ГЛАВА
6
К РЕАЛЬНОМУ
СУВЕРЕНИТЕТУ (ВЕСНА - ОСЕНЬ 1990)
В
этой главе публикуются различные документы, характеризующие основные
направления деятельности абхазского национального движения в 1990 году.
Во-первых, абхазское движение вело работу в направлении достижения республикой
максимальной политической и экономической самостоятельности. Оказывая
постоянное давление на органы власти автономной республики, и в первую очередь
на Верховный Совет, НФА "Аидгылара" и
блокирующиеся с ней сипы добились принятия в августе 1990 года Декларации о
государственном суверенитете Абхазской ССР, а также ряда нормативных
документов, расширяющих суверенитет республики и полномочия
ее органов власти.
Во-вторых,
на - союзной
политической арене представители абхазского движения вели пропагандистскую
работу в пользу идеи выравнивания статусов союзных и автономных республик и
перестройки советской федерации на принципах равенства ее субъектов. Абхазское
движение было одним из инициаторов создания организаций, объединяющих
представителей автономий в отстаивании общих интересов, связанных с
разработкой нового союзного договора.
В-третьих,
НФА "Аидгылара " проводил работу по
объединению и координации действий тех политических сил в автономной
республике, которые были заинтересованы в сохранении СССР и продолжении
членства в нем Абхазии.
В 1990
году происходили также организационные изменения в самом абхазском движении. В
начале года произошла смена руководства НФА "Аидгылара",
которая была в значительной степени связана с осознанием бесперспективности
прежней тактики организации. Кадровые изменения в головной организации
существенным образом повлияли на деятельность всего абхазского движения.
6.1.
ДОКУМЕНТЫ ВТОРОГО СЪЕЗДА НФ АБХАЗИИ*[V1]
3 февраля 1990 г.
РЕЗОЛЮЦИЯ
1.На основании
Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. официально признать
геноцидом и осудить все факты насильственного переселения народов в Абхазию и
из Абхазии, закрытие национальных школ, физическое истребление кадров,
переименование топонимических названий, направленных на ассимиляцию абхазского
народа.
2.Считать Акт
Преобразования ССР Абхазия в автономную республику в 1931 г. политической
агрессией.
3.Создать
интернациональные комиссии по урегулированию межнациональных конфликтов.
4.Всемерно содействовать восстановлению
этнической целостности абхазов и абазин, как первый шаг в этом направлении
образовать совместную комиссию по выработке единого абхазо-абазинского
алфавита.
5.Считать своим историческим
долгом добиться репатриации абхазов, насильственно изгнанных из
пределов Абхазии царским самодержавием
6.Создать комиссии по контролю
за миграционными процессами, пропиской и отводом земель в республике.
7.Добиваться
в законодательном порядке правовых гарантий на преимущественное
трудоустройство лиц абхазской национальности.
8.Добиваться
открытия радиовещания на абхазском языке для соотечественников, проживающих за
рубежом,*[V2] а также перехода
абхазского телевидения к передачам по отдельному каналу.
9. Добиваться
плановой подготовки специалистов с высшим образованием с учетом потребностей
народного хозяйства республики.
10.Добиваться того,
чтобы руководство страны и республики дали политическую оценку происходящим в
Абхазии событиям.
11.Всемерно
активизировать работу по принятию новой Конституции Абхазии,*[V3] по включению в нее
норм, реально гарантирующих государственный и национальный суверенитет Абхазии.
12.Считать своей обязанностью всемерно содействовать разработке
экологической концепции, основанной на научных исследованиях.
13.НФА считает
требование ногайского и ингушского народов о создании национальной
государственности в форме автономных республик абсолютно справедливым и
полностью поддерживает их обращение в Верховный Совет СССР и к народным
депутатам СССР.
14.Текст данного
Обращения опубликовать в газетах НФА "Единение" и "Айдгылара".
ДЕКЛАРАЦИЯ
НФА заявляет, что одно из
необходимых условий перестройки межнациональных отношений состоит в
восстановлении подлинного равноправия всех народов. Не существует нравственных,
политических или исторических оснований, препятствующих признанию за абхазским
или осетинским народами такого же права на национальное самоопределение, какое
признано за русскими, грузинами, эстонцами и другими.
