ГЛАВА 6

К РЕАЛЬНОМУ СУВЕРЕНИТЕТУ (ВЕСНА - ОСЕНЬ 1990)

 

            В этой главе публикуются различные документы, характе­ризующие основные направления деятельности абхазского националь­ного движения в 1990 году. Во-первых, абхазское движение вело ра­боту в направлении достижения республикой максимальной полити­ческой и экономической самостоятельности. Оказывая постоянное давление на органы власти автономной республики, и в первую оче­редь на Верховный Совет, НФА "Аидгылара" и блокирующиеся с ней сипы добились принятия в августе 1990 года Декларации о государ­ственном суверенитете Абхазской ССР, а также ряда нормативных документов, расширяющих суверенитет республики и полномочия ее органов власти.

            Во-вторых, на - союзной политической арене представители абхазского движения вели пропагандистскую работу в пользу идеи выравнивания статусов союзных и автономных республик и пере­стройки советской федерации на принципах равенства ее субъектов. Абхазское движение было одним из инициаторов создания организа­ций, объединяющих представителей автономий в отстаивании об­щих интересов, связанных с разработкой нового союзного договора.

            В-третьих, НФА "Аидгылара " проводил работу по объедине­нию и координации действий тех политических сил в автономной республике, которые были заинтересованы в сохранении СССР и продолжении членства в нем Абхазии.

            В 1990 году происходили также организационные изменения в самом абхазском движении. В начале года произошла смена руково­дства НФА "Аидгылара", которая была в значительной степени связана с осознанием бесперспективности прежней тактики орга­низации. Кадровые изменения в головной организации существенным образом повлияли на деятельность всего абхазского движения.

 

6.1. ДОКУМЕНТЫ ВТОРОГО СЪЕЗДА НФ АБХАЗИИ*[V1] 

3 февраля 1990 г.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

1.На основании Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. официально признать геноцидом и осудить все факты насильственного переселения народов в Абхазию и из Аб­хазии, закрытие национальных школ, физическое истребление кадров, переименование топонимических названий, направлен­ных на ассимиляцию абхазского народа.

2.Считать Акт Преобразования ССР Абхазия в автоном­ную республику в 1931 г. политической агрессией.

3.Создать интернациональные комиссии по урегулирова­нию межнациональных конфликтов.

4.Всемерно содействовать восстановлению этнической целостности абхазов и абазин, как первый шаг в этом направле­нии образовать совместную комиссию по выработке единого абхазо-абазинского алфавита.

5.Считать своим историческим долгом добиться репат­риации абхазов, насильственно изгнанных из пределов Абхазии царским самодержавием

6.Создать комиссии по контролю за миграционными про­цессами, пропиской и отводом земель в республике.

7.Добиваться в законодательном порядке правовых гаран­тий на преимущественное трудоустройство лиц абхазской национальности.

8.Добиваться открытия радиовещания на абхазском языке для соотечественников, проживающих за рубежом,*[V2]  а также перехода абхазского телевидения к передачам по отдельному каналу.

9. Добиваться плановой подготовки специалистов с высшим образованием с учетом потребностей народного хозяйства республики.

10.Добиваться того, чтобы руководство страны и респуб­лики дали политическую оценку происходящим в Абхазии собы­тиям.

11.Всемерно активизировать работу по принятию новой Конституции Абхазии,*[V3]  по включению в нее норм, реально га­рантирующих государственный и национальный суверенитет Аб­хазии.

12.Считать своей обязанностью всемерно содействовать разработке экологической концепции, основанной на научных исследованиях.

13.НФА считает требование ногайского и ингушского народов о создании национальной государственности в форме автономных республик абсолютно справедливым и полностью поддерживает их обращение в Верховный Совет СССР и к народ­ным депутатам СССР.

14.Текст данного Обращения опубликовать в газетах НФА "Единение" и "Айдгылара".

 

ДЕКЛАРАЦИЯ

            НФА заявляет, что одно из необходимых условий пере­стройки межнациональных отношений состоит в восстановлении подлинного равноправия всех народов. Не существует нравствен­ных, политических или исторических оснований, препятствую­щих признанию за абхазским или осетинским народами такого же права на национальное самоопределение, какое признано за рус­скими, грузинами, эстонцами и другими.

