ПИСЬМО ЛИДЕРА АДЖАРИИ А.АБАШИДЗЕ

ПРЕЗИДЕНТУ ГРУЗИИ Э.ШЕВАРДНАДЗЕ

 

 

 

Президенту Грузии господину Эдуарду Шеварднадзе

 

 

Господин Президент,

 

Я глубоко убежден, что Вы хорошо помните мою весьма отрицательную позицию по поводу ввода вооруженных сил в Абхазскую Автономную Республику, зафиксированную 13 августа 1992 года во время нашей длительной телефонной беседы, когда по этому вопросу Вы связались со мной в связи с решением Государственного совета о вводе вооруженных сил в Абхазию. К сожалению, моя настоятельная просьба воздержаться от осуществления военной акции не была Вами разделена и в результате не удалось избежать трагедии.

 

Сразу же после начала конфликта, без результата осталась моя просьба достичь соглашения с абхазской стороной о прекращении огня и боевых действий.

 

Также, было проигнорировано достигнутое мною соглашение с абхазским лидером начать переговоры в г. Батуми еще до начала переговоров за рубежом, чтобы конфликт между Сухуми и Тбилиси был решен как внутригосударственная проблема, что, безусловно, имело бы решающее значение для сохранения территориальной целостности государства. Для обеспечения и гарантии безопасности абхазской делегации я подготовил для отправки в г. Сухуми в качестве заложников членов своей семьи: супругу, двух детей и внука.

 

Парадоксально, но факт, что я получил от Вас отказ и на мою просьбу, высказанную за день до падения г. Сухуми 27 сентября, выехать в Абхазию с целью использования всех реальных возможностей, вытекающих из моих личных взаимоотношений, и тем самым для предотвращения надвигающейся катастрофы. Причины Вашего отказа неизвестны мне и сегодня, но этот факт привел в недоумение находящихся со мной всех ближайших соратников.

 

Категорическими отказами заканчивались и все мои последующие требования – включиться в переговоры с Абхазией с целью разрешения конфликта, и это тогда, когда гораздо легче было достичь положительного результата, нежели сегодня. После этого я твердо решил воздерживаться от новых инициатив, дабы мою активность не превратили в очередной этап политического противостояния между центром и Аджарией. Именно это решение явилось причиной моего отказа на просьбу приехавших из г. Тбилиси представителей абхазской делегации включиться в разрешение конфликта.

 

Явно неожиданным оказалось для меня предложение, специально прибывшего к нам в Батуми 6 августа 2001 года представителя ООН по вопросам Абхазии господина Дитера Бодена - возглавить переговоры между Сухуми и Тбилиси по вопросам урегулирования конфликта. В длительной беседе он неоднократно подчеркивал преимущественное значение проведения переговоров по разрешению конфликта в г. Батуми под руководством лидера Аджарии.

 

Господин Дитер Боден, без Вашего предварительного согласия, не мог бы сделать подобное предложение и тем более решить его. В ответ, как и абхазской делегации, я разъяснил, что судьба и ключи к урегулированию конфликта в руках президента Грузии и лидера Абхазии.

 

Однако, вместе с тем 3 ноября 2001 года во время Вашего пребывания в Батуми я, несмотря на внутреннее сопротивление, без раздумий дал согласие на Ваше предложение стать специальным представителем президента Грузии по вопросам урегулирования конфликта между Сухуми и Тбилиси. Это предложение я принял, прежде всего, потому, что в те дни моей главной целью было избежать новых угроз и сохранить стабильность в стране, которой явно угрожала создавшаяся в те дни в столице Грузии - Тбилиси взрывоопасная ситуация, принявшая тогда перманентный характер, и, как известно, данная акция была направлена непосредственно против Вас.

 

Я согласился на Ваше предложение еще и с той целью, чтобы в этом, почти безвыходном положении, найти новый реальный путь восстановления взаимного доверия между абхазами и грузинами, их совместного проживания. Несмотря на то, что я владел фактологическими материалами, свидетельствовавшими о том, что серьезные силы, в том числе и в государственных структурах Грузии, не устраивало и сегодня не устраивает урегулирование абхазского конфликта.

 

В результате взаимоотношения между Сухуми и Тбилиси наравне с объективными факторами в значительной степени осложнены искусственно и вошли в сложнейшую фазу. Все это не только ярко проявилось, но и стало очевидным с первых же практических шагов по сей день, при выполнении порученной Вами сложнейшей миссии. Несомненно, очевидно из тех управляемых, вышедших за пределы дозволенного действий, принявших явно агрессивную форму не только в отношении лично меня, но и против всей Аджарии. Так как после беспочвенных нападок из центра, по инициативе так называемых легитимных властей Абхазии и их министров, совместно с введенными в заблуждение митингующими 26 июля 2002 года в представительстве Аджарской Автономной Республики в Тбилиси они силой ворвались в здание представительства. Затем, 4 августа 2002 года, они выполнили свои публичные угрозы и подожгли представительство.

 

То, что это, несомненно, является управляемым процессом, видно и из того, что эти варварские акции не только остаются без ответа и реагирования, но и агрессивные нападки против нас усугубляются с каждым днем.

 

Сегодня я не хочу детально останавливаться на том фоне, который был создан специально, параллельно процессу выполнения порученного Вами официального задания с целью сорвать урегулирование конфликта. К сожалению, все это исходит со стороны тех, которые сами обязаны и ответственны за решение существующей государственной проблемы. Здесь я просто хочу отметить, что нельзя требовать непосредственно от Аслана Абашидзе выполнить за 9 месяцев то, что в течение почти 9 лет не смогли достичь государственная власть Грузии при поддержке международных организаций и дружественных стран. Вызывает удивление, что наряду со мной никто не ответственен за ускорение процесса урегулирования конфликта, и в первую очередь те, на кого, параллельно со мной, возложена та же миссия и кто так же активно подключен к решению проблемы - государственный министр и министр по особым делам, не говоря уже о других лицах.

