССР. В действительности же не акты Верховного Совета Абхазской АССР, а постановление Президиума Верховного Совета ГССР является неконституцион­ным и противоправным по следующим основаниям:

            1.В Постановлении нет ссылок ни одну статью упомяну­тых конституций, которые якобы были нарушены Верховным Советом Абхазской АССР, и сделать это невозможно, так как ни одно положение этих конституций нарушено не было.

            2.Президиум Верховного Совета ГССР не наделен правом отмены Постановлений Верховного Совета Абхазской АССР (ни в одной из перечисленных конституций нет такого положения). Действующее конституционное законодательство не предусматри­вает запрета на анализ событий, имевших место в истории авто­номной республики, оценку сложившейся ситуации и изложения своего мнения о дальнейших путях развития Абхазии.

            Более того, акты, принятые Верховным Советом Абхаз­ской АССР, непосредственно вытекают из положений ст.1 Закона СССР "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации", согласно которой "отношения автономных Республик, автономных образований с союзными республиками, в состав которых они входят, определяются соглашениями и договорами, заключаемыми в рамках Конституции СССР, конституций союзных и автономных республик и настоящего закона". И именно об этом сказано в ст.5 Постановления Верховного Совета Абхазской АССР.

            Но дело в том, что Верховный Совет ГССР признал про­тиворечащими интересам Грузии этот и ряд других основопола­гающих законов СССР, расширяющих права автономных респуб­лик, автономных образований и даже принял законы, противоре­чащие им, а также Конституции СССР.    Поэтому ссылка в Поста­новлении Президиума Верховного Совета ГССР от 26 августа на нарушение Конституции СССР Верховным Советом Абхазской АССР скорее всего сделана для придания большего эффекта сво­ему выводу о незаконности действий парламента Абхазии. Высший орган законодательной власти ГССР апеллирует к той самой Конституции СССР, которую сам грубо постоянно попирает.

            3. Главной же ошибкой Постановления Президиума Вер­ховного Совета ГССР, сознательной, либо несознательной, явля­ется то, что согласно смыслу постановления, Абхазская АССР рассматривается как административно-территориальная единицу Грузии.

            В действительности же, согласно Конституции Абхазской АССР, ГССР И СССР, Абхазская АССР является государством, имеющим свою территорию, свои границы и суверенитетом на эту территорию обладает только Абхазская АССР и никто другой.

            Принцип суверенитета Абхазской АССР на свою террито­рию закреплен в ст. 65 Конституции Абхазской АССР, ст. 81 Конституции ГССР, ст. 84 Конституции Союза ССР и ст. 3 Зако­на СССР "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации", в которых сказано, что территория авто­номной республики не может быть изменена без ее согласия.         Бо­лее того в законе о разграничении полномочий союзная и автономная республики рассматриваются как равные субъекты при разрешении территориальных споров между союзными и авто­номными республиками.

            Президиум Верховного Совета ГССР, вероятно, и сам отдает себе отчет в неконституционности своего Постановления. Именно этим обстоятельством может быть объяснена последо­вавшая за постановлением Президиума Верховного Совета ГССР кампания, имеющая целью дискредитировать в глазах общественности страны решение сессии Верховного Совета Абхазской АССР.

            В рамках этой кампании 31 августа 1990 года в помещении Грузинского института субтропического хозяйства было проведе­но собрание, в котором приняли участие депутаты Верховного Совета Абхазской АССР грузинской национальности и некоторые депутаты других национальностей. В процессе заседания, вопреки положениям действующей Конституции Абхазской АССР и Рег­ламенту Верховного Совета Абхазской АССР, собрание объявило себя "чрезвычайной сессией Верховного Совета Абхазской АССР" и приняло резолюцию в поддержку вышеупомянутого постанов­ления Президиума Верховного Совета ГССР. Это решение, не имеющее никакой законной силы, очередная ложь с подачи бе­зымянных корреспондентов и было выдано центральными средст­вами массовой информации как "решение сессии Верховного Совета Абхазской АССР".

            Антиабхазская кампания, развернутая в эти дни в Грузии, в которой вольно или невольно, приняли участие некоторые ор­ганы центральной печати, центральное телевидение еще раз демонстрирует перед всем миром имперские притязания Грузии, неуважение к основополагающим принципам Устава ООН, других международных актов о правах народов, признающих за каждым народом большим или малым право на самоопределение, право свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное раз­витие. Как контрастирует грубое давление на Абхазию, сопровождаемое угрозами физического истребления абхазцев, которое вполне реально, учитывая опыт кровавых событий в Абхазии в июле 1989 года, с позицией нынешнего руководства РСФСР по отношению к Декларации автономных республик РСФСР, к де­легированию власти снизу вверх, к заключению договоров с авто­номиями.