            Попытки антиперестроечных сил увековечить сталинское наследие - "четырехступенчатую иерархию народов", представля­ют собой явное посягательство на саму основу советского многонационального содружества. События последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что в ряде общественных движений возобладали экстремистские силы, которые подстрекают народ­ные массы к силовому давлению при решении политических во­просов. Эта тактика привела к тому, что в разных регионах нашей страны при межнациональных столкновениях были проявлены акты вандализма, десятки тысяч людей испытывали и испытыва­ют физические и нравственные страдания.

            Подобные действия толкают нашу страну к катастрофе. Руководствуясь общечеловеческими нормами гуманизма, НФА "Айдгылара" осуждает любые насильственные действия как способ для достижения политических целей.

            Единственно приемлемой формой для решения проблем, стоящих перед абхазским общественным движением, мы призна­ем мирный путь диалога на основе взаимного уважения, со всеми общественными движениями. Мы верим, что народная мудрость позволит мобилизовать ресурсы доброй воли каждого народа во имя справедливости, свободного и счастливого будущего наших поколений.

 

 

6.2. ВЫСТУПЛЕНИЕ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА СССР В.Г.АРДЗИНБА НА СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР*[V4] 

21 марта 1990 г.

 

 

                Предложенный нам проект носит более чем странное на­звание "Об обновлении союзного договора и разграничении ком­петенции Союза ССР и союзных республик". Если речь идет об обновлении договора, то как минимум должен быть представлен текст договора. Во-вторых, вместе с договором в 1922 г. принима­лась и Декларация, которой здесь нет. И наконец, самое странное состоит в том, что принятие договора подразумевает, как это бы­ло в 1922 г., что полномочные представители республик в соот­ветствии с определенной процедурой подписывают документ. Здесь же договор подменяется законом, принимаемым так, как принимается обычный закон, что конечно же далеко не одно и тоже. Я бы даже сказал, что подобный подход противоречит са­мой идее союзного договора.

            С начала 30-х годов договор 1922 г. предпочитали вообще не вспоминать, утверждая, что он полностью нашел отражение в Конституциях 1936 и 1977 г. Текст договора даже не был включен в Свод законов СССР. Поэтому признание в Платформе ЦК КПСС по национальной политике, что союзный договор сохра­няет свое значение и сегодня, стало важным вкладом в теорию федерализма.

            Суть дискуссии о путях совершенствования нашей феде­рации (внесение изменения в Конституцию СССР или подписа­ние нового союзного договора) в конечном счете сводится к при­знанию решающей роли самих республик в развитии Союза ССР, Добровольного характера решения, принимаемого полномочными представителями республик. Принятие новой декларации и под­писание нового союзного договора о Союзе ССР явится призна­нием договорной природы Союза ССР, подтвердит доброволь­ность объединения. Это дело принципа. Наша федерация может быть эффективной и прочной лишь в том случае, если она опира­ется на взаимное доверие и добровольное согласие входящих в нее субъектов. Вот в чем принципиальное значение союзного договора и вот почему противники договора так долго сопротив­лялись этой идее.

            Сегодня у нас нет другого выхода, как сесть за стол пере­говоров с тем, чтобы договориться о будущем Союза ССР, совме­стно выработать новую формулу Союза. Вместе с тем, при обсуждении перспектив заключения нового союзного договора, я, как представитель Абхазской автономной республики, испытываю двойственные чувства. С одной стороны, я горжусь тем, что в 1922 году полномочный представитель ССР Абхазии Н.Н. Акиртава в составе делегации ЗСФСР поставил свою подпись под до­говором. Тем самым Абхазия является одной из республик, создавших СССР. С другой стороны, благодаря тому, что под пред­логом удешевления государственного аппарата Советская Социа­листическая республика Абхазия была преобразована в автоном­ную республику, и тем самым были существенно ограничен статус и правомочия ее государственности, обсуждение проблем нового союзного договора вызывает у меня естественное чувство горечи и обиды.

            Подобное чувство не могут не испытывать и представите­ли других автономий. Провозглашая свою автономию, народы полагали, что они тем самым получают независимость - таково буквальное значение этого слова, т.е. право на самостоятельное решение задач своего развития в рамках единого союза. Вместе с тем была уверенность в том, что по мере изменения соответст­вующих условий будет происходить естественное преобразование низших форм государственности в высшие. Действительно, по этому пути развивалась государственность целого ряда народов: от автономной области, автономной республики - к союзной рес­публике.

