ПИСЬМО ЛИДЕРА АДЖАРИИ А.АБАШИДЗЕ
ПРЕЗИДЕНТУ ГРУЗИИ Э.ШЕВАРДНАДЗЕ
Президенту Грузии
господину Эдуарду Шеварднадзе
Господин
Президент,
Я глубоко
убежден, что Вы хорошо помните мою весьма отрицательную позицию по поводу ввода
вооруженных сил в Абхазскую Автономную Республику, зафиксированную 13 августа
1992 года во время нашей длительной телефонной беседы, когда по этому вопросу
Вы связались со мной в связи с решением Государственного совета о вводе
вооруженных сил в Абхазию. К сожалению, моя настоятельная просьба воздержаться
от осуществления военной акции не была Вами разделена и в результате не удалось
избежать трагедии.
Сразу же после
начала конфликта, без результата осталась моя просьба достичь соглашения с
абхазской стороной о прекращении огня и боевых действий.
Также, было
проигнорировано достигнутое мною соглашение с абхазским лидером начать
переговоры в г. Батуми еще до начала переговоров за рубежом, чтобы конфликт
между Сухуми и Тбилиси был решен как внутригосударственная проблема, что, безусловно,
имело бы решающее значение для сохранения территориальной целостности
государства. Для обеспечения и гарантии безопасности абхазской делегации я
подготовил для отправки в г. Сухуми в качестве заложников членов своей семьи:
супругу, двух детей и внука.
Парадоксально, но
факт, что я получил от Вас отказ и на мою просьбу, высказанную за день до
падения г. Сухуми 27 сентября, выехать в Абхазию с целью использования всех
реальных возможностей, вытекающих из моих личных взаимоотношений, и тем самым
для предотвращения надвигающейся катастрофы. Причины Вашего отказа неизвестны
мне и сегодня, но этот факт привел в недоумение находящихся со мной всех
ближайших соратников.
Категорическими
отказами заканчивались и все мои последующие требования – включиться в
переговоры с Абхазией с целью разрешения конфликта, и это тогда, когда гораздо
легче было достичь положительного результата, нежели сегодня. После этого я
твердо решил воздерживаться от новых инициатив, дабы мою активность не
превратили в очередной этап политического противостояния между центром и
Аджарией. Именно это решение явилось причиной моего отказа на просьбу
приехавших из г. Тбилиси представителей абхазской делегации включиться в
разрешение конфликта.
Явно неожиданным
оказалось для меня предложение, специально прибывшего к нам в Батуми 6 августа
2001 года представителя ООН по вопросам Абхазии господина Дитера Бодена -
возглавить переговоры между Сухуми и Тбилиси по вопросам урегулирования
конфликта. В длительной беседе он неоднократно подчеркивал преимущественное
значение проведения переговоров по разрешению конфликта в г. Батуми под
руководством лидера Аджарии.
Господин Дитер
Боден, без Вашего предварительного согласия, не мог бы сделать подобное
предложение и тем более решить его. В ответ, как и абхазской делегации, я
разъяснил, что судьба и ключи к урегулированию конфликта в руках президента
Грузии и лидера Абхазии.
Однако, вместе с
тем 3 ноября 2001 года во время Вашего пребывания в Батуми я, несмотря на
внутреннее сопротивление, без раздумий дал согласие на Ваше предложение стать
специальным представителем президента Грузии по вопросам урегулирования
конфликта между Сухуми и Тбилиси. Это предложение я принял, прежде всего,
потому, что в те дни моей главной целью было избежать новых угроз и сохранить
стабильность в стране, которой явно угрожала создавшаяся в те дни в столице
Грузии - Тбилиси взрывоопасная ситуация, принявшая тогда перманентный характер,
и, как известно, данная акция была направлена непосредственно против Вас.
Я согласился на
Ваше предложение еще и с той целью, чтобы в этом, почти безвыходном положении,
найти новый реальный путь восстановления взаимного доверия между абхазами и
грузинами, их совместного проживания. Несмотря на то, что я владел
фактологическими материалами, свидетельствовавшими о том, что серьезные силы, в
том числе и в государственных структурах Грузии, не устраивало и сегодня не
устраивает урегулирование абхазского конфликта.
В результате
взаимоотношения между Сухуми и Тбилиси наравне с объективными факторами в
значительной степени осложнены искусственно и вошли в сложнейшую фазу. Все это
не только ярко проявилось, но и стало очевидным с первых же практических шагов
по сей день, при выполнении порученной Вами сложнейшей миссии. Несомненно,
очевидно из тех управляемых, вышедших за пределы дозволенного действий,
принявших явно агрессивную форму не только в отношении лично меня, но и против
всей Аджарии. Так как после беспочвенных нападок из центра, по инициативе так
называемых легитимных властей Абхазии и их министров, совместно с введенными в
заблуждение митингующими 26 июля 2002 года в представительстве Аджарской
Автономной Республики в Тбилиси они силой ворвались в здание представительства.
Затем, 4 августа 2002 года, они выполнили свои публичные угрозы и подожгли
представительство.
То, что это,
несомненно, является управляемым процессом, видно и из того, что эти варварские
акции не только остаются без ответа и реагирования, но и агрессивные нападки
против нас усугубляются с каждым днем.
Сегодня я не хочу
детально останавливаться на том фоне, который был создан специально,
параллельно процессу выполнения порученного Вами официального задания с целью
сорвать урегулирование конфликта. К сожалению, все это исходит со стороны тех,
которые сами обязаны и ответственны за решение существующей государственной
проблемы. Здесь я просто хочу отметить, что нельзя требовать непосредственно от
Аслана Абашидзе выполнить за 9 месяцев то, что в течение почти 9 лет не смогли
достичь государственная власть Грузии при поддержке международных организаций и
дружественных стран. Вызывает удивление, что наряду со мной никто не
ответственен за ускорение процесса урегулирования конфликта, и в первую очередь
те, на кого, параллельно со мной, возложена та же миссия и кто так же активно
подключен к решению проблемы - государственный министр и министр по особым
делам, не говоря уже о других лицах.