            Свобода и независимость для своего народа и грубый дик­тат, откровенный шовинизм в отношении другого малого и пото­му беззащитного - вот две морали, которые лежат в основе поста­новления Президиума Верховного Совета ГССР и всей политики Грузии по отношению к Абхазии.

 

 

6.9. ЗАЯВЛЕНИЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР, ЧЛЕНОВ ВС СССР В.АРДЗИНБА И Р.АРШБА НА СЕССИИ ВС СССР*[V18] 

17 ноября 1990 г.

 

            В связи с заявлением первого зам. Председателя Верхов­ного Совета Республики Грузия о том, что Республика Грузия не подпишет Союзный договор и что новым законом Грузии установлен переходный период на пути восстановления полной неза­висимости, считаем необходимым заявить следующее:

            Исходя из того, что каждый народ обладает естественным и неотчуждаемым правом на свободу и независимость, мы с должным уважением относимся к решению Верховного Совета Республики Грузия.

            Вместе с тем это означает, что абхазский народ вправе самостоятельно решать свою судьбу. Позиция Абхазии на этот счет выражена в Декларации о государственном суверенитете Аб­хазской Советской Социалистической Республики и в Постанов­лении Верховного Совета Абхазской АССР, принятых X сессией 25 августа 1990 г.

            Эти документы, вопреки действующему законодательству были объявлены незаконными Президиумом Верховного Совета Грузинской ССР, а центральная печать и телевидение, основыва­ясь на ложной информации, поступавшей от спецкоров из Тбилиси, сообщили об отмене этих документов самой сессией Вер­ховного Совета Абхазской АССР.

            Позиция Абхазии, республики, которая с 1921-1931 годов являлась ССР Абхазией и была насильственно преобразована в автономную республику в составе Грузинской ССР, состоит в том, как сказано в Постановлении Верховного Совета Абхазской АССР, цитирую: "В условиях заключения нового Союзного Дого­вора, что представляет собой ни что иное как обновление между народного соглашения 1922 года в силу изменившихся обстоя­тельств, Абхазия, как одна из республик, создавших Союз ССР, в качестве субъекта Советской Федерации должна на равных с другими субъектами Союза ССР входить в переговоры, участво­вать в выработке и заключении Союзного Договора".

 

 

 

6.10. ОБРАЩЕНИЕ НФ АБХАЗИИ К М.ГОРБАЧЕВУ И З.ГАМСАХУРДИА*[V19] 

 

Декабрь 1990 г.

Президенту  Союза  ССР

МИХАИЛУ ГОРБАЧЕВУ

Председателю ВС Республики Грузия

ЗВИАДУ ГАМСАХУРДИА

 

            Неоднократные заверения нового руководства и парламен­та Республики Грузия о стремлении к национальному согласию, решению цивилизованным путем проблем автономных образова­ний были "подтверждены" на деле насилием над осетинским на­родом, выразившим свою волю на прошедших 9 декабря демокра­тических выборах в Верховный Совет Юго-Осетинской Советской Республики.*[V20] 

            Формы и методы "демократического" правительства Гру­зии не только не отличаются от прежних, но даже и во многом превосходят их по своему цинизму и жестокости. Лишение осетинского народа даже существующей эфемерной автономии под бурные аплодисменты впавших в шовинистический угар грузин­ских парламентариев свидетельствует о намерении правительства Грузии  в отношении  всех негрузинских  народов,  имеющих "счастье" жить в республике, объявившей себя наследницей демо­кратических традиций. История в недалеком прошлом уже де­монстрировала примеры такого единодушия в принятии решений, посягающих на общечеловеческие, нравственные и правовые нормы (Германия в период нацизма, СССР в период сталинизма). О политической недальновидности подобного решения говорить вообще не приходится.

            В другой, не столь трагической ситуации, поручение Президиума Верховного Совета республики министру иностранных дел Грузии обратиться к Генеральному секретарю ООН вызвало бы смех. О чем должен довести до све­дения мирового сообщества министр? О том, что его правительст­во попрало право целого народа на существование? Каким обра­зом собирается оправдать высший орган государственной власти Грузии свои действия, направленные на дальнейшее разжигание межнациональных конфликтов и гражданскую войну?