Попытки антиперестроечных
сил увековечить сталинское наследие - "четырехступенчатую
иерархию народов", представляют собой явное посягательство на саму
основу советского многонационального содружества. События последних лет в нашей
стране свидетельствуют о том, что в ряде общественных движений возобладали
экстремистские силы, которые подстрекают народные массы к силовому давлению
при решении политических вопросов. Эта тактика привела к тому, что в разных
регионах нашей страны при межнациональных столкновениях были проявлены акты
вандализма, десятки тысяч людей испытывали и испытывают физические и
нравственные страдания.
Подобные действия толкают нашу
страну к катастрофе. Руководствуясь общечеловеческими нормами гуманизма, НФА
"Айдгылара" осуждает любые насильственные
действия как способ для достижения политических целей.
Единственно приемлемой формой для
решения проблем, стоящих перед абхазским общественным движением, мы признаем
мирный путь диалога на основе взаимного уважения, со всеми общественными
движениями. Мы верим, что народная мудрость позволит мобилизовать ресурсы
доброй воли каждого народа во имя справедливости, свободного и счастливого
будущего наших поколений.
6.2.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА СССР В.Г.АРДЗИНБА
НА СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР*[V4]
21 марта 1990 г.
Предложенный нам
проект носит более чем странное название "Об обновлении союзного договора
и разграничении компетенции Союза ССР и союзных республик". Если речь
идет об обновлении договора, то как минимум должен
быть представлен текст договора. Во-вторых, вместе с договором в 1922 г.
принималась и Декларация, которой здесь нет. И
наконец, самое странное состоит в том, что принятие договора подразумевает, как
это было в 1922 г., что полномочные представители республик в соответствии с
определенной процедурой подписывают документ. Здесь же договор подменяется
законом, принимаемым так, как принимается обычный закон, что
конечно же далеко не одно и тоже. Я бы даже сказал, что подобный подход
противоречит самой идее союзного договора.
С начала 30-х годов договор 1922 г.
предпочитали вообще не вспоминать, утверждая, что он полностью нашел отражение
в Конституциях 1936 и 1977 г. Текст договора даже не был включен в Свод законов
СССР. Поэтому признание в Платформе ЦК КПСС по национальной политике, что
союзный договор сохраняет свое значение и сегодня, стало важным вкладом в
теорию федерализма.
Суть дискуссии о путях
совершенствования нашей федерации (внесение изменения в Конституцию СССР или
подписание нового союзного договора) в конечном счете
сводится к признанию решающей роли самих республик в развитии Союза ССР,
Добровольного характера решения, принимаемого полномочными представителями
республик. Принятие новой декларации и подписание нового союзного договора о
Союзе ССР явится признанием договорной природы Союза ССР, подтвердит добровольность
объединения. Это дело принципа. Наша федерация может быть эффективной и прочной
лишь в том случае, если она опирается на взаимное доверие и добровольное согласие
входящих в нее субъектов. Вот в чем принципиальное значение союзного договора и
вот почему противники договора так долго сопротивлялись этой идее.
Сегодня у нас нет другого выхода,
как сесть за стол переговоров с тем, чтобы договориться о будущем Союза ССР,
совместно выработать новую формулу Союза. Вместе с тем, при обсуждении
перспектив заключения нового союзного договора, я, как представитель Абхазской
автономной республики, испытываю двойственные чувства. С одной стороны, я
горжусь тем, что в 1922 году полномочный представитель ССР Абхазии Н.Н. Акиртава в составе делегации ЗСФСР поставил свою подпись
под договором. Тем самым Абхазия является одной из республик, создавших СССР.
С другой стороны, благодаря тому, что под предлогом удешевления государственного
аппарата Советская Социалистическая республика Абхазия была преобразована в
автономную республику, и тем самым были существенно ограничен статус и
правомочия ее государственности, обсуждение проблем нового союзного договора
вызывает у меня естественное чувство горечи и обиды.
Подобное чувство не могут не
испытывать и представители других автономий. Провозглашая свою автономию,
народы полагали, что они тем самым получают независимость - таково буквальное
значение этого слова, т.е. право на самостоятельное решение задач своего
развития в рамках единого союза. Вместе с тем была уверенность в том, что по
мере изменения соответствующих условий будет происходить естественное
преобразование низших форм государственности в высшие.
Действительно, по этому пути развивалась государственность целого ряда народов:
от автономной области, автономной республики - к союзной республике.