            В то же время большинство автономий с годами утрачива­ли те права, которыми они пользовались в начальный период своего существования. Это происходило и с автономными образованиями, и с автономными республиками. Так, по Конституции 1924 г. автономная республика и союзная республика посылали по 5 представителей в Совет Национальностей. По Конституций 1936 года автономная - 11, союзная - 25, по ныне действующей Конституции - 11 депутатов от автономной республики на Сьезде и 32 - от союзной.

                По закону о гражданстве 1931 года автономная республика и автономная область пользовались правом приема в свое гражданство. Закон же 1938 года лишил их этого права. Если норма­тивные акты 1938 и 1958 г. именовались "Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик", "Основы законода­тельства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик", то в принятом в ноябре 1989 г. аналогичном законе автономная республика исчезла.

            По постановлению Совмина ССР от 4 мая 1955 года Сове­там Министров автономных республик было запрещено обра­щаться с теми или иными вопросами непосредственно к Совету Министров СССР. Хотя это Постановление отменено в 1988 г., тем не менее практика уничижительного отношения к вопросам, которые ставят органы государственной власти автономных рес­публик, сохраняется в Совмине СССР и сегодня.

            Характерный пример, имевший место на третьем Съезде народных депутатов СССР. Отвечая на один из вопросов, предсе­датель Редакционной комиссии во всеуслышание заявил, что ав­тономная республика - это не суверенное государство. Несуве­ренными государствами во всем мире считаются колониальные и зависимые страны. Значит ли это, что мы чьи-то колонии или чья-то неотчуждаемая собственность? Приступая к обновлению нашей федерации, мы не можем не отказаться от такого рода стереотипов, которые складывались в нашей стране десятилетия­ми и которые основаны на сталинской схеме господства и подчи­нения. Проблема новой федерации - это не столько проблема обеспечения прав государств, входящих в Союз, сколько пробле­ма обеспечения прав народов, творчеством которых созданы все существующие формы государственности и сам Союз ССР. Ведь Союз ССР, как говорилось в Декларации 1922 г., создан "волей народов", он является "добровольным объединением равноправ­ных народов". Гарантией этого равенства является признание и воплощение в жизнь тех принципов, которые провозглашены в "Декларации прав народов России", признаны в Уставе ООН, в международных пактах о правах наций, в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничестве в Европе. Они просты, близки и дороги каждому народу, человеку, гражданину. Это "равенство прав больших и малых народов". "Все народы имеют право на самоопределение. В силу права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие". Причем международные соглашения обя­зывают каждое участвующее в Пакте государство принять меры к тому, "чтобы обеспечить постепенно полное осуществление при­знаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способа­ми, включая, в частности, принятие законодательных мер". Эти Пакты признаны и Советским Союзом и они должны воплощать­ся в жизнь в нашей стране и, в частности, в законах, принимае­мых в целях коренной реформы советской федерации.

            Таким образом, если подходить с полной ответственно­стью к союзному договору, то необходимо не только серьезно поработать над текстом договора, декларации, следует детально обсудить и процедуру принятия договора, определить субъекты Союза. В этом процессе должны принимать участие и представи­тели автономий. Ведь на территории автономий проживают не только 29 млн. человек, но и, что особенно существенно, народы автономий - это почти половина всех народов, живущих в СССР. Настоящий законопроект, как я считаю, не может быть принят.

 

 

6.3. ОБРАЩЕНИЕ СОБРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АБХАЗСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ X РУКОВОДСТВУ РЕСПУБЛИКИ*[V5] 

27 мая 1990г.

 

 

            На протяжении ряда лет в Абхазской автономной респуб­лике накапливались социально-экономические и политические проблемы. Прежнее руководство республики самоустранилось от решения назревших проблем, что вызвало дестабилизацию в об­ществе.

            Для исправления положения в республике, без согласова­ния с народом, т.е. старым административно-командным методом было назначено новое правительство, оказавшееся неспособным осуществить свои властные полномочия. Результат - трагические события 15-16 июля 1989 г.

            Во имя спокойствия и благополучия народов, населяющих Абхазию, мы требуем отставки нынешнего руководства, лишен­ного политического авторитета в обществе, расколотого по на­циональному признаку, и избрания демократическим путем но­вого партийного и советского руководства автономной республи­ки.