 

Несмотря на все это, я со всей ответственностью приступил к выполнению порученного задания. С 9 декабря 2001 года, то есть в течение трех месяцев после того, как на меня была возложена эта миссия, до осуществления практических шагов с целью правильного определения плана и направления моих действий, я детально знакомился с вопросами, официальными документами, другими фактическими материалами, связанными с абхазским конфликтом, с новыми реалиями.

 

Бесспорно, за долгий период, почти за 9 лет, в результате двусторонних или многосторонних переговоров, позиции грузин и абхазов практически не только не сблизились, но они с каждым днем усугубляются. Параллельно с этим возрастает отчуждение и снижаются возможности решения проблемы. Это же отмечают ответственные лица международных организаций и государств, участвующих в урегулировании конфликта. Мы, бесспорно, не использовали самое главное - относительно мирный период, созданный ООН и странами, дружественными Грузии в урегулировании конфликта.

 

По моему мнению, безуспешность наших усилий вызвана тем обстоятельством, что краеугольным камнем этих многолетних переговоров стало определение политического статуса Абхазии и ее возвращение в состав Грузии. Если мы вновь пойдем по этому пути, несмотря на логичность, на первый взгляд, такой позиции, дальнейшие переговоры, несомненно, останутся безрезультатными. Как я уже отмечал, степень взаимного доверия, особенно со стороны абхазов по отношению к нам, равна нулю.

 

Если мы хотим урегулировать конфликт, тогда наряду с работой над политическим статусом Абхазии надо параллельно найти новые позиции и уровень взаимоотношений, под этими взаимоотношениями я, прежде всего, подразумеваю использование таких рычагов, как решение социально-экономических проблем населения Абхазии, что будет способствовать восстановлению утраченного доверия не только среди лидеров, но и среди населения Абхазии и ляжет в основу решения вопроса урегулирования конфликта и возвращения беженцев.

 

Вместе с тем, на данном этапе, несмотря на напряженные отношения между нами, мы должны достичь твердой поддержки со стороны российского руководства, поскольку степень доверия к России самих абхазов и родственных им северокавказцев очень высока - и столь же высок уровень влияния на них самой России. Именно поэтому ни на мгновение нельзя пренебрегать ролью России в вопросе улаживания конфликта между Сухуми и Тбилиси. Тем более что российское руководство открыто поддерживает урегулирование конфликта и восстановление единства Грузии, в чем я сегодня ни на минуту не сомневаюсь.

 

Исходя из вышеуказанного, первый шаг по выполнению порученной миссии я начал 8 февраля 2002 года на переговорах с руководством Министерства иностранных дел России, вначале с первым заместителем министра иностранных дел России господином Валерием Лощининым и другими ответственными лицами министерства, затем с министром иностранных дел РФ господином Игорем Ивановым, в процессе длительных, необычайно доброжелательных переговоров российская сторона открыто выразила свою готовность к активной помощи в деле урегулирования конфликта.

 

На встрече с руководством Министерства иностранных дел России, исходя из реально существующего положения, на обсуждение были поставлены следующие вопросы:

 

1. Снять с Абхазии принятую на саммите стран СНГ экономическую блокаду;

 

2. Открыть железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские, транспортные коммуникации;

 

3. Восстановить Ингури-ГЭС;

 

4. Разрешить транзит в Турецкую Республику энергоносителей - газа и электроэнергии.

 

Транзит энергоресурсов из России по побережью Абхазии, Самегрело, Гурии и Аджарии в Турецкую Республику, что может быть решено весьма оперативно и в кратчайшие сроки, будет способствовать социально-экономическому развитию не только Абхазии, но и Западной Грузии и значительно увеличит национальный доход всей Грузии.

 

Следует отметить, что эти предложения, с которыми господин Лощинин ознакомил грузинскую сторону, с самого начала поддержали как Министерство иностранных дел России, так и высшее руководство России, поскольку указанные вопросы легко реализуемы, ибо нет никаких причин, препятствующих их реализации. Вместе с тем они одинаково приемлемы и полезны не только для Грузии, России, Турции, Азербайджана и Армении, но и для других стран, поскольку их политическая и социально-экономическая значимость выходит за пределы интересов всего региона.

 

По единодушному мнению сторонников урегулирования конфликта, между Сухуми и Тбилиси, только мирным путем, переговоры, проведенные с руководством Министерства иностранных дел России с целью практического решения проблемы, - нравится это кому или нет, но факт, что они бесспорно были успешными, о чем после окончания встречи я Вас детально проинформировал.

 

Во время моих последующих встреч с руководителями Министерства иностранных дел России, проходили они в Москве или в Аджарии, мы вновь и вновь возвращались к вопросам, связанным с решением поставленных нами вышеуказанных рекомендаций, поскольку, по моему глубокому убеждению, без реализации указанных предложений, выдвигать какие-либо другие, новые предложения считаю необоснованным.

 

Если мы проявим политическую волю, совместно с ООН и странами-участницами в процессе урегулирования конфликта, оперативно решим указанные вопросы, то заверяю Вас, что наряду с решением абхазского конфликта, они могут стать той точкой опоры, которая даст толчок делу укрепления мира и стабильности не только в Грузии, но и во всем регионе.

 

С уважением,

 

Аслан Абашидзе

г. Батуми.

 

 

 

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ

 

НАЗАД


MAIN PAGE

 



Сайт управляется системой uCoz