В то же время
большинство автономий с годами утрачивали те права, которыми они пользовались
в начальный период своего существования. Это происходило и с автономными
образованиями, и с автономными республиками. Так, по Конституции 1924 г.
автономная республика и союзная республика посылали по 5 представителей в Совет
Национальностей. По Конституций 1936 года автономная -
11, союзная - 25, по ныне действующей Конституции - 11 депутатов от автономной
республики на Сьезде и 32 - от союзной.
По закону о
гражданстве 1931 года автономная республика и автономная область пользовались
правом приема в свое гражданство. Закон же 1938 года лишил их этого права. Если
нормативные акты 1938 и 1958 г. именовались "Закон о судоустройстве СССР,
союзных и автономных республик", "Основы законодательства о
судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик", то в принятом в
ноябре 1989 г. аналогичном законе автономная республика исчезла.
По постановлению Совмина ССР от 4
мая 1955 года Советам Министров автономных республик было запрещено обращаться
с теми или иными вопросами непосредственно к Совету Министров СССР. Хотя это
Постановление отменено в 1988 г., тем не менее
практика уничижительного отношения к вопросам, которые ставят органы
государственной власти автономных республик, сохраняется в Совмине СССР и
сегодня.
Характерный пример, имевший место на
третьем Съезде народных депутатов СССР. Отвечая на один из вопросов, председатель
Редакционной комиссии во всеуслышание заявил, что автономная республика - это
не суверенное государство. Несуверенными
государствами во всем мире считаются колониальные и зависимые страны. Значит ли
это, что мы чьи-то колонии или чья-то неотчуждаемая собственность? Приступая к
обновлению нашей федерации, мы не можем не отказаться от такого рода
стереотипов, которые складывались в нашей стране десятилетиями и которые
основаны на сталинской схеме господства и подчинения. Проблема новой федерации
- это не столько проблема обеспечения прав государств, входящих в Союз, сколько
проблема обеспечения прав народов, творчеством которых созданы все
существующие формы государственности и сам Союз ССР. Ведь Союз ССР, как
говорилось в Декларации 1922 г., создан "волей народов", он является
"добровольным объединением равноправных народов". Гарантией этого
равенства является признание и воплощение в жизнь тех принципов, которые
провозглашены в "Декларации прав народов России", признаны в Уставе
ООН, в международных пактах о правах наций, в Декларации о предоставлении
независимости колониальным странам и народам, в заключительном акте Совещания
по безопасности и сотрудничестве в Европе. Они просты, близки и дороги каждому
народу, человеку, гражданину. Это "равенство прав больших и малых
народов". "Все народы имеют право на самоопределение. В силу права
они свободно устанавливают свой политический статус и
свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное
развитие". Причем международные соглашения обязывают каждое участвующее в
Пакте государство принять меры к тому, "чтобы обеспечить постепенно полное
осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами,
включая, в частности, принятие законодательных мер". Эти Пакты признаны и
Советским Союзом и они должны воплощаться в жизнь в
нашей стране и, в частности, в законах, принимаемых в целях коренной реформы
советской федерации.
Таким образом, если подходить
с полной ответственностью к союзному договору, то необходимо не только
серьезно поработать над текстом договора, декларации, следует детально обсудить
и процедуру принятия договора, определить субъекты Союза. В этом процессе
должны принимать участие и представители автономий. Ведь на территории
автономий проживают не только 29 млн. человек, но и, что особенно существенно,
народы автономий - это почти половина всех народов, живущих в
СССР. Настоящий законопроект, как я считаю, не может быть принят.
6.3.
ОБРАЩЕНИЕ СОБРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АБХАЗСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ X РУКОВОДСТВУ РЕСПУБЛИКИ*[V5]
27 мая 1990г.
На протяжении ряда лет в
Абхазской автономной республике накапливались социально-экономические и
политические проблемы. Прежнее руководство республики самоустранилось от
решения назревших проблем, что вызвало дестабилизацию в обществе.
Для исправления
положения в республике, без согласования с народом, т.е. старым
административно-командным методом было назначено новое правительство,
оказавшееся неспособным осуществить свои властные полномочия. Результат -
трагические события 15-16 июля 1989 г.
Во имя спокойствия и
благополучия народов, населяющих Абхазию, мы требуем отставки нынешнего
руководства, лишенного политического авторитета в обществе, расколотого по национальному
признаку, и избрания демократическим путем нового партийного и советского
руководства автономной республики.