            НФ Абхазии, еще раз подчеркивая свое стремление к ре­шению всех острых проблем политическим путем, выражает свое крайнее возмущение подобными действиями и требует предоста­вить осетинскому народу, как и всем народам, право на самооп­ределение. Абхазский народ, уже сегодня испытывающий на себе противоправные действия парламента Грузии, в формировании которого он, как и осетины, не принимал участия, в этот трагиче­ский час готов сделать все от него зависящее, чтобы исполнилась священная неприкосновенная воля братского осетинского народа.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 


 [V1]Источник: машинописный текст с подписью председателя НФА С.Шамба. Им же от руки поставлено число - 30.07.90 (архив составителя)

 [V2]Это заявление публикуется в третьем выпуске сборника

 [V3]Указанный документ опубликован без подписей членов комиссии. Под заголовком документа указано: "Материалы собраны, проанализированы и подготовлены рабочей группой комиссии Верховного  Совета Абхазской АССР, созданной постановлением Президиума Верховного Совета Абхазской АССР от 31 июля 1989 г." Внизу документа указано: "(Подписи членов ко­миссии)". 24 и 25 июля 1990 г. газета "Советская Абхазия" опубликовало заявления членов комиссии В.Я.Андрибава, Х.В.Ахалая, Д.Г,Гогоберишвили И.Б.Барамия, которые утверждали, что они не обсуждали и не подписывали никакого заключения. Такое же опровержение сделал и председатель комисии В.Александров, который к тому же утверждал, что комиссия свою  работу не закончила и заключения в ВС не представляла.

 [V4]Сессия ВС  Абхазской АССР, в повестке дня которой стоял вопрос о правовых  гарантиях защиты государственности Абхазии, 28 июля не состоялась  из-за отсутствия кворума.

 [V5]Опубликовано в газете "Советская Абхазия" с небольшими сокращениями: из текста заявления было изъято последнее предложение третьего абзаца со слов "... В этих условиях..." Здесь публикуется по первоисточнику (личный архив составителя).

 [V6]Решение провести мирный поход с территории Краснодарского местам прежнего расселения в Грузии было принято представителями месхетинских турок в Москве, где они собрались после известных событий в Фергане.

 [V7]В результате переговоров грузинских и абхазских властей с представителями месхетинских турок акция была отменена

 [V8]Выступление сделано на Первом Всесоюзном съезде представителей на­ционально-государственных, национально-территориальных образований и  народов, не имеющих своей государственности, который проходил в Москве. См. также главу 10. Источник: "Единение"("Айдгылара"), №5, ноябрь, 1990г.

 [V9]См. документы 7.3. и 7.4.

 [V10]Это постановление публикуется в третьем выпуске сборника

 [V11]Собрание 71 депутата ВС Абхазской АССР (из 138 списочного состава), главным образом, грузин, а также нескольких представителей других на­циональностей, объявило себя чрезвычайной сессией ВС Абхазской АССР. Собрание отменило как "антиконституционное и не имеющее юридической силы решение" постановление ВС от 25 августа 1990 г. "О правовых гаран­тиях защиты государственности Абхазии", а также Декларацию о государ­ственном суверенитете Абхазской ССР как "противоречащую коренным интересам большинства населения Абхазии".

 

 [V12]Блокада железной дороги в г.Самтредиа с 26 июля по 1 августа проводи­ть по инициативе национально-демократических организаций грузинского национально-освободительного движения и была связана с предстоящими выборами в Национальный конгресс и ВС Грузии

 [V13]Верховным Советом Грузинской ССР был подготовлен и вынесен на обсу­ждение новый закон о всеобщих демократических многопартийных выборах в ВС

 

 [V14]На основании этого закона к участию в выборах Верховного Совета, а также Президента Республики Грузия не были допущены организации, представляющие  национальные меньшинства, в том числе и НФА «Айдгылара».

 [V15]Соглашение об установлении взаимоотношений между Грузией и Абхазия от 9 февраля 1918 г. не оговаривало политического устройства Абхазии Договор от 11 июня 1918 г., принятый в развитие этого соглашения устанвливал что "внутреннее управление и самоуправление в Абхазии принадлежат Абхазскому Народному Совету", а также что окончательное решение о политическом устройстве Абхазии примет "съезд населения Абхазии  на демократических началах" (Цитата  по кн. Ст. Лакоба  Очерки политической истории Абхазии, с.66-67). В период, когда войска Грузинской Демократической Республики находились на территории Абхазии, она фактически была превращена в генерал-губернаторство.

 [V16]См.  Документ 7.1.

 [V17]В  работе сессии приняло участие 72 депутата из 138 списочного состава

 [V18]Заявление оглашено в выступлении  члена  Президиума  ВС СССР  В.Г.Ардзинба на сессии ВС СССР 17 ноября  1990 г. Источник: "Алашара", №12, декабрь 1990г.

 [V19]Источник: "Айдгылара"("Единение"), № 7, 1990

 [V20]В выборах Верховного Совета самопровозглашенной (на основе Юго-Осетинской автономной области) Юго-Осетинской Советской Республики приняли участия 72. % населения  АО. В ответ на это Верховный Совет Республики Грузия своим указом от 11 декабря 1990 года ликвидировал автономный статус Юго-Осетии.

 

Сайт управляется системой uCoz