            Промедление решения вопроса в условиях межнациональ­ной напряженности и тяжелого экономического положения в Абхазии чревато такими же последствиями, какие имели место в июле прошлого года.

            Срок исполнения условий Обращения до 4 июня 1990 г. В случае неисполнения изложенных в Обращении требований, мы переходим к акциям гражданского неповиновения.

 

 

6.4. ОБРАЩЕНИЕ НФ АБХАЗИИ К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРЕЗИДИУМА ВС АБХАЗСКОЙ АССР*[V6] 

З июля 1990 г

 

Председателю Президиума ВС Абхазской АССР

тов. КОБАХИЯ В.О.

            Народный форум Абхазии "Айдгылара" ("Единение") в  годовщину трагических событий июля 1989 г. выражает свое соболезнование семьям жертв межнациональных столкновений. В эти скорбные дни мы все должны осознать, что человеческая : жизнь непомерно высокая плата для достижения любых политических целей.

            Земля нашей многострадальной Родины больше никогдае должна обагряться кровью ее сынов и дочерей.

            Народный форум призывает Президиум Верховного Сове­та Абхазской АССР объявить 15-16 июля с.г. днями национального траура республики.*[V7] 

 

 

6.5. ОБРАЩЕНИЕ НФ АБХАЗИИ В ВС СССР И ВС ГРУЗИНСКОЙ ССР*[V8] 

10 июля 1990 г.

 

В Верховный Совет СССР

В Верховный Совет Грузинской ССР

 

            20 июля 1990 г. Постановлением Верховного Совета Гру­зинской ССР приостановлено действие законов ССР о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, о разграничении полномочий между союзом и субъектами федерации, об основах экономических отношений, правовом ре­жиме чрезвычайного положения и др.

            Данное постановление является антиконституционным и попирающим суверенитет Абхазской АССР.

            Пакет вышеуказанных законов был призван установить между союзными и автономными республиками более справедли­вые взаимоотношения и тем самым снизить межнациональную напряженность. Однако высший орган государственной власти Грузии под давлением шовинистических сил избрал курс на по­давление прав национальных меньшинств и фактическую ликви­дацию их автономий.

            Принятие данного постановления подтвердило худшие опасения абхазского народа в отношении истинных намерений правящих кругов Грузии.

            В очередной раз жизнь убедительно подтверждает колони­альную сущность иерархического устройства советского государ­ства и невозможность установления справедливых отношений, когда права одних народов производны от воли других.

Народный форум Абхазии "Айдгылара" выражает протест против незаконных действий Верховного Совета ГССР и возлагает на него ответственность за эскалацию межнациональной напряженности в республике.

 

СОДЕРЖАНИЕ


 [V1]Второй (внеочередной) съезд НФА состоялся в Сухуми. Он принял поправки и дополнения к Уставу организации, а также избрал новых председателя и Правление НФА. Съезд принял резолюцию и декларацию. Источник газ. «Айдгыяара»(«Единение»), N.2, 1990г.

 [V2]В 1992 г. началось радиовещание из Сухуми на абхазском языке для абхазов, проживающих в Турции, Сирии и Иордании

 [V3]Постановлением ВС Республики Абхазия от 23 июля 1992 г. действие Конституции Абхазской АССР прекращено и временно, до принятия новой Конституации, введена в действие Конституция ССР Абхазии 1925 г.

 [V4]Выступление сделано на заседании Совета Национальностей ВС СССР в ходе дискуссии законопроекту о союзном договоре. В телетрансляцию  со сьезда это выступление не попло. Источник: газ. "Алашара" (Вестник московского общества абхазской культуры "Нартаа"), № 4, апрель 1990г.

 [V5]Собрание состоялось 27 мая в Сухуми  в здании Абхазской госфилармонии. Источник: «Айдгылара»(«Единение»), №4, июль 1990 г. Обращение подписали  председатель собрания Х.Х. Чамагуа и секретарь Л.Е. Аргун. Текст обращения направлен в Абхазский Обком КП Грузии, Президиум  ВС Абхазской АССР, а также( для сведения) в ЦК КПСС, в ЦК КП Грузии.

 

 [V6]Источник: "Аидгылара"("Единение"), N4, июль 1990г.

 [V7]Дни траура были объявлены решением грузинского правительства по всей

территории Грузинской ССР

 [V8]Источник: "Аидгылара"("Единение"), N4, июль 1990г.

Сайт управляется системой uCoz