Несмотря на все
это, я со всей ответственностью приступил к выполнению порученного задания. С 9
декабря 2001 года, то есть в течение трех месяцев после того, как на меня была
возложена эта миссия, до осуществления практических шагов с целью правильного
определения плана и направления моих действий, я детально знакомился с
вопросами, официальными документами, другими фактическими материалами, связанными
с абхазским конфликтом, с новыми реалиями.
Бесспорно, за
долгий период, почти за 9 лет, в результате двусторонних или многосторонних
переговоров, позиции грузин и абхазов практически не только не сблизились, но
они с каждым днем усугубляются. Параллельно с этим возрастает отчуждение и
снижаются возможности решения проблемы. Это же отмечают ответственные лица
международных организаций и государств, участвующих в урегулировании конфликта.
Мы, бесспорно, не использовали самое главное - относительно мирный период,
созданный ООН и странами, дружественными Грузии в урегулировании конфликта.
По моему мнению,
безуспешность наших усилий вызвана тем обстоятельством, что краеугольным камнем
этих многолетних переговоров стало определение политического статуса Абхазии и
ее возвращение в состав Грузии. Если мы вновь пойдем по этому пути, несмотря на
логичность, на первый взгляд, такой позиции, дальнейшие переговоры, несомненно,
останутся безрезультатными. Как я уже отмечал, степень взаимного доверия,
особенно со стороны абхазов по отношению к нам, равна нулю.
Если мы хотим
урегулировать конфликт, тогда наряду с работой над политическим статусом
Абхазии надо параллельно найти новые позиции и уровень взаимоотношений, под
этими взаимоотношениями я, прежде всего, подразумеваю использование таких
рычагов, как решение социально-экономических проблем населения Абхазии, что
будет способствовать восстановлению утраченного доверия не только среди
лидеров, но и среди населения Абхазии и ляжет в основу решения вопроса урегулирования
конфликта и возвращения беженцев.
Вместе с тем, на
данном этапе, несмотря на напряженные отношения между нами, мы должны достичь
твердой поддержки со стороны российского руководства, поскольку степень доверия
к России самих абхазов и родственных им северокавказцев очень высока - и столь
же высок уровень влияния на них самой России. Именно поэтому ни на мгновение
нельзя пренебрегать ролью России в вопросе улаживания конфликта между Сухуми и
Тбилиси. Тем более что российское руководство открыто поддерживает
урегулирование конфликта и восстановление единства Грузии, в чем я сегодня ни
на минуту не сомневаюсь.
Исходя из
вышеуказанного, первый шаг по выполнению порученной миссии я начал 8 февраля
2002 года на переговорах с руководством Министерства иностранных дел России,
вначале с первым заместителем министра иностранных дел России господином
Валерием Лощининым и другими ответственными лицами министерства, затем с
министром иностранных дел РФ господином Игорем Ивановым, в процессе длительных,
необычайно доброжелательных переговоров российская сторона открыто выразила
свою готовность к активной помощи в деле урегулирования конфликта.
На встрече с
руководством Министерства иностранных дел России, исходя из реально
существующего положения, на обсуждение были поставлены следующие вопросы:
1. Снять с
Абхазии принятую на саммите стран СНГ экономическую блокаду;
2. Открыть
железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские, транспортные коммуникации;
3. Восстановить
Ингури-ГЭС;
4. Разрешить транзит
в Турецкую Республику энергоносителей - газа и электроэнергии.
Транзит
энергоресурсов из России по побережью Абхазии, Самегрело, Гурии и Аджарии в
Турецкую Республику, что может быть решено весьма оперативно и в кратчайшие
сроки, будет способствовать социально-экономическому развитию не только
Абхазии, но и Западной Грузии и значительно увеличит национальный доход всей
Грузии.
Следует отметить,
что эти предложения, с которыми господин Лощинин ознакомил грузинскую сторону,
с самого начала поддержали как Министерство иностранных дел России, так и
высшее руководство России, поскольку указанные вопросы легко реализуемы, ибо
нет никаких причин, препятствующих их реализации. Вместе с тем они одинаково
приемлемы и полезны не только для Грузии, России, Турции, Азербайджана и
Армении, но и для других стран, поскольку их политическая и
социально-экономическая значимость выходит за пределы интересов всего региона.
По единодушному
мнению сторонников урегулирования конфликта, между Сухуми и Тбилиси, только
мирным путем, переговоры, проведенные с руководством Министерства иностранных
дел России с целью практического решения проблемы, - нравится это кому или нет,
но факт, что они бесспорно были успешными, о чем после окончания встречи я Вас
детально проинформировал.
Во время моих
последующих встреч с руководителями Министерства иностранных дел России,
проходили они в Москве или в Аджарии, мы вновь и вновь возвращались к вопросам,
связанным с решением поставленных нами вышеуказанных рекомендаций, поскольку,
по моему глубокому убеждению, без реализации указанных предложений, выдвигать
какие-либо другие, новые предложения считаю необоснованным.
Если мы проявим
политическую волю, совместно с ООН и странами-участницами в процессе
урегулирования конфликта, оперативно решим указанные вопросы, то заверяю Вас,
что наряду с решением абхазского конфликта, они могут стать той точкой опоры,
которая даст толчок делу укрепления мира и стабильности не только в Грузии, но
и во всем регионе.
С уважением,
г. Батуми.