Промедление решения
вопроса в условиях межнациональной напряженности и тяжелого экономического
положения в Абхазии чревато такими же последствиями, какие имели место в июле
прошлого года.
Срок исполнения условий
Обращения до 4 июня 1990 г. В случае неисполнения изложенных в Обращении
требований, мы переходим к акциям гражданского неповиновения.
6.4.
ОБРАЩЕНИЕ НФ АБХАЗИИ К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРЕЗИДИУМА ВС АБХАЗСКОЙ АССР*[V6]
З июля 1990 г
Председателю Президиума ВС Абхазской АССР
тов. КОБАХИЯ В.О.
Народный форум Абхазии
"Айдгылара" ("Единение") в годовщину трагических событий июля 1989 г.
выражает свое соболезнование семьям жертв межнациональных столкновений. В эти
скорбные дни мы все должны осознать, что человеческая :
жизнь непомерно высокая плата для достижения любых политических целей.
Земля нашей
многострадальной Родины больше никогда,не
должна обагряться кровью ее сынов и дочерей.
Народный форум призывает
Президиум Верховного Совета Абхазской АССР объявить 15-16 июля с.г. днями
национального траура республики.*[V7]
6.5.
ОБРАЩЕНИЕ НФ АБХАЗИИ В ВС СССР И ВС ГРУЗИНСКОЙ ССР*[V8]
10 июля 1990 г.
В Верховный Совет
СССР
В Верховный Совет
Грузинской ССР
20 июля 1990 г.
Постановлением Верховного Совета Грузинской ССР приостановлено действие
законов ССР о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики
из СССР, о разграничении полномочий между союзом и субъектами федерации, об
основах экономических отношений, правовом режиме чрезвычайного положения и др.
Данное постановление
является антиконституционным и попирающим суверенитет Абхазской АССР.
Пакет вышеуказанных законов
был призван установить между союзными и автономными республиками более
справедливые взаимоотношения и тем самым снизить межнациональную
напряженность. Однако высший орган государственной власти Грузии под давлением
шовинистических сил избрал курс на подавление прав национальных меньшинств и
фактическую ликвидацию их автономий.
Принятие данного
постановления подтвердило худшие опасения абхазского народа в отношении
истинных намерений правящих кругов Грузии.
В очередной раз жизнь убедительно
подтверждает колониальную сущность иерархического устройства советского
государства и невозможность установления справедливых отношений, когда права
одних народов производны от воли других.
Народный форум Абхазии "Айдгылара"
выражает протест против незаконных действий Верховного Совета ГССР и возлагает
на него ответственность за эскалацию межнациональной напряженности в
республике.
[V1]Второй (внеочередной) съезд НФА состоялся в Сухуми. Он принял поправки и дополнения к Уставу организации, а также избрал новых председателя и Правление НФА. Съезд принял резолюцию и декларацию. Источник газ. «Айдгыяара»(«Единение»), N.2, 1990г.
[V2]В 1992 г. началось радиовещание из Сухуми на абхазском языке для абхазов, проживающих в Турции, Сирии и Иордании
[V3]Постановлением
ВС Республики Абхазия от 23 июля 1992 г. действие Конституции Абхазской АССР прекращено и временно, до принятия новой Конституации, введена в действие Конституция ССР Абхазии
1925 г.
[V4]Выступление сделано на заседании Совета Национальностей ВС СССР в ходе дискуссии законопроекту о союзном договоре. В телетрансляцию со сьезда это выступление не попло. Источник: газ. "Алашара" (Вестник московского общества абхазской культуры "Нартаа"), № 4, апрель 1990г.
[V5]Собрание
состоялось 27 мая в Сухуми в здании Абхазской госфилармонии. Источник: «Айдгылара»(«Единение»),
№4, июль 1990 г. Обращение подписали
председатель собрания Х.Х. Чамагуа и секретарь
Л.Е. Аргун. Текст обращения направлен в Абхазский
Обком КП Грузии, Президиум ВС Абхазской
АССР, а также( для сведения) в ЦК КПСС, в ЦК КП
Грузии.
[V6]Источник: "Аидгылара"("Единение"), N4, июль 1990г.
[V8]Источник: "Аидгылара"("Единение"), N4, июль 